ВВЕДЕНИЕ 6
1. РАЗВИТИЕ ВОПРОСА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК НАСЕЛЕНИЯ.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 10
1.1. АНАЛИЗ ПАССАЖИРОПЕРЕВОЗОК В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 10
1.2. АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПАССАЖИРОПОТОКОВ, ПРОХОДЯЩИХ
ПО ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 14
1.3 . АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНОЙ СЕТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 16
1.4. ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПАССАЖИРОПЕРЕВОЗКИ 23
1.4.1. ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ АВТОБУСОВ И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ 23
1.5. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПАССАЖИРОПЕРЕВОЗКИ 29
1.5.1. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК 32
1.6. АНАЛИЗ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ МАРШРУТИЗАЦИИ И
ПЛАНИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА 35
1.6.1. ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ МАРШРУТИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ
ДВИЖЕНИЯ АВТОБУСОВ 35
2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ 38
2.1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ 38
2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ 41
2.3 ДИНАМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ТРАСПОРТНОГО ПОТОКА 43
2.4 МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАГРУЗКИ ТРАНСПОРТНЫХ СЕТЕЙ ГОРОДОВ 49
3. МОДЕЛИРОВАНИЕ МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТА 56
3.1 МОДЕЛИРОВАНИЕ МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТА С
ПРИМЕНЕНИЕМ АВС-АНАЛИЗА 56
3.2 ОПТИМИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАТРАТ ПУТЕМ ЭФФЕКТИВНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 60
4. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ МОДЕЛИРОВАНИЯ МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ
ТРАНСПОРТА ОБСЛУЖИВАЮЩИХ НАСЕЛЕНИЕ БЛИЗЛЕЖАЩИХ
ДЕРЕВЕНЬ ГОРОДА АЛЬМЕТЬЕВСК 73
4.1. МАРШРУТНАЯ СИСТЕМА ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ОБСЛУЖИВАЮЩИХ НАСЕЛЕНИИЕ БЛИЗЛЕЖАЩИХ ДЕРЕВЕНЬ ГОРОДА АЛЬМЕТЬЕВСК 73
4.2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ РЕГУЛЯРНЫХ АВТОБУСНЫХ
МАРШРУТОВ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 75
4.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АВТОБУСОВ ОБСЛУЖИВАЮЩИХ
НАСЕЛЕНИЕ БЛИЗЛЕЖАЩИХ ДЕРЕВЕНЬ ГОРОДА АЛЬМЕТЬЕВСК 78
4.4. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ
Как показывает практика, на селе основным видом транспорта является автомобильный. Он обеспечивает территориальное единство, центрами социального и культурно-бытового обслуживания населения.
Организация работы автомобильного транспорта непосредственно отражается как на функционировании всего технологического процесса сельскохозяйственного производства, так и на уровне социального развития села.
Хорошо налаженные транспортные связи в сельской местности позволяют:
- сократить затраты времени населения на передвижения и, таким образом, обеспечить прирост национального дохода вследствие роста индивидуальной производительности труда;
- расширить возможности обеспечения сельских жителей услугами социального и культурно-бытового назначения;
- сократить текучесть кадров;
- создать возможность рациональному и гибкому использованию трудовых ресурсов.
Целью исследования является повышение качества обслуживания пассажироперевозок путем моделирования маршрута движения автобусов обслуживающих население близлежащих деревень города Альметьевск.
Объектом исследований является транспортная сеть Альметьевского района республики Татарстан.
Предметом исследований процесс организации движения автобусов обслуживающих население.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в разработке нового подхода к решению задачи выбора оптимального маршрута при организации перевозки населения с использованием АВС-анализа.
Задачи исследования:
1. Изучить вопрос организации перевозок населения.
2. Проанализировать пассажироперевозки в Республике Татарстан.
3. Изучить опыт Республики Татарстан в организации движения транспортных средств.
4. Изучить моделирование транспортных потоков.
5. Собрать информацию для моделирования маршрута
6. Разработать модель маршрута движения автобусов обслуживающих население близлежащих деревень города Альметьевск.
7. Смоделировать маршрут на выявленных потребностях в пассажирских перевозках на основе АВС-анализа.
8. Применить результаты АВС-анализа.
В первой главе магистерской диссертации выполнен анализ текущего состояния вопроса в области организации пассажирских перевозок, обоснована актуальность работы, а также сформулированы цель и задачи, которые надо решить для достижения указанной цели. Пассажирскими перевозками на маршрутах в пригородном и междугородном сообщении занимаются 59 перевозчиков различной формы собственности. Среди них 28 предприятий ОАО "Корпорация "Татавтотранс", ОАО "Казанское ПАТП-1", ОАО "Автовокзал" г. Елабуги и 29 частных предпринимателей, осуществляющих эти виды перевозок по паспортам маршрутов, утвержденным Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан. Ими обслуживается 392 пригородных маршрута, 288 междугородных маршрутов, из них 101 межобластной.
Автобусным сообщением охвачено 2174 сельских населенных пункта (70,1% от общего количества). Пассажиров обслуживают 3800 автобусов, 18 автовокзалов, 13 автостанций и стационарные кассовые пункты. Перевозка пассажиров организована на 1484 (в том числе 274 городских) автобусных маршрутах, которые осуществляют 36 специализированных автопредприятий. Кроме того, на маршрутных перевозках используется около 1800 автобусов индивидуальных предпринимателей.
Рассмотрены методы и средства контроля безопасности движения транспортных средств осуществляющих пассажироперовозки. Проанализированы методы решения задач маршрутизации и планирования движения транспорта.
Вторая глава.
При исследованиях и проектировании организации движения для получения объективных результатов необходимо прибегать к описанию транспортных потоков математическими методами. Первостепенными задачам, послужившими развитию моделирования транспортных потоков, явились изучение и обоснование пропускной способности магистралей и их пересечений. Поведение транспортного потока очень изменчиво и зависит от действия многих факторов и их сочетаний. Наряду с техническими факторами (транспортные средства, дорога) решающее влияние на него оказывает поведение людей (водителей, пешеходов), а также состояние сред движения.
Рассмотрены классификации моделей. Единой классификации моделей нет. Сделана классификация по двум признакам - что моделируется (какие свойства транспортного потока) и как моделируется (какие гипотезы о связи поведения транспортного потока с его параметрами лежат в основе модели).
Фундаментальными характеристиками транспортного потока, с которыми оперируют модели этого класса, являются:
• плотность (количество автомобилей на единицу длины дороги),
• поток (количество автомобилей, проходящих через некоторое сечение дороги за единицу времени),
• средняя скорость автомобилей в потоке (разная на разных участках дороги).
Различаются следующие классы макромоделей транспортного потока:
- Кинематические модели (Lighthill-Whitham).
- Модели второго порядка (Kerner-Konheuser).
- Модели, основанные на кинетическом уравнении (Prigogine, Helbing).
Для моделирования маршрута движения автобусов был использован АВС анализ. Предметом АВС анализа выбран маршрут движения автотранспорта по нескольким направлениям:
1) Нижняя Мактама-Абдрахманово;
2) Абдрахманово-Тайсуганово;
3) Тайсуганово-Нижняя Мактама.
Суть АВС анализа состоит в сборе, обработки информации для выбора оптимального варианта решения задачи. В ходе АВС анализа был сделан опрос населения. Исходя из этого рассмотрено два варианта сезонности:
1) Весенне-летний период;
2) Осенне-зимний период.
В четвертой главе описаны реализации задач моделирования маршрута движения транспорта обслуживающих население. Представлена маршрутная система пассажирского транспорта. Рассмотрены организации работы автобусов. А также организация безопасности движения. Приводится описание единой геоинформационной системы «ГЛОНАСС+112». Система позволяет вести ежедневный контроль движения автобусов, и более оперативно вносить корректировки в режим движения автобусов, предупреждать нарушения со стороны водителей.
Целью исследования являлось повышение качества обслуживания пассажироперевозок путем моделирования маршрута движения автобусов обслуживающих население близлежащих деревень города Альметьевск.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи.
1. В результате научно-исследовательской работы были собраны и изучены материалы по вопросам, связанным с достижением поставленной цели.
2. Проанализированы пассажироперевозки в Республике Татарстан.
3. Изучен опыт Республики Татарстан в организации движения транспортных средств.
4. Изучено моделирование транспортных потоков.
5. Собрана информацию для моделирования маршрута.
6. Разработана модель маршрута движения автобусов обслуживающих население близлежащих деревень города Альметьевск.
7. Смоделирован маршрут на выявленных потребностях в пассажирских перевозках на основе АВС-анализа.
8. Применены результаты АВС-анализа.
Проанализировав пассажироперевозки в Республике Татарстан узнали, что общая протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения Республики Татарстан составляет 14 534,2 км, из них федеральных дорог - 1 071,8 км, региональных - 13 462,4 км. Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и федерального значения с усовершенствованным типом покрытия - 12 514,7 км (86,1 %), с переходным типом покрытия - 1 347,0 км (9,3 %), грунтовых дорог - 672,5 км (4,6 %). Существующая сеть автомобильных дорог Республики Татарстан представлена дорогами общего пользования федерального, регионального и муниципального значений. Протяженность дорог общего пользования в пределах Республики Татарстан на 01.01.2016 составляет 14642,1 километра. Основная доля автомобильных дорог федерального значения в Республике Татарстан - это автомобильные дороги I, II и III технических категорий. Они составляют 17,4, 36,8 и 45,8 процента соответственно, от общей протяженности дорог федерального значения.
Законодательными документами, на основании которых могут проконтролировать Правила провоза на автобусах пассажиров и их багажа, являются следующие:
1) Закон федерального значения №220-ФЗ от 13.07.15 г. он полностью координирует все нормативы, касающиеся перевозок людей на автобусах по регулярным маршрутам.
2) Правилам провоза пассажиров в автобусном транспорте и багажа, которые утверждались правительственным Постановлением РФ №112 от 14.02.02 г., в которое вносились поправки 28.04.15 г. в частности Раздел 3 (далее - Правила).
3) Устав автотранспорта и городского наземного электротранспорта регламентирует порядок провоза багажа и людей в автобусах (далее - Устав).
Изучив вторую главу узнали, что транспортное моделирование является современным и необходимым инструментом для эффективной организации дорожного движения и оптимального использования существующих ресурсов транспортной инфраструктуры. Модели, предназначенные для анализа транспортных потоков в транспортной сети города, можно условно разделить на макромодели и микромодели. Цель ABC анализа- простое, удобное и наглядное ранжирование любых ресурсов с точки зрения их вклада в прибыль или продажи. Благодаря такому ранжированию можно правильно расставить приоритеты деятельности, сфокусировать использование ограниченных ресурсов компании (трудовые, временные, инвестиции и т.д.), выявить излишнее использование ресурсов и предпринять своевременные корректирующие меры.
В третьей главе произведены анализ и расчеты. Для моделирования маршрута движения автобусов использован АВС анализ. Предметом АВС анализа выбраны маршруты движения автотранспорта по нескольким направлениям:
1) Нижняя Мактама-Абдрахманово;
2) Абдрахманово-Тайсуганово;
3) Тайсуганово-Нижняя Мактама.
В анализе было рассмотрено голос 800 опрошенных людей. Сделан следующий вывод: направление Тайсуганово - Нижняя Мактама относится к группе А, так как население остро нуждается в автотранспорте. Тайсуганово не является транзитным населенным пунктом и находится в 6 километрах от Федеральной трассы Оренбург-Казань. Направление Нижняя Мактама - Абдрахманово к группе Б, потому что нужда в автобусах меньше, через деревню проходит Федеральная трасса Оренбург-Казань. По направлению Абдрахманово - Тайсуганово население ездит меньше, поэтому группа С.
Используя АВС-анализ узнали в какие промежутки времени население остро нуждается в автотранспорте. Данные анализа использованы для моделирования. Произведен расчет затрат на содержание автобуса и Газеля. Исходя из расчетов видно, что использования Газели намного экономичнее поэтому в промежутках, когда нуждающихся в транспорте меньше, с 10-14 и с 18-22 население будет обслуживать Газель. Такой подход к решению проблемы приведет к оптимизации затрат и экономии денежных средств и транспорта.
В четвертой главе рассмотрены реализации задач моделирования маршрута движения транспорта обслуживающих население. Рассмотрены организации работы автобусов. А также организация безопасности движения. Контроль автомобиля по GPS при помощи системы мониторинга значительно сокращает финансовые расходы, а также оптимизирует работу компании в целом. Представлен паспорт автобусного маршрута Нижняя Мактама -д.Абдрахманово-д.Тайсуганово. В ходе разработке был составлен акт проверки выполнения предписания, выявленных при моделировании нового автобусного маршрута.
1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления / Т.В. Алесинская . - Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2010. - 116 с.
2. Бекмагамбетов М.М. Анализ современных программных средств транспортного моделирования [Текст] / М.М. Бекмагамбетов , д.т.н., проф. / А.В. Кочетков, д.т.н., проф // Журнал Автомобильных Инженеров №6 (77),-Москва, 2012 - С. 26-27.
3. Беляев, В.М. Б447 Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие / В.М. Беляев. - М.: МАДИ, 2014. - 204 с.
4. Богданов А.И., Селезнев А.А. Математические методы и модели в логистике, СПб. СПбГУПТД, 2016. — 105 с.
5. Бродецкий Г. Л., Гусев Д. А. Экономико-математические методы и модели в логистике. Процедуры оптимизации. Учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2012-155 с.
6. Бродецкий Г.Л. Моделирование логистических процессов. Оптимальные решения в условиях риска/ Изд-во "ВЕРШИНА", Москва, 2006.-96 с.
7. Бродецкий Г. Л., Гусев Д. А., Елин Е. Управление рисками в логистике - М.: Академия, 2010. -С.104-105.
8. Власов В.М., Ефименко Д.Б., Жанказиев С.В. Использование ГИС в технологии диспетчерского управления маршрутизированным транспортом: Методическое пособие/МАДИ(ГТУ); Под ред. В.М. Власова. - М., 2007. - 88 с.
9. Володина Е.В. Моделирование логистических процессов в современной предпринимательской среде // Российское предпринимательство. - 2004. - № 7, № 8.
10. Володин Е.П. и др. Организация и планирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом М. Транспорт, 2012 г - 198 с.
11. Горев А.Э., Бёттгер К., Прохоров А.В., Гизатуллин Р.Р. Основы транспортного моделирования, Практическое пособие. — СПб. ООО, 2005.-215 с.
12. Гудков, В.А. и др. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками М. Транспорт, 2005 г - 254 с.
13. Долгосрочная целевая программа «РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ» [Электронный ресурс] Режим доступа- URL: https://refdb.ru/look/1974251.html.
14. Зайцев Е. И. Организация производства на предприятиях автомобильного транспорта - М.: Академия, 2008- С. 166-169.
15. Закирова Р.Н. Оптимизация транспортных затрат путем эффективного использования транспортных средств [Текст] / Р.Н. Закирова //Наука XXI века: открытия, инновация, технология: сб. статей - Смоленск, 2017.-С. 67-68.
16. Илдарханов Р.Ф. Определение затрат при выполнении международных автомобильных перевозок грузов: метод. Указание к расчетно-графической работе по дисциплине «Международные автомобильные перевозки». - Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2011.- 40 с.
17. Касаткин Ф.П., Котовалов С.И., Касаткина Э.Ф. Организация перевозочных услуг и безопасность процесса: Учеб. Пособие для высшей школы- М.: Академический Проект, 2004-352с-(Gaudeamus@).
18. Корпоративная логистика в вопросах и ответах/ Под общей редакцией: Сергеев В.И. - М.: ИНФРА-М, 2013.-66 с.
19. Корсаков.А.А., ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ: Учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М. - 69 с.. 2005
20. Кременец Ю.А., Печерский М.П., Афанасьев М.Б., Технические средства организации дорожного движения: Учебник для вузов-М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. 279 с.
21. Ларин О.Н. Организация пассажирских перевозок: Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005.-104 с.
22. Левкин Г.Г. Логистика: теория и практика. Учебное пособие, 2009. 155 с.
23. Логистика снабжения: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич ; под общ. ред. В. И. Сергеева. — 2-е изд., перераб, и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 523 с.
24. Лычкина Н. Н. Имитационное моделирование экономических процессов: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2011-306 с.
25. Модели и методы теории логистики: по специальностям 080502 "Экономика и управление на предприятии транспорта" и 062200 "Логистика" / [Лукинский В. С. и др.] - Спб.: Питер Пресс, 2007. - 288 с.
26. Об утверждении Государственной программы "Развитие транспортной системы
Республики Татарстан на 2014 - 2022 годы" (с изменениями на 15 февраля 2017 года) [Электронный ресурс] Режим доступа- URL:
http://docs.cntd.ru/document/463306493
27. ОТЧЕТ о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за
2016 год [Электронный ресурс] Режим доступа- URL:
http: //prav.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_910260.pdf.
28. Программа «Развитие и размещение производительных сил Республике Татарстан на основе кластерского подхода до 2020 года и на период до 2030 года».
29. Постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 13 марта 2009 г. N 837 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования на территории Альметьевского муниципального района"
30. Приказ «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (с изменениями на 5 сентября 2016 года)».
31. Родников А.Н. Логистика : терминологический словарь / А.Н.Родников. -М. : ИНФРА-М, 2000.-352 с.
32. Семёнов В.М., Володина Е.В. Эффективность логистических систем // Маркетинг. - 2000. - № 2.
33. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными
перевозками: Учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования-
М.:Издательский центр «Академия», 2003.-400 с.
34. Транспортная логистика / Под общей редакцией д-ра т.н. Л.Б. Миротина, Тамбаева Н.Э., Гудкова В.Л., М. «Экзамен», 2013. - 512 с.
35. Транспортная логистика: учебно-методическое пособие: [для вузов] / Р. Б. Ивуть, Т. Р. Кисель. - Минск: БНТУ, 2012. - 377 с.
36. Федоренко А. И., Домнина С. В., Токарева Е. В., Чурилова М. И. Бизнес- планирование в логистике / Под общ. ред.: В. И. Сергеев. М.: Эс-Си-Эм Консалтинг, 2013.-226 с.
37. Щербанин, Ю. А. Основы логистики: учебное пособие для высших учебных заведений / Ю. А. Щербанин. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 320 с.
38. Якимов М.Р. Транспортное планирование: создание транспортных моделей городов: монография / М.Р. Якимов. - М.: Логос, 2013. - 188 с.