Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование организации занятости молодежи в муниципальном образовании г. Наб.Челны (на примере МАУ «Центр по трудоустройству учащейся и студенческой молодежи»)

Работа №50251

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное управление

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
443
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы организации занятости молодежи на
муниципальном уровне 9
1.1 Понятие, виды и формы занятости молодежи 9
1.2 Нормативно-правовые основы организации занятости молодежи в РФ 16
2 Современное состояние занятости молодежи в г. Набережные Челны 27
2.1 Анализ деятельности МАУ «ЦТУСМ » по организации занятости
молодежи в г. Набережные Челны 27
2.2 Факторы, снижающие эффективность деятельности МАУ
«ЦТУСМ» в сфере организации занятости молодежи 42
2.3 Разработка Комплексной программы по совершенствованию
организации занятости молодежи в г. Набережные Челны 50
2.4 Социально-экономическая эффективность Программы 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ

Кризисные явления на российском рынке труда, социальные проблемы молодого поколения имеют сложную природу, являются результатом действия различных факторов и требуют немедленного разрешения. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной занятости. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования незанятой молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена молодежная занятость.
Привлечение внимания к исследованию проблем молодежи связано также и с тем, что именно молодое поколение, его социально-экономический статус наиболее ярко отражают основные проблемы, существующие в обществе.
В России остро стоит вопрос о реформировании общего и профессионального образования, системы профессиональной ориентации. В свою очередь, возможность получить качественную профессиональную подготовку для молодых людей предопределяет их конкурентный статус на рынке труда.
Ограничение возможностей продажи рабочей силы, связанное с сокращением вакансий, несоответствием системы профессионального образования потребностям изменившегося рынка труда, отсутствием эффективных целевых программ содействия занятости молодежи и средств для их реализации, способствовало росту прежде невиданной молодежной безработицы.
Положение с трудоустройством молодежи в России в последнее время значительно ухудшилось. Нет прежней системы распределения выпускников высших учебных заведений на рабочие места в соответствии с полученной специальностью, работодатели с неохотой принимают на работу молодых, как правило, неопытных работников, деятельность службы занятости по трудоустройству молодых людей не имеет достаточной программной и финансовой основы.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что современная ситуация в России, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участие молодежи.
Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во «Всеобщей декларации прав человека», где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
Безработица (незанятость) - явление, свойственное определенной стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Рынок, как и любой другой социальный институт, имеет и положительные, и отрицательные стороны. Рынок - один из регуляторов общественных отношений, и без рынка не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о его негативных последствиях: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов групп населения, имеющих деньги. Все это не способствует всеобщей занятости населения. Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обусловливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экологических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их социально-экономической системы.
По оценкам специалистов, в России количество официально зарегистрированных безработных колеблется от 1,6 млн. человек в 2014 году до 1,7 (1,8) млн. человек в 2016 г., а общее число безработных (по методике МОТ) в 2016 г. составило 8,1 % или 8,5 % от экономически активного населения, против 8,4 % в 2015. В 2016 году в Татарстане доля молодежи от общего числа граждан, состоящих на учете, составила 28,3%. Выпускники учебных заведений составляют 16% безработных, высшее образование имеют 18%, среднее профессиональное - 31%, 38% безработных - молодые люди в возрасте 16-29 лет, 18% безработных имеют длительный перерыв в работе, 13% безработных имеют на своем иждивении несовершеннолетних детей.
Степень научно-теоретической разработанности проблемы. В литературе по проблеме безработицы идет дискуссия о роли и значении службы занятости в деле решения данной проблемы. Созданная по инициативе Правительства РФ, она призвана проводить официальную политику в области занятости, повышать конкурентоспособность безработных, содействовать занятости населения. Суть дискуссии состоит в том, что одни исследователи отмечают недостаточную эффективность службы занятости в решении поставленных перед ней задач, а другие говорят о ее успехах и достижениях в различных регионах. Авраамова Е.М., Абакумов Н.Н., Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В. описывают безработицу как неизбежное явление любого общества. Описывают виды и причины безработицы с экономической точки зрения. Березин И.С., Болотков Ю.А. рассматривают пути снижения безработицы.
В своих работах показывают ответственность государства за трудоспособное население, которое в силу каких-то причин осталось без рабочих мест. Евстратова Е.Е. в своей работе акцентирует внимание на женской безработице. Молодежь является наиболее уязвимой демографической группой, поэтому для этой социальной категории разрабатываются отдельные государственные программы. Кузнецова И.А., Леана К.Р., Никифоров В.О. анализируют процесс трудовой адаптации, прослеживают влияние изменений рынка труда на поведение личности, его экономическую активность. Зайнышева И.Г., Павленок П.Д., Иванов В.Н. характеризуют формы и методы социальной работы с безработными. Ромм М.В., Росс Л., Нисбетт Р. пишут о процессе адаптации личности в социуме. Работы включают описание стратегий, факторов, видов адаптации. В данной работе особое внимание уделяется проблеме трудоустройства молодежи через призму деятельности МАУ «ЦТУСМ».
При подготовке работы использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ и Конституция РТ, Трудовой Кодекс РФ, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также труды Абдулова С., Левитской А.О., Волгина Н.А., Одегова Ю.Г., Буланова В.С. и других авторов.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию организации занятости молодежи в МАУ «ЦТУСМ» г. Набережные Челны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
A. Изучить теоретические аспекты организации занятости молодежи на муниципальном уровне.
Б. Провести анализ деятельности МАУ «ЦТУСМ» по организации занятости молодежи в г. Набережные Челны.
B. Разработать проект Комплексной программы по совершенствованию организации занятости молодежи в МАУ «ЦТУСМ» г. Набережные Челны.
Объектом исследования является муниципальное автономное учреждение «Центр по трудоустройству учащейся и студенческой молодежи» г. Набережные Челны.
Предмет исследования - система деятельности Центра по трудоустройству учащейся и студенческой молодежи по организации занятости молодежи в г. Набережные Челны.
Методы исследования: анализ документов, опрос, наблюдение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная комплексная Программа имеет прикладное значение и должна использоваться для совершенствования организации занятости молодежи в г. Набережные Челны в период 2018-2020 гг.
Структура работы состоит из введения, двух разделов, выводов и предложений, списка использованной литературы, приложения.
В первом разделе основное внимание уделено теоретическим аспектам организации занятости молодежи. Раскрывается смысл основных понятия «молодежь», «занятость», а так же нормативно-правовые основы организации занятости молодежи.
Во втором разделе проводится анализ деятельности Центра по трудоустройству учащейся и студенческой молодежи по организации занятости молодежи в г. Набережные Челны, дается общая характеристика МАУ «ЦТУСМ», рассматривается организация занятости молодежи за три года, выявляются проблемы в организации занятости молодежи, изложены результаты опроса молодежи, стоящей на учете в МАУ «ЦТУСМ», а также предлагает комплекс мероприятий по организации занятости молодежи в г. Набережные Челны.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Молодежь - это возрастная группа, находящаяся на определенном этапе жизненного цикла, отличающего ее от других групп населения. Молодые люди прибывают в состоянии, когда формируется система принципов, установок и ценностных ориентаций. В данной работе нами были рассмотрены основные проблемы современной молодежи, ее ценностные ориентации, имеющие огромное значение в контексте жизненного пути. Молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения. Также на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам. Складывающийся рынок труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент.
В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачи по количественному и качественному сопоставлению востребованных рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях.
Подытоживая сказанное выше в отношении особенностей проблем поведения молодежи как особой социально-демографической группы на рынке труда можно констатировать, что проблема молодежной занятости имеет вполне объективный характер в условиях свободной конкуренции на рынке труда.
Однако эта проблема решаема, если Правительства Российской Федерации будет решать ее совместно с центрами по безработице. Необходимость специальных программ государственного регулирования занятости молодежи бесспорна.
Решение проблемы занятости молодежи напрямую связано с преодолением рассогласованности между существующей системой профессионального образования и потребностями рынка труда в молодых специалистах, которые характеризуются постоянно повышающимися требованиями работодателей к соискателям рабочих мест. Несоответствие потребностей рынка труда жизненным ценностным ориентирам молодежи, препятствующее активному поиску работы молодыми людьми - сегодня реальность, имеющая крайне негативные социальные последствия.
Как видно по материалам работы совершенствование занятости молодежи в муниципальном образовании (на примере МАУ «ЦТУСМ»), эта тема является важнейшим направлением для молодого поколения из- за сложной ситуации на рынке труда. Государственная поддержка и обеспечение занятостью молодежи является главным аспектом политики трудоустройства.
В процессе анализа были выявлены недостатки в работе МАУ «ЦТУСМ» и государственной поддержки молодежи, проблемы в трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда, наличие дискриминации по возрастному и половому признаку, что является не допустимым в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Как показало проведенное исследование, основные требования молодежи к будущему месту работы сводятся к высокой оплате труда, способствующей обеспечению самостоятельности и независимости.
Также выяснили, что вакансии, предлагаемые МАУ «ЦТУСМ» не всегда способны удовлетворить всем требованиям безработной молодежи. Существует тенденция рассогласованности между действующей системой профессионального образования и потребностями рынка труда в молодых специалистах, которая объясняется тем, что требования работодателей к своим потенциальным работникам постоянно повышаются.
В сфере занятости молодежи помимо приведенных выше проблем существует проблема её низкой конкурентоспособности, которая связана с рядом факторов, которые были определены в данной дипломной работе. МАУ «ЦТУСМ» осуществляет активную политику занятости населения на рынке труда. Одним из важнейших направлений этой политики является профориентационная работа с молодежью. Система профориентационных мероприятий включает в себя превентивную деятельность среди молодежи и учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений. Кроме того, важное место в перечне услуг, оказываемых МАУ «ЦТУСМ», занимает профессиональное обучение, позволяющее клиентам приобрести знания и навыки по различным профессиям (специальностям) для успешной конкуренции на рынке труда.
На наш взгляд, не все из этих программ достаточно эффективны, так как их финансирование достаточно скудно и оплата труда молодых специалистов преимущественно остается на низком уровне. С целью устранения выявленных недостатков и совершенствования организации занятости молодежи в МАУ «ЦТУСМ» г. Набережные Челны автором была разработана и представлена комплексная программа по совершенствованию организации занятости молодежи города Набережные Челны в период 2018-2020 гг., где выработаны мероприятия по урегулированию рынка труда и занятости молодежи, где разобраны проблемные аспекты, выделена цель, задачи, определены механизмы по их урегулированию и реализации мероприятий и направлений работ.
В мероприятиях Программы предусматривается решение конкретных вопросов по устранению выявленных недостатков и улучшения организации занятости и трудоустройства молодежи МАУ «ЦТУСМ» г. Набережные Челны в период 2018-2020 гг., предусматривается реализация комплекса мероприятий для улучшения организации занятости и трудоустройства молодежи г. Набережные Челны.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 21.07.2014 № 2-ФЗК, от 21.07.2014) // Российская газета. -
2014. - 22 июля.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 201-ФЗ // СЗ РФ. - 2001. - №1.- Ч.1. - Ст.3; Российская газета. - 2004. - 31 декабря. - С.1. (ред. от 03.07.2016 г.)
3. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»: от 19.04.1991 г. в ред. ФЗ РФ от 31.12.2005 г. №199-ФЗ (ред. от 28.12.2016)// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.-1991. № 18 -Ст. 565; СЗ РФ.- 2016. - №30.
4. Конституция Республики Татарстан от 06.11. 1992 г. (в ред. от 14.03.2005 г.) // Республика Татарстан. - 2005. - №88. - Ст. 32.
5. Закон Республики Татарстан «О реализации государственной политики в области содействия занятости населения в Республике Татарстан»: от 19.06.2006 г. №39-ЗРТ (ред. от 09.10.2015 г.) // Ведомости Госсовета РТ. -2015. - №6. - С. 98.
6. Закон Республики Татарстан «Об органах социального партнерства в Республике Татарстан»: от 1.07.2004 г. № 42-ЗРТ (ред. от 16.02.2007 г.)// Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти.- 2007. - №34. - Ст. 34.
7. Закон Республики Татарстан «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите»: от 5.07.2006 г. №60-ЗРТ // Республика Татарстан. - 2006. - 28 июля. - С. 145.
8. Закон Республики Татарстан «О молодежи и молодежной политике»: от
15.07.2004 г. № 52-ЗРТ (ред. 14.07.2012 г.) // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2012. - №35. - Ст. 12.
9. Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения. Утверждено Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99. // Российские вести. - 1993.- №46. - Ст.18.
10. Приказ Федеральной службы занятости от 30 декабря 1993 г. № 161 «Об утверждении методических рекомендаций о порядке организации работы органов службы занятости в условиях массового высвобождения» // СПС «Гарант». - №56. - Ст. 17.
11. Концепция действий на рынке труда РФ на 2011 - 2016 годы // Российская газета. - 2011. - С. 12-17.
II. Учебники и учебные пособия:
12. Абдулова С. Молодежь и занятость / С. Авдулова // Человек и труд. - 2011.
- № 12. - С. 131-135.
13. Авраамова Е. Поведение молодых специалистов на рынке труда / Е. Авраамова // Человек и труд. - 2014. - № 9. - С. 64-72.
14. Аджиев Р. Тенденции и факторы формирования занятости в Российской Федерации: учебное пособие / Р. Аджиев. - Махачкала, 2011. - 194 с.
15. Андреева Л.А., Медведев О.М. О месте норм обеспечения трудовой занятости в системе российского права / Л.А. Андреева // Государство и право. - 2013. - № 2. - С. 54-60.
16. Андрюшков А. Программа социальной молодежной политики / А. Андрюшков // Народное образование. - 2011. - № 8. - С. 47-51.
17. Бабинцев В. Формирование кадрового обеспечения государственной молодежной политики в регионе / В. Бабинцев // Управление персоналом. - 2012. - № 6. - С. 48-52.
18. Банков Г. Особенности организации деятельности службы занятости на муниципальном уровне / Г.Банков // Проблемы теории и практики
управления. - 2011.- № 3. - С. 176-180.
19. Буланов В.С. Современные проблемы занятости и безработицы: учебное пособие / В.С. Буланов. - М.: РАГС, 2011. - 231 с.
20. Владимирова Л.П. Вопросы труда, занятости и социальной защиты / Л.П. Владимирова // Дайджест прессы. - 2013. - №9. - С. 122.
21. Владимирова Л.П. Экономика труда: учебное пособие / Л.П. Владимирова. - М.: Дашков и К°, 2010. - 220 с.
22. Власов В.И., Крапивин О.М. Регулирование занятости граждан в Российской Федерации / В.И.Власов // Гражданин и право. - 2009. - № 10. - П.; - 2011. -- № 1. - С 27-40.
23. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник / Б.М. Генкин. - М.: ИНФРА-МС, 2012. - С. 362-366.
24. Гимпельсон В. Нестандартная занятость и российский рынок труда / В. Гимпельсон // Вопросы экономики. - 2011. - № 1. - С. 122-143.
25. Гирфанов Р. Совершенствование правовых механизмов, форм и методов работы органов местной власти по обеспечению интересов семьи и молодежи в России / Р. Гирфанов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 9. - С. 35-41.
26. Головачев А. Регулирование рынка труда и заработной платы / А. Головачев // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2015.- № 4. - C. 79.
27. Добовова О. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи / О. Добовова // Человек и труд. - 2011. - № 1. - С. 71-72.
28. Долгова А., Жукова, И. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. - 2017. - № 8. - С. 145.
29. Ермолин А. Национальная молодежная политика // Народное образование. - 2012. - № 3. - С. 10-17.
30. Захаров Б.Ф. Доклад по современным проблемам регулирования рынка труда / Б.Ф. Захаров // Социс. - 2011. - № 2. - С. 213.
31. Калашников С. Развитие рынка труда - неотъемлемый элемент
государственной политики / С. Калашников // Человек и труд. - 2011. - № 5.- C.41-55.
32. Калина А. Управление рынком труда в нестабильной экономике / А. Калина // Проблемы теории и практики управления. - 2011. -№ 6. - С. 90.
33. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред.К.Н.Гусова. - М.: Проспект, 2012. - 483 с.
34. Камышов Д. Механизмы реализации государственной молодежной политики в РФ / Д. Камышов // Коммерсантъ-Власть. - 2011. - №9. - С. 32¬35.
35. Карти Т. Динамика рынка труда в России / Т. Карти // Вестник ассоциации менеджеров. - 2012. - № 2. - С.38-41.
36. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: учебник / И.Я. Киселев. - М.: Дело, 2012. - 728 с.
37. Коровкин А.Г. Занятость и рынок труда в России: проблемы и ограничения / А.Г. Коровкин // Проблемы прогнозирования. - 2013. - № 5. - С. 54-60.
38. Костин Л.А. Российский рынок труда: вопросы теории, истории, практики / Л.А. Костин. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 372 с.
39. Култынова В.М. Миграционные процессы в РТ / В.М. Култынова // Экономический вестник РТ. - 2013. - № 2. - С.63-67.
40. Левитская А. О законодательной деятельности в сфере молодежной политики // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 15-19.
41. Макаров В. Рынок рабочей силы в условиях перехода к экономике инноваций / В. Макаров // Человек и труд. - 2011. - № 5. - С.46-51.
42. Миронов В.И. Лекция № 8. Занятость и трудоустройство // Трудовое право.
- 2012. - № 4. - С. 52-59.
43. Морозова Г.В. Социальный статус молодого поколения / Г.В. Морозова // Экономический вестник РТ. - 2014. - № 3-4. - С. 5-8.
44. Низова, Л.М. Правовое регулирование занятости населения в условиях разграничения полномочий // Трудовое право. - 2011. - № 1. - С. 40-45.
III. Материалы организации:
45. Текущий архив МАУ «ЦТУСМ» г. Набережные Челны.
46. Устав МАУ «ЦТУСМ» г. Набережные Челны.
47. Программа содействия занятости населения г. Набережные Челны на 2015 гг.
48. Программа содействия занятости населения г. Набережные Челны на 2016 гг.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ