Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Введение понятия «мотив одиночества» при изучении драматургии А.Н. Островского в старших классах средней школы (Нижневартовский Государственный Университет)

Работа №50492

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
505
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 8
1.1 Понятие драматургического произведения в теории литературы 8
1.2 Художественное своеобразие драматургии А.Н. Островского 13
1.3 Понятие мотив в драматургическом произведении 20
ГЛАВА 2. МОТИВ ОДИНОЧЕСТВА В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО 29
2.1 Мотив одиночества в драме А. Н. Островского «Гроза» 29
2.2 Мотив одиночества в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!» 38
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВА ОДИНОЧЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕА. Н. ОСТРОВСКОГО В ШКОЛЕ 48
3.1. Изучение пьес А.Н. Островского по современным УМК 48
3.2. Технологическая карта урока литературы в 10 классе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ 69

Во все времена литературных деятелей интересовали люди, которые жили отдельной от общества жизнью, имели собственные представления о мире, часто несовпадающие с общественным мировоззрением. Человек, который имеет в себе силы противостоять общественному мнению, всегда был прототипом литературного героя.
Одиночество – состояние человека, одинокость которого во внешнем и внутреннем мире складывается из отделения от себе подобных, существования без себе подобных, одиночества в ближнем круге – семье, одиночества жизни, происходящей без участия других; одиночества творческого, –то есть одиночества физического и духовного, становящегося «трагедией всех граней личности» (Э.А. Полоцкая) .
Мотив одиночества, который звучит в пьесах Александра Николаевича Островского, скрыт под другими мотивами. Читая произведения сатирика, можно и не заметить одиночества героев. Столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях приводит ктрагическому положению, одиночеству героев. Они не находят поддержки и защиты даже у близких им людей.
В нашей стране много сделано для научного изучения творчества
А.Н. Островского, были проведены текстологические работы, изданы научные сборники и монографии, о его драматургии в целом, театральной судьбе отдельных пьес, проблемах языка и стиля. Были выделены мотивы в его драматургии, но никто не рассматривал мотив одиночества в его комедиях и драмах, это и делает настоящее исследование актуальным.
Цель данной работы– описание структуры мотива одиночества в драматических произведениях А.Н. Островского и выявление особенностей его изучения на уроках литературы в школе.
Задачи:
 рассмотреть теоретические аспекты изучения драматургического произведения;
 выявить мотив одиночества в пьесах А. Н. Островского;
 проанализировать методические аспекты изучения мотива одиночества в творчестве А. Н. Островского в школе.
Объектом исследованияявляются драматические произведения
А.Н. Островского«Гроза», «Свои люди - сочтёмся!».
Предметом исследования является мотив одиночества в пьесах
А. Н. Островского.
Методы исследования. В настоящем исследовании использованы такие общенаучные методы, как: анализ, синтез, сравнение, а также были использованы специальные методы литературоведения:
 биографический метод, устанавливает взаимосвязи между биографией писателя и особенностями созданного им литературного произведения. Биография и личность писателя рассматриваются как определяющий момент творчества;
 структурный метод, нацеленный на реализацию принципа имманентного анализа литературного произведения с преимущественным вниманием к элементам текстовой структуры и функционированию текста;
 сравнительно-исторический, который использовался для изучения развития представлений о мотиве;
 культурно-исторический, позволяющий рассмотреть творчество А. Н. Островского в контексте основных концепций исторической культуры;
 мотивный анализ, который был использован для анализа мотивов произведений А.Н. Островского;
 элементы системного целостного анализа текста.
История вопроса. До сих пор литературоведами не был произведен комплексный анализ мотивов в драматических произведениях
А.Н. Островского, а лишь рассмотрены отдельные аспекты интересующей нас темы.
В частности, теория мотива была разработана в трудах
А. Н. Веселовского, Е. М. Мететинского, Б. В. Томашевского,
В. Н. Топорова, О.М. Фрейденберг, Б. И. Ярхо. В работах этих исследователей, принадлежавших к разным научным направлениям, было определено само понятие мотив, его структура и способы реализации. Отметим, что большинство исследований мотивов проводилось на материале эпических и поэтических произведений, в то время как мотивы в драматургии оставались вне поля зрения большинства теоретиков литературы.
Большое количество работ было посвящено изучению идейно-художественного своеобразия пьес А.Н. Островского. Нельзя не отметить статью Д.И.Писарева «Мотивы русской драмы» , в которой критиканализирует образ главной героини драмы «Гроза» с откровенно прагматических позиций.
Статья критика Н.А. Добролюбовапод названием «Луч света в темном царстве» представляет собой полноценный критический обзор драмы «Гроза», однако критик рассматривает особенности характеров персонажей, социально-бытовую канву произведения, не заостряя внимания на исследовании мотивов.
Примерно до 1960-х годов ХХ века исследователи преимущественно трактовали произведения А.Н. Островского с точки зрения социально-политической борьбы, рассматривая конфликты литературных произведений как отражение конфликтов в обществе. Позднее исследователи перешли к рассмотрению поэтики и психологизма в драматургии А.Н. Островского. Например, различные аспекты поэтики произведений
А.Н. Островского были рассмотрены в исследованиях Е. Г. Холодова ,
А.Л. Штейн , А.И. Ревякина .
А.И. Журавлев в работе «Театр А. Н. Островского» , отмечает, что духовный мир действующих лиц в драмах писателя изображается преимущественно не через монолог, не прямым самораскрытием, а его участием в действии и бытовом диалоге. Монологи героев Островского - это подведение итогов, какого-то этапа. Сама духовная работа, как и характеристики психологических состояний героя, передается по средствам диалога. Герои, могут прямо описывать свои чувства и переживания.
А.В. Дружинин указал на благотворность освоения национального колорита в драматических жанрах.
Изучению пьесА. Н. Островского как образцов жанра психологической драмы были посвящены отдельные работы В.В. Ожимковой, М.С. Макеева, Л.М. Лотмана, А.И. Ревякина и других исследователей.
Анализ имеющейся литературы позволяет сделать вывод о том, что несмотря на большое количество исследований, посвященных различным аспектам творчества А.Н. Островского, мотив одиночества в пьесах писателя остается исследованным лишь фрагментарно.
Практическая значимость полученных результатов. Результаты настоящего исследования могут быть использованы на лекционных и семинарских занятиях по истории русской литературы, а также при подготовки к урокам по творчеству А.Н. Островского в школе.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и интернет-источников.
Во введении заявлена актуальность данной темы, обозначены цель и задачи исследования, определены предмет и объект работы, описаны методы исследования, раскрыта практическая значимость и дана характеристика структуры работы.
В первой главе рассмотрено понятие драмы и мотива в теории литературы, а также специфика драматических произведений
А.Н. Островского.
Во второй главе проанализированы драматургические произведения А.Н. Островского и выявлен мотив одиночества в драме и комедии писателя.
В заключении представлены итоги работы и сделаны выводы по проведенному исследованию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


После проведенного нами исследования, мы можем сказать, что Александр Николаевич Островский, явление необычное, впитавшее в себя опыт целого ряда русских и западноевропейских драматургов.Заслуги Александра Николаевича перед русской драматургией и отечественным театром огромны. Почти за сорок лет творческой деятельности драматург создал около пятидесяти оригинальных пьес и несколько пьес, написанных в соавторстве.
Островский выступил в своих пьесах, как художник- реалист. Зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс, на сцену театра, русскую жизнь, во всей её самобытности и естественности. Он показал семейную жизнь купцов с её деспотизмами и самодурствами, грубостью и невежественностью в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, предрассудки и суеверия, народный говор- всё это отразилось в бытовых пьесах Островского правдиво и ярко.
Во второй половине XIX века у Островского появилсяинтерес к человеческой личности героев. В его драматургииосновным средством являлась стилистическая индивидуализация языка персонажей, и ведущая роль в развитии этого метода принадлежит именно Островскому.В пьесах драматургаболее тысячи действующих лиц, и каждое из них говорит языком, соответствующим своему духовному облику и профессии.
Умелая индивидуализация речи героев характеризует Островского как мастера диалога.Различие речи действующих лиц вдиалогах дано выразительно и отчётливо, для того чтобыхарактер каждого героя оказался понятным без всяких разъяснений.
В творчестве А.Н. Островского встречаются различные элементы сюжета или фабулы, которые устойчиво повторяются как в одной произведении, так и на протяжении всего творчества и становятся мотивами.В творчестве драматурга основные мотивы, это мотив денег («Бесприданница», «Гроза», «Бедность не порок», «Бешеные деньги»,«Женитьба Бальзаминова», «Трудовой хлеб», «Богатые невесты» и т.д.) и мотив природы («На бойком месте», «Лес», «Волки и овцы», «Дикарка»,«Гроза»).
Исходя из нашего исследования мы можем сказать, что в каждой пьесе А.Н. Островского есть герой, который имеет в себе силы противостоять общественному мнению, такой герой одинок. Значит в пьесах драматурга присутствует мотив одиночества.
В драме «Гроза» (1860 год),одинокой личностью, является Катерина. Главная героиня драмы не может понять и принять законов жестокого мира, в котором живет. Она непохожани на Кабаниху, ни на Дикого со своими злостными порядками и властными характерами, ни на молодое поколение в лице Тихона, Варвары и Кудряша. Которые в силу своих характеров не могут возразить старшему поколению, Тихон решается на бунт против матери, только после гибели Катерины. Варвара, как Катерина, не хочет жить по патриархальным законам матери, но не решается открыто протестовать против них, она легко приспосабливается к законам «темного царства» и также легко обманывает окружающих. Миру «отцов» Кудряш противостоит своей удалью, озорством, но не нравственной силой. Катерина отличается от всех глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью.Она не может понять и принять ханжества и лицемерия и привыкнуть к нравам и порядкам купеческой среды.
В родительском доме жизнь героини протекала непосредственно. Она была жизнерадостной и чувствовала себя «птичкой на воле». Но серая, унылая, однообразная жизнь, после замужества, заставляет Катерину страдать.Катерина рвется на «свободу» от одиночества души. Поэтому она строит иной мир, свой в котором нет лжи, бесправия, несправедливости, жестокости.В реальном мире, она пытается найти родственную душу, но её глаза «режет» темнота, а сердце её верит и ждет единственного, который поможет ей выжить вмире лжи. Но «темное царство» гнетет и мучаетдевушку, приносит её в жертву. Ни муж, ни Варвара, ни кто-то либо другой и встал на сторону Катерины. Они все озабочены, как защитить себя и обеспечить себе душевное спокойствие. Девушка одинока и от этого лишена душевного спокойствия, она буквально задыхается от тесных оков, в которых оказаласьи в результате происходит трагедия.В атмосфере «жестоких нравов», страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, человека безвольного, не способного на решительные действия. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья.Но она всей душой хочет быть чистой и безупречной и жить в семье мужа ипритворяться, невыносимо. Чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе.Девушке удалось, «взлететь», она шагнула с высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело пошла ко дну.Самоубийство Катерины - это вызов обществу и попытка спасти себя от позора. Она оказалась совсем одна, никто не проявил ни капли сочувствия к ней, ее душевная драма оказалось слишком тяжелой, чтобы смириться с дальнейшими тяготами пустой и одинокой жизни.
В комедии А.Н. Островского «Свои люди - сочтёмся!» мы встречаем «одиночеством в толпе», или скрытое одиночество, когда герой, оказывается одинок в кругу семьи или обществе. К такому одиночеству главный геройБольшовприводит себя сам, из-за своего деспотичного отношения к своей семье, женеАграфене Кондратьевне и дочери Липочке.
В начале пьесы Самсон Силыч,озабочен своими денежными делами,прибыль для него превыше всего, перед капиталом у него отступают: совесть, честь, религия и даже семья. Всему дому он внушает страх. А дочь длянего становится средством дляувеличение капитала.Большов занимает крупную сумму денег у богатых купцов, возвращать долги он не желает, он объявляет себя банкротом. Свою дочь он выдает, против воли, замуж за Подхалюзина и всё своё имущество переводит на него. Большов рассчитывает, что свои люди от него не отвернутся. Но переписав имущество, положение героя меняется, теперь он не хозяин положения,он напрямую зависитот детей. Его отношение к семье и дочери дает свои результаты. На Липочке хорошо видна печать домашнего деспотизма. Эта героиня была одинока в семье и это одиночество заканчилось когда она стала женой Подхалюзина и благодаря этому вырывалась из-под власти своего отца и вместе с Подхалюзинымначила пассивную борьбу против родителя.
Большова сажают в долговую тюрьму. Он не унывает, думая, что Лазарь внесет для его освобождения небольшую сумму от полученного капитала, но Лазарь и родная дочь не дают отцу ни копейки.Большов остается один.
Герой никогда и не думал о том, что всё его командование в доме и весь его деспотизм, может привести к такому результату. К концу комедии читатели сочувствуют Большову. В конце пьесы в Большове, мы не видим ничего злостного, чудовищного, ничего такого, за что следовало бы считать героя извергом, к концу пьесычитатели проникаются сочувствием к главному герою, ведь его предают самые близкие, его семья, и он остается один.Главный герой, Большов, ставшего нищим в результате собственной ошибки, приобретает к финалу пьесы трагический оттенок, потому что судьба заслуженно наказанного мошенника становится в то же время и судьбой отца, к которому беспощадны дочь и её муж.
Проведенный нами анализ современных учебников литературы для 10 класса, позволяет сделать вывод, что мотивной структуре драмы «Гроза» не уделяется должного внимания, из-за чего идейная составляющая произведения упрощается, произведение начинает восприниматься школьниками только как иллюстрация социально-политических и экономических противоречий российского общества. Поскольку авторы УМК не предусмотрели вопросов и заданий по мотиву одиночества в «Грозе», учителю необходимо самостоятельно искать возможные методы и приемы работы для знакомства школьников с мотивной структурой произведения.
Нами был представлен конспект урока литературы по мотиву одиночества в драме А.Н. Островского «Гроза» для обучающихся 10 класса. В этом конспекте предложено соединение работы над образом Катерины и мотивной структурой произведения.Таким образом, можно утверждать, что в данном конспекте предложен один из возможных путей представления литературного образа через анализ мотивов на уроке литературы в средней школе.



1. Алмазов Б.И. Сон по случаю одной комедии // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX в. М., 1982. – С. 366-373.
2. Анастасьев А.Н. «Гроза» Островского. – М.: Худож. лит., 1975. - 101 с.
3. Аникин А.А. К прочтению пьесы А.Н. Островского «Гроза» / А.А. Аникин. – 1998. – №3. – с. 4-11.
4. Блищ Н.Л. Русская литератураХIХвека (II пол.): Лекции. – Мн.: Изд. БГУ, 2004 – 111 с.
5. Блок А.А. Записные книжки. 1901-1920 / Под общ.ред. В. Н. Орлова и др.; сост., подготовка текста, предисл. и примеч. В. Орлова. – М. : Худож. лит., 1965. – 663 с.
6. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. – М.: Высшая школа, 1989. – 404 с.
7. Вишневская И.Л. Талант и поклонники (А. Н. Островский и его пьесы) / И. Вишневская. – М. : Наследие, 1999. – 215 с.
8. Владимиров С.В. Действие в драме. – Л.: Искусство, 1972. – 159 с.
9. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы : Очерки рус.лит. XX в. / Б. М. Гаспаров. – М. : Наука, 1994. - 303 с.
10. Голубков В.В. Методика преподавания литературы / В. В. Голубков. – М. :Учпедгиз, 1962. - 494 с.
11. Григорьев А.А. Доходное место Островского и его сценическое представление // Собр. соч.: 8 т. Т. 6: Статьи : Речи. Отклики. Заметки. Воспоминания. 1917-1938 / Сост., ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Чушкина и Г. В. Кристи. – 1959. – 466 с.
12. Державин Н.А. Александр Николаевич Островский : 1823-1886 / К. Н. Державин. – Л. ; М. : Искусство, 1950 (Л. : Тип.им. Володарского). - 116 с.
13. Дидро Д. Парадокс об актёре [Электронный ресурс]. – Режим работы: http://rudocs.exdat.com/docs/index-313400.html.
14. Добролюбов, Н. А. (1836-1861.). Собрание сочинений: В 9 т. / Под общ.ред. Б. И. Бурсова [и др.] ; вступ. статья В. В. Жданова, с. VII-LVI. – М. ; Л. : Гослитиздат. Ленингр. отд-ние, 1961-1964. - 9 т.
15. Дружинин А.В. Литературная критика / вступ. ст. Н. Н. Скатова. - М. : Сов. Россия, 1983. - 384 с.
16. Журавлева А. И. Александр Николаевич Островский / А. И. Журавлева, М. С. Макеев. – 3. изд. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 109 с.
17. Журавлева А.И. Пьесы А.Н. Островского на театральной сцене//Литература в школе. – 1998. – №5 – С. 12-16.
18. Журавлева А.И. Театр А. Н. Островского : Кн. для учителя / А. И. Журавлева, В. Н. Некрасов. – М. : Просвещение, 1986. – 205 с.
19. История русской драматургии, XVII - первая половина XIX в. / Л. М. Лотман, Ю. К. Бегунов, Ю. В. Стенник и др.; Редкол.: Л. М. Лотман (отв. ред.) и др. – Л. : Наука : Ленингр. отд-ние, 1982. – 352 с.
20. История русской литературы XIX века (вторая половина) : Учеб. по спец. «Рус. яз. и лит.» / Н. Н. Скатов, Ю. В. Лебедев, А. И. Журавлева и др.; Под ред. Н. Н. Скатова. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 509 с.
21. Карягин А.А. Драма как эстетическая проблема / АМН СССР. Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. – М. : Наука, 1971. – 224 с.
22. Качалов В.И. Сборник статей, воспоминаний, писем. – М. : Искусство, 1954. – 658 с.
23. Кони А.Ф. На пьесу «Москвитяне»// Репертуар и пантеон русской сцены. – 1853. – №4. – С. 34-38.
24. Котикова П.Б. Голос зрителя – современника. (Ф.А. Кони об А.Н. Островском)//Литература в школе. – 1998.– №3. – С. 18-22.
25. Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский / В. Лакшин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Искусство, 1982. – 568 с.
26. Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия / Г. Э. Лессинг ; под общ.ред. Мих. Лившица ; ст. В. Р. Гриба ; коммент. Б. И. Пурищева. – М., Л., Аcademia, 1936. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krotov.info/lib_sec/12_l/es/sing_1936.htm
27. Маркова, Д. А. Духовно-историческая школав литературоведении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/zpu/2007_1/Markova/34.pdf.
28. Музыкальный энциклопедический словарь. – Ред. Келдыш Г.В. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.
29. Островский А. Н. Избранные пьесы / вступ. статья В. Лакшина. – М.: Худож. лит., 1970. - 464 с.
30. Петров С.М. История русской литературы ХIХвека (II пол.). Учебник для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус.яз. и лит-ра». – М., 1978. - С 229-259.
31. Писарев, Д. И.. Сочинения : В 4 т. / Подготовка текста, вступ. статья и примеч. Ю. С. Сорокина. – М. :Гослитиздат, 1955-1956. - 4 т.
32. Поспелов, Г.Н. История русской литературы XIX века. 1840-1860 гг. Т.2. Ч.1. – 2-е изд., испр. и доп. – М. :Высш. школа, 1972. – 470 с.
33. Пропп, В. Я. Морфология сказки/ В. Я. Пропп. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://imwerden.de/pdf/propp_morfologiya_skazki_academia_1928_text.pdf.
34. Ревякин, А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1974. – 334 с.
35. Силантьев И.В. Мотив в системе художественного повествования. Проблемы теории и анализа. Новосибирск, 2001. –318 с.
36. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике : Очерк историографии / И. В. Силантьев; Отв. ред. Е. К. Ромодановская; Ин-т филологии Сиб. отд-ния Рос.акад. наук. – Новосибирск : ИДМИ, 1999. – 103 с.
37. Скафтымов А.П. Белинский и драматургия Островского // Нравственные искания русских писателей. – М., 1972. – С.175-183.
38. Словарь русского языка : 70000 слов / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой; АН СССР, Ин-т рус.яз. – 23-е изд., испр. – М. : Рус. яз., 1991. – 915 с.
39. Тамарченко Н.Д. Теория литературы: Учеб.пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2т. - М.: Издательский центр«Академия», 2004. – 513 с.
40. Театр А. Н. Островского / В. Лакшин. – М. : Сов. Россия, 1985.– 144 с.
41. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика/ Б. В. Томашевский. - М.: Аспект-Пресс, 1996. – 333 с.
42. Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра/ О. М. Фрейденберг. - М.: Лабиринт, 1997. – 448 с.
43. Фролов В.В Судьбы жанров драматургии : Анализы драм.жанров в России XX века / В. В. Фролов. – М. : Сов.писатель, 1979. – 423 с.
44. Холодов Е. Г. Мастерство Островского. – 2-е изд. – М. : Искусство, 1967. – 543 с.
45. Холодов Е. Г. Мастерство Островского. – 2-е изд. – М. : Искусство, 1967. – 543 с.
46. Чернец Л., Хализев В. и др. Литературное произведение: основные понятия и термины. – М.: Высшая школа, Академия, 2003, – 560 с.
47. Чехов А.П. Байкальские встречи. Сб. науч. тр./ Под ред. Собенникова А.С. – Иркутск: РИО Иркут.ун-та, 2003. – 141 с.
48. Шалыгина, С. Г. Понятие «Мотив» и его интерпретация в теории литературы и музыке // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – №1. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-motiv-i-ego-interpretatsiya-v-teorii-literatury-i-muzyke.
49. Штейн, А.Л. Мастер русской драмы: Этюды о творчестве Островского. – М. : Сов.писатель, 1973. – 432 с.
50. Ярхо, Б. И. Методология точного литературоведения/ Б. И. Ярхо - М.: Языки славянских культур, 2006. – 927 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ