Объект работы - Муниципальное образование Завьяловский район Алтайского края.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Организационно-правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с населением 5
1.1 Роль институтов прямой демократии в реализации форм взаимодействия населения с органами местного самоуправления 5
1.2 Нормативно-правовая база взаимодействия органов местного самоуправления с населением 7
1.3 Формы взаимодействия населения и органов местного самоуправления: проблемы и перспективы развития 13
Глава 2 Анализ механизма взаимодействия администрации Завьяловского района Алтайского края с населением 18
2.1 Характеристика администрации Завьяловского района 18
2.2 Формы взаимодействия администрации Завьяловского района Алтайского края с населением 22
Глава 3 Совершенствование механизма взаимодействия администрации Завьяловского района Алтайского края с населением 27
3.1 Проблемы взаимодействия органов местного самоуправления с населением в Завьяловском районе Алтайского края 27
3.2 Пути совершенствования механизма взаимодействия администрации Завьяловского района Алтайского края с населением 31
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36
Приложение А 39
Приложение Б 40
XXI век стал для России важнейшим периодом преодоления кризисной фазы, связанной с выбором долгосрочной стратегии социокультурного развития страны, фокусированием внимания на демократических преобразованиях, пониманием важности преодоления острейших социальных проблем и укрепления оснований для общественной солидарности.
Изменение представлений о национальных интересах России, поиск адекватных этим изменениям социально-культурных координат включены в русло общих стратегических социально-экономических перспектив, учитывающих интересы и потребности каждого гражданина, общества и государства. Для их достижения актуализируются масштабные и качественно новые проблемы, преодоление которых связывается с укреплением демократии в России. Одна из них – развитие институтов гражданского общества, сопровождающееся масштабной модернизацией системы государственного и муниципального управления в стране. Поскольку гражданское общество является сложной, связанной посредством духовных ценностей и смыслов системой, где целеполагающие действия индивидов направлены не только на достижение своих личных целей, но и согласовы-ваются с национальными интересами, вопрос о роли местного самоуправления в стране и эффективном взаимодействии органов муниципального управления с населением выступает в качестве центрального.
При этом актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в современной России принципы демократии и публичности должны лежать в основе функционирования всех публично-правовых институтов.
Целью работы является анализ работы органов местного самоуправления с населением в Завьяловском районе Алтайского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть роль институтов прямой демократии в реализации форм взаимодействия населения с органами местного самоуправления;
представить законодательно утвержденные в РФ формы участия населения в местном самоуправлении;
охарактеризовать структуру муниципального управления в Завьяловском районе Алтайского края;
проанализировать особенности и проблемы взаимодействия Администрации района с населением;
обозначить мероприятия по совершенствованию механизма взаимодействия Администрации района с населением.
Объектом исследования выступает система местного самоуправления в РФ
Предмет исследования – работа органов местного самоуправления с населением.
Нормативно-правовую базу исследования образуют Конституция РФ, Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.
Теоретическую базу исследования составляют труды таких авторов, как Ф.К. Быкова, Е.А. Н.С. Грудинин, В.С. Епинина, Е.Г. Иншакова, С.В. Крамаренко, В.В. Пылин, О.М. Рой, С.В. Судакова и др.
В качестве методов исследования применялись наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез, а также математико-статистический метод.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, одного приложения. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования. В первой главе раскрывается организационно-правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с населением. Вторая глава посвящена оценке работы органов местного самоуправления Завьяловского района Алтайского края с населением, третья глава – разработке рекомендаций по ее совершенствованию и повышению гражданской активности населения муниципалитета. В заключении сформулированы основные выводы по результатам исследования
В Российской Федерации существует определенная система форм реализации принадлежащей народу власти, причем местные органы не входят в систему органов государственной власти: Конституция РФ разграничивает власть народа на государственную власть и власть местного самоуправления, или муниципальную власть.
Наличие субъектов в лице населения (общества) представляет собой естественную и необходимую предпосылку для формирования системы муниципального управления, поскольку основным источником развития любой административно-территориальной единицы является деятельность человека, его собственные интересы и потребности.
Субъектный характер муниципального самоуправления проявляется, прежде всего, в тесном взаимоотношении местных властей с гражданами, проживающими на территории этого муниципального образования. Участие населения в осуществлении местного самоуправления регулируется, прежде всего, Конституцией РФ, а также главой 5 ФЗ № 131, где указаны следующие его формы:
референдум;
муниципальные выборы;
голосование по отзыву члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, а также по вопросам изменения границ муниципального образования и его преобразования;
правотворческая инициатива граждан;
территориальное общественное самоуправление;
публичные слушания;
сход, собрание, конференция граждан;
опрос граждан;
иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, не противоречащие законодательству РФ.
В рамках настоящего исследования оценка эффективности существующих форм взаимодействия местных органов власти и населения осуществлялась на примере муниципального образования Завьяловский район Алтайского края. При этом было установлено, что взаимодействие жителей сельского поселения с органами местного самоуправления осуществляется с использованием ограниченного числа законодательно утвержденных форм такого взаимодействия. Чаще всего имеют место индивидуальные обращения граждан в органы местного самоуправления (прежде всего, в районную Администрацию), а также собрания граждан, публичные слушания и муниципальные выборы.
В процессе осуществления непосредственной демократии населением возникают трудности и противоречия между пассивностью населения в выражении собственных интересов и завышенными требованиями к местным органам власти. При этом, несмотря на проблемы, возникающие перед органами МСУ, представительные и исполнительно-распорядительные органы данного муниципального образования не принимают должных усилий для привлечения населения к активному участию в местном самоуправлении. Соответственно, одной из основных задач должно стать интенсивное информирование населения Завьяловского района о возможностях участия в местном самоуправлении с дальнейшей поддержкой гражданских инициатив.
В этой связи необходимо проведение целого ряда специальных мероприятий, включая проведение систематизированной работы с местными активистами и общественными группами, развитие единой системы горячих линий, круглых столов, телефонных консультаций и других подобных мероприятий по ознакомлению с возможностями участия населения в местном самоуправлении, проведение периодических встреч-бесед правоведов и иных специалистов с жителями поселения по вопросам эффективного взаимодействия населения и местной власти и др.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря1993 г. (в ред. Конституционных законов от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ; от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ; от 21июля 2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.04.2018).
2. Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 31.03.2018).
3. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О муниципальной службе в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 31.03.2018).
4. Астафичев, П.А. Соотношение прямой и представительной демократии в системе местного самоуправления / П.А. Астафичев // Выборы и иные формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления: модернизация, эффективность, ответственность: материалы Международной научно-практической конференции (г. Самара, 2-5 июня 2011 г.). – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. – С. 107.
5. Барциц, И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: Т. 1 / И.Н. Барциц. – М.: Изд-во РАГС, 2013. – 464 с.
6. Бородай, И.А. Анализ процесса взаимодействия населения и органов местного самоуправления Псковского района Псковской области / И.А. Бородай // Вестник ПсковГУ. Экономические и технические науки. – 2012. - № 1. – С. 186-190.
7. Быкова, Ф.К. Муниципальная экономика и муници¬пальное управление: учебное пособие / Ф.К. Быкова, В.В. Табольская. - Набережные Челны: Издательство Института управления, 2016. – 217 с.
8. Грудинин, Н.С. Конституционное правосознание граждан Российской Федерации как фактор, содействующий развитию правового государства / Н.С. Грудинин // Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития. Международная научно-практическая конференция 26 ноября 2015 г. – Екатеринбург: УИУ РАНХиГС, 2015. – С. 81-84.
9. Джагарян, Н.В. Муниципальное представительство в системе российской государственности: правовое регулирование и реализация: дисс. док. юр. н. / Н.В. Джагарян. – Ростов н/Д., 2015. – 489 с.
10. Епинина, В.С. К вопросу о необходимости партисипативного механизма в системе публичного управления / В.С. Епинина // Материалы международной научно-практической конференции 15-16 сентября 2014 года. – Прага, 2014. – С. 64.
11. Игнатов, В.Г. Местное самоуправление в современной России / В.Г. Игнатов, В.В. Рудой. - СПб.: Питер, 2011. – 607 с.
12. Иншакова, Е.Г. «Электронное правительство» в публичном управлении: административно-правовые проблемы организации и функционирования: дисс. канд. юр. н. / Е.Г. Иншакова. - Воронеж, 2015. – 213 с.
13. Крамаренко, С.В. Развитие институтов непосредственной демократии в местном самоуправлении: теоретико-правовые и прикладные аспекты / С.В. Крамаренко. – Воронеж, 2014. – 234 с.
14. Лаврикова, А.А. Динамика самоорганизации местного сообщества как фактор взаимодействия в системе «власть - общество» / А.А. Лаврикова, О.Е. Шумилова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. – № 4. – С. 311-322.
15. Малышева, М.А. Теория и методы современного государственного управления: учебно-методическое пособие / М.А. Малышева. – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2015. – 280 с.
16. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования. Итоговый доклад / Под ред. А.Н. Максимова. – М.: Экон-Информ, 2015. – 524 с.
17. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / Под ред. Н.С. Бондаря. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 559 с.
18. Постовой, Н.В. Муниципальное право / Н.В. Постовой. – М.: Проспект, 2013. – 336 с.
19. Пылин В.В. Готовы ли россияне осуществлять свою жизнедеятельность на современных принципах демократии? / В.В. Пылин // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 3. – С. 16-20.
20. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2013. - 448 с.
21. Судакова, С.В. Укрепление финансовых основ местного самоуправления как основное условие реализации конституционного принципа его самостоятельности / С.В. Судакова // Вестник ВГУ. Серия: Право. - 2014. - № 1. – С. 35-43.
22. Туровский, Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений / Р.Ф. Туровский. – М.: ГУ ВШЭ, 2013. – 400 с.
23. Устинова, О.В. Роль современных информационных технологий в жизни общества / О.В. Устинова, С.Е. Соболев // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.- практ. конф. (31 окт. 2013 г.). – Тамбов, 2013. – С. 130-131.
24. Хайруллина, Н.Г. Особенности взаимодействия органов местного самоуправления и населения / Н.Г. Хайруллина, И.А. Курашенко // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. – 2014. – № 24 (353). – С. 17–20.
25. Чиркин, В.Е. Публичное управление: учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2014. – 475 с.
26. Чуп, И.А. Особенности формирования представительных органов местного самоуправления: сравнительный анализ / И.А. Чуп // Вестник государственного и муниципального управления. – 2014. - № 1. – С. 238-248.
27. Шегаев, И. С. Институт местного самоуправления: формы, признаки и трактовки / И.С. Шегаев // Молодой ученый. – 2013. – №8. – С. 343-344.