Совершенствование системы социальной защиты малоимущего населения (на примере филиала РЦМП по муниципальному образованию «Актанышский муниципальный район» РТ)
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы организации системы социальной защиты
малоимущего населения
1.1 Особенности социальной защиты малоимущего населения в
Российской Федерации: нормативно - правовое регулирование....
1.2 Организация социальной защиты малоимущего населения в
субъектах Российской Федерации
2 Анализ системы социальной защиты на примере филиала ГБУ
«РЦМП» в Актанышском муниципальном районе РТ и разработка муниципальной программы и ее социально-экономическая эффективность 28
2.1 Характеристика филиала ГБУ «РЦМП (компенсационных выплат)» Актанышского муниципального района
РТ
2.2 Анализ системы управления филиала ГБУ «Республиканский центр материальной помощи» в Актанышском муниципальном районе РТ
2.3 Разработка муниципальной программы по совершенствованию работы системы управления филиала ГБУ «РЦМП» в Актанышском муниципальном районе РТ 56
2.4 Социально-экономическая эффективность муниципальной 62 программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность темы. Происходящие в России перемены привели к возникновению целого ряда социальных проблем. Одной из таких проблем на общем фоне сложной экономической ситуации в стране, является проблема снижения уровня дохода граждан, что автоматически отнесло многих к категории малоимущих. Государство должно принять все необходимые меры, чтобы помочь таким людям вернуть свой утерянный статус, иначе промедление может привести к углублению кризиса и к формированию более тяжких социальных последствий.
В результате реформирования системы льгот на федеральном и республиканском уровне изменилась структура «зоны бедности»: в категорию малообеспеченных больше попадает экономически активная часть населения, которая не способна трудовыми доходами обеспечить себе необходимый уровень жизни ввиду низкого размера заработной платы либо в связи с отсутствием таковой из-за необходимости ухода за малолетними детьми, детьми-инвалидами, совместно проживающими инвалидами и престарелыми гражданами.
В настоящее время регулирование отношений по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в субъектах Российской Федерации можно выделить, по крайней мере, в две группы мер социальной помощи населению, предоставляемой с учетом уровня доходов реципиентов. В зависимости от уровня их нормативного правового регулирования в первую входят меры, установленные на федеральном уровне, во вторую - меры, установленные на региональном уровне (субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления).
В большинстве нормативных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации оказание государственной социальной помощи основано на предоставлении всевозможных мер материального характера. Все документы решают проблему малообеспеченности, а не решают причину появления проблем малоимущего населения. Ни один из указанных в теоретической части правовой документ не раскрывает, как малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину выйти из состояния малообеспеченности.
Вопросы социальной защиты малоимущих должны решаться с применением современных технологий, которые ориентированы в первую очередь на социальную реабилитацию и адаптацию лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.
В этом и заключается актуальность проводимого исследования. Необходимо определить, насколько применяемые технологии социальной защиты малоимущих семей и отдельно проживающих граждан соответствуют требованиям времени.
Степень изученности: следует отметить, что рассматриваемая проблема очень слабо разработана в имеющихся научных и правовых источниках. В основном авторы рассматривают проблему социальной защиты малоимущих семей, затрагивая такие негативные явления как беспризорность, насилие в семье, безнадзорность, подростковая преступность, лишь изредка акцентируя своё внимание на вопросах социальной защиты малоимущих граждан как отдельного направления социальной политики государства.
Среди авторов, которые в той или иной мере занимались исследованием в данной области, можно выделить таких как Е.И. Холостова, В.С. Торохтий, Н. Аккерман и многих других.
Исследования Е.И. Холостовой посвящены анализу современного состояния и тенденций развития семьи. Особое место отводится вопросам социальной защиты малоимущей семьи, созданию системы учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Торохтий B.C. в своих исследованиях выделяет значимость психолого-педагогического обеспечения проблемы социальной защиты малообеспеченной семьи. Этот вид обеспечения профессиональной деятельности входит в проблемную область теории социального воспитания, социальной защиты и поддержки семьи. Сегодня все больше и больше специалистов, работающих в городском и сельском социуме, остро нуждаются в определенной системе реализации достижений прикладной психологии и педагогики в своей практической деятельности, так как от правильной организации психолого-педагогического обеспечения их профессиональной деятельности во многом зависит успешность восстановления социальной активности малоимущих в современных условиях.
Цель ВКР - разработка предложений по совершенствованию системы социальной защиты малоимущего населения.
В работе поставлены следующие задачи:
A) рассмотреть нормативно-правовые аспекты социальной защиты малоимущего населения в разрезе федеральных и региональных нормативно-правовых документов;
Б) провести анализ существующей системы социальной защиты малоимущего населения на примере Филиала Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр материальной помощи»;
B) подготовить предложения по совершенствованию системы социальной защиты малоимущего населения на примере Филиала Государственного бюджетного учреждения «Республиканский центр материальной помощи».
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является управление социальной защитой малоимущего населения.
Предметом исследования в работе - обозначили существующий порядок оказания социальной помощи малоимущему населению.
При написании были использованы такие методы исследования как анализ документов, наблюдение, сравнение, опрос и т.д.
Практическая значимость - реализация программы позволит привлечь внимание общественности к проблемам малоимущих граждан, многодетных семей, одиноко проживающих граждан нетрудоспособного возраста, граждан оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
ВКР состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников. Теоретический раздел позволяет дать оценку проработанности вопросов социальной защиты малоимущего населения в содержаниях нормативно-правовых документах федерального и регионального законодательства. Раздел раскрывает понятие государственной социальной помощи, определяет, кто из граждан относится к категории малоимущих, а также устанавливает порядок оказания социальной помощи малоимущему населению.
Вторая глава рассматривает вопросы оказания социальной помощи малоимущему населению в Актанышском муниципальном районе РТ. Здесь же разработана муниципальная программа по совершенствованию существующей системы социальной защиты малоимущего населения и дана ее социально-экономическая эффективность.
С переходом экономики страны на рыночные отношения в начале 90-х годов прошлого столетия оказание государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения (малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам) в соответствии с российским законодательством является мандатом субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти и финансируется за счёт средств соответствующих бюджетов. Государственная социальная помощь, предоставляемая гражданам с учётом душевого дохода, в практике социальной защиты получила название адресная социальная помощь.
Процесс законотворчества особенно активизировался после принятия Правительством РФ ряда законов, направленных на реформирование межбюджетных отношений: ФЗ 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ; ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ; ФЗ № 199-ФЗ от 31 декабря 2005 г.
Так, с 2011 г. было начато масштабное перераспределение бюджетных полномочий, в том числе в сфере реализации социальной политики и социальной поддержки населения. В отношении социальной поддержки населения данные законы предусматривали следующие реформы:
A) монетизацию льгот и разделение мандатов по их финансированию между федеральным и региональными бюджетами. На региональный уровень были переданы обязательства государства по социальной поддержке ветеранов труда и военной службы, тружеников тыла и лиц реабилитированных и пострадавших от политических репрессий;
Б) передачу полномочий по выплате ежемесячного пособия на детей на региональный уровень;
B) административную реформу социальной защиты, в соответствии с которой социальные объекты переданы с муниципального уровня на региональный;
Г) установление единого порядка предоставления жилищных субсидий.
В целом эти изменения привели к тому, что социальная политика стала важной статьей расходов консолидированных региональных бюджетов.
Принцип предоставления социальной помощи населению Российской Федерации с учетом уровня доходов реципиентов законодательно закреплен в Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», котором установлено, что:
под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Анализ теоретических источников по исследуемой проблеме, позволил автору установить, что регулирование отношений по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Российской Федерации можно выделить, по крайней мере, в две группы мер социальной помощи населению, предоставляемой с учетом уровня доходов реципиентов. В зависимости от уровня их нормативного правового регулирования в первую входят меры, установленные на федеральном уровне, во вторую - меры, установленные на региональном уровне (субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления).
Однако в большинстве нормативных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации оказание государственной социальной помощи основано на предоставлении всевозможных мер материального характера. Все документы решают проблему малообеспеченности, а не решают причину появления проблем малоимущего населения. Ни один из указанных в теоретической части правовой документ не раскрывает, как малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину выйти из состояния малообеспеченности.
Вопросы социальной защиты малоимущих должны решаться с применением современных технологий, которые ориентированы в первую очередь на социальную реабилитацию и адаптацию лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Анализа существующей системы социальной защиты малоимущего населения в муниципальном образовании «Актанышский муниципальный район», можно выделить следующие аспекты, требующие тщательной проработки. 25% населения района оказываются всевозможные меры социальной поддержки. 7% гражданам выплачиваются пособия по малообеспеченности, ежемесячные выплаты субсидий по малообеспеченности составляют 628 232,86 руб. Средняя величина субсидий на семью составляет 549,64 руб. 112 многодетных семей из 1217, чей среднедушевой доход на одного человека ниже уровня прожиточного минимума, получают субсидии по малообеспеченности. 1105 многодетных семей также оказываются всевозможные меры социальной поддержки. Доля малоимущих семей, в которых проживают неработающие трудоспособные граждане, составляет 20%. Количество таких семей 224. Неполные малообеспеченные семьи, а это семьи в которых детей воспитывает только один родитель насчитывается в количестве 133. Доля таких семей в общем количестве малообеспеченных домохозяйств составляет 12%. Домохозяйства, в составе семьи которых проживают пенсионеры, инвалиды, дети-инвалиды, составляют в общем количестве 786 семей. Доля таких семей в общем количестве малообеспеченных домохозяйств составляет 68%. Среднемесячный доход на одного работающего муниципальном районе из числа получателей субсидий по малобеспеченности по состоянию на 01.12.2011г. составляет 6 117 рублей. За период 2014-2016 гг. наблюдается отрицательная динамика семей находящихся в социально опасном положении. Увеличение количества семей составляет более 16%. На учете в органах социальной защиты и учреждениях социального обслуживания по в 2016 году состоят 49 семей и 104 несовершеннолетних. Число детей, состоящих на учете в органах социальной защиты увеличилось на 9,6%.
Именно данные обстоятельства стали основой подготовки предложения по совершенствованию социальной защиты малоимущего населения муниципального образования «Актанышский муниципальный район» в виде разработки муниципальной программы.
1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 14. (ред. от 28.12.2016 с изм. и доп. вст. в силу 01.01.2017)
2. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2009) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - ст. 3699.
3. Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации: Федеральный закон РФ от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ (ред. от
21.07.2014) // Российская газета. - 2014 - № 243.
4. О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи : Федеральный закон от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 14. - ст. 1257.
5. Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям». Постановление Министерства труда РФ от 19 июля 2000 г. № 52 // Бюллетень Минтруда РФ. - 1999. - № 11.
6. Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «комплексный центр социального обслуживания населения». Постановление Министерства труда и социального развития № 32 от 27 июля 1999 г. // Бюллетень Минтруда РФ". - 1999. - № 11.
7. Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению»: Постановление Минтруда РФ от 19.07.2010 г. № 53 // Бюллетень Минтруда РФ. 2010. - № 8.
8. О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг: постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 г. № 541 (ред. от 16.12.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 36. - ст. 3706.
II. Учебники и учебные пособия
9. Аверин А.Т. Государственная система социальной защиты населения: Учебное пособие. - М.: РАГС, 2012.
10. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей: Учебник / Н. Аккерман. - СПб.: Питер, 2012.- 512с.
11. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - 2014. - № 5.
12. Аналитического вестник Совета Федерацииwww.council.gov.ru
13. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодёжи: Учебник / И.П. Башкатов. - М.: МПСИ, 2012. - 197 с.
14. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения: Учебное пособие / В.П. Галаганов. - М.: Академия, 2012. - 176 с.
15. Горелов А.А. Социология: Учебник / А.А. Горелов. - М.: Эксмо, 2015. - 496 с.
16. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. - М.: Речь, 2015. - 94с.
17. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. Том 2. - М.:, Астрель, 2016.
18. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / А.И. Кравченко. - М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2012. - 352 с.
19. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник / В.Г. Крысько. - М., 2012. - 117 с.
20. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии: Учебное пособие / Б. Крэйхи. - СПб.: Питер, 2013. - 219 с.
21. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебник / В.И. Курбатов. - М.: Феникс, 2015. - 480 с.
22. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие / Г.П. Медведева. - М.: Гуманит, Владос, 2012. - 208 с.
23. Мельников В.П. История социальной работы в России / В.П. Мельников. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2014. - 142 с.
24. Методы практической социальной психологии: Диагностика, консультирование, тренинг / ред. Жукова Ю.М. - М.: Аспект-Пресс, 2015. - 73с.
25. Основы социальной работы / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
26. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебное пособие / П.Д. Павленок. - М.: Инфра-М, 2014. - 559 с.
27. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие / П.Д. Павленок. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2014. - 273 с.
28. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека: Учебник / С.И. Розум. - М.: Речь, 2013. - 153 с.
29. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие / В.М. Сафронова. - М.: Академия, 2012. - 240 с.
30. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов вузов / В.А. Сластенин, В.П. Каширин - М.: Академия, 2012. - 84 с.
31. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений: Учебное пособие / Л.Н. Собчик. - М.: Речь, 2012. - 151 с.
32. Социальная защита населения. Опыт организационно-
административной работы. - М.: ИКЦ МарТ, 2012.
33. Социальная работа: Теория и организация: Учебное пособие / ред. П.П. Украинец. - М.: ТетраСистемс, 2012. - 288 с.
34. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М.:
Академический проект, 2013. - 494 с.
35. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. - М.: Дашков и К0, 2012. - 608 с.
36. Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей: Учебное пособие / В.С. Торохтий. -М.: Наука, 2013. - 204 с.
37. Фирсов М.В. История социальной работы: Учебное пособие / М.В. Фирсов. - М., 2013. - 216 с.
38. Фирсов М.В. Технология социальной работы: Учебное пособие / М.В. Фирсов. - М.: Академический проект, 2012. - 428 с.
39. Харчева В.Г. Социология: Учебник / В.Г. Харчева. - М.: Логос, 2012. - 320 с.
40. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова - М.: Финансы и статистика, 2012. - 860 с.
41. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие / Е.И. Холостова. - М.: Инфра-М, 2012. - 400 с.
42. Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа / А.В. Якушев. - М.: А-Приор, 2013. - 271 с.
43. Яременко С.Н. Социология для технических вузов: Учебник / С.Н. Яременко. - М., 2012. - 263 с.
III. Материалы организации
44. Отчетные документы Филиала ГБУ «Республиканский центр материальной помощи» за период 2014-2016гг.
45. Выступление начальника отделения Пенсионного фонда в Актанышском муниципальном районе РТ в 2016 году.
46. Отчет о деятельности отдела социальной защиты населения в Актанышском муниципальном районе РТ за период 2014-2016гг.
47. Справочная информация по основным показателям социально-экономического развития Республики Татарстан на 01.12.2016 года.
48. Информация отдела ЗАГС в Актанышском муниципальном районе за 2014-2016гг.