ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЦЕНАМИ
1.1. Содержание основных понятий управления ценовой политики 7
1.2. Методические подходы к управлению ценами предприятия 15
1.3. Особенности управления ценами на современном этапе развития
экономики 18
Глава 2. Анализ действующей практики управления ценообразованием ПАО «Магнит» 23
2.1. Анализ развития деятельности в сфере торговли пищевых продуктов и
общая характеристика ПАО «Магнит» 23
2.2. Анализ системы управления ПАО «Магнит» 32
2.3. Исследование проблем ценообразования в ПАО «Магнит» 44
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управления ценами ПАО «Магнит» 54
3.1. Анализ цен конкурентов и разработка предложений для
ПАО «Магнит» 54
3.2. Расчет вариаций цены товара для ПАО «Магнит» 57
3.3. Разработка мероприятий по оперативному регулированию цены для ПАО «Магнит» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Углубление процессов экономической интеграции актуализирует для задачи эффективного развития внутреннего рынка как инструмента укрепления конкурентоспособности национальной экономики. В этом контексте развитие конкурентной среды на внутреннем рынке на основе сближения интересов производителей и потребителей является важной составляющей стратегии экономического роста. В то же время в условиях внешней среды, динамично развивается, предприятиям необходимо самостоятельно принимать решения в различных областях своей деятельности, формируя свою политику развития. Последняя рассматривается как система, состоящая из совокупности элементов - различных политик предприятия.
Актуальность исследования данной темы определена тем, что в условиях рыночной экономики коммерческий результат любой организации во многом зависит от правильно выбранной ценовой политики, то есть от применяемых на предприятии методов и стратегий.
Верная или ошибочная ценовая политика проявляет длительное влияние на всю работу производственно-сбытового комплекса предприятия. При разнообразных версиях ценовой политики работа по ценообразованию ведется сообща с подразделениями компании, которые отвечают за оценку и прогнозирование себестоимости продукции, финансовых итогов, производственно-сбытовой политики. Одними из основных компонентов рыночной экономики представляют собой цены, ценообразование, ценовая политика. Наиболее важными целями формирования ценообразования являются обеспечение сбыта, максимизация прибыли, удержание доли рынка.
Предприятие в цену товара включает затраты на производство и реализацию продукции с одной стороны, а с другой - определенную прибыль. Хотя окончательная цена определяется рынком, на предприятии проводятся тщательные расчеты предполагаемой или первоначальной цены, которая может совпасть или не сравняться с рыночной.
Формирование ценовой политики требует исследования факторов, обусловливает ее выбор, определение возможных вариантов развития событий на рынке при принятии соответствующей стратегии, разработку специального инструментария ее реализации. Сложность формирования ценовой политики обусловлена еще и тем, что предприятие, с одной стороны, рассматривается как отдельно функционирующая система, целью которой является получение прибыли. А с другой - как элемент глобальной экономической системы, целью которой является удовлетворение потребителей. В этих условиях предприятие вынуждено осуществлять конкурентную борьбу, эффективным средством которой является ценовая политика.
Целью написания выпускной квалификационной работы является проведение анализа управления ценовой политикой в организации и разработка направлений по совершенствованию управления ценами на ПАО «Магнит».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) рассмотреть основные понятия управления ценовой политики;
б) определить методические подходы к управлению ценами предприятия;
в) изучить особенности управления ценами на современном этапе развития экономики;
г) исследовать действующую практику управления ценообразованием ПАО «Магнит»;
д) провести анализ цен конкурентов и разработать предложения для ПАО «Магнит»;
е) осуществить расчет вариаций цены товара для ПАО «Магнит»;
ж) разработка предложений по оперативному регулированию цены.
Объектом исследования выпускной квалификационной является управление ценами в организации.
Предмет исследования - практика управления ценами на ПАО «Магнит» и разработка предложений по оперативному регулированию цены в организации.
Методическая база исследования выпускной квалификационной работы представлена теоретическими методами познания, анализа и синтеза, а так же применяется метод дедукции.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили бухгалтерская отчетность организации, учебники и учебные пособия выбранной тематики, законы, нормативные документы, монографии, периодическая литература, Интернет-ресурсы.
Значимость исследования состоит в том, что представленные в выпускной квалификационной работе предложения по оперативному регулированию цены в организации позволят устранить выявленные проблемы и содействовать улучшению управления ценами на ПАО «Магнит».
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Таким образом, ценовая политика - это комплекс правил, принципов и методов, в соответствии с которыми предприятие определяет стоимость своей продукции или услуг.
Ценовая политика складывается из двух основных компонентов, а именно - стратегии и тактики касательно ценообразования. Говоря о первом элементе, стоит отметить, что он подразумевает долгосрочное позиционирование продукта в условиях рынка. Здесь важно определиться с ценовым сегментом, а также выбрать методику, которая будет использоваться при определении стоимости. Тактика ценообразования подразумевает разработку краткосрочных мер, которые обеспечат эффективные продажи в данный конкретный промежуток времени.
Согласно данным проведенных исследований ценовая политика предприятия заключается в том, чтобы покрыть издержки и получить удовлетворительную прибыль. Бесспорно, что в области ценовой политики у еще отсутствует необходимый опыт и знания. Отсюда значение изучения различных подходов в ценовой политике предприятия, особенностей, условий и преимуществ их практического применения.
Объектом написания выпускной квалификационной работы является ПАО «Магнит». ПАО «Магнит» - холдинговая компания группы обществ, которые занимаются розничной торговлей продуктами питания через сеть магазинов «Магнит». Компания работает в четырех форматах: гипермаркеты, магазины «у дома» и «Магнит Семейный», магазины косметики. Лидер розничного российского рынка по объему продаж, количеству магазинов, торговой площади, географическому охвату, темпам роста, рентабельности, рыночной капитализации и другим показателям.
Как было выяснено, ПАО «Магнит» осуществляет маркетинговую ценовую политику с целью увеличения объемов реализации - ориентация на сбыт продукции.
На уровень цен организации влияют различные внешние факторы. Основными методами ценообразования организации являются рыночные (ценообразование с ориентацией на конъюнктуру рынка).
Для эффективного проведения ценовой политики и ценовой стратегии руководителю предприятия необходимо сориентироваться в условиях изменения форм и методов организации предпринимательской деятельности, усилить эффективность выполнения всего круга функций по ценообразованию путем перехода предприятия к общепринятым в мировой практике принципам экономических отношений в условиях рыночной экономики.
Главным фактором, влияющим на ценовую политику предприятия и величину предложения товаров на рынке, являются издержки производства.
Предприниматель производит товары с целью получения прибыли и пытается максимизировать соотношение между прибылью и затратами.
Однако возможности конкретного продавца в установлении цены на рынке ограничены и, как известно, уровень цен складывается под воздействием ряда факторов. Поэтому для любого производителя основным источником увеличения прибыли становится снижение затрат. Отсюда следует, что главная цель рыночного анализа затрат: выявить оптимальное соотношение между издержками и доходами, что является важнейшим.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
Книги, монографии
2. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. - Минск: Вышэйшая школа, 2014. - 524 с.
3. Амблер, Т. Практический маркетинг: учебное пособие / Т. Амблер. - СПб.: Питер, 2014. - 213 с.
4. Андреева О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг: Учебное пособие / О. Д, Андреева. - М.: Дело, 2015. — 223 с.
5. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и тактика фирмы: учебное пособие / М. П. Афанасьев. - М.: финстатинформ, 2014. — 104 с.
6. Багиев, Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. - СПб.: Питер, 2014. - 736 с.
7. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 381 с.
8. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. / В.И. Беляев. — М.: КНОРУС, 2015. - 456 с.
9. Бендина, Н.В. Маркетинг: конспект лекций / Н. В. Бендина. - М.: «Приор-издат», 2015. - 215 с.
10. Бернстайн Л.А. Управление ценообразованием: учебное пособие / Пер. с англ. Елисеева И.И., - М.: Финансы и статистика, 2014. - 624 с.
11. Борушко, Н. В. Маркетинговые коммуникации: курс лекций / Н. В. Борушко. - Минск: БГТУ, 2014. - 306 с.
12. Герасименко В. В. Ценообразование: учебное пособие / В. В. Герасименко. - Инфра-М., 2015. - 422 с.
13. Голова, А.Г. Управление продажами: учебник / А.Г.Голова. - М.: Дашков и К, 2013. - 277 с.
14. Голубков, Е.П. Основы маркетинга: учебное пособие / Е. П. Голубков. - М.: Фин-Пресс, 2013. - 688 с.
15. Горина Г. А. Ценообразование: учебное пособие / Г. А. Горина. - Юнити-Дана - Москва, 2015. - 128 с.
16. Денисова И.П. Цены и ценообразование: учебное пособие / И. П. Денисова. - М., 2015. - 549 с.
17. Дурович, А.П. Маркетинг: курс интенсивной подготовки: учебное пособие / А. П. Дурович. - Минск: Современная школа, 2014. - 253 с.
18. Егорова, М. М. Маркетинг: конспект лекций / М.М. Егорова. — М.: Инфра - М, 2014. - 160 с.
19. Есипов В.Е. Цены и ценообразование: учебное пособие / В. Е. Есипов. - СПб: Питер; Издание 5-е - Москва, 2015. - 480 с.
20. Заметин, Б., Современный менеджмент / Б. Заметин // Российская экономика, - 2012. - № 5. - 114 с.
21. Казущик, А. А. Основы маркетинга: учебное пособие / А. А. Казущик. - Минск: Беларусь, 2013. - 246 с.
22. Карпеко, О. И. Промышленный маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по специальности "Маркетинг" / О. И. Карпеко. - Минск: БГЭУ, 2014. - 414 с.
23. Ким, С.А. Маркетинг: учеб. для студ. Вузов / С.А.Ким; Федер. ин-т развития образования. - М.: Дашков и К, 2014. - 257 с.
24. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: учебное пособие / Филип Котлер. - Москва и др.: Вильямс, 2012. - 488 с.
25. Кравцова, А.С. Рекламная стратегия фирмы / А.С. Кравцова//Социс-2015, - № 2. - 98 с.
26. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / М. Н. Крейнина. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2014. - 456 с.
27. Лев М. Ю. Ценообразование: учебное пособие / М. Ю. Лев. - Юнити-Дана - Москва, 2013. - 720 с.
28. Липсиц И. В. Ценообразование: учебное пособие / И. В. Липсиц - Юрайт - Москва, 2014. - 400 с.
29. Лосев, М. Развитие коммуникаций в торговле / М. Лосев // Российская экономика, - 2014. - № 9. - 215 с.
30. Макашева, З.М. Брендинг: учебное пособие / З.М. Макашев. - СПб.: Питер, 2014. - 204 с.
31. Минько, Э.В. Маркетинг: учеб. пособие / Э. В. Минько, Н. В. Карпова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 415 с.
32. Михалева, Е. П. Маркетинг: конспект лекций / Е. П. Михалева. — М.: Юрайт-Издат, 2014. - 224 с.
33. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке: практическое пособие / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 345 с.
34. Океанова, З.К. Маркетинг: учеб. / З. К. Океанова. — М.: ТК Велби, Проспект, 2013. - 424 с.
35. Панков Д.А. Маркетинговые исследования: Учебное пособие. 2-е изд. / Д. А. Панков. - М.: Новое знание, 2014. - 250 с.
36. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учеб. / А. П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2014. - 518 с.
37. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: конспект лекций / А.П. Панфилова; - СПб, - 2014. - 277 с.
38. Прокшина, Т. П. Маркетинг: учебное пособие / Т. П. Прошкина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 314 с.
39. Романцов, А.Н. Event-маркетинг: сущность и особенности организации: практ. пособие / А.Н.Романцов. - М.: Дашков и К, 2014. - 114 с.
40. Рысев, Н.Ю. Активные продажи: учебное пособие / Н.Ю. Рысев. — СПб.: Питер, 2014. - 416 с.
41. Сак А.В. Журавлев В.А. Оптимизация маркетинговых решений: практическое пособие / А.В. Сак В.А. Журавлев. - М.: Гревцов, 2015. - 302 с.
42. Синяева, И.М. Маркетинг: теория и практика: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / И.М.Синяева, О.Н.Романенкова. - М.: Юрайт, 2014. - 652 с.
43. Соловьев, Б.А. Маркетинг: учеб. / Б.А. Соловьев. — М.: ИНФРА- М, 2016. - 383 с.
44. Салимжанов И. К. Ценообразование: учебное пособие / И. К. Салимжанов. - КноРус - Москва, 2015. - 304 с.
45. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник / Б.Е.Токарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. - 508 с.
46. Хелферт Э. Техника финансового анализа: учебное пособие / Пер. с англ. Белых Л.П. - М.: Аудит, ИО «ЮНИТИ», 2014. - 663 с.
47. Черняховская, Т. Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика: практическое пособие / Т. Н. Черняховская. — М.: Высшее образование, 2014. - 533 с.
48. Шаляпина, Н.М. Маркетинг: учеб. пособие для студ. вузов
региона / Н.М.Шаляпина; Дальневост. гос. техн. рыбохоз. ун-т. -
Владивосток: Дальрыбвтуз, 2015. - 263 с.
49. Шаповалов, В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ: учеб. пособие / В.А.Шаповалов. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 345 с.
50. Шеремет А. Д. Экономика предприятия: изд. 3. Учебник / А. Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 333 с.
51. Шуляк П. Н. Ценообразование: учебное пособие / П. Н. Шуляк. - Дашков и Ко. - Москва, 2014. - 196 с.
Печатная периодика
52. Лаптев, А. Маркетинговые задачи торговых предприятий / А. Лаптев // Российская экономика, - 2014. - № 4. - 311 с.
53. Попов, Ф. Маркетинговая деятельность в торговле / Ф. Попов // Маркетинг, - 2015. - № 2. - 74 с.
54. Фалькина, Е. Формирование комплекса стимулирования / Е. Фалькина//Социс, - 2014. - № 8. - 69 с.
55. Франчук, В.И. Политика и менеджмент, как составляющие социального управления / В. И. Франчук // Социальные гуманитарные знания, -2016. - № 12. - 148 с.
Электронные ресурсы
56. Главные советы по маркетингу [Электронный ресурс] // Портал -
Бизнес-инфо - Режим доступа: http://biznec-info.ru/marketing-glavnie-
soveti.php
57. Бернович П. Зачем нужен маркетинг или 5 фактов в пользу маркетинга [Электронный ресурс] // Центр инновационного маркетинга. - Режим доступа: http: //www.noomarketing.net/zachem-nuzhen-marketing