ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1 Литературный и патентный обзор по теме исследования 8
1.1.1 Анализ конструктивных особенностей гильз цилиндров
поршневых двигателей внутреннего сгорания 8
1.1.2 Анализ причин износа цилиндров поршневых двигателей
внутреннего сгорания 14
1.1.3 Прогноз показателей долговечности гильз цилиндра 22
1.1.4 Патентный поиск 24
1.2 Обоснование актуальности исследования 29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ГИЛЬЗОВАНИЯ ЦИЛИНДРОВ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 30
2.1 Особенности ремонта гильзованием алюминиевых и чугунных
блоков цилиндров 30
2.2 Критерии применения ремонтных гильз цилиндров 32
2.3 Алгоритм выбора методов гильзования цилиндров автомобильных
двигателей 36
2.4 Выбор материала и конструктивных особенностей гильзы 38
2.5 Выбор рациональной технологии установки гильз в блок цилиндров 43
2.6 Исследование методов контроля установки гильз в блок цилиндров 48
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХПАРАМЕТРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯГИЛЬЗОВАНИЯ ЦИЛИНДРОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ .... 53
3.1 Сборка соединения гильза - блок цилиндров с натягом 53
3.2 Оборудование для сборки соединении с натягом гильза - блок
цилиндров термическими методами 67
Заключение 73
Список использованных источников 74
Приложение 77
Одним из методов ремонта цилиндропоршневой группы поршневых двигателей внутреннего сгорания, в случае, когда исчерпаны возможности по ремонту методом ремонтных размеров, предполагающим механическую обработку деталей цилиндропоршневой группы до ближайшего ремонтного размера является метод ремонтных деталей, суть которого состоит в замене восстанавливаемой детали путем ее замены на новую с последующей механической обработкой или без таковой, если необходимость в ней отсутствует по технологическим или конструктивным соображениям.
Данный метод широко используется при ремонте гильз (втулок) цилиндров блока цилиндров цилиндропоршневой группы поршневых двигателей внутреннего сгорания.
Выбор методов гильзования зависит от материала блока цилиндров двигателя, метода установки гильзы в цилиндр, определяемого на этапе проектирования двигателя и обусловленного конструкцией цилиндра и гильзы (запрессовка с натягом или свободная вставка с уплотнением рези-новым кольцом), методом посадки гильзы в цилиндр при запрессовке (механическая запрессовка с использованием приспособлений или криогенная посадка
без натяга с предварительным охлаждением гильзы) и, в случае применения метода посадки с натягом, видом обработки (хонингования) внутренней поверхности гильзы [32].
Объект исследования: объектом исследования является технологические процессы ремонта двигателей с применением метода гильзования цилиндров.
Цель работы: целью исследования является исследование методов гильзования цилиндров автомобильных двигателей.
Научная новизна:
1. Алгоритм выбора методов гильзования цилиндров автомобильных двигателей.
2. Выбор рациональной технологии установки гильз в блок цилиндров.
Задачи исследования:
1. Литературный и патентный обзор по теме исследования.
2. Обоснование актуальности исследования.
3. Особенности ремонта гильзованием алюминиевых и чугунных блоков цилиндров.
4. Критерии применения ремонтных гильз цилиндров.
5. Алгоритм выбора методов гильзования цилиндров автомобильных двигателей.
6. Выбор материала и конструктивных особенностей гильзы.
7. Выбор рациональной технологии установки гильз в блок цилиндров.
8. Исследование методов контроля установки гильз в блок цилиндров.
9. Методика определения рациональных параметров технологического оборудования для гильзования цилиндров автомобильных двигателей.
Область применения результатов работы: автотранспортные предприятия, автоцентра и специализированные предприятия по ремонту блоков цилиндров.
Методы исследования: обработка и анализ методов гильзования цилиндров.
Публикации. По диссертации опубликована одна научная статья.
При выполнении исследования ее цель - исследование методов гильзования цилиндров автомобильных двигателей достигнута. Был проведен литературный и патентный обзор по теме исследования. Выполнен анализ конструктивных особенностей и причин износа гильз цилиндров поршневых двигателей внутреннего сгорания. Приведен прогноз показателей долговечности гильз цилиндра. Рассмотрены особенности ремонта гильзованием алюминиевых и чугунных блоков цилиндров. Разработан алгоритм выбора методов гильзования цилиндров автомобильных двигателей. Выбрана рациональная технология установки гильз. Рассмотрена сборка соединения гильза - блок цилиндров с натягом.
Наиболее рациональной технологией установки гильз в блок цилиндров выбрана поперечно-прессовая посадка с натягом с применение термических способов сборки с охлаждением охватываемой детали (гильзы).