Введение 3
Глава 1.Современные условия функционирования грузовых автотранспортных компаний 6
1.1.. Место и роль транспорта в социально-экономическом развитии
Российской Федерации. 6
1.2. Анализ Современного состояния проблем развития транспорта
Российской Федерации 10
1.3. Законодательство транспорта 15
Глава 2. Теоретические аспекты стратегического управления грузовым автотранспортным предприятием 19
2.1. Особенности стратегического управления грузовым 19
2.2. Методы формирования стратегии грузового автотранспортного
предприятия в современных условиях 24
2.3. Влияние факторов внешней среды на деятельность грузовых
автотранспортных предприятий 31
Глава 3. Разработка рекомендации повышения эффективности автотранспортных предприятий с применением методов стратегического менеджмента 43
3.1. Анализ эффективности производства и повышении на предприятии ООО «АМП» 43
3.2. Анализ факторов внутренней и внешней среды, влияющих на
деятельность организации 48
3.3. Экономическое обоснование предложений по повышению эффективности деятельности транспортной организации 56
Заключение 67
Список использованной литературы
Предприятие представляет собой сложную систему, состоящую из различных взаимосвязанных подсистем, таких как: закупка, производство, сбыт, транспортировка готовой продукции и другие. Бесперебойная работа каждого из них определяет работу и успех предприятия в целом. В условиях рыночной экономики и растущей конкуренции предприятия сталкиваются с необходимостью пересмотра многих аспектов своей деятельности, одним из которых является экономическая эффективность каждого подразделения. Одним из немаловажных элементов в системе предприятия является логистическая система, которая объединяет вышеназванные подсистемы предприятия в единый организм. Одним из важнейших элементов самой логистической системы, определяющим ее успешное функционирование, является транспортное хозяйство предприятия.
Состояние и развитие транспорта имеют для Российской Федерации исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт - не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.
Исторически развитие транспорта во многом предопределило экономическое и пространственное развитие России, способствовало укреплению ее целостности и международного влияния. Создание российского флота и морских портов, трассы Северного морского пути, строительство Транссибирской, Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, системы водных путей европейской части России, создание
развитой национальной сети воздушных сообщений были значимыми вехами не только для транспорта, но и для всей страны.
Устойчивое развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности России и ее национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.
Транспорт является одним из главных инструментов в решении крупнейших политических и экономических задач, в обеспечении обороноспособности страны, в связи с чем, неотъемлемой частью настоящей Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года являются Приоритеты военной безопасности в Транспортной стратегии Российской Федерации.
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны.
Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.
Развитие рыночных отношений заставило многие предприятия изменить своим стереотипам, заставило действовать и решать проблемы по-другому: более оперативно и на более высоком уровне.
Развития современных технологий и коммуникаций заставляет руководителей предприятий искать «свободные ниши» на рынке не только транспортных услуг, но и других областей народного хозяйства.
Объектом исследования являются, автотранспортные компании и внешняя среда.
Целью настоящего исследования является повышение эффективности работы грузовой автотранспортной компании путем адаптации к условиям внешней среды.
Предметом исследования являются методы оценки Функционирования АТП в условиях рынка.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- разработки теоретических основ оценки динамики АТП; разработки методологических основ диагностики динамики объема перевозок;
- разработки методологических основ диагностического анализа динамики доходов АТП, в том числе и в ресурсном разрезе;
- разработки методологических основ маркетинговых стратегий АТП и разбалансированности производительных АТП с рыночными условиями.
Методы исследования. Теоретические и методологические основы стратегического менеджмента и статистические данные ООО «АМП»
Научная новизна магистерской работы заключается: в раскрытии закономерностей функционирования АТП; в разработке теоретических основ оценки динамики АТП; в разработке' методологических основ диагностики динамики объема перевозок, доходов, прибыли и маркетинговых стратегий АТП.
Практическая значимость. Предложенный диагностический метод анализа и оценки деятельности АТП позволяет, анализировать динамику функционирования АТП за любой период, определять вклады различных Факторов, влияющих на эту динамику, предсказывать экономическое состояние АТП. Улучшения работы АТП.
Оценка совокупного потенциала грузового автотранспортного предприятия основана на анализе пяти потенциалов - маркетингового, финансового, производственного, научного, организационного. Каждая из этих составляющих включает набор показателей, которые сложно объективно оценить в денежных единицах, поэтому предложена оценка его составляющих. Финансовый потенциал, согласно статистическим данным, является наиболее значимым для предприятий грузового автомобильного транспорта.
Социально-экономические преобразования, происходящие в России, привели к неоднозначной для грузовых автотранспортных предприятий ситуации. С одной стороны, отсутствует резкое снижение объемов перевозок (особенно в последние пять лет), но с другой - предприятия убыточны, имеют стареющий подвижной состав, установленные тарифы не покрывают затрат.
На основании теоретических работ по вопросам стратегического управления в работе сделан вывод, что сегодня при формировании стратегии автотранспортного предприятия необходимо учитывать российские условия функционирования. Отсутствие стратегических планов на ГАТП чревато снижением конкурентоспособности, потерей доли рынка; ориентация на краткосрочные цели ведет к разукрупнению, банкротству.
В современных условиях достоверных выводов о состоянии грузового автотранспортного предприятия невозможно сделать на основе финансовых коэффициентов из-за неустоявшихся пропорций в российской экономике. Использование на практике неадаптированных к российским условиям моделей приводит к ошибочным результатам.
Осуществление основных производственных процессов транспортирования грузов - основная задача эксплуатационных организаций автомобильного грузового транспорта. Общий объем перевозок, число пройденных километров, отработанных авточасов и другие показатели в рамках установленных договорных отношений служат обязательным заданием или планом, предприятия по основной производственной деятельности на определенный период.
Средний по предприятию процент физического износа довольно высок и составляет 52,6%. Более 50% процентов износа имеют четыре из девяти грузовых автомобилей и их можно отнести к группе транспортных средств, которым необходима замена на новые.
В 2014 году объем перевезенного груза составлял 18745,8 тонн, затем произошло его понижение в 2015 году на 1900,8 тонны или на 10,1%, но в отчетном году было отмечено его увеличение на 1113,5 тонны или на 6,6%. Такая же динамика и у показателя грузооборота, который по годам изменялся с 1250887 тыс. т-км в 2010 г. до 977327 тыс. т-км в 2011 г. и 1114623 тыс. т-км в 2012 г.
За анализируемый период времени выручка предприятия ООО «АМП» , была максимальной в 2014 г., когда она составляла сумму в 33,3 млн. руб. В следующем 2015 г. выручка резко уменьшилась на 17,5 млн. руб. или на 29,3%. В отчетном году наблюдалось небольшое увеличение выручки по сравнению с 2015 г. на 1,7 млн. руб. или на 8,0%. Такой спад выручки за два последних года объясняется резко возросшей конкуренцией на рынке грузовых автотранспортных услуг в калининградском регионе. В результате ООО «АМП» не смогло адекватно противостоять возросшему конкурентному давлению и лишилось многих заказов по сравнению с базисным 2010 годом.
Анализ работы грузового автотранспорта показал, что падение объемов грузооборота в 2015 и 2016 годах по сравнению с 2014 годом связано с уменьшением количества перевезенного груза и влияние внешних факторов. Если в 2014 г. было перевезено 4870 тонн груза, то в 2015 г. - 3505 тонн (72%), а в 2016 г. - 3785 тонн, что на 8,0 больше предыдущего года. При этом, среднее расстояние перевозки грузов существенно не изменилось и составляло по года 800,8 км, 805,4 км и 804,5 км.
Произведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «АМП» в динамике за 2014 - 2016 годы, показал, что после успешного 2014 года деятельность предприятия стала ухудшаться, что отразилось на снижении деловой активности и финансовых результатах. В такой ситуации необходимо с учетом анализа факторов внешней среды найти эффективные пути развития экономической деятельности предприятия.
Первое мероприятие, направленное по повышение эффективности деятельности предприятия, связано с рациональной организацией коммерческого использования грузового автотранспорта предприятия, направленная на увеличение грузооборота.
Необходимо директивно установить менеджерам фирмы, отвечающим за коммерческое использование транспорта, в качестве норматива коэффициент использования грузоподъемности на ниже 0,85. Дополнительный доход предприятия от увеличения объема перевозок грузов и грузооборота составит 1666,2 тыс. руб.
Другим предлагаемым мероприятием может являться включение ООО «АМП» в качестве логистического посредника в ПЭП11-цепь, что по прогнозным оценкам позволит фирме получить дополнительной прибыли в сумме 1228,6 тыс. руб.
Если предприятие не осуществляет планирование своей деятельности, не ставит себе цели, достижение которых привело бы не только к получению большего размера прибыли, но и к открытию новых возможностей для развития своей деятельности, то оно просто существует ради существования. Такую организацию не будут жалеть на рынке, а попросту отвоюют имеющихся клиентов, что приведет к снижению занимаемой доли на рынке предприятия.
На основе полученных данных по анализам внешней и внутренней среды был произведен SWOT - анализ предприятия, выявлены его сильные, слабые стороны, возможности и угрозы, а также разработан ряд стратегических мероприятий по каждому сочетанию данных составляющих анализа. После анализа применения SWOT - анализ , как метод стратегического менеджмента, мы выбрали систему СИВ. Так как данный способ основывается на потенциале компании и соответственно, благодаря этому смогли выбрать определённую стратеги, как компания должна себя повести.
Проведя анализ возможных стратегий для ООО «АМП», основываясь на анализе внешней и внутренней среды, было определено, что на ближайшие несколько периодов наиболее приемлемой стратегией будет - более глубокое проникновение на рынок.
Мы разработали на основании вышеизложенной работы, маркетинговую стратегию ООО «АМП».
В неё входит 14 пунктов. В него входит :
1. Брендинг
2. Точки Контакта
3. Решения
4. Цена
5. Каналы продаж
6. Продвижение
7. Интернет маркетинг
8. Внутренний маркетинг
9. Продажи
10. Закупки
11. Удержание клиентов
12. Инновации
13. Аналитика
14. Стратегия маркетинга.
Благодаря проведенной работе по каждому методу компания, на середину 2017 г , смогла повысить свою эффективность на рынке. Стать более конкурентно способной.
1. АакерД. Стратегическое рыночное управление. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
2. Абалонин С. М. Бизнес-план автотранспортного предприятия / С.М. Абалонин, А.В. Пахомова. - М.: Транспорт, 1998. - 54 с.
3. Абалонин С, Бражник И., Абалонин А. Стратегические зоны хозяйствования АТП // Автомобильный транспорт. - 1999. - №6. - С. 17 - 18.
4. АбчукВ. А. Азбука менеджмента. - СПб.: СОЮЗ, 1998. - 271 с.
5. Автомобильные перевозки / Л. Л. Афанасьев, С. М. Цукерберг. - Изд-во «Транспорт», 1973. - С. 1 - 320 с.
6. Аксенова З. И., Бачурин А. А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности АТП: Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 1990. - 255 с.
7. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 248 с.
8. Алпатов А. Реструктуризация предприятий: механизмы и
организационные меры // Экономист. - 2000. - № 3. - С. 26 - 32.
9. Анисимов А. П. Организация и планирование автотранспортных предприятий: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1982. - 269 с.
10. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика,
1989. - 519 с.
11. Астахов К. Выбор стратегии развития народного хозяйства // Экономист. -
2001. - №2. - С. 22 - 28.
12. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 416 с.
13. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. -
2 - е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 512 с.
14. Федеральный закон об автомобильном транспорте и автотранспортной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ/htt p://vvv.uristspb.ru/
15. Беседин И. С. Проблемы обоснования стратегии развития железнодорожного транспорта и определения его потенциала // Транспорт: наука, техника, управление. - 2003. - №3. - С. 4 - 6 .
16. Бирюков В.В. Проблемы развития российской экономики: Монография. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2002. - 110 с.
17. Бобылева А. З. Финансовое оздоровление фирмы: Теория и практика: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2003. - 256 с.
18. Большаков А. С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб.: Питер, 2002. - 416 с.
19. Бронштейн Л. А. Экономика автомобильного транспорта: Учебник для вузов / Л. А. Бронштейн, А. С. Шульман. - М.: Транспорт, 1976. - 350 с.
20. Булатов А.Капиталообразование в России // Вопросы экономики. - 2001. - №3. - С. 54 - 68.
21. Вентцель Е. С. Исследование операции: задачи, принципы,
методология. - М.: Наука, 1980. - 208 с.
22. Виханский О .С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 1998. - 294 с.
23. Владимирова И. Г. Слияние и поглощение компаний //
Менеджмент в России и за рубежом. - 1999. - № 1. - С. 58 - 72.
24. Внеоборотные активы: учет, оценка, инвентаризация,
налогообложение / Под ред. С. Р. Акчуриной. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. - 184 с.
25. Воробьев Н. Н. Теория игр, лекции для экономистов- кибернетиков. - Л.: Изд- во Ленингр. ун-та, 1974. - 159 с.
26. Газман В. Пути расширения рынка лизинговых услуг // Финансовый бизнес.
- 2000. - № 3. - С. 39 - 47.
27. Данные Росстата. http://www.gks.ru/
28. Гибкое развитие предприятия в условиях рынка: проблемы, закономерности и пути реформирования /Под ред. В. Н. Самочкина. - Тула: ТГУ, 1997. - 122 с.
29. Рынок автомобильных грузоперевозок в 2014-2015гг. И его прогноз /РБК RESEARCH.