В настоящее время в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь эксплуатируется около 95 тысяч дизельных двигателей, в том числе: на тракторах – 53, зерноуборочных комбайнах – 12, автомобилях – 20, кормоуборочных комбайнах и другой специальной технике – 10.
Отношение стоимости капитального ремонта двигателя к цене нового уменьшилось в последнее время с 40…60 до 22…30 %. Эти изменения вы-званы ростом цен на новую технику и снижением стоимости ремонта, что экономит около 50 млрд руб. в сравнении с закупкой такого же количества новых двигателей.
Обкатка — важнейшая завершающая технологическая операция ремонта автотракторного двигателя, на ее проведение затрачивается значительное количество топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов.
При производстве и, особенно, ремонте дизельных двигателей действуют факторы неидентичности технологии изготовления, сборки и регулировки. Все это формирует так называемые индивидуальные особенности двигателей и является причиной того, что даже у конструктивно одинаковых образцов на одинаковых режимах работы имеет место значительный разброс показателей.
Механическое воспроизведение режимов обкатки, разработанных на базе технологического процесса ремонта двигателей одного завода и положительно там себя зарекомендовавших, не всегда может обеспечить наилучший результат на другом предприятии. Поэтому требуются дальнейшие исследования процесса послеремонтной стендовой обкатки автотракторных дизелей с разработкой методики и технических средств установления режимов, в зависимости от исходного состояния обкатываемого двигателя, что позволит сократить среднюю продолжительность обкатки двигателей, сэкономить топливно-энергетические ресурсы.
Теоретический анализ показал целесообразность применения метода контроля приработки поверхностей трения автотракторных дизелей в процессе послеремонтной стендовой обкатки, который основан на измерении мощности механических потерь по моменту со¬противления прокручиванию коленчатого вала на фиксированной частоте вращения, как наиболее приемлемого в условиях производства [7…9, 11].
2. Предложена математическая модель, отличающаяся тем, что позволяет оценить влияние таких факторов, как мощность механических потерь в начале обкатки, температура масла в процессе обкатки и средняя скорость изменения мощности механических потерь на мощность механических потерь двигателя в конце послеремонтной стендовой обкатки [3, 4, 13].
3. На основании теоретических и экспериментальных зависимостей разработана методика и произведен выбор рационального режима приработки, при котором интенсивность снижения мощности механических потерь, относительно продолжительного режима, на стадии холодной обкатки увеличивается в 1,7 раза, на этапе горячей под нагрузкой в 1,4 раза для двигателя ЯМЗ-236М, а для ЯМЗ-238М соответственно в 1,8 и в 1,4 раза [5, 6].
4. В работе впервые исследована зависимость мощности механических потерь в процессе обкатки от времени, температуры масла, средней скорости изменения мощности механических потерь и от мощности механических потерь в начале обкатки.
Получены интерполяционные формулы, которые позволяют определить мощность механических потерь в любой момент времени для соответствующих режимов обкатки, причем рассчитанные значения мощности механических потерь отличались от экспериментальных данных менее чем на 5%. Получена формула для селективного установления продолжительности обкатки с учетом мощности механических потерь двигателя [2, 15].
5. Разработан алгоритм селективного установления продолжительности режимов приработки и конструкция стенда для послеремонтной обкатки автотракторных дизелей, которая запатентована в Республике Беларусь. Средняя продолжительность обкатки сокращается на 15% [4, 14, 16, 21].
6. Чистый дисконтированный доход на один стенд при программе ремонта 771 двигатель ЯМЗ-236М может составить 3673 тысячи рублей, срок возврата капитальных вложений 2,3 года при годовой экономии 2,2 тонны дизтоплива и 13955 кВт´ч электроэнергии, экологическом эффекте 159 тысяч рублей [16].