Стратегии государств в Центральноазиатском регионе: внутренние и внешние вызовы (Сыктывкарский государственный университет)
|
Введение 3
1.1 Теории региональной безопасности 9
1.2Государства Центральной Азии в конце ХХ – начале XXI вв.: внутренние и внешние вызовы и угрозы 12
Глава 2 Стратегии США и России в Центральной Азии 34
2.1 Стратегия США в Центральной Азии 34
2.2. Стратегия России в Центральной Азии 43
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 53
1.1 Теории региональной безопасности 9
1.2Государства Центральной Азии в конце ХХ – начале XXI вв.: внутренние и внешние вызовы и угрозы 12
Глава 2 Стратегии США и России в Центральной Азии 34
2.1 Стратегия США в Центральной Азии 34
2.2. Стратегия России в Центральной Азии 43
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 53
Регион Центральной Азии в течение многих десятилетий входил в состав Советского Союза и по этой причине не являлся субъектом международных отношений. Превращение центральноазиатских государств после распада СССР в самостоятельных субъектов международных отношений повысило интерес исследователей к вопросам их внешней политики и связей с зарубежными странами. Однако до начала XXI века эти государства, внешняя политика которых только начала формироваться, во многих отношениях находились на периферии мировой политики и экономики. Существенное изменение акцентов в сфере международной безопасности, в том числе в связи с появлением новых угроз в виде международного терроризма, исламского экстремизма, наркоторговли и других видов трансграничной преступности, практически совпавшее с резким ростом мировых цен на энергоносители, вызвало заметный рост интереса политического руководства, военных и дипломатических ведомств и деловых структур ведущих стран мира и, соответственно, ученых-исследователей к Центральной Азии.
Сегодня государства Центральной Азии стал¬киваются с широким спектром вызовов и угроз. Ряд из них носит системный характер. Многие вызовы имеют внешний характер, другие - вну¬треннюю природу и причины, третьи - получив когда-то толчок из внешних источников, разви-ваются и набирают новую динамику во внутри¬политических и социально-экономических про¬цессах государств Центральной Азии.
В постсоветский период вопросы безопасности были особенно актуальны для стран Центральной Азии. Государства региона выдвигалиразличные инициативы по обеспечению стабильности и безопасности. В этом были заинтересованы и внешние игроки - предлагая региону объединиться в рамках различныхструктур безопасности, таких как Организация договора околлективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организациясотрудничества (ШОС), периодически заявляли о необходимостисовместных усилий по отражению новых угроз.
Центральная Азия и сегодня продолжает восприниматься как потенциально нестабильный регион. Более того, за годы в регионе накопились различные нерешенные проблемы, способные перерасти в серьезные внутренние конфликты или региональные межэтнические столкновения, территориальные и водные споры. Традиционно важными для региона были и остаются проблемы терроризма и экстремизма.Свою роль здесь играет так называемый «афганский фактор»: наличие радикальных групп террористического характера, незаконный оборот наркотических средств, нелегальная продажа оружия. Всё это, благодаря географической близости стран Центральной Азии, несет угрозу региону. Население ряда центральноазиатских стран иногда критикуют местные власти в некоторой запоздалой реакции на появление новых угроз и неготовности государств противодействовать радикалам . Для адекватной угрозам реакции необходимо наличие стратегий обеспечения национальной и региональной безопасности. Именно наличие стратегий позволяет четко формулировать задачи государств, подбирать инструментарий обеспечения безопасности.
В этой связи анализ внешних и внутренних вызовов в центральноазиатском регионе и существующих стратегий государств региона обеспечения стабильности и безопасности представляется весьма актуальным.
Оценивая степень изученности темы, выделим несколько групп литературы:
В первую группу вошли труды, освещающие проблемы безопасности центральноазиатского региона. Авторы этих трудов - Клименко А.Ф. Джекшенкулов А., Звягельская И.Д представили анализ вызовов и угроз как внутреннего, так и внешнего характера, с которыми столкнулись государства региона в постсоветский период .
Вторую группу литературы составили работы, исследующие реакцию стран региона и внешних игроков на ситуацию в Центральной Азии. Среди авторов работ этой группы – Омаров, М.М. Исакова, Г.К. Гордиенко, Д.В. Бевеликова, Н.М. Никитенко, В.И. Понька, Т.И. Клименко А.В.
В указанных работах представлена роль международных организаций в обеспечении безопасности (ШОС, ОДКБ). Рассматриваются вопросы обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе в рамках деятельности таких институтов, как ОДКБ и ШОС. Освещается история формирования эффективной структуры региональной безопасности, направленной на противодействие современным вызовам .
Объектом исследования является региональная безопасность Центральной Азии. Предметом – стратегии государств в обеспечении региональной безопасности и стабильности в ЦАР.
Хронологические рамки работы охватывают период с конца ХХ в., когда после распада СССР появились новые независимые государства (в том числе и в Центральной Азии), и до настоящего времени.
Цель оценить стратегии государств Центральной Азии в контексте внутренних и внешних вызовов и угроз. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить вероятных внешних и внутренних факторов способных нарушить социально - политическую ситуацию в регионе;
2) рассмотреть процесс военной интеграции на территории Центральной Азии с учетом геополитических изменений;
3) проанализировать договорно-правовую базу сотрудничества стран региона;
4) Оценить ход реализации регионального обеспечения безопасности и основные результаты.
В решении поставленных задач автор опирался на комплекс источников, которые можно разделить на группы.
Первая группа – правовые документы (конституции, законодательные акты, международные договоры и соглашения):
1) Соглашение о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан (по соглашению база останется в республике до 2024 г. с возможностью продления ее пребывания на последующие пятилетние периоды); 2) Соглашение о единой региональной системе противовоздушной обороны подписано и ратифицировано между Россией и Казахстаном, переговоры на эту тему ведутся с Киргизией и Таджикистаном.
3) Соглашение опребывания объединенной российской военной базы на территории Кыргызской Республики (которое действует с 2017 го до ).
Вторая группа– программные документы, стратегии в Центрально азиатском регионе, в которых определены конкретные цели в Центрально азиатском регионе в области обеспечения безопасности.
Российская Федерация выступает за качественное развитие Организации Договора о коллективной безопасности, превращение ее в универсальную международную организацию, способную противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера (включая международный терроризм и экстремизм, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, нелегальную миграцию), а также угрозам в информационной сфере .
Третья группа– выступления и интервью официальных лиц и экспертов по проблемам безопасности региона.
Центрально-азиатских республик в целях обеспечения и поддержания безопасности в регионе, осветить наличие проблем и вызовов региональной безопасности на современном этапе, определить место Центральной Азии в геополитическом курсе крупных держав, а также проследить динамику сотрудничества и вовлеченности центрально-азиатских республик в процесс интеграции для будущего устойчивого развития региона на мировой арене .
В четвертую группу вошли информационные материалы официальных сайтов организаций (ШОС, ОДКБ), дающие представление о обеспечения безопасности в Центрально Азиатском регионе .
Теоретическими основами выпускной квалификационной работы послужили концепции, теории региональной безопасности Б.Бузана .
Бузан критикует традиционное использование концепта безопасности, которое связано с узкой объективность позитивистского подхода к данной проблеме, представляющего собой государственно-центричное понимание, в фокусе которого находится военный фактор. В ходе происходящего отхода от позитивизма были предложены концепции социального конструирования реальности, в рамках которых социальных порядок и, в частности, международный, понимается как социальный конструкт. Безопасность в таком ключепредставляется какотносительное качество, а не объективная характеристика распределения угроз.
При анализе источников и литературы использованы следующие методы и подходы:
1) Исторический подход использован, чтобы охарактеризовать исторические аспекты и последовательность построения единого обеспечения безопасности.
2) Метод системного анализа позволил представить развитие безопасности в Центрально Азиатском регионе.
Структура работы соответствует поставленным задачам и обозначенной цели. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Сегодня государства Центральной Азии стал¬киваются с широким спектром вызовов и угроз. Ряд из них носит системный характер. Многие вызовы имеют внешний характер, другие - вну¬треннюю природу и причины, третьи - получив когда-то толчок из внешних источников, разви-ваются и набирают новую динамику во внутри¬политических и социально-экономических про¬цессах государств Центральной Азии.
В постсоветский период вопросы безопасности были особенно актуальны для стран Центральной Азии. Государства региона выдвигалиразличные инициативы по обеспечению стабильности и безопасности. В этом были заинтересованы и внешние игроки - предлагая региону объединиться в рамках различныхструктур безопасности, таких как Организация договора околлективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организациясотрудничества (ШОС), периодически заявляли о необходимостисовместных усилий по отражению новых угроз.
Центральная Азия и сегодня продолжает восприниматься как потенциально нестабильный регион. Более того, за годы в регионе накопились различные нерешенные проблемы, способные перерасти в серьезные внутренние конфликты или региональные межэтнические столкновения, территориальные и водные споры. Традиционно важными для региона были и остаются проблемы терроризма и экстремизма.Свою роль здесь играет так называемый «афганский фактор»: наличие радикальных групп террористического характера, незаконный оборот наркотических средств, нелегальная продажа оружия. Всё это, благодаря географической близости стран Центральной Азии, несет угрозу региону. Население ряда центральноазиатских стран иногда критикуют местные власти в некоторой запоздалой реакции на появление новых угроз и неготовности государств противодействовать радикалам . Для адекватной угрозам реакции необходимо наличие стратегий обеспечения национальной и региональной безопасности. Именно наличие стратегий позволяет четко формулировать задачи государств, подбирать инструментарий обеспечения безопасности.
В этой связи анализ внешних и внутренних вызовов в центральноазиатском регионе и существующих стратегий государств региона обеспечения стабильности и безопасности представляется весьма актуальным.
Оценивая степень изученности темы, выделим несколько групп литературы:
В первую группу вошли труды, освещающие проблемы безопасности центральноазиатского региона. Авторы этих трудов - Клименко А.Ф. Джекшенкулов А., Звягельская И.Д представили анализ вызовов и угроз как внутреннего, так и внешнего характера, с которыми столкнулись государства региона в постсоветский период .
Вторую группу литературы составили работы, исследующие реакцию стран региона и внешних игроков на ситуацию в Центральной Азии. Среди авторов работ этой группы – Омаров, М.М. Исакова, Г.К. Гордиенко, Д.В. Бевеликова, Н.М. Никитенко, В.И. Понька, Т.И. Клименко А.В.
В указанных работах представлена роль международных организаций в обеспечении безопасности (ШОС, ОДКБ). Рассматриваются вопросы обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе в рамках деятельности таких институтов, как ОДКБ и ШОС. Освещается история формирования эффективной структуры региональной безопасности, направленной на противодействие современным вызовам .
Объектом исследования является региональная безопасность Центральной Азии. Предметом – стратегии государств в обеспечении региональной безопасности и стабильности в ЦАР.
Хронологические рамки работы охватывают период с конца ХХ в., когда после распада СССР появились новые независимые государства (в том числе и в Центральной Азии), и до настоящего времени.
Цель оценить стратегии государств Центральной Азии в контексте внутренних и внешних вызовов и угроз. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить вероятных внешних и внутренних факторов способных нарушить социально - политическую ситуацию в регионе;
2) рассмотреть процесс военной интеграции на территории Центральной Азии с учетом геополитических изменений;
3) проанализировать договорно-правовую базу сотрудничества стран региона;
4) Оценить ход реализации регионального обеспечения безопасности и основные результаты.
В решении поставленных задач автор опирался на комплекс источников, которые можно разделить на группы.
Первая группа – правовые документы (конституции, законодательные акты, международные договоры и соглашения):
1) Соглашение о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан (по соглашению база останется в республике до 2024 г. с возможностью продления ее пребывания на последующие пятилетние периоды); 2) Соглашение о единой региональной системе противовоздушной обороны подписано и ратифицировано между Россией и Казахстаном, переговоры на эту тему ведутся с Киргизией и Таджикистаном.
3) Соглашение опребывания объединенной российской военной базы на территории Кыргызской Республики (которое действует с 2017 го до ).
Вторая группа– программные документы, стратегии в Центрально азиатском регионе, в которых определены конкретные цели в Центрально азиатском регионе в области обеспечения безопасности.
Российская Федерация выступает за качественное развитие Организации Договора о коллективной безопасности, превращение ее в универсальную международную организацию, способную противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера (включая международный терроризм и экстремизм, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, нелегальную миграцию), а также угрозам в информационной сфере .
Третья группа– выступления и интервью официальных лиц и экспертов по проблемам безопасности региона.
Центрально-азиатских республик в целях обеспечения и поддержания безопасности в регионе, осветить наличие проблем и вызовов региональной безопасности на современном этапе, определить место Центральной Азии в геополитическом курсе крупных держав, а также проследить динамику сотрудничества и вовлеченности центрально-азиатских республик в процесс интеграции для будущего устойчивого развития региона на мировой арене .
В четвертую группу вошли информационные материалы официальных сайтов организаций (ШОС, ОДКБ), дающие представление о обеспечения безопасности в Центрально Азиатском регионе .
Теоретическими основами выпускной квалификационной работы послужили концепции, теории региональной безопасности Б.Бузана .
Бузан критикует традиционное использование концепта безопасности, которое связано с узкой объективность позитивистского подхода к данной проблеме, представляющего собой государственно-центричное понимание, в фокусе которого находится военный фактор. В ходе происходящего отхода от позитивизма были предложены концепции социального конструирования реальности, в рамках которых социальных порядок и, в частности, международный, понимается как социальный конструкт. Безопасность в таком ключепредставляется какотносительное качество, а не объективная характеристика распределения угроз.
При анализе источников и литературы использованы следующие методы и подходы:
1) Исторический подход использован, чтобы охарактеризовать исторические аспекты и последовательность построения единого обеспечения безопасности.
2) Метод системного анализа позволил представить развитие безопасности в Центрально Азиатском регионе.
Структура работы соответствует поставленным задачам и обозначенной цели. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Все страны мира независимоот того, где они находятся, все сталкиваются с идентичными вызовами безопасности. И это не только терроризм, экстремизм,распространение оружия массового уничтожения, наркобизнес. Значительное место стали занимать угрозы деградации природной среды, глобальное потепление, уменьшение лесных массивов и т.п. Серьезное значение приобретает угроза войн из-за воды. Все эти глобальные вызовы и угрозы весьмаактуальны и для Центральной Азии. Но ее странам, к сожалению, не удается пока найти адекватные ответы на многие застарелые, а также и новые вызовы, имеющие по преимуществу внутренний, эндогенный характер. К этим относятся: Внутриполитическая и социально-экономическая нестабильность, имеющая такие составляющие, как:
- межэтническая, межклановая напряженность;
- противостояние внутри государств региональных элит и кланов;
- углубляющийся разрыв в доходах населения и растущие социальные диспропорции;
- высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи;
- коррупция;
- низкая эффективность государственных структур.
• Радикальный исламизм, готовый поднять голову в случае любой политической дестабилизации и активно использующий социальные проблемы для дискредитации светских правящих режимов;
• Рост влияния наркомафии и частично питающегося из этого источникарелигиозного экстремизма;
• Проблема преемственности верховной политической власти, поскольку в центральноазиатских государствах нет четко установленных и устоявшихся правил такой преемственности.
Сохраняются и конфликтогенные межгосударственные противоречия.
В центральной азии из этих выше сказанных чаще всего встречается межэтнический конфликт, коррупция, безработица и пограничные споры. К сожалению эти проблемы в центральной азии до сегоднящнего дня продолжаются.Если конкретнее сказать тоот этих вызовов страдает Кыргызстан,Узбекистан и Таджикистан потому что у этих стран не стабильная экономика и слабая развития. А у Казахстана и Турменистана более стабильная экономика и отличная реализация ресурсов.
У каждогорегиона есть свои слабы и сильные стороны чтоб двигаться вперед как представляется, наиблежайшее десятилетие выступает для всегорегионарешающим и почти во всем обусловит направление его долгосрочногоразвития во всем. Но эти страны несмотря на все вызовы стараются развивать свой регион на международной арене.
Хотя и региональное сотрудничество в сфере безопасности испытывает аналогичные трудности, тем не менее страны Центральной Азии здесь демонстрируют большую адаптивность и гибкость. К примеру, подходы к созданию зоны свободной от ядерногооружия, "афганскому вопросу", противодействию терроризму и экстремизму, а также определенные сдвиги произошли по пограничному урегулированию. Как видно из этого перечня, большая часть из них связана с решением макрорегиональных вопросов, выходящих зарегиональные рамки. Несмотря на то, чторяд политических и иных вышеназванных факторов в значительной мере сдерживали полноценное взаимодействие в рамках ЦАЭС, геополитические причины и вопросы национальной безопасности, обусловленные трансграничным и общерегиональным характером, стимулировали страны Центральной Азии поддерживать взаимный интерес. Вместе с тем еще нерешенными остаются внутрирегиональные противоречия, обусловленные водно-энергетическими, транспортно-коммуникационными и торгово-экономическими вопросами. Напротяжении более чем десяти лет в Центральной Азии были апробированы различные (иногдаразнонаправленные) многосторонние форматы и механизмы. Можно констатировать, что все они оказались низкоэффективными. Страны постсоветской Центральной Азии не смогли создать действенное экономическое и/или геополитическое объединение. Доставшаяся им от предыдущего периода в наследство взаимодополняемость в системе структуры разделения труда нередко использовалась для "дозированного давления друг на друга". ЦАС, как известно, - единственная структура, инициированная и запущенная самими странами региона.
- межэтническая, межклановая напряженность;
- противостояние внутри государств региональных элит и кланов;
- углубляющийся разрыв в доходах населения и растущие социальные диспропорции;
- высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи;
- коррупция;
- низкая эффективность государственных структур.
• Радикальный исламизм, готовый поднять голову в случае любой политической дестабилизации и активно использующий социальные проблемы для дискредитации светских правящих режимов;
• Рост влияния наркомафии и частично питающегося из этого источникарелигиозного экстремизма;
• Проблема преемственности верховной политической власти, поскольку в центральноазиатских государствах нет четко установленных и устоявшихся правил такой преемственности.
Сохраняются и конфликтогенные межгосударственные противоречия.
В центральной азии из этих выше сказанных чаще всего встречается межэтнический конфликт, коррупция, безработица и пограничные споры. К сожалению эти проблемы в центральной азии до сегоднящнего дня продолжаются.Если конкретнее сказать тоот этих вызовов страдает Кыргызстан,Узбекистан и Таджикистан потому что у этих стран не стабильная экономика и слабая развития. А у Казахстана и Турменистана более стабильная экономика и отличная реализация ресурсов.
У каждогорегиона есть свои слабы и сильные стороны чтоб двигаться вперед как представляется, наиблежайшее десятилетие выступает для всегорегионарешающим и почти во всем обусловит направление его долгосрочногоразвития во всем. Но эти страны несмотря на все вызовы стараются развивать свой регион на международной арене.
Хотя и региональное сотрудничество в сфере безопасности испытывает аналогичные трудности, тем не менее страны Центральной Азии здесь демонстрируют большую адаптивность и гибкость. К примеру, подходы к созданию зоны свободной от ядерногооружия, "афганскому вопросу", противодействию терроризму и экстремизму, а также определенные сдвиги произошли по пограничному урегулированию. Как видно из этого перечня, большая часть из них связана с решением макрорегиональных вопросов, выходящих зарегиональные рамки. Несмотря на то, чторяд политических и иных вышеназванных факторов в значительной мере сдерживали полноценное взаимодействие в рамках ЦАЭС, геополитические причины и вопросы национальной безопасности, обусловленные трансграничным и общерегиональным характером, стимулировали страны Центральной Азии поддерживать взаимный интерес. Вместе с тем еще нерешенными остаются внутрирегиональные противоречия, обусловленные водно-энергетическими, транспортно-коммуникационными и торгово-экономическими вопросами. Напротяжении более чем десяти лет в Центральной Азии были апробированы различные (иногдаразнонаправленные) многосторонние форматы и механизмы. Можно констатировать, что все они оказались низкоэффективными. Страны постсоветской Центральной Азии не смогли создать действенное экономическое и/или геополитическое объединение. Доставшаяся им от предыдущего периода в наследство взаимодополняемость в системе структуры разделения труда нередко использовалась для "дозированного давления друг на друга". ЦАС, как известно, - единственная структура, инициированная и запущенная самими странами региона.



