Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


История возникновения духоборческой секты и их трансформация в Закавказье в конце 19-го века

Работа №50210

Тип работы

Статьи, Эссе, Сочинения

Предмет

религиоведение

Объем работы16
Год сдачи2016
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
281
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Духоборы или Духовные христиане?
Переселение духобоческой общины в Закавказье
Быт духоборцев села Славянка и наблюдение Верещагина
Пётр Веригин и трансформация духоборцев
Влияние толстовства на Веригина и духоборцев
Заключение

В 1895 году в Закавказье прошла волна протестов против воинской повинности со стороны духобор, которые были выселены на эти территории в 40-х гг. 19-го века из Таврической губернии. Духоборы в качестве протеста собрали оружие и сожгли, а другие члены общины, которые проходили военную службу отказались повиноваться военным начальникам. Все это в конечном итоге привело в добровольной эмиграции большой части духобор Кавказа в Канаду.
В развитии духоборческого движения Российской Империи можно проследить четыре главных этапа:
1. Возникновение общины в современной Украине и в Тамбовской губернии в XVIII веке;
2. Переселение духобор на реку Молочные Воды после Указа с 1802 г.;
3. Ссылка большой части этой общины в Закавказье в 1841-1845 гг.;
4. Раскол среди духобор в связи с влиянием толстовства и добровольная эмиграция большой части закавказских духобор в Канаду.
Но один главный элемент в процессе развития и трансформации духоборческой общины оставался неизмененным - иерархия и авторитарная роль руководителей общины. В частности к расколу и известному восстанию духобор Закавказья не последнюю роль сыграл авторитет Петра Василиевича Веригина.
Целью этой статьи является анализ переселения духоборческой общины в Закавказье их трансформация, а также эмиграция в Канаду. Очень часто можно натолкнуться на источники, где указывается, что духоборческая община с самого начала была пацифистической и в связи с этим они в качестве протеста сожгли оружия в 1895 году. Было ли это действительно так, мы попытаемся найти ответит на этот вопрос. Были ли эмигрировавашие в Канаду представители вышеупомянутой секты на тот момент классическими духоборцами или они считали себя представителями другого религиозного течения, мы также попытаемся пролить свет. В тоже время важно сфокусировать внимание на личности Петра Веригина, который был родом из села Славянка Елизаветопольского уезда (сегодня на территории Азербайджана Кедабекский район) и кому удалось повлиять на общину будучи в ссылке в Архангельске.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В этой статье была проанализирована история возникновения духобреческой религиозной секты, их ссылка в Закавказье и впоследствии трансформация внутри общины. При этом, вопросы, поставленные в начале статьи были проанализированы, что позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Духоборческая община действительно с самого начала своего возникновения имела пацифистический настрой, который был больше мотивирован тем фактом, что они не считали Россию своей родиной. Для них государём был Бог. Но этот настрой был подпитан больше религиозными мотивами. Пацифистическое движение закавказских духобор в 90-х гг. 19 века имело уже политическую окраску, которая формировалась под влияением толстовства.
Кроме того, антиправительственное настроение духобор в начале 19-го века также мало прослеживается. Мы можем с уверенностью утвреждать, что пацифистическое движение у закавказских духобор в конце 19 века был мотивирован также антиправительственным недовольством. Это недовольство было внедрено со стороны нового учения толстовста, которое посредством влиятельных личностей среди религозных сект проводили в устной и письменной форме агитацию. В случае духоборцев такой личностью стал Пётр Веригин, который на тот момент находился в ссылке в Архангельске.

2. Кроме того, после ссылки Веригина и систематическое изменение в догмах духоборческой общины дает нам возможность называть их постниками или веригиновцами, как их упоминают во многих источниках. Многие духоборческие религиозные взгляды были заменены более анархично-политическими идеями толстовства. Идеологом этой идеи среди духобор стал Пётр Веригин. Распространение тостовстских идей через Веригина стало возможным, так как духоборы изначально подчинялись своим вожакам, а Веригин еще переде ссылкой был формально избрам таковым.
Транфсормация среди духобор была возможным также и потому что, большая часть общины являлась безграмотной и влиятельные среди общины грамотные люди имели влияение. Этот феномен был детально изучен сторонниками, толстовства, которые были из зажиточных семей с хорошим образованием. Результатом этого стало сближение с Веригином и распространения своего учения через него.

3. Трансформация и добровольная эмиграция духобор в Канаду можно считать переломным моментом в переселенческой политики царской России в Закавказье. Попытки водворения «русского элемента», как это называли в официальных документак, в новозавоеванных территориях увенчалась без успеха. Кроме того, происходила также трасформация среди других религиозных сект, которые были переселены из Российской империи.



Бонч-Бруевич В. Д. «Разъеснение жизни христиан и быд у нас христиан, сиротский дом». Материалы к изучению русского сектанства. Выпуск второй. Нр. 51. Хунтс. 1901.
Бонч-Бруевич В.Д. Изложение миросозерцания духоборцев. Животная книга духоборцев. С-Петербург. 1909.
Бонч-Бруевич В.Д. Избранные сочинения. Т. 1. О религии, религиозном сектастве и церви. Мосвка. 1959.
Духоборы и Толстовцы. Журнал «Полтавские Епархиальные Ведомости». Нр. 7. 1 Марта 1903 г.
Иникова С.А. История пацифистского движения в секте духобороров (XVIII-XX вв.). В: Павлова Т. А.: Долгий путь российского пацифизма. Российская Академия Наук. 1997.
Иникова С.А. «Духовные истоки и начальный период истории духоборчества». Точный адрес статьи: http://www.doukhobor.ru/literatura/inikova/Istoki/Duhistoki.doc, последняя дата обращения 15.04.2020.
Кушнерёв И.Н. Духоборы и Молокане в Закавказье. Рассказы Художника В.В. Верещагина. С рисунками. Мосвка. 1990.
Лебедева А. Духоборцы в Слободской Украине. Харьков. 1890.
Лопухин И. В. Некоторые черты в обществе духоборцев, рукопись. Москва. 1843 г.
(НАГ) Национальный Архив Грузии.
Новицкий О. Духоборы: их история и вероучение. Киев, 1882.
(РГИА) Российский Государственный Исторический Архив.
Указ Государя Императора Александра I. Журнал «Слово Веры». 2006.
Семенов И. История Закавказских молокан и духоборов. Еревань. 2001.
Терлецкий В. Н. Очерки, исследования и статьи по сектантству. Вып. 1. Общие понятия о сектанстве. Духоборы и толстовцы. Павловское "страшное дело". Секта "иоаннитов" / В.Н. Терлицкий. - Полтава : электр. тип. Г.И. Маркевича, 1911.
Arndt, Augustin. Die Sekten der russischen Kirche, in: Zeitschrift für katholische Theologie. Vol. 39. No. 1 (1915). Universität Innsbruck.
Camfield, Graham. Amoung Russian Sects and Revolutionist.The extraordinary life of Price D. A. Khilkov. Bern. 2015. S. 135.
Herlth, Jens. Staat und Gesellschaft. George, Martin/ Herlth, Jens/ Münch, Christian, Schmid, Ulrich (Hg.): Tolstoj als theologischer Denker und Kirchenkritiker. Göttingen. 2015.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ