Введение 3
1. Теоретические основы мерчендайзинга, как инструмента повышения
эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия 6
1.1. Понятие эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия 6
1.2. Инструменты повышения эффективности коммерческой деятельности
розничного предприятия 13
1.3. Мерчендайзинг, как инструмент повышения эффективности коммерческой
деятельности розничного предприятия 24
2. Практические аспекты использования мерчендайзинга в повышении
эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия на примере АО «Тандер», входящего в ПАО «Магнит» 36
2.1. Экономическая характеристика торговой организации ПАО «Магнит» ....36
2.2. Анализ организации мерчандайзинга в магазине «Магнит- Косметик 40
2.3. Оценка эффективности мерчандайзинга в магазине «Магнит- Косметик» 53
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию методов мерчандайзинга для повышения эффективности продаж в магазине «Магнит- Косметик» 63
3.1. Рекомендации по оптимизации товарного ассортимента и выкладки товаров в магазине «Магнит-Косметик» 63
3.2. Экономическое обоснование предложенных рекомендаций совершенствования мерчендайзинга в магазине «Магнит-Косметик» 67
Заключение 75
Список литературы
В современном мире существует огромное количество производителей, продавцов, дистрибьюторов товаров и услуг. При этом любое предприятие, представляющее и реализующее продукцию, заинтересовано в развитой и стабильно функционирующей системе сбыта. Чем лучше и качественней будет продумана стратегия сбыта, тем больше продукции будет реализовано и тем больше прибыли получит компания. Жесткий ритм жизни не дает продавцам расслабиться в связи с огромной конкуренцией товаров и ограниченными финансовыми возможностями потребителей. Должное понимание необходимости применения определенной системы продвижения продукции на рынок и, как следствие, активная работа и развитие в этом направлении обеспечивают бесспорные конкурентные преимущества.
Специалисты по продажам с помощью методов построенных на психологии потенциальных покупателей, стараются добиться того, чтобы покупатель обратил внимание на конкретные товары и воспринимал их в выгодном свете, подталкивая его, тем самым на совершение определенных действий. Одним из этих методов называют мерчандайзинг, который управляет поведением покупателей и стимулирует росту продаж в магазине.
Считается, что мерчандайзинг создан для максимального удобства потребителей в местах продаж. Однако для руководителей крупных компаний мерчандайзинг значит гораздо больше, и недооценивать его нельзя. Применяя данный рычаг управления, можно наиболее выигрышно и выгодно показать товар, существенно повлиять на выбор покупателя и побудить его приобрести больше продукции, нежели им самим планировалось, а главное - сохранить свои позиции на рынке.
Таким образом, мерчандайзинг позволяет установить такой баланс между природной системой человека и комплексом внешних раздражителей, когда в результате всей покупки потребитель обеспечивает наиболее рациональное удовлетворение собственных потребностей, что обуславливает актуальность данного исследования.
В настоящее время все большее количество компаний начинает использовать технологии мерчандайзинга. Можно даже утверждать, что мерчандайзинг стал неотъемлемым элементом культуры торговли, как для крупных производителей товаров массового потребления, так и для крупных розничных сетей.
Таким образом, актуальность этой темы очевидна ввиду того что, как показывает практика, в условиях высокой конкуренции и наполненности потребительского рынка товарами, мерчандайзинг является эффективным инструментом повышения эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия, а, следовательно, и средством продвижения продукции в торговле
Целью данного исследования является изучение мерчандайзинга как инструмента управления ассортиментом товаров в розничном предприятии, а также разработка мероприятий направленных, на совершенствование мерчандайзинга на примере АО «Тандер», магазин «Магнит-Косметик»
Достижению поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть теоретические основы мерчендайзинга как инструмента повышения эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия;
2) дать характеристику коммерческой деятельности АО «Тандер»;
3) рассмотреть организацию мерчандайзинга в торговой организации
4) дать оценку эффективности мерчандайзинга в торговой организации АО «Тандер», магазин «Магнит-Косметик»;
5) предложить пути оптимизации товарного ассортимента и выкладки тооваров в торговой организации;
6) разработать мероприятия направленные, на совершенствование роли мерчендайзинга в повышении эффективности коммерческой деятельности магазина «Магнит-Косметик».
Объектом исследования является деятельность торговой компании АО «Тандер».
Предметом исследования является мерчандайзинг как инструмент повышения эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых посвященные проблемам совершенствования мерчандайзинга в торговом предприятии, а также по вопросам экономики предприятия, маркетинга, анализа хозяйственной деятельности предприятия.
В работе использовались монографический, статистический, расчетно-конструктивный, экономико-математический методы.
В качестве источников информации использовались: нормативно - правовые акты, статистические материалы, материалы периодической печати, данные бухгалтерской отчетности АО «Тандер», первичные документы и другая оперативная информация.
Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе изложены теоретические понятия сущности мерчендайзинга, как инструмента повышения эффективности коммерческой деятельности на розничном предприятии.
Во второй главе дана характеристика торговой организации и проведен всесторонний анализ организации мерчандайзинга в торговой организации.
В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию использования методов мерчандайзинга для повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия.
Проведя исследование по теме: «Роль мерчендайзинга в повышении эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия» мы пришли к следующим выводам:
1. Мерчендайзинг - система маркетинговых и рекламных мер, призванная воздействовать на покупателя непосредственно в месте продажи. При условии правильного использования мерчендайзинг приносит выгоду как производителю, так и потребителю, а также является весомым конкурентным преимуществом. Главная цель мерчендайзинга - увеличивать объемы продаж, сохраняя (и повышая) удовлетворение покупателя от процесса совершения покупки в магазине.
2. В связи с тем, что система мерчендайзинга - это одна из главных составляющих стимулирования продаж и как следствие успешной работы магазина, важно постоянно оценивать ее эффективность. Для того, чтобы оценить эффективность мерчендайзинга используются следующие показатели: показатель коэффициента эффективности (Кэ) использования общей площади магазина; коэффициент установочной площади (Ку); коэффициент экспозиционной площади .
3. Одним из инструментов, повышающих эффективность коммерческой деятельности организации, является стимулирование продаж с помощью приемов мерчендайзинга. Эффективное представление продукции в магазине, соответствующее правилам мерчендайзинга позволит увеличить объем выручки от продаж, рациональнее распределять и использовать площади. Такой комплекс мероприятий направленный на продвижение товаров, приведет к увеличению рентабельности исследуемого магазина.
4. АО «Тандер является одним из дочерних предприятий ПАО «Магнит», которые осуществляют розничную торговлю товарами народного потребления под торговой маркой «Магнит». Группа осуществляет розничную торговлю через сеть магазинов формата «у дома», магазины косметики, гипермаркеты и другие. Компания отсчитывает свою историю с 5 марта 1994 года, когда её нынешний владелец Сергей Галицкий основал компанию по торговле бытовой химией.
5. С целью анализа применения технологий мерчандайзинга в «Магнит- Косметик» 10 мая 2017 года было проведено маркетинговое исследование, методом анкетирования. Слабые стороны магазина, к которым можно отнести: чистота торгового зала, размещение товаров в торговом зале, вывески и указатели в торговом зале. При этом к сильным сторонам можно отнести освещенность, уют и месторасположение магазина
6. На основании проведенного анализа можно сказать, что основную долю - 80% товарооборота приносят 5 основных категорий товаров, это те категории, которые пользуются спросом именно они формируют основной покупательский поток и они должны занимать место в «холодных» зонах магазина. Товары категории С имеют низкие показатели оборачиваемости и практически не имеют спроса, они формируют только 5% товарооборота, а значит от данных категорий товаров стоит отказаться в будущем.
7. Торговый зал магазина занимает 73% общей площади магазина. Данное значение коэффициента говорит об эффективном использовании площади магазина, что оптимально для осуществления функций по реализации товаров и обслуживания клиентов. Линейная планировка торгового зала в «Магнит-Косметик» позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров обеспечивает лучший просмотр торгового зала.
8. Распределение площадей под различные наименования товаров в корне не верно. Товары, практически не приносящие выручки занимают значительную часть площади стеллажа, и наоборот - ходовые товары размещены на стеллаже в небольшом количестве. При размещении товаров нарушены основные принципы выкладки.
9. Рассмотрев состояние мерчандайзинга в магазине «Магнит-Косметик» были предложены следующие мероприятия по его совершенствованию с целью оптимизации товарного ассортимента и выкладки товаров в торговом зале
- создание индивидуального стандарта мерчандайзинга;
- изменение должностных инструкций товароведов;
- обучением персонала, в том числе проведение тренингов;
- оптимизация ассортимента магазина «Магнит-Косметик»;
- разработка и изготовление подвесных вывесок (указателей отделов) для торгового зала;
- замена принтера с целью увеличения производительности труда и эффективности мероприятий по улучшению мерчендайзинга;
- замена полок в отделе «уход за лицом»;
- замена стенда Stellary;
- добавление дополнительной кассы, а так же замена прикассовой зоны магазина.
При внедрении вышеуказанных мероприятий, прирост товарооборота составит около 4 460 606 рублей в год, что значительно больше тех затрат, которые предполагаются при внедрении системы мерчандайзинга. Окупятся затраты за два месяца.
1. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 01.09.2016г).
2. Конституция Российской Федерации: закон Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г., № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. - № 31.- ст. 4398.
3.Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 28.12.2009 г., № 381-ФЗ (в последней ред. Федерального закона от 31 декабря 2014 г. №493-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 января 2015 г. - № 1. - (часть I) ст. 46.
4. Алпатова Н. Чем измерить эффективность? // Управление компанией. 2013. № 3. С. 34-37
5. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 2015 - 358 с.
6. Архипенкова, А. С. Мерчендайзинг в России: понятие, проблемы и перспективы развития / А. С. Архипенкова, О. Д. Гайдукова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4 с. 41
7. Баженов Ю.К. Розничная торговля в России Монография. — М.: ИНФРА-М, 2012. - 239 с.
8. Баканов М.И. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование./ Баканов М.И. - М.: Финансы и статистика, 2014 - 656 с.
9. Берман Барри, Джоэл Р. Эванс. Розничная торговля: стратегический подход. М., 2012. - 1184 с.
10. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов, изд. 2. - М. : Книжный мир, 2012 - С. 860
11. Вакурова Н.В., Голубева К.А., Каспарова Д.А. Мерчендайзинг как особая технология маркетинга // Вестник ГУУ. 2017. №1. С.
12. Варлей Р. Управление розничными продажами. Мерчандайзинг. /Р. Варлей. - М.: Изд-во Проспект, 2015. - 272 с.
13. Вербицкая М.Г., Муров В.М. Разработка долгосрочной программы повышения эффективности коммерческой деятельности оптового торгового предприятия // Вестник молодежной науки. 2016. №2 (4).- С.10-15
14. Веселов А.И. Товарная политика предприятий: анализ основных взглядов и методов оценки.// Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 1. - С. 103-114
15. Вечканов Г. С., Вечканов Г. Р. Словарь рыночной экономики. СПб. : Петрополис, 2012 - С. 327-328.
16. Виданов Н. Оценка эффективности мероприятий по стимулированию сбыта в местах продаж. / Н. Виданов // Маркетинговые коммуникации. - 2013. - №3. - С. 11-16
17. Виноградова С. Н., Пигунова О. В. Коммерческая деятельность. М.: Высшая школа.- 2015 - 324 с.
18. Волков К.М. Комплекс коммуникаций внутри магазина / К. М. Волков // Маркетинговые коммуникации. - 2016. - № 6. - 336-342
19. Геливанов С. Мерчандайзинг: последний шанс маркетолога. / С. Геливанов // Маркетинговые коммуникации. - 2012. - №4. - С. 26.
20. Голова А.А. Мерчандайзинг продукции. / А.А. Голова // Маркетинговые коммуникации. - 2014. - №1. - С. 52-63
21. Груздева Н. А. Эффективность предпринимательской деятельности и прибыль // Финансовый менеджмент. 2013. № 6. С. 27-35
22. Денисов В.Т., Медведева Ю.П., Денисов Д.Д., Резник А.Е. Сущность эффективности и ее повышение // Поволжский торгово-экономический журнал. 2014. № 3. С. 6-13.
23. Евдокимова Тамара Викторовна Анализ генезиса теоретических подходов к понятию и оценке эффективности // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2013. №3 - с. 23-25
24. Ермолова О.А. Мерчандайзинг: с чего начать? / О. А. Ермолова // Личные продажи. - 2013. - №1. - С. 44-48
25. Калиева О. М., Разумова М. С., Дергунова М. И., Говорова М. С. Понятие экономической эффективности коммерческой деятельности // Инновационная экономика. Казань: Бук, 2014. — С. 99-103.
26. Красюк И.Н. Инновационный канал маркетинговых коммуникаций - обонятельный маркетинг / И.Н. Красюк, В.М. Киселев, Л.В. Плющева // Маркетинговые коммуникации. - 2015. - №2. - С. 98-107
27. Кунаева С.Е. Стратегия торговых предприятий: учебное пособие для вузов. - М., 2016 - 203 с.
28. Лазарева Н.В., Фурсов В.А. и др. Маркетинг и менеджмент в развитии экономики России: монография. Ставрополь: Агрус, 2012 г. - 324 с.
29. Леонов Д.И. Принципы построения политики торгового маркетинга / Д.И. Леонов
// Управление каналами дистрибуции. - 2015. - № 3. - С. 158-181
30. Маркова В.Д. Организация маркетинга на предприятии.// ЭКО. - 2014. - №10. - С. 29-41
31. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2013 - 800 с.
32. Николаева Т.И. Разработка стратегии торговой организации на основе оценки ее ресурсного потенциала. /Научный журнал РГТЭУ, « Торговое дело. Торговое право», № 4, 2012 - с. 10-11
33. Парамонова Т.Н. Мерчандайзинг / Т.Н. Парамонова, И.А. Рамазанов. - м.: КНОРУС, 2012. - 144 с
34. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка Издательство "Азъ", 2010 - с. 944
35. Сагинова О.В. Влияние мероприятий мерчандайзинга на формирование имиджа торгового предприятия / О.В. Сагинова, Л.Н. Полянский // Маркетинговые коммуникации. -
2012. - №6. -С. 348 - 355
36. Снегирева В.В. Книга мерчандайзера / В.В. Снегирева. - СПб.: Питер, 2015. - С. 16
37. Сухарев О.С. К новой теории эффективности экономики // Инвестиции в России.
2013. № 11. С. 9-17
38. Сысоева С.В. Мерчандайзинг. Курс управления ассортиментом в рознице /С.В. Сысоева, Е.А. Бузукова. - СПб.: Питер, 2015. - 256 с
39. Таборова А.Г. Умный мерчандайзинг / А.Г. Таборова. — М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 160 с.
40. Тейн Е. Роль мерчандайзинга и рекламы в местах продаж. Бренд-менеджмент. - 2012. - №1. - С. 43
41. Томсон А. Экономика фирмы: учеб. пособие. М.: БИНОМ - 2014 - 544 с.
42. Уотермен Р. Фактор обновления. М.: Прогресс. 2012 - 363 с.
43. Федорова М.А. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления // Социально-экономические явления и процессы.- 2014.- №10 - С.110-115
44. Щур, Д. Л. Основы торговли. Оптовая торговля / Д. Л. Щур. - Москва: Изд-во «Дело и Сервис», 2013 - 539 с.
45. Экономическая энциклопедия / науч. ред. совет. изд-ва «Экономика» ; Ин-т экон. РАН ; гл. ред. Л. И. Абалкин. М. : Экономика, 2012. С. 1009-1010.
46. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Экономика, 2013 - 224 с.
47. Исследования покупательской лояльности // Институт рекламы на местах продажи POPAI [Электронный ресурс] - htpp://www.popai.com/engage
48. Using in-store advertising to win the First Moment of Truth (FMOT) -
www.wirespring.com/dynamic_digital_signage_and_interactive_kiosks_journal/articles/Using_in_s tore_advertising_to_win_the_First_Moment_of_Truth FMOT_-247.html
49. Кичайкина, Н. А. Мерчендайзинг. Искусство продавать [Электронный ресурс]/ Н. А. Кичайкина. Режим доступа: http://rustm.net/catalog/article/311.html
50. Официальный сайт ПАО «Магнит» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://magnit-info.ru/
51. Официальный сайт Электронно-библиотечной системы //
Электронный ресурс [Режим доступа]:http://www.znanium.com/