Введение 3
1. Теоретические основы безопасности в индустрии гостеприимства 6
1.1. Понятие и сущность системы безопасности в индустрии гостеприимства 6
1.2. Правовые основы безопасности в индустрии гостеприимства 17
1.3. Современные системы безопасности в гостиницах 23
2. Анализ системы безопасности в гостинице «Русский» 28
2.1. Общая характеристика гостиницы 28
2.2. Организация работы службы безопасности гостиницы 38
2.3. Анализ системы обеспечения безопасности гостиницы «Русский» 47
3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы безопасности в
гостинце «Русский» 52
3.1. Внедрение системы контроля и управления доступом 52
3.2. Установка сейфов и тревожных кнопок 57
3.3. Социально-экономическая эффективность разработанных
мероприятий 60
Заключение 64
Список использованных источников 66
Приложения 70
На сегодняшний день сфера туризма и гостеприимства развивается особенно быстрыми темпами. Разумеется, гостиницы играют в этом процессе не последнюю роль. Несмотря на то, что основные услуги гостиниц - это размещение и питание, отели стремятся повысить конкурентоспособность своих предприятий за счет дополнительных услуг или других особенностей гостиницы.
Почти до конца прошлого века индустрия гостиничного бизнеса жила относительно спокойно, вопросы обеспечения безопасности не были приоритетными для владельцев гостиниц. Восьмидесятые годы стали переломным моментов в этом вопросе, изменив ситуацию в США и Европе, стала процветать бытовая преступность. Именно тогда встал вопрос о повышении безопасности в гостиничной индустрии, в то время в ряде крупных европейских отелей произошли многочисленный пожары, унесшие жизни персонала и клиентов. Подобные несчастья не обошли стороной и отечественные гостиницы.
В современном мире больше рисков для здоровья и жизни постояльцев гостиницы, поэтому служба безопасности имеет особую важность в процессе деятельности любого средства размещения. Потребность в безопасности является базовой потребностью человека, поэтому руководству гостиницы необходимо тщательно следить за состояние систем обеспечения безопасности. Все это обуславливает актуальность выбранной темы.
Личная безопасность гостей и гарантированная сохранность их собственности так же представляет собой важный аспект в работе любой гостиницы. Служащие обязаны принимать все необходимые меры предосторожности, чтобы защитить гостей от грабежа, мошенничества, насилия и пр. Они несут ответственность за ущерб, нанесенный гостям за время их проживания в гостинице.
Среди основных проблем, которыми должна заниматься служба безопасности можно выделить следующие:
- разработка процедур реагирования на чрезвычайные происшествия;
- повседневная безопасность гостевых комнат;
- предотвращение краж, контроль за замками и ключей;
- контроль доступа в здание гостиницы;
- система охранной сигнализации;
- система наблюдения с помощью телемониторов.
Итак, в процессе работы над темой в настоящем исследовании необходимо сделать следующие выводы. Прежде всего, устанавливаемый комплекс средств и систем защиты гостиницы должен соответствовать возможной угрозе. Невозможно исключить все возможности нанесения ущерба, хотя бы по финансовым соображениям.
Система должна быть сбалансированной, т. е. средства защиты должны распределяться по возможности равномерно в соответствии с важностью защищаемых зон. Все применяемые меры и средства не должны создавать дополнительной опасности здоровью и жизни гостей и сотрудников гостиницы. Это касается в первую очередь обеспечения экстренной эвакуации при чрезвычайных обстоятельствах.
Из этих угроз безопасности проистекают задачи, решение которых возлагается на внедряемую систему безопасности гостиницы:
- обеспечение дифференцированного доступа постояльцев и персонала в различные зоны гостиничного комплекса, недопущение прохода в номера посторонних лиц;
- предотвращение посягательств на жизнь/имущество постояльцев и персонала на территории гостиницы;
- предупреждение актов вандализма, поджогов, террористических актов и прочего;
- предотвращение аварийный ситуаций (пожар, затопление, утечка газа, отключение электричества и прочего), оперативное на них реагирование;
- обеспечение сохранности гостиничного имущества.
- безопасность автотранспорта на парковках;
- противопожарная и противоаварийная защита, охранная сигнализация.
Обобщая вышеизложенное, необходимо заключить, что целью обеспечения безопасности предприятия является комплексное воздействие на потенциальные и реальные угрозы, позволяющее ему успешно функционировать в нестабильных условиях внешней и внутренней среды. Таким образом, вышеперечисленные аспекты системы должны не только обеспечить безопасность гостей, посетителей и персонала, но и повысить экономическую эффективность работы гостиницы.
Объектом исследования является гостиница «Русский».
Предметом данного исследования является система обеспечения безопасности гостиницы «Русский».
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию системы безопасности в гостинице «Русский».
Были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность системы безопасности в гостинице;
- изучить правовые основы безопасности в туризме и гостеприимстве;
- проанализировать систему обеспечения безопасности в гостинице «Русский»;
- разработать мероприятия по улучшению систем безопасности гостиницы «Русский»;
- оценить социально-экономическую эффективность мероприятий.
Теоретическую основу исследования составили работы российских и зарубежных авторов, информационные ресурсы сети интернет, нормативно-правовые документы.
В работе использовались такие методы исследования: наблюдение, описание, анализ.
Гостиница, как средство размещения и массового проживания людей имеет практически свободный доступ для посетителей, что делает ее одним из наиболее уязвимых мест общественного пользования с точки зрения обеспечения безопасности.
Подводя итог работы, можно еще раз подчеркнуть особую роль службы безопасности при гостинице. Грамотно организованная работа этой службы позволяет клиентам гостиницы действительно чувствовать себя «как дома».
В работе были решены задачи:
- изучено понятие и сущность системы безопасности в гостинице;
- изучены правовые основы безопасности в туризме и гостеприимстве;
- сделан анализ систему обеспечения безопасности в гостинице «Русский»;
- разработаны меры по улучшению систем безопасности гостиницы «Русский»;
- проведена социально-экономическая оценка мероприятий.
Системы безопасности могут не только создать безопасное пребывание клиентов в гостинице, но и повысить конкурентоспособность предприятия, эффективность деятельности.
Система обеспечения безопасности в гостинице - это обеспечение безопасного пребывания гостя, сохранение его имущества и имущества гостиницы, безопасность персонала.
На основе анализа систем обеспечения безопасности гостиницы «Русский» были обнаружены недостатки:
- в номерах отсутствуют сейфы, поэтому необходима их установка;
- в гостинице действует устаревшая система стандартных ключей, необходимо провести установку электронных замков;
- отсутствует тревожная кнопка на случай возникновения ЧС.
Для того, чтобы исправить обнаруженные недостатки, было предложено:
1. Установить сейфы в номерах категории «Люкс» и двухместный улучшенный, затратив на данное мероприятие около 20 000 руб. Данная мера позволит гостям оставлять свои вещи в номерах. Установка сейфов в номерах может послужить их выгодным преимуществом.
2. Установить тревожную кнопку. Для ситуаций, когда нужно быстро предпринять меры, идеальным решением будет установка такой кнопки. Она позволит мгновенно передать информацию о непредвиденной ситуации на предприятии на пульт центральной охраны. Ожидаемые затраты на покупку и установку КТС составляют 35 300 рублей в первый год.
3. Заменить металлические ключи на электронные. Самым затратным (198 000 руб.), но и необходимым мероприятием является замена стандартных ключей на пластиковые. Установка электронных замков позволит повысить уровень безопасности и улучшить качество сервиса, ведь использование электронных ключей гораздо удобнее, чем металлических, а их замена происходит в считанные мгновения.
После внедрения данных мероприятий рекомендуется повысить цены на номера на 3%. Эта мера приведет к росту дохода в среднем на 550 00 руб., что является показателем того, что предложенные мероприятия полностью окупаемы. Предложенные рекомендации позволят гостинице «Русский» не только обеспечить максимальную защиту постояльцев, сотрудников и имущества, но и улучшить уровень обслуживания.
В заключение стоит добавить, что в деятельности гостиницы, в частности разработки не только комфортного, но и безопасного жилья, надо учитывать все факторы. И помнить, что в безопасности нет второстепенных вещей. Одинаковое внимание надо уделять и защите от воров, от техногенных катастроф и т. д.
1. Федеральный закон «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» от 14 ноября 1996 г. (ред. от 18.04.2018 г.).
2. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 года N 2-ФЗ (ред. от 18.04.2018 г.).
Книги, монографии
3. Бандурин В.В., Ларицкий В.Е. Проблемы управления малыми гостиницами. - М.: Туризм и экономика, 2013. - 226 с.
4. Бгатов А.П. Безопасность в туризме: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 176 с.
5. Белова С.В. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Высшая школа, 2014. - 616 с.
6. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. - СПб.: Издательский дом Герда, 2014. - 208 с.
7. Браймер Р. Основы управления в индустрии гостеприимства. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 321с.
8. Брашнов Д.Г. Основы индустрии гостеприимства: Учебное пособие / под ред. Дмитрия Брашнова. - М.: Флинта, 2015. - 330 с.
9. Бурцева Т.А. Управление маркетингом: Учебное пособие. - М. : Экономист, 2015. - 271 с.
10. Вавилова Е.В. Основы международного туризма. - М.: Гардарика, 2015.
- 289 с.
11. Волкова Ю.Ф. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: Сборник нормативных документов. - Ростов н/д: Феникс, 2014. — 448 с.
12. Воронцов А.В. Администрирование гостинично-туристического комплекса. - Издательство Юнити-Дана, 2014. - 364 с.
13. Гаранин Н.И. Менеджмент безопасности в туризме и гостеприимстве: Учебник. - М.: Прогресс, 2013. - 423 с.
14. Гаранин Н.И. Менеджмент безопасности в туркомплексах. Актуальные проблемы туризма: Учебник. - М.: Герда, 2014. - 276 с.
15. Грекул В. И. Методические основы управления ИТ-проектами /под ред. В. Грекула, Н. Коровкина Ю. Куприянова. - М.: Издательство Феникс, 2016. - 392 с.
16. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Феникс, 2014. - 224 с.
17. Жукова М.А. Индустрия гостеприимства: основы организации и управления. Гриф УМО МО РФ /под ред. Жуковой М.А. - М.: Форум, 2018. - 400 с.
18. Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов. - М. : КноРус, 2013. - 413 с.
19. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: Учебное пособие. - М.: Герда, 2014. -344 с.
20. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник / Под ред. Н.Д. Эриашвили. - Издательство Юнити-Дана, 2016. - 1071 с.
21. Крутик А.Б., Решетова М.В. Предпринимательство в сфере сервиса. - Издательство Academia, 2014. - 160 с.
22. Крысий А.В. Безопасность предпринимательской деятельности. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 156 с.
23. Кудинов А. CRM: Российская практика эффективного бизнеса / А. Кудинов - Издательство 1С-Паблишинг, 2016. - 426 с.
24. Литвинов П.С. Охранные системы сигнализации для отелей. - Ростов н/д: Феникс, 2013. - 256 с.
25. Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания: Учебник для профобразования. М.: ПрофОбИздат, 2013. -208 с.
26. Майборода О. В. Основы управления автомобилем и безопасность движения / под ред. О.В. Майборода. - М.: Академия, 2016. - 256 с.
27. Одегов Ю.Г. Управление персоналом. Оценка эффективности. - М.: Экзамен, 2014. - 323с.
28. Попов С.Г. Управление персоналом. Риски в кадровой работе. - М.: Изд-во «Эксмо», 2015. - 288с.
29. Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности. - СПб.: Издательство Лань, 2013. - 672 с.
30. Сапронов Ю.Г. Обеспечение безопасности в туризме и туристической индустрии: Учебное пособие / под ред. Ю.Г.Сапронова, И.А.Зининой, О.В. Соколовской. - Ростов н/д: Феникс, 2014. - 157 с.
31. Сивчикова Т. Ю. Индустрия гостеприимства / под ред. Т.Ю. Сивчиковой, Н.С. Носова. - М.: Дашков и Ко, Альтэк, 2013. - 272 с.
32. Скобкин С.С. Стратегический менеджмент в индустрии гостеприимства и туризма. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 442 с.
33. Чудновский А.Д., Белозерова Ю.М. Безопасность бизнеса в индустрии туризма и гостеприимства: Учебное пособие - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 336 с
Диссертации
34. Борисов И.Н. Анализ услуг в области безопасности: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Борисов Игорь Николаевич. - М., 2014. - 164 с.
Печатная периодика
35. Светлов И.Д. Современные средства наблюдения // Журнал «Охранные системы». -2015. - № 1. - 120 с.
36. Попов С.А.Безопасность в гостинице. // Журнал «Белгородский бизнес». - 2013. - №2. - 60 с.
37. Ксенофонтов М.С. Как обезопасить себя и других. // Журнал «Турбизнес». - 2013. - №3. - 140 с.
38. Игнатьев И.М. О роторных турникетах, как средствах безопасности. // Журнал «Охранные системы». - 2014. - №2. - 78 с.
39. Веселов В.П. Охранные системы в гостиницах. // Журнал «Охранные системы». - 2014. - № 2. - 74 с.
Электронные ресурсы
40. Гостиницы: Исследование рынка гостиничных услуг [Электронный ресурс] // Маркетинговое агентство Promaco. - URL: http://prohotel.ru/news- 3399/0/ (Дата обращения: 18.02.2018).
41. Информационный портал о туризме [Электронный ресурс] / Международный туризм; Copyright. - URL: http://www.terratur.ru (Дата обращения: 19.02.2018)
42. Показатели качества гостиничных услуг. Менеджмент туризма [Электронный ресурс]. - URL: http://www. vfmgiu-tourism. ru/ (Дата обращения: 27.02.2018)