ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы применения проектной деятельности в процессе обучения 5
1.1. История становления и развития технологии проектного обучения в
педагогической науке и практике 5
1.2. Проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся 6
1.3. Анализ возможностей и особенностей применения метода проектов
в педагогической и методической литературе 11
ГЛАВА 2. Методические аспекты изложения темы «Многогранники» в школьном курсе стереометрии 15
2.1. Методические рекомендации по обучению теме «Многогранники» 15
2.2. Обзор изложения темы «Многогранники» в учебниках разных
авторов 17
2.3. Виды и роль наглядных средств при изучении многогранников 28
ГЛАВА 3. Использование проектной деятельности в процессе изучения темы «Многогранники» в 10-м классе 31
3.1. Разработки уроков с использованием проектной деятельности 31
3.2. Система проектных работ по теме «Многогранники» 45
3.3. Опытно-экспериментальная работа 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
Список используемой литературы 53
Приложения 57
В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информационного общества, формирование у него умения самостоятельно конструировать собственные знания.
Перед современным образованием возникает проблема: подготовить человека, который умеет искать, отбирать и обрабатывать нужную ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Данная проблема вызвала необходимость использования новых педагогических технологий в общеобразовательной школе.
Большие возможности в этом плане раскрывает метод проектов, направленный на становление личности ученика с помощью активных способов действия. Учебный проект - это дидактическое средство, которое влияет на активизацию познавательной деятельности, развитие креативности и формирование определенных личностных качеств.
За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.
При обучении геометрии в старшей школе необходимо выделить одну или несколько ведущих тем, по которым будут создаваться проектные работы. В десятом классе, например, можно взять тему «Многогранники», которая является достаточно насыщенным предметом исследования.
Объект исследования - процесс обучения геометрии в старшей школе.
Предмет исследования - методические особенности использования проектной технологии при обучении теме «Многогранники» в 10-м классе.
Цель исследования: изложить методику организации проектной деятельности школьников 10-х классов, способствующей развитию умений, формирующихся в ходе работы над проектами.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить учебно-методическую, научную литературу по теме исследования.
2. Проанализировать изложение содержательной линии
«Многогранники» в действующих учебниках геометрии для 10-11 классов.
3. Описать методику организации проектной деятельности при изучении темы «Многогранники».
4. Разработать уроки с применением проектной технологии обучения.
5. Разработать систему проектных работ по теме «Многогранники».
Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные особенности организации проектной деятельности школьников при изучении темы «Многогранники», а также методические разработки могут быть полезны учителям математики в учебном процессе и студентам при прохождении педагогической практики.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе метод проектов раскрывается как один из ведущих подходов современного школьного математического образования. Во второй главе приводятся методические рекомендации по обучению теме «Многогранники» и анализ действующих учебников по геометрии. В третьей главе описывается исследование, проведенное с учащимися 10 класса, его результаты, а также разработанная система проектных работ.
Тема «Многогранники» является центральным в курсе геометрии и представляет собой достаточно насыщенный предмет исследования. Анализ литературы по теме исследования, а также анализ учебников позволил сделать вывод о том, что эффективным методом обучения при изучении данной темы является метод проектов.
В данной выпускной квалификационной работе были изложены теоретические основы и методика организации проектной деятельности. Выявлен уровень разработанности исследуемого вопроса в методической и педагогической литературе. Проанализированы действующие учебники геометрии для 10-го класса. Разработана система проектных работ по теме «Многогранники».
В качестве опытно-экспериментальной работы были проведены уроки по теме «Многогранники» с использованием проектной работы. Проанализировав ее результаты, мы пришли к выводу о том, что метод проектов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Она соответствует тем требованиям, которая предъявляет современное образование. Однако существуют некоторые сложности при ее организации. При проведении проектной работы, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень их подготовки для определения степени самостоятельности работы.
Предполагаем, что данная работа будет полезна учителям, которые реализуют метод проектов на уроках математики. Считаем необходимым в дальнейшем усовершенствовать и внедрить в процесс обучения разработанную систему проектных работ, попробовать применить метод в изучении других тем математики.
1. Александров, А.Д. Методические рекомендации. 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразоват. организаций. [Текст] / А. Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. - М.: Просвещение, 2013. - 144 с.
2. Беломестнова, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие. [Текст] / Н.А. Беломестнова. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
3. Бухаркина, М.Ю. Разработка учебного проекта. [Текст] / М.Ю. Бухаркина. - М.: Просвещение, 2003. - 215 с.
4. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе. [Текст] / А.В. Бычков. - М.: Просвещение, 2000. - 118 с.
5. Геометрия [Текст]: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян и др. - М.: Просвещение, 2013. - 255с.
6. Гумерова Л.М. Проектная работа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://uleisan895034mailr.wixsite.com/mysite (03.06.2018)
7. Гурова С.Ю. Проектная работа по математике «Математика в
профессиях родителей одноклассников» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
https://infourok.ru/proektnaya_rabota_po_matematike_matematika_v_profe ssiyah_roditeley_odnoklassnikov_5-6_klass-524127.htm
8. Игнатьев, М.В. Метод проектов в математике и развитие нестандартного мышления у детей. / М. В. Игнатьев, И.К. Баталина // Информационные технологии в образовании. - 2009. - № 5. - С. 29¬28.
9. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. [Текст] / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М.: Академия, 2005. - 124 с.
10. Леонтович, А.В. Основные рабочие понятия исследовательской
деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. [Текст] / А.В. Леонтович, А.С. Саввичев. - М.: ВАКО, 2005. - 160 с.
11. Мансуров, Н.А. Не толкователь, а соучастник: из опыта организации проектной деятельности в школе / Н.А. Мансуров, Т.Б. Герасимова, В.С. Рохлов // Управление школой: приложение к газете «Первое сентября», 2005. - № 6. - С. 12-17.
12. Нетесова, Н.И. Развитие проектного метода в системе образования/ Н.И.Нетесова // Молодой ученый - 2014. - №19. - С.17-19.
13. Новиков, А.М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. [Текст] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Академия, 2004. - 213 с.
14. Павлова, М.Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников. [Текст] / М.Б. Павлова, И.А. Сасова. - М.: Вентана- Графф, 2003. - 241 с.
15. Патрикеева Г.А. 10 способов решения квадратных уравнений.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://project. 1 september.ru/works/564563
16. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.
- 3-е изд., испр. и доп. [Текст] / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
17. Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: его возможности. [Текст] / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2000. -№4.
18. Погорелов, А.В. Геометрия. 10-11 классы: учеб. Для общеобр. организаций: базовый и профил. уровни. [Текст] /А.В. Погорелов. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 175 с.
19. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2010. - 200 с.
20. Ромашко, И.В. Проектная деятельность на уроках математики / И. В. Ромашко // Образование в современной школе. - 2004. - № 3. - С. 46¬49.
21. Саакян, С.М. Геометрия. Поурочные разработки. 10-11 классы: Учебное пособие для общеобразоват. организаций. [Текст] / С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2015. - 240 с.
22. Саженцева Л.В. Практическое применение математики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.eduportal44.ru/koiro.
23. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] / И.С. Сергеев. - М.: Просвещение, 2005. - 112 с.
24. Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения [Текст] / А.С. Сиденко. - М.: Завуч, 2003. - №6. - С. 27-29.
25. Стефанова, Н.Л. Методика и технология обучения математике. Курс лекций [Текст] / Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова. - М.: Дрофа, 2005.¬416 с.
26. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? [Текст] / М.А. Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2010. - 44 с.
27. Эпштейн, М.К. Метод проектов: история с продолжением / М.К.Эпштейн // Первое сентября. - 2001. - № 3 - С.17-18.