ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1. Сущностная характеристика понятия бизнес-планирования на предприятии 6
1.2. Алгоритм бизнес-планирования 9
1.3. Роль бизнес-планирования в повышении эффективности деятельности
предприятия 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПАО «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ФАНЕРНЫЙ ЗАВОД» 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ деятельности предприятия 20
2.3. Проблемы в деятельности предприятия как предпосылки разработки
бизнес-плана 34
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 43
3.1. Краткая характеристика бизнес-плана 43
3.2. Финансовое обеспечение бизнес-плана 68
3.3. Экономическая эффективность разработки бизнес-плана 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время в народном хозяйстве нашей страны реализуется комплекс мероприятий по совершенствованию хозяйственного механизма в целях повышения эффективности управления производством и достижения финансовой стабильности и роста производства. Особенно велика роль планирования в стабилизации и достижении устойчивого положения предприятий на рынке.
Успешное решение проблемы оптимизации процесса планирования зависит от достоверной разработки системы планов промышленного предприятия на основе комплексного подхода. Повышение эффективности процесса управления в современных условиях неразрывно связано с повышением роста производства. Это достигается за счет внедрения передовых методов планирования, а также использования новейших технических средств. В последние годы особенно остро встала проблема усиления экономической обоснованности планов и прогнозов, на которые опираются предприятия в своей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.
Особое место в системе планов предприятий занимает среднесрочное планирование, наиболее прогрессивной формой которого является бизнес-план. Анализ планирования на промышленных предприятиях показал, что стремительное возрастание информационных потоков, как внутри предприятий, так и на уровне взаимодействия с внешней средой, невозможность достоверной обработки информации в нынешней системе планирования подвели руководителей предприятий к необходимости использования в своей работе методов экономико-математического моделирования и научно обоснованных плановых прогнозов.
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на реальную финансовую стабилизацию положения предприятий на рынке и позволяющих оценить существующую экономическую ситуацию и определить эффективные направления развития предприятия, является бизнес-планирование.
Сложность применения бизнес-планирования на отечественных предприятиях заключается в том, что сегодня, когда особенно необходимы конкретные результаты в сфере производственного развития фактически неизменными остались стартовые условия (затратная структура экономики, финансовая нестабильность и задолженность, энергетический кризис), неплатежеспособность предприятий, несоблюдение договорных обязательств и др.
Исследование системы среднесрочного планирования на промышленных предприятиях позволило выяснить недостатки, которые затрудняют создание и реализацию бизнес-планов: неполный учет и недостаточный контроль, отсутствие надежной, достоверной и оперативной информации, узкий круг рассматриваемых показателей, отсутствие оперативного системного анализа и т.д.
В связи с этим целью дипломной работы является повышение эффективности бизнес-планирования на ПАО «Зеленодольский фанерный завод».
Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- обосновать актуальность и необходимость достоверного бизнес-плана;
- исследовать, критически оценить и обобщить методы и приемы бизнес - планирования на предприятиях, выявить пути их совершенствования;
- рассмотреть основные принципы планирования;
- осуществить анализ действующей системы планирования на предприятии;
- разработать методику составления бизнес-плана;
- разработать бизнес-план предприятия.
Объектом исследования является ПАО "Зеленодольский фанерный завод".
Предмет исследования - внедрение бизнес-плана на предприятии.
Теоретической и методологической базой дипломной работы стали работы отечественных и зарубежных авторов по бизнес-планированию, экономике предприятия, финансам, планированию, бухгалтерскому учету и финансовому анализу. Также использованы нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия в области бухгалтерского учета, налогообложения.
Методы, применяемые при анализе: системный подход, методы логического обобщения материалов, статистический анализ.
Дипломная работа выполнена на основе изучения, обобщения и анализа материалов данного предприятия. В работе использованы статистические, отчетные, методологические данные и технико-экономические показатели, характеризующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, состоящих из параграфов, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения и списка использованной литературы. Во введении отражена актуальность темы исследования, определена цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, приведена общая характеристика структуры работы.
В основной части работы изложено содержание темы в соответствии с планом. На основе анализа исследуемой литературы раскрываются задачи, определенные при написании дипломной работы, рассмотрены дискуссионные моменты. Каждая глава завершается кратким выводом по существу исследуемой проблематики. В заключении подведены итоги проделанной работы, сформулированы выводы по всей теме исследования. В списке использованной литературы содержится перечень учебников, учебных пособий, монографий, используемых автором, в процессе написания дипломной работы.
Результаты исследования, полученные в дипломной работе, направлены на дальнейшее совершенствование среднесрочного планирования на предприятии на основе использования прогрессивных методов создания и обоснования планов и прогнозов. Основные теоретические и практические выводы можно сформулировать следующим образом: в условиях
интенсификации промышленного производства решающим фактором является организация и планирование прибыльного производства.
Необходимость совершенствования хозяйственного механизма требует особого внимания к развитию методов, систем и моделей планирования. В связи с этим в работе доказана целесообразность разработки бизнес-планов как составляющей успеха промышленного производства.
В работе обоснована необходимость функционирования системы бизнес- планирования и внедрения ее в систему управления предприятием, что приведет к повышению точности, надежности и обоснованности планов. Для получения качественной информации по разработке бизнес-плана необходимо осуществлять мероприятия по совершенствованию статистики, бухгалтерского и оперативного учета с целью повышения эффективности отображения фактических результатов разработки и внедрения бизнес-планирования. На основе всестороннего изучения роли и значения бизнес-плана определены его возможности объективно отражать состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия и осуществлять контроль за ходом производства.
Установлено, что исходя из потребностей развития рыночных отношений система учета и анализа производства и реализации фанера будет наиболее эффективной, если в ее основу будут положены многофункциональные требования, среди которых необходимо отметить:
- комплексность анализа технико-экономических и финансовых показателей;
- многоуровневость решения задач по планированию деятельности предприятия;
- оперативность решения задач планирования и прогнозирования на промышленном предприятии;
- гибкость разработки системы, т. е. возможность при необходимости осуществлять привязку к другим объектам с минимальными затратами времени на разработку бизнес-плана.
Практическим результатом выполнения дипломной работы является разработка бизнес-плана для ПАО "Зеленодольский фанерный завод" с целью увеличения объемов производства и реализации тепловой продукции и насыщения рынка.
Практика действующей системы планирования на предприятии указала на существующие недостатки, которые заключаются в отсутствии перспективных разработок, изучения рынка сбыта, утрате стабильных производственных связей по кооперации.
На основании результатов проведенного исследования в работе даны предложения по разработке и внедрению реального бизнес-плана, которые позволят получить количественную характеристику такого сложного и многогранного явления, как организация производственного процесса на фанерном заводе.
Практическая часть работы послужила основой для критического изучения существующего положения в планировании на предприятии, что позволило определить состав и порядок разработки бизнес-плана. Представленная в работе структура бизнес-плана позволяет создать условия для увязки последовательных разделов бизнес-плана и контроля за ходом выполнения производства и реализации продукции.
В результате внедрения разработанного проекта бизнес-плана будет достигнуто увеличение объемов выпускаемой продукции и снижение затрат на производство и реализацию продукции, улучшение плановых, контрольных и аналитических функций.
Реализация на практике основных положений дипломной работы приведет к совершенствованию планирования и обеспечит повышение качества бизнес-планов как основы для эффективного планирования развития производства.
1. Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности (ред. от 26.10.2013 № 139н)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2013)
3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н ( в редакции приказа МФ РФ от 7.05.2003г. №38н)
4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99
5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99
6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ( в редакции приказа МФ РФ от 24.12.2010 № 186н)
7. Аристов, О.В. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / О.В. Аристов. - М.: Финстатинфорум, 2015. - 142 с.
8. Ахтямов, М.К. Конкурентоспособность: новый взгляд: вначале было слово... об истоках сущности и путях обеспечения конкурентоспособности организаций / М.К. Ахтямов // Российское предпринимательство. - 2014. - № 1. - С. 45-49.
9. Баумгартен, Л.В. Анализ методов определения
конкурентоспособности организаций и продукции / Л.В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 4. - С. 72-85.
10. Белоусов, В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В.Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 5. - С. 63-71.
11. Байхэм, Уильям С. и др. Воспитай своего лидера; М.: Вильямс, 2014. - 416 с.
12. Балашов, В.Г. Антикризисное управление предприятиями и банками; М.: Дело, 2014. - 840 с.
13. Баранов, Г.; Ячеистов, К. Крупнейшие банки и их владельцы; М.: Альпина Паблишер, 2014. - 416 с.
14. Баранова, Е.П. Инфляция и международные экономические отношения капиталистических стран; М.: Финансы и статистика, 2014. - 112 с.
15. Басовский, Л.Е.; Протасьев, В.Б. Управление качеством: Учебник; М.: ИНФРА-М, 2014. - 212 с.
16. Белуза, М.Я. и др. Большая книга бухгалтера банка (БКББ): Ч. 1: Налогообложение; М.: БДЦ-пресс, 2014. - 444 с.
17. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах: учебное пособие / Т.М. Ефремова, Т.А. Кольцова, О.А. Кузьменко, - М.: КНОРУС, 2016. - 184 с.
18. Бухгалтерский финансовый учет: учебник/ И. И. Бочкарева, Г. Г. Левина; под ред. проф. Я. В. Соколова. — М.: Магистр, 2016. - 413 с.
19. Вермуш, Г. Аферы с фальшивыми деньгами; М.: Международные отношения, 2014. - 224 с.
20. Виханский, О.С. Стратегическое управление. Учебник; Гардарики, 2014. - 296 с.
21. Вигорчик, Е. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / Е. Вигорчик, А. Нещадин, И. Липсиц // Экономист. - 2013. - № 11. - С. 69-71.
22. Волонцевич, Е.Ф. Конкурентоспособность фирм / Е.Ф. Волонцевич. - М.: БГЭУ, 2014. - 103 с.
23. Габинская, О.С. Факторы конкурентоспособности товаров: теоретические аспекты / О.С. Габинская // Наука и современность. - 2015. - № 2-2. - С. 318-322.
24. Горбашко, Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности / Е.А. Горбашко. - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2013. - 540 с.
25. Грибов, В.А. Конкурентоспособность предприятия / В.А. Грибов. - М.: Интел-Синтез, 2014. - 346 с.
26. Груничев, А.С. Факторы спроса и конкурентоспособности товара и их влияние на субъекты рынка: вопросы теории / А.С. Груничев // Вестник экономической интеграции. - 2015. - № 6. - С. 6-11.
27. Гурков, И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность / И.Б. Гурков. - М.: Теис, 2014. - 235 с.
28. Демченко, А.А. Маркетинг: конкурентоспособность предприятий: учебник / А.А. Демченко. - Курск, 2015. - 65 с.
29. Захаров, А.П. Экономическая сущность и механизм повышения конкурентоспособности: учебное пособие / А.П. Захаров. - М.: Недра, 2015. - 147 с.
30. Захарченко, В.И. Оценка конкурентоспособности предприятий / В.И. Захарченко // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 11. - С. 13-17.
31. Коршунова, Г.В. Мотивация стратегических решений о типах конкурентного поведения предприятия на рынке / Г.В. Коршунова // Финансы и кредит. - 2015. - № 2. - С. 74-78.
32. Шкардун, В. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия / В. Шкардун // Маркетинг. - 2011. - № 1. - С. 38-50.
33. Яценко, А.И. Стратегический менеджмент в повышении
конкурентоспособности бизнеса / А.И. Яценко // Организатор производства. - 2013. - № 3. - С. 36-44.
34. Angela Claypool. Earning interest // Progressive railroad. September, 2004. -p. 54 -57.
35. Angela Claypool. Gunning for better service // Progressive railroad. Desember, 2004. p. 19 -20.
36. Luther S. Miller. A place in the sun for rail // Railway age. May, 2004. p. 28 -29, 54-58.
37. Pat Foran, Angela Claypool, Jeff Stagl. Cautiously optimistic/// Progressive railroad. December, 2004. p. 31 - 33.
38. Networks in marketing /editor, Dawn Jacobcci. Sage Publication, Inc, 1997.
39. Peppers D., Rogers M. The One to One Future. New York, 1993.
40. Porter M. Competitive Advantages. New York, 1985.
41. Rivkin J. The end of Work: The Decline of the Global Labor Force and the Dawn of Post. New York, 1995.
42. Schultz D., Tannenbaum S., Lauterborn R. The New-Marketing Paradigm. - Lincoln Wood, 1994.
43.Sheth J. An Investigation of Relationship among Evaluative and Behavio- Consumer Behavior. Theory and Application. Boston, 1974
44.Simon H. Goodwill Marketing Strategies. Wiesbaden, 1968.
45. Tapscott D. The Digital Economy. New-York, 1996.
46. The information revolution in marketing / edited by Robert C. Blattberg, Rashi Glaren, John D. C. Little. Harvard: Business School Press, 1994.
47. Urban G. and Hauser J. Design and Marketing of New Products. -New- York, 1980.
48. Ward W., Deren B. The Economics of Project Analysis. A Practitioner's Guide.-W.: Economic Development Institute of the World Bank, 1991.
49. William C. Vantuono. Can we handle it? // Railway age. July, 2004.-p. 31-32.
50. William C. Vantuono. New Jersey's innovators // Railway age. April, 2004. -p. 34-40.