Введение 2
1 Теоретические основы разработки и оценки эффективности бизнес-
плана по производству новой продукции 6
1.1 Понятие и сущность бизнес-плана 6
1.2 Общая характеристика основных методик бизнес-планирования... 13
1.3 Основные принципы и методы оценки эффективности бизнес-
планов инвестиционных проектов 18
2 Анализ финансового состояния и финансовых результатов деятельности
предприятия ООО «ЛУЧ» 27
2.1 Характеристика предприятия как объекта анализа 27
2.2 Анализ имущественного состояния предприятия 32
2.3 Коэффициентный анализ финансового состояния 42
3 Бизнес-план по производству новой продукции 56
3.1 Резюме 57
3.2 Характеристика продукции 57
3.3 Анализ секторов промышленности 59
3.4 Анализ конкурентов 63
3.5 Производственный план 66
3.6 План обеспечения предметами и средствами труда 68
3.7 План по трудовым ресурсам 70
3.8 Смета затрат на производство 71
3.9 Оценка эффективности проекта 73
3.10 Анализ рисков проекта 79
Заключение 82
Список использованных источников 86
Приложения
Планирование деятельности предприятия - это возможность оценить шансы на успех, наметить цели, разработать мероприятия, позволяющие достичь желаемого результата, и уберечь деятельность от ошибок и провалов, оценив силы и слабости предприятия.
Многочисленными исследованиями зарубежных стран давно выявлена положительная корреляция между планированием коммерческой деятельности и достигаемых предприятиями успехов. Большинство фирм, планирующих деятельность, имеют более высокие и успешные результаты финансово-экономической деятельности, чем предприятия без систематического планирования.
В современном мире одной из самых эффективных форм планирования является бизнес-планирование. Бизнес-план включает в себя разработку задач и цели, стоящие перед предприятием, анализ сильных и слабых сторон, комплексный анализ рынка и конкуренции. В нем оценивается финансовое положение предприятия, а также оцениваются необходимые для реализации плана ресурсы.
Бизнес-план не может исключить всех ошибок и проблем, но позволяет оценить наиболее вероятные и предпринять меры для исключения их возникновения. Таким образом, он позволяет не просто реагировать на возникающие события, а позволяет менять деятельность с учетом предварительного плана.
В современных рыночных условиях бизнес-план является одним из основных документов предприятия, позволяющий не только спланировать деятельность, но и привлечь инвестора для реализации проекта. В деловом мире его называют визитной карточкой фирмы. Бизнес-план - это не только инструмент деятельности, но также и это некий эталон, объект сравнения. Он позволяет оценить эффективность проекта, сопоставить результаты деятельности.
Бизнес-план часто разрабатывается при освоении нового продукта. Причинами, по которым предприятие намеревается освоить новый продукт, являются:
- повышение известности компании;
- необходимость расширения номенклатуры и ассортимента;
- увеличение спроса на продукцию;
- увеличение прибыли.
Несмотря на сложившуюся в данный момент экономическую ситуацию и кризисное состояние экономики, освоение нового вида продукции позволяет предприятию поддерживать достигнутые экономические результаты деятельности, привлечь новых клиентов, сформировать репутацию, что позволит успешно развиваться в период подъема экономики. Освоение продукции - это дальновидный шаг, сделанный руководством предприятия.
Роль бизнес-планирования в условиях рынка и риска высока. Она заключается в том, что помогает оценить возможности предприятия, комплексно рассмотреть рынок и сложившиеся тенденции, проанализировать конкурентов, разработать производственную программу и определить наилучшие условия для реализации проекта, а также спрогнозировать денежные потоки и оценить эффективность. Все это способствует тому, что предприятие предвидит возможные ошибки и проблемы, которые случаются с другими компаниями, не уделявшими внимания и времени процессу бизнес- планирования. Этим и обуславливается актуальность данной дипломной работы.
Главной целью выпускной квалификационной работы является повышение эффективности деятельности ООО «Луч» на основе проведения анализа финансового состояния и финансовых результатов деятельности ООО «Луч» за 2014-2016 годы и разработке бизнес - плана по выпуску новой продукции.
Цель дипломной работы достигается решением следующих задач:
- изучить процесс бизнес-планирования на предприятии
- провести анализ финансового состояния и финансовых результатов деятельности ООО «Луч»;
- выявить в ходе анализа проблемы и предложить пути их решения;
- разработать бизнес-план по освоению производства новой продукции;
- оценить эффективность предложенного проекта.
Объектом исследования является предприятие ООО «Луч».
Предмет исследования - процесс бизнес-планирования на предприятии.
В дипломной работе используются такие методы исследования как: методы системного анализа, методы анализа финансово-хозяйственной деятельности, методы инвестиционного и бизнес-планирования, методы экономической оценки инвестиций.
В процессе написания работы, применялись труды отечественных авторов в области бизнес-планирования, таких как: Шарян Э.Г., Аленина Е.Э., Дмитренко В.В., Колмаков Е.В, - использовались материалы отечественной и зарубежной литературы, бухгалтерской отчетности предприятия, Интернет- ресурсы
Выпускная квалификационная работа состоит из трех частей.
В первой главе работы используются основные цели и задачи, раскрывается назначение разработки бизнес-планов инвестиционных проектов на предприятии и их структура. Дается представление об основных принципах и методах оценки эффективности инвестиционных проектов.
Во второй главе работы дается краткая характеристика предприятия, и проводится анализ финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия. На основании проведенных расчетов выявляются проблемы предприятия и способы повышения эффективности деятельности, одним из которых является организация на предприятии производства новой продукции - одноразовой посуды из полистирола.
Третья часть работы посвящена оценке эффективности инвестиций в новое производство, для этого составляется бизнес-план.
На основании проведенных в бизнес-плане маркетинговых исследований делается вывод о повышении спроса на одноразовую посуду и подложки из полистирола и о возможности организации такого производства на ООО «Луч».
Основной целью разрабатывания бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и допустимость получения необходимых ресурсов.
Таким образом, все три части работы системно раскрывают необходимость и целесообразность организации на предприятии ООО «Луч» производства новой продукции, которое будет способствовать решению основной цели - повышению эффективности деятельности предприятия.
Изучив теоретические основы разработки бизнес-планов инвестиционных проектов и оценки их эффективности на предприятии, можно сделать следующие выводы и обобщения.
Инвестиционный проект - инвестиционная акция, предусматривающая вложение определенного количества ресурсов, в том числе интеллектуальных, финансовых, материальных, человеческих, для получения запланированного результата и достижения определенных целей в обусловленные сроки
Предприятия инициируют разработку (или отбор на инвестиционном рынке) только таких инвестиционных проектов, которые помогают ему реализовать определенные цели, сформулированные его инвестиционной политикой.
В общем случае выгоднее потратить деньги (нередко немалые) на изучение вопроса «быть или не быть проекту» и при отрицательном ответе отказаться от него, чем начать бесперспективное дело. Поэтому для принятия верного инвестиционного решения проводят оценку рисков и эффективности инвестиционного проекта.
Эффективность инвестиционного проекта определяют как категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников. Риском же называют потенциальную, численно измеримую возможность неблагоприятных ситуаций и связанных с ними последствий в виде потерь, ущерба, убытков.
Для оценки эффективности инвестиционных проектов используют различные показатели, основными из которых являются: чистый дисконтированный доход, индекс рентабельности, период окупаемости, внутренняя норма доходности.
Чтобы удостовериться в том, что инвестиционный проект в процессе своего осуществления обеспечит получение приемлемой прибыли и будет иметь устойчивое финансовое состояние, проводят оценку его финансовой
реализуемости (рассчитывают коэффициенты рентабельности, оборачиваемости (деловой активности), финансовой устойчивости и ликвидности).
Объект исследования в работе организация ООО «Луч», которая осуществляет производство и продажу термоусадочных пленок и различных упаковочных изделий из полиэтилена высокого (ПВД), низкого давления (ПНД) и линейного полиэтилена низкой плотности. Компания существует на рынке с 2003 года и за это время успела достигнуть небывалых высот и стать одним из ведущих производителей упаковочных материалов.
Изделия, производимые ООО «Луч», завоевали широкую популярность на соответствующем рынке и пользуются большим спросом и доверием потребителей. Для производства используются только проверенные и надежные материалы, которые не выделяют ядовитых химикатов, поэтому вся продукция абсолютно безопасна для здоровья и окружающей среды.
В целом, подводя итоги анализа финансового состояния и финансовых результатов деятельности ООО «Луч», можно сделать следующие выводы :
На предприятии произошел рост имущественного потенциала. Значительную долю имущества на конец 2016 года составляют мобильные активы 65,04 %, в результате этого ускоряется оборачиваемость совокупного капитала. Однако, в основном прирост мобильных активов вызван увеличением стоимости производственных запасов с 489,5 тыс.руб. до 1332,6 тыс.руб. Положительным фактором является то, что предприятию удалось погасить долги на конец анализируемого периода по авансам полученным и перед персоналом организации на 434,3 тыс.руб. Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия позволяет сделать вывод об общем улучшении финансовой устойчивости ООО «Луч», так за анализируемый период произошло увеличение коэффициента финансовой независимости, уменьшение коэффициента соотношения заемных и собственных средств. Также за анализируемые период наблюдается увеличение прибыли от реализации продукции и рентабельности реализованной продукции. Все это свидетельствует о повышении доходности ООО «Луч».
Одним из вариантов совершенствования финансового состояния является реализация инвестиционного проекта по организации производства новой продукции - одноразовой посуды и подложек из полистирола.
Рынок Республики Татарстан является одним из самых перспективных в области переработки полимеров, о чем свидетельствует опыт зарубежных стран, особенно стран Восточной Европы и сегодняшние тенденции российского рынка. В республике сосредоточены основные центры производства мономеров и полимеров, продолжается строительство новых заводов, ввод в эксплуатацию современных и совершенных производственных мощностей. При этом до 85% гибких комбинированных полимерных материалов ввозится в республику из других регионов.
Рынок активно развивается и живет по своим законам. Импорт полимерной продукции и материалов оказывает на него весьма значительное влияние, участвуя в процессе формирования цен на сырье и готовую продукцию. В целом ряде стран Западной Европы наметился серьезный кризис перепроизводства оборудования, многие транснациональные упаковочные компании ищут новые рынки сбыта. Китай и Россия находятся в зоне их стратегических интересов. В ближайшие годы ожидается лавинообразный поток упаковочных материалов из Западной и Восточной Европы, Турции, Тайваня. В то же время в России появляются новые производители оборудования, новые технологии и уже накопленный, пусть и за короткий срок, но собственный производственный опыт. По разным оценкам, в России годовое потребление полимерной упаковки составляет от 4 до 6 кг. Мировые показатели превышают российский в три-четыре раза. Наша страна по- прежнему остается владельцем огромных нефтяных запасов, дешевых энергоносителей при достаточно невысоком уровне оплаты труда. Все эти условия вкупе с наметившимся стабильным экономическим ростом позволяют рассматривать производство полимерных упаковочных материалов как одно из самых рентабельных и перспективных вложений в бизнес.
Для организации такого проекта планируется закупить оборудование и реконструировать помещение на общую сумму 4018 тыс.руб. Также необходимо привлечь 16 человек и провести их обучение.
Был выполнен расчет всех необходимых материальных затрат, затрат на оплату труда, общецеховых и общехозяйственных расходов и определена себестоимость производства одноразовой посуды.
Оценка эффективности проекта методом потока платежей также подтверждает высокую целесообразность проекта. Основные показатели проекта в расчете на 8 кварталов при норме дисконта 18 % составят :
Индекс рентабельности инвестиций 1,48; чистый приведенный доход 8202 тыс.руб.; внутренний коэффициент окупаемости 92 %; срок окупаемости инвестиций 1,2 года.
Все риски проекта учтены и проанализированы. В ходе анализа чувствительности выявлено, что наиболее рискованными фактором для данного проекта являются уровень цен на продукцию, так как по отношению к нему NPV обладает высокой чувствительностью (при уменьшении ее уровня на 9 % проект становится неэффективным). Значительного снижения уровня цен не предвидится, кроме того в будущем предприятие собирается реализовывать одноразовую посуду другим производителям г.Наб.Челны, а значит выручка будет только увеличиваться.
Все это позволяет сделать вывод о целесообразности организации на предприятии производства одноразовой посуды и подложек из полистирола.
1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов : (Вторая редакция) / М-во Экономики РФ, М-во финансов РФ, ГК по стр-ву, архитектуре и жил.политике; рук.авт.кол. : Косов В.В., Ливщиц В.Н., Шахназаров А.Г. - М.:ОАО «НПО «Изд-во «Экономика, 2013. - 421с.
2. Аниськин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 340 с.
3. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. / И.Т. Балабанов - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика.- 512 с .
4. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и
зарубежный опыт. Современная практика : Уч.пособие для экономических специальностей / Рос.эоном.академия им. Г.В. Плеханова , под.ред. В.М. Попова - 5-е изд. - М. : Финансы и статистика. 2012. - 430 с.
5. Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. Р.Г. Маниловского. М.: Финансы и статистика, 2012. - 160 с.
6. Бизнес-план: обоснование решений : Уч.пособие/ В.В. Косов - М. : ГУВШЭ, 2012 - 272с.
7. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. - М.: Финансы и статистика, 2012 - 275 с.
8. Бочаров В. В. Инвестиции. / В.В. Бочаров - СПб: Питер, 2014 - 176 с.
9. Игонина Л.Л. Инвестиции. / Л.Л.Игонина. - М.: Экономистъ, 2015 - 478 с.
10. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. Изд. 2 -е, стереотипное. - М: Информационно-издательский дом "Филинъ", 2014. - 213 с.
11. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 768с.
12. Ковалёв В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчётности.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2014.- 412 с.
13. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 144с.
14. Ковалева А.М. Финансовый менеджмент: Учебник / А.М. Ковалева.
- М.: ИНФРА-М, 2013. - 284с.
15. Колесова И.В. Финансовый анализ: теория и практика. Учебн. пособие / И.В. Колесова, А.Д. Козинкина. - Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2015.
- 311 с.
16. Леонтьев В.Е. Финансовый менеджмент: Учебник / В.Е.Леонтьев, В.В. Бочаров, Н.П.Радковская. - М.: «ООО «Издательство Элит» , 2013. - 560 с.
17. Липсиц И.В. Бизнес-план - основа успеха : Практическое пособие - 2-е изд., перарб. и доп. - М. : ДЕЛО, 2014. - 111с.
18. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие / под общ. ред. И.И. Мазура. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2013. - 664 с.
19. Пелих А.С. Бизнес-план или как развернуть собственный бизнес : Анализ, методика, практикум. - М.: Омега, 2013 - 90с.
20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5¬е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО «Новое знание», 2012. - 356 с.
21. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями : Промышлен., энергоснаб., фермерство, мед., гост. и др.услуги/ В.М.Попов, Л.П. Кураков, С.И.Ляпунов; под ред. В.М. Попова - 2-е изд., перераб. Идоп. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 488с.
22. Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник для ВУЗов. / В.К.Сенчагов. - М.: Проспект, 2012. - 720 с.
23. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2012.- 422 с.
24. Финансовый бизнес-план: Учебное пособие / Под ред. В.М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2013.- 198 с.
25. Хаммер М. Рубежи менеджмента (Книга о современной культуре управления). - М.: ЗАО ОЛИМП-БИЗНЕС, 2014.-456 с.
26. Циферблат Л.Ф. Бизнес-план: работа над ошибками. М.: Финансы и статистика, 2014.- 184 с.
27. Шеремет А. Д., Сайфуллин Р.С. Финансы предприятий. - М., ИНФРА, 2013. - 543 с.
28. Экономика : Учебное пособие / Под ред. Э.А.Кузнецова. - Х.: Одиссей, 2012. - 512 с.
29. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Сафронова. - М.: Экономистъ, 2013. - 312 с.
30. Бухгалтерский баланс ООО «Луч» за 2013, 2014, 2015 г.г.
31. Отчет о финансовых результатах ООО «Луч» за 2014, 2015 г.г.