Место прохождения практики: КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка» (Приморский край, г. Арсеньев)
Есть дневник практики и характеристика
Введение 3
Дневник прохождения практики 4
1 Общая характеристика базы прохождения практики 5
2 Перспективный план работы педагога-психолога 10
3 Анализ посещенного занятия у учителя-дефектолога 14
4 Конспект профилактического коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с ДЦП 17
5 Консультирование родителей 21
6 Анализ посещенных занятий педагога-психолога 30
7 Анализ посещенных НОД, проводимых учителем-дефектологом 41
8 Конспект профилактического мероприятия 46
9 Консультация по запросу родителей 51
10 Посещение занятия для педагогов у методиста учреждения 57
11 Диагностическое обследование ребенка с ДЦП 64
12 Психолого-педагогическая характеристика, анамнестические данные на детей старшего дошкольного возраста с ДЦП 67
13 План индивидуальных коррекционно-развивающих занятий 72
14 Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия 73
14.1 Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие 73
14.2 Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие 77
15 Результаты обследования познавательной и личностно сферы детей с нарушениями развития 80
16 Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка с ДЦП в рамках психолого-медико-педагогического консилиума 84
Саморефлексивный отчет 93
Характеристика студента-практиканта 94
Список использованных источников 95
База практики: КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка».
Цель практики – знакомство со спецификой работы педагога-психолога, овладения навыками и умениями самостоятельного ведения коррекционно-развивающей работы, накопление личного и профессионального опыта и реализация освоенных в процессе обучения компетенций.
Основными задачами практики явились следующие:
- совершенствование теоретического уровня овладения общими и специальными знаниями и выработка у студентов умения применять эти знания в практической педагогической деятельности;
- ознакомление со спецификой работы педагога-психолога;
- овладение навыками психолого-педагогического обследования с целью определения уровня развития ребенка с нарушениями зрения, его соответствия возрастным нормам;
- формирование навыков применения методов дифференциальной диагностики для определения особенностей развития ребенка с ОВЗ;
- выработка умения давать заключение ПМПК и прогнозировать результаты коррекционной работы, составления ИПР;
- освоение навыков планирования и проведения учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом и т.д.
В процессе прохождения практики я ознакомились с работой педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями в развитии. На первом этапе прохождения практики я ознакомилась с документацией, структурой и содержанием работы педагога-психолога, изучила перспективный план работы педагога-психолога.
Узнала, что все документы можно разделить на две группы: обязательные и необходимые. Более подробно я изучила работу педагога-психолога с группой детей (10 детей старшего дошкольного возраста с ДЦП, с речевыми нарушениями, с нарушениями зрения, с нарушениями интеллектуального развития).
За период прохождения практики я посетила 10 индивидуальных и групповых занятий, проводимых педагогом-психологом, учителем-дефектологом в группе дошкольников с различными нарушениями в развитии. Посещенные занятия у учителя-дефектолога, педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями резвития было мною проанализированы.
Под руководством педагога-психолога мною была разработана и проведена диагностическая работа с 2-ми детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями развития по выявлению особенностей развития познавательной и личностной сферы. По результатам анализа проведенного диагностического обследование были разработаны индивидуальные занятия для данных детей.
Также мною под руководством педагога-психолога были обследованы 2-е детей старшего дошкольного возраста с нарушениями развития, результатом которого стали психолого-педагогические характеристики на детей. Была изучена методика разработки ИПР на дошкольника. Определенную трудность для меня представляло составление психолого-педагогических характеристик на детей, так как не хватало практического опыта.
1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л. М. Аболин. – Москва : Инфра-М, 2011. – 411 с.
2. Аракелов, Г. Г. Психофизиологический метод оценки детских страхов [Текст] / Г. Г. Аракелов // Психологический журнал. – 2016. – Т. 18. № 2. – С. 102-113.
3. Арефьева, Т. А. Преодоление страхов у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Арефьева. – Нижний Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2017. – 456 с.
4. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В Г. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2006. – 672 с.
5. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве : норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав // Психологические исследования. – 2016. – №2. – С. 63-69.
6. Васягина, Н. Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей [Текст] / Н. Н. Васягина // Педагогическое образование в России. – 2015. – №2. – С. 56-58.
7. Вачков, И. В. Арт-терапия в работе детского психолога [Текст] / И. В. Вачков // Современное дошкольное образование. – 2016. – № 4 – С. 12-17.
8. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 874 с.
9. Гаспарова, Е. Страх у дошкольников [Текст] / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 4. – С. 17-24.
10. Захаров, А. И. Ночные и дневные страхи у детей [Текст] / А. И. Захаров. – Москва : АСТ, 2016. – 129 с.
11. Изард, К. Эмоции [Текст] / К. Изард. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 398 с.
12. Изотова, Б. И. Эмоциональная сфера ребенка : Теория и практика [Текст] / Б. И. Изотова, Е. В. Никифирова. – Москва : ТЦ Сфера. 2015. – 165 с.
13. Кайдаш, С. Н. Психокоррекция эмоциональных нарушений [Текст] / С. Н. Кайдаш // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 112-116.
14. Козлова, Е. В. Страх – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / /Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей / Е. В. Козлова. – Ставрополь, 2015. – С. 16 – 20.
15. Котова, Е. О. О профилактике детских страхов [Текст] / Е. О. Котова // Ребенок в детском саду. – 2014. – № 4. – С. 52-55.
16. Лизунова, Е. В. Стресс как фактор риска здоровья детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Лизунова // Юный ученый. – 2016. – № 1. – 1 (4). – С. 30 – 32.
17. Макшанцева, Л. В. Страхи дошкольников. Изучение и профилактика [Текст] / Л. В. Макшанцева // Прикладная психология. – 2015. – №4. – С. 78-85.
18. Малкова, Е. Е. Детские страхи и развитие личности [Текст] / Е. Е. Малкова. – Санкт-Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – 268 с.
19. Миланич, Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] / Ю. М. Миланич. – Москва : АСТ, 2015. – 274 с.
20. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – Москва : АСТ, 2013 – 471 с.
21. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей [Текст] / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 547 с.
22. Новиковская, О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников [Текст] / О. А. Новиковская. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – С. 3-5.
23. Пасечник, Л. Детские страхи [Текст] / Л. Пасечник // Вопросы психологии. – 2014. – № 9. – С. 89–95.
24. Прихожан, А. М. Страхи детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 304 с.
25. Репина, Т. А. Развитие эмоций в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Репина // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 41-46.
26. Федосеева, М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии [Текст] / М. А. Федосеева. – Волгоград : Учитель, 2016. – 174 с.
27. Харитонова, Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста [Текст] / Н. Харитонова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №6. – С. 3-12.
28. Чернявская, В. С. Страхи дошкольников и стили родительского воспитания [Текст] / В. С. Чернявская, И. И. Обидион // Мир науки, культуры и образования. – 2015. – № 3. – С. 272-274.
29. Юрчик, Р. О. Эмоциональная сфера дошкольников [Текст] / Р. О. Юрчик // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 124-131.
30. Яковлева, Н Г. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Н. Г. Яковлева // Мир психологии. – 2011. – №2. – С. 36-42.