ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. АНАЛИЗ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАДЕЖНОСТИ 7
1.1 Анализ конструкций автомобильных стекол 7
1.1.1 Виды автомобильных стекол 7
1.1.2 Классификация автомобильных стекол 9
1.2 Технологическая схема производства автомобильного стекла 13
1.2.1 Технология изготовления «триплекса» 13
1.2.2 Технология изготовления закаленного стекла 16
1.3 Исследования изменения показателей надежности технических систем ..19
1.4 Выводы по главе, цели и задачи исследования 27
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1 Анализ действий нагрузок на автомобильное стекло 29
2.2. Основные требования, предъявляемые к автомобильному стеклу 36
2.2.1 Требования, предъявляемые к изделиям из многослойного стекла 37
2.2.2 Требования, предъявляемые к изделиям из закаленного стекла 40
2.2.3 Методы контроля (испытаний) 41
2.2.4 Транспортирование и хранение 78
2.2.5 Гарантии изготовителя 80
2.3 Выводы по главе 80
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СПОСОБОВ УСТРАНЕНИЯ ДЕФЕКТОВ 81
3.1. Анализ дефектов стекол при эксплуатации 81
3.1.1 Разработка визуального идентификатора дефектов 83
3.2 Анализ видов, причин и последствий отказов (дефектов) колес 90
3.3 Устранение дефектов в процессе производства 98
3.3.1 Требования к качеству ПВБ пленки 98
3.3.2 Требования к оборудованию 101
3.3.3 Методы устранения причин загрязнения ПВБ пленки 102
3.4 Выводы по главе 103
Глава 4. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 104
4.1 Расчет затрат на оборудование 104
4.2 Расчет затрат на комплектующие и обслуживание оборудования 104
4.3 Расчет экономической эффективности от внедрения оборудования 105
4.4 Вывод по главе 106
Общие выводы 107
Список использованных источников
Актуальность работы
В связи с ростом выпуска отечественных автомобилей повышаются требования к качеству изготовления автомобильных стекол. Современное стекольное производство оснащено высокопроизводительным оборудованием. Характерной чертой стекольного производства является высокая степень механизации, автоматизации производственного цикла. Постоянное повышение научно-технического уровня технологии позволяет улучшать качество производимого автомобильного стекла и внедрять новые наиболее прогрессивные приемы и методы массового выпуска стекол.
В начале изготовления стекла при помощи технологии флоат-процесса толщина листа была строго определённой - 6 мм, в процессе технологии совершенствовались и теперь получают листовое стекло толщиной от 0,4 мм до 25 мм. При изготовлении стекла с помощью флоат-процесса стекольную массу расплавляют, нагревая её до температуры в 1000 градусов по Цельсию. Разогретую массу выливают в специальную ёмкость (ванну), в которой уже находится расплавленное олово. Расплавленная стекольная масса растекается ровным равномерным слоем по металлу, это способствует созданию идеально гладкой и ровной поверхности. Толщина листа варьируется при помощи различных физических факторов и их комбинаций. К примеру, при помощи нагрева или охлаждения, увеличения или уменьшения скорости выхода стекольного листа из ванны и других факторов. На завершающей стадии происходит процесс отжига и в результате получаются параллельные друг другу, идеально ровные и гладкие поверхности стекла, готовые к дальнейшему превращению в автомобильное стекло.
расширения. Далее стекло транспортируется через зону нагрева печи в пресс- форму расположенную на внешней стороне. Разогретое стекло под собственной силой тяжести прогибается в нужных местах, а глубину провисания до определённых форм контролируют ролики падения. На следующем этапе происходит закалка стекла. Разогретое стекло быстро охлаждают при помощи холодного воздуха выходящего из специального вентилятора. В результате в верхнем поверхностном слое возникают напряжения, которые и придают стеклу особые свойства. Изготовленное таким методом автомобильное стекло разлетается при аварии на мелкие осколки с тупыми гранями не наносящих существенных повреждений людям.
Технология производства ламинированного стекла (триплекс) представляет собой склеивание при помощи специальной плёнки двух тонких стёкол. При производстве триплекса листовое стекло вырезают по размерам, шлифуют кромки, тщательно моют специальными составами, наносят шелкографию и нагревают в печи, придавая необходимую форму. Далее между листами гнутого стекла прокладывается плёнка. После удаления воздуха, при помощи пресса производится автоклавирование, соединение всех частей в одно целое при помощи высокой температуры и давления. Обычно толщина триплекса составляет около 6-7 мм. Ламинированное стекло имеет повышенные характеристики безопасности, в процессе разрушении большинство осколков остаются на полимерном слое, и это делает его незаменимым в качестве ветрового стекла.
Цель исследования: снижение числа отказов автомобилей в эксплуатации путем совершенствования системы производства автомобильных стекол.
Задачи исследований:
обобщить факторы, влияющие на эксплуатационную надежность автомобильного стекла;
разработать визуальный идентификатор дефектов;
оценить экономическую эффективность от предложенных мероприятий.
Методы исследований:
теория надежности;
Объект исследования: система производства автомобильного стекла.
Предмет исследования: организационные формы производства и ремонта автомобильных стекол.
Научная новизна работы:
классифицированы факторы, влияющие на эксплуатационную надежность автомобильного стекла;
разработан визуальный идентификатор дефектов, позволяющий однозначно определять тип дефекта автомобильного стекла.
Практическая значимость работы заключается в том, что использование предложенных алгоритмов и мероприятий при производстве способствует снижению числа отказов стекол автомобиля в эксплуатации и продлению их срока службы.
Основные положения, выносимые на защиту:
Классификация факторов влияющих на эксплуатационную надежность стекол автомобиля;
Визуальный идентификатор дефектов.
Проведенный анализ показывает, что вопрос повышения надежности остается актуальным поскольку показатели надежности и безотказности напрямую влияют на конкурентоспособность в связи с чем этому вопросу посвящены многочисленные исследования.
Стекло автомобиля должно удовлетворять всем требованиям безопасности, поэтому в процессе изготовления и производства нужен тщательный контроль исполнения технологического процесса. Особо жесткие требования к стеклам предъявляются по светопропусканию, оптическим искажениям и смещению вторичного изображения.
Анализ дефектов автомобильных стекол в эксплуатации и причин их возникновения, а также используемых технологий для устранения дефекта показал, что нужен более детальный контроль за циклом производства автомобильного стекла и особое внимание нужно уделить качеству подготовки ПВБ пленки.
С целью точного определения типа дефекта был разработан визуальный идентификатор дефектов автомобильного стекла. Для совершенствования процесса устранения дефектов были внедрены оборудования устраняющие причину возникновения дефектов.
Результаты расчета экономической эффективности внедрения оборудования показали, что применение Teknek TCH, блока питания EPS-02 и нейтрализующей планки СASB-7 принесет экономическую эффективность в размере 3603300 рублей, при вложениях равных 849700 рублей и окупится через 2,48 месяца.
1. Сайт АВТОМОТОПРОФ. Точка доступа: http://avtomotoprof.ru/v- pomoshh-avtomobilistu/vidyi-i-tipyi-avtomobilnyih-stekol-i-ih-markirovka. Дата обращения: 30.03.17.
2. Великанов, Д.П. Эксплуатационные качества автомобиля / Д.П. Великанов. - М.: Автотрансиздат, 1962.
3. Апсин, В.П. Специальный курс ремонта автотранспортных средств: учебное пособие / В.П.Апсин, Е.В. Бондаренко, А.П. Пославский, Е.Г. Кеян, В.В. Сорокин. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 173 с.
4. Апсин, В.П. Специальный курс ремонта автотранспортных средств: учебное пособие / В.П. Апсин, Е.В. Бондаренко, В.И. Рассоха. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 134 с.
5. Денисов, А.С. Анализ надежности силовых агрегатов КАМАЗ-Евро: сборник научных трудов «Совершенствование технологий и организации обеспечения работоспособности машин» / А.С. Денисов, В.Н. Басков и др. - Саратов: СГТУ, 2008. С. 4-8.
6. Авдонькин, В.Ф. Надежность и эффективность автомобилей КАМАЗ / В.Ф. Авдонькин, А.С. Денисов, А.А. Макушин // Автомобильная промышленность. - 1986. - № 5. С. 19 - 22.
7. Ежов, И.В. Исследование надежности тормозных систем грузовых автомобилей ЗИЛ в эксплуатационных условиях: автореф. дис. ... канд. техн. наук / И.В. Ежов. - Л., 1970. - 24 с.
8. Приходько, Л.С. Исследование влияния дорожных условий на режимы работы агрегатов автомобиля и их долговечность: автореф. дис. . канд. техн. наук / Л.С. Приходько. - Харьков, 1965. - 16 с.
9. Дахир, Разак. Обеспечение эксплуатационной надежности бортовых компьютерных систем легковых автомобилей: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10 / Разак Дахир. - М.: МАДИ, 1999. - 20 с.
108
10. Григорьев, М. В. Повышение эксплуатационной надежности электронных систем управления двигателем (на примере систем BOSCH M1.5.4 и МИКАС 5.4): автореф. дис. ... канд. техн. наук / М.В. Григорьев. - М.: МАДИ, 2004. - 20 с.
11. Светличный, Н. И. Повышение надежности двигателей КАМАЗ путем снижения отказов шатунных подшипников в эксплуатации: автореф. дис. ... канд. техн. наук / Н.И. Светличный. - Саратов: СГУ, 2001. - 20 с.
12. Савчугов, В. И. Корректирование нормативов ресурса шин специальных автомобилей: автореф. дис. ... канд. техн. наук / В.И. Савчугов. - Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2005. 20 с.
13. Вохмин, Д. М. Влияние режимов работы автомобилей на надежность топливной аппаратуры дизельных двигателей: автореф. дис. . канд. техн. наук: 05.22.10 / Д.М. Вохмин. - Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2005. - 20 с.
14. Бакеев, Р.Б. Определение и корректирование нормативов ресурса автомбильных шин: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10 / Р.Б. Бакаев. - Тюмень: ТюмГНУ, 2004. 20 с.
15. Кузнецов, Е.С. Теоретические основы профилактики как метода обеспечения надежности автомобилей: автореф. дис. . докт. техн. наук: 05.22.10 / Е.С. Кузнецов. - М.: НИИАТ, 1969. - 40 с.
16. Заборский, А. В. Повышение надежности транспортной составляющей
скорой медицинской помощи: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10 /
А.В. Заборский. - М.: МАДИ, 2003. - 20 с.
17. Ихинио, Луна Лаузурике. Исследование методов снижения затрат на поддержание надежности автомобилей путем централизации текущих ремонтов: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10 / Луна Лаузурике Ихинио.
- М.: МАДИ, 1980. - 20 с.
18. Высотский, М. Д. Исследование и совершенствование методов обеспечения надежности автомобилей, принадлежащих населению, на
109 гарантийном периоде эксплуатации: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10/ М.Д. Высотский. - М.: МАДИ, 1979. - 20 с.
19. Дажин, В.Г. Теоретические основы системы расчетов надежности подвижного состава автомобильного транспорта на стадии ремонта: автореф. дис. ... докт. техн. наук / В.Г. Дажин. - Хабаровск: Хабаровский политехнический институт, 1980. - 230 с.
20. Марасанов, И.Н. Повышение надежности технической службы
смешанного автотранспортного предприятия методами организационно-технологического обеспечения: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10 /
И.Н. Марасанов - М.: МАДИ, 1997. - 20 с.
21. Хашматулла, Митра. Разработка метода управления надежностью автомобилей в эксплуатационных условиях: автореф. дис. . канд. техн. наук: 05.22.10 / Митра Хашматулла. - М.: МАДИ, 1999. - 20 с.
22. Индикт, Е.А. Испытание автомобилей на надежность в экспериментально-производственных хозяйствах / Е.А. Индикт, Е.И. Кривенко, В.А. Черняйкин. - М.: НИИНавтопром, 1971. - 360 с.
23. Лукинский, В.С. Определение эксплуатационной надежности автомобилей в опорных автотранспортных предприятиях / В.С. Лукинский. - Л.: ЛИСИ, 1976. - 48 с.
24. Шейнин, А.М. Методы определения и поддержания надежности автомобилей в эксплуатации / А.М. Шейнин. - М.: Транспорт, 1968. - 97 с.
25. Лукинский, В.С. Прогнозирование надежности автомобилей / В.С. Лукинский, Е.И. Зайцев. - Л.: Политехника, 1991. - 224 с.: ил.
26. Индикт, Е.А. Эксплуатационная надежность грузовых автомобилей / Е.А. Индикт, В.А. Черняйкин. М.: НИИавтопром, 1977. - 93 с.
27. Гнеденко, В.Б. Математические методы в теории надежности / В.Б. Гнеденко, Ю.К. Беляев, А.Д. Соловьев. - М.: Наука, 1965. - 524 с.
28. Исмаилов, Р. И. Совершенствование технической эксплуатации городских автобусов за счет корректирования ее основных нормативов и
110 нормирования расхода топлива на основе статистической информации: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10 / Р.И. Исмаилов. МАДИ. - М., 2003. - 20 с.
29. Балабин И.В., Путин В.А. Автомобильные и тракторные колеса. Челябинское книжное издательство, 1963. - 335 с.
30. Кудрявцев С.М. Теоретические и экспериментальные исследования кузова современного автомобиля. Н. Новгород, 2009. - 114с.
31. Маневич В.Е. АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТЕКЛА. В.Е. Маневич, А.Г. Чесноков, О.А. Емельянова. ОАО «Институт стекла», 2002.-11с.
32. ГОСТ 32565-2013. Национальный стандарт Российской Федерации.
Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 2008-ст).
33. Сайт Устройство автомобиля. Точка доступа:http://ustroistvo- avtomobilya.ru/kuzov/neispravnosti-stekol/.Дата обращения 30.04.17.