Введение 3
1. Теоритические принципы бизнес-планирования 6
1.1. Цель, функции и структура бизнес-плана 6
1.2. Методические принципы бизнес-планирования 15
1.3. Особенности бизнес-планирования в гостиничной индустрии 25
2. Разработка бизнес-плана предприятия гостиничной сферы отель «Магия сна» 37
2.1. Общее описание предприятия 37
2.2. Организационная структура 44
2.3. Маркетинговый план 52
2.4. Производственный план 55
3. Пути повышения эффективности управления отеля «Магия сна» 57
3.1. Характеристика и оценка рисков 57
3.2. Финансовое обоснование проекта 61
Заключение 67
Список использованных источников 69
Приложения 73
Роль бизнес-планирования в инвестиционной стратегии предприятия высока, так как именно бизнес-планирование позволяет, сочетать в себе тактические и стратегические элементы финансового обеспечения деятельности предприятия, позволяет управлять денежными потоками и находить оптимальные инвестиционные ресурсы для реализации стратегии фирмы.
Актуальность работы. Благодаря социальному, политическому и экономическому прогрессу за последние десятилетия туризм стал доступен широким слоям населения. Одновременно с ростом общего числа туристических поездок заметное развитие получила инфраструктура туризма и основной ее компонент - гостиничный сектор. Привлечение российских и иностранных клиентов на туристские объекты в Российской Федерации является важнейшим условием дальнейшего развития отечественной отрасли гостеприимства. Только в этом случае можно говорить о конкурентоспособности российского туристского продукта на международных рынках. Поэтому на ближайшую перспективу в Российской Федерации главную роль в развитии отрасли играет иностранный въездной туризм. Для лучшего использования туристского потенциала страны необходимо решить задачу формирования современной инфраструктуры и, прежде всего, сектора размещения, соответствующего международным стандартам. Создание новых рабочих мест, повышение квалификации кадров и разумное использование имеющихся ресурсов в целях обеспечения максимальных прибылей от продажи услуг являются важнейшими направлениями в деятельности гостиничных предприятий, оказывающих заметное воздействие на экономику Российской Федерации.
Одной из функций управления, обеспечивающей предприятию гостиничного комплекса получение высокой и устойчивой прибыли, остается планирование. В нашей стране планирование и как наука, и как инструмент управления предприятиями гостиничного хозяйства на практике еще находится на стадии становления.
Вне зависимости от принятой идеологии планирования деятельности гостиничного предприятия, очевидно, что сам факт разработки планов оказывает существенную положительную роль в достижении конечных результатов. В этой связи является актуальной задача разработки адаптивного подхода к планированию деятельности предприятий гостиничного хозяйства. Задача, прежде всего, заключается в том, чтобы оснастить руководство российских гостиниц методикой планирования, которая бы, с одной стороны, использовала накопленный мировой опыт, а с другой - была бы применима в современных российских условиях.
Необходимость разработки и реализации системы стратегического планирования на гостиничных предприятиях диктуется усиливающейся нестабильностью внешней среды, повышением темпов ее экономических и социальных изменений, которые значительно превосходят скорость ответной реакции гостиничных хозяйствующих субъектов. Научное обоснование создания эффективно функционирующей системы стратегического планирования развития гостиниц, определение направлений успешного социально-экономического развития и повышение уровней эффективности использования трудовых, материально-технических, финансовых ресурсов в текущем и стратегическом периодах времени связывают решение текущих, перспективных и стратегических задач развития гостиничного хозяйства.
Эффективность бизнес-проекта малой гостиницы состоит в разработке комплексного плана действий, обеспечивающих достижение установленных с помощью маркетинговых исследований и стратегического анализа целей. При этом все запланированные мероприятия должны быть сбалансированы с финансовыми, временными и кадровыми ресурсами.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка бизнес- плана открытия гостиницы.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
- раскрыть теоретические принципы бизнес-планирования;
- разработать бизнес-план предприятия гостиничной сферы отель «Магия сна»;
- предложить пути повышения эффективности управления отеля «Магия сна».
Объектом исследования является формирование бизнес-плана гостиницы.
Предметом является анализ эффективности при разработке бизнес- плана отеля «Магия сна».
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные разработки, представленные в трудах отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме: Балабанов И. Т., Ковалёв В. В., Сергеев А. А., Уткин Э. А., Гитман Л. Д., Бэнгз Д. Г.. Работа базируется на законодательных актах Российской Федерации.
Методологической основой исследования работы являлись общенаучные средства: системный анализ, экономико-математические методы логико¬
аналитические методы, построение таблиц и графических зависимостей.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что осуществление бизнес планирования позволит предприятию эффективно спланировать организацию деятельности малой гостиницы, а также найти источники финансовых средств для его реализации.
Информационными источниками является информация, полученная в ходе самостоятельно проведённого автором исследования на примере малых гостиниц города Казани.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.
В данной выпускной квалификационной работе осуществлена разработка бизнес-плана ООО «Магия сна». По результатам проведенного теоретического анализа можно сказать, что бизнес-план является одним из наиболее популярных инструментов планирования деятельности предприятия.
Бизнес-план не только является внутренним документом создания малой гостиницы, но и может быть использован для привлечения инвесторов и кредиторов. Перед тем как вложить капитал, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности.
Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой, как правило, ограничен несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками среднесрочных или долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.
Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующее:
- обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы (стратегий, концепций, проектов);
- расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
- определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;
- подбор работников (команды), которые способны реализовать данный план.
Эффективность проекта оценивается определенными количественными характеристиками — показателями эффективности, отражающими (хорошо или плохо, точно или неточно) указанное соответствие в том или ином аспекте, "выгодность" реализации проекта для каждого из его участников, а также некоторыми качественными характеристиками. Показатели коммерческой эффективности проекта в целом учитывают финансовые последствия его осуществления для реализующей его коммерческой структуры и определяются в предположении, что все необходимые для реализации проекта затраты производятся за счет ее средств. В качестве основных показателей, используемых для расчетов эффективности, рекомендуются:
- чистый доход;
- чистый дисконтированный доход;
- внутренняя норма доходности;
- потребность в дополнительном финансировании;
- индексы доходности затрат и инвестиций;
- срок окупаемости;
- группа показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия - участника проекта.
Целями создания являются:
- получение прибыли от оказания услуг;
- удовлетворение потребности населения в гостиничных услугах;
- повышение квалификации персонала;
- расширение перечня услуг.
1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики России, Минфином России, Г осстроем России 21.06.1999 № ВК 477.
2. Постановление от 22.11.1997 № 1470 (ред. от 03.09.1998) «Об
утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации» (макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки, является Приложением № 1 к указанному документу).
3. Методические рекомендации о Порядке организации и проведения
конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов, утвержденные Минэкономики России 22.02.1996, 20.03.1996 № ЕЯ-77,
Минфином России 12.03.1996 № 07-02-19, Минстроем России 26.02.1996 № ВБ- 11-37/7 (макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки, является Приложением № 2 к данному документу).
4. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 13.08.2008 № 308 «Об утверждении формы бизнес-плана хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, представляемого иностранным инвестором в соответствии с требованиями пункта 10 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”» (форма бизнес-плана является приложением к данному документу).
5. Приказ Минэкономразвития России от 09.11.2007 № 384 «Об
утверждении формы бизнес-плана, представляемого для заключения
69
(изменения) соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, и критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента туристско-рекреационной особой экономической зоны, либо резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности» (форма бизнес-плана является Приложением № 1 к данному документу).
6. Приказ Минэкономразвития России от 23.03.2006 № 75 «Об
утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико¬внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам» (формы бизнес-плана приведены в Приложениях № 1, 3 к данному документу).
7. Указание ЦБ РФ от 05.07.2002 № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций» (типовая структура бизнес-плана приведена в Приложении 7 к данному документу).
8. Письмо Минсельхозпрода России от 29.04.1999 № 3-25/1500 «О Положении о порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов и предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации для проектов сельскохозяйственного производства» (макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки, содержится в Приложении № 1 к данному документу).
Книги, монографии
9. Алиев В.С. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): Учебное пособие / В.С. Алиев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
- 352 с.
10. Анурин В., МуромкинаИ., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. - СПб.: "Питер", 2014. - 207 с.: ил. - (Серия "Учебное пособие").
11. Артеменко В.Г. Финансовый анализ / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир.
- М.: ДИС, 2013. - 220 с.
12. Баканов М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник/ М.И. Баканов А.Д. Шеремет - М.; Финансы и статистика, 2014. - 315 с.
13. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2013. - 256 с.
14. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. - 210 с.
15. Виноградова М.В. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: Учебное пособие / М.В. Виноградова. - М.: Дашков и К, 2013. - 280 с.
16. Галенко В. П. Бизнес - планирование условиях открытой экономики: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / В. П. Галенко, Г. П. Самарина, О. А. Страхова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 288 с.
17. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник/И.Н. Герчикова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. - 374 с.
18. Гончаренко Л. П. Риск - менеджмент: учебное пособие / Л. П. Гончаренко, С. А. Филин; под ред. д-ра техн. наук, проф., засл. деят. науки РФ Е. А. Олейникова. - 3-е изд., стер. - М.: "КНОРУС", 2015. - 216 с.
19. Горбунов В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 248 с.
20. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. / Пер. с англ. Изд. 4-е дп. и перераб. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2010. -167 с.
21. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2016. - 432 с.
22. Жариков А.Н. Управление современной организацией/А.Н. Жариков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2013. - 230 с.
23. Заширин А.С. Теоретические основы управления/А.С. Заширин. - Самара, 2010. - 360 с.
24. Касьянова Г. Ю. Единый налог на вмененный доход. Глава 26.3 НК РФ: практическое применение с учетом последних изменений / Под. Ред. Г. Ю. Касьяновой (15-е изд., перераб. и доп.) М.: "АБАК", 2010. - 176 с.
25. Касьянова Г. Ю. Индивидуальный предприниматель: налогообложение и учет / Под ред. Г. Ю. Касьяновой (9-е изд., перераб. и доп.). - М.: "АБАК", 2012. - 256 с.
26. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и
практика/В.В.Ковалев. - М.: ТК Велби, 2012. - с. 297.
27. Лапыгин Ю. Н. Бизнес - план: стратегии и тактика развития компаний: практ. пособие / Ю. Н. Лапыгин, Д. Ю. Лапыгин. - М.: Издательство "Омега-Л",
2013. - 350 с.
28. Морошкин В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Морошкин. - М.: Форум, 2014. - 288 с.
29. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части перва и вторая. - М.: Проспект, КноРус, 2013. - 736 с.
30. Немети, Л. Стратегии выхода из бизнеса: планирование выхода, опционы, увеличение стоимости бизнеса, управление сделками для владельцев бизнеса / Л. Немети. - М.: Инфотропик Медиа, 2012. - 272 с.
31. Николайчук Н. Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. - СПб.: "Питер", 2015. - 608 с.
32. Орлова П.И. Бизнес-планирование: Учебник. / П.И. Орлова. - М.: Дашков и К, 2016. - 288 с.
33. Пелих А. С. Бизнес - план или как организовать собственный бизнес. -
3-е изд., перераб. и доп. - М.: "Ось-89", 2007. - 112с. (Экономическое
образование).
34. Петухова С. В. Бизнес - планирование: как обосновать бизнес - проект / С. В. Петухова. - 2-е изд., стер. - М.: "Омега-Л", 2007. - 191 с.
35. Петухова С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект: Практическое пособие / С.В. Петухова. - М.: Омега-Л, 2013. - 171 с.
36. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник/С.М. Пястолов. - М.: Академия, 2008. - 336 с.
37. Романова М. В. Бизнес - планирование: учебное пособие. - М.: ИД "Форум": ИНФРА-М, 2007. - 240 с.
38. Романова М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 240 с.
39. Ронова Г.Н. Финансовый менеджмент: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ., 2008. - 170 с.
40. Сергеев П.В. Менеджмент: Вопросы и ответы/П.В. Сергеев. - М., 2009.
- 151 с.
41. Стратегический менеджмент: Учебное пособие /Под ред. А.Н. Петрова.
- СПб.: Питер, 2015. - 190 с.
42. Стрекалова Н. Д. Бизнес - планирование: учебное пособие (+CD с учебными материалами). - Спб.: "Питер", 2009. - 352 с.: ил. - (Серия "Учебное пособие").
43. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособиеСтандарт третьего поколения / Н.Д. Стрекалова. - СПб.: Питер, 2013. - 352 с.
44. Суслова Ю. А. Индивидуальный предприниматель: пошаговый самоучитель / Ю. А. Суслова. - М.: "Эксмо", 2013. - 432 с.
45. Терентьев В.К. Истины управления: взгляд на основы
менеджмента/В.К. Терентьев. - М.: Сентябрь, 2007. - 110 с.
46. Ушаков И. И. Бизнес - план. - СПб.: "Питер", 2006. - 224 с. - (Серия "Практика менеджмента").
47. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2007. - 270 с.
48. Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов/ Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.М. Бурмистрова и др.; Под ред. Проф. Н.В. Колчиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 368 с.
49. Черняк В. З. Бизнес - планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент" / [В. З. Черняк и др.]; под ред.В. З. Черняка, Г. Г. Чараева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: "ЮНИТИ-ДАНА", 2012. - 591 с.
50. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А.П. Градова. - М.: Дело,
2014. - 215 с.