Рассмотрено использование спортивно-видового подхода в физическом воспитании студентов в вузе на примере хоккея
Выборка экспериментального исследования включала в себя экспериментальную и контрольную группы. Всего в исследовании приняли участие 40 студентов вуза в возрасте 19-20 лет (юноши): 20 студентов составили экспериментальную группу, 20 студентов составили контрольную группу.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНО-ВИДОВОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ХОККЕЯ 8
1.1 Хоккей как игровой вид спорта 8
1.2 Специфика организации физического воспитания студентов вуза 13
1.3 Методы и приёмы использования спортивно-видового подхода в физическом воспитании студентов в вузе 18
ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1 Задачи исследования 26
2.2 Методы исследования 26
2.3 Организация исследования 30
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНО-ВИДОВОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ХОККЕЯ 39
3.1 Методика использования спортивно-видового подхода в работе по физическому воспитанию студентов вуза на примере хоккея 39
3.2 Анализ результатов экспериментального исследования 49
ВЫВОДЫ 59
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Дальнейшее качественное развитие общества предполагает осознание огромной роли образования в утверждении самоценности человеческой личности, приоритета общечеловеческих ценностей. В этой связи среди многочисленных проблем современной педагогической науки особую актуальность приобретает проблема формирования и устойчивого развития у студенческой молодежи в процессе обучения в вузе физической и спортивной культуры, здорового образа жизни.
Современные тенденции интенсификации образовательного процесса в высшей школе предъявляют высокие требования к состоянию здоровья студентов, в основе которого находится здоровый образ жизни, физическая и спортивная культуры.
Укрепление и поддержание здоровья студентов в вузе необходимо осуществлять на основе продуктивного совершенствования образовательного процесса по физическому воспитанию с учетом современных требований подготовки специалистов как носителей и пропагандистов спортивной культуры в будущей профессиональной деятельности и семейной жизни.
Современная учебная деятельность носит интенсивный характер подготовки специалистов, что соответствует изменяющимся социально экономическим требованиям общества и государства. В то же время необходимо обеспечить развитие личности с учетом её запросов, способностей, ценностных ориентации, в том числе и двигательных способностей как необходимого условия укрепления и поддержания здоровья, реализации интеллектуального и физического потенциала настоящей и будущей профессионально подготовленной молодежи.
Особую роль в стимулировании физического и интеллектуального потенциала студентов в вузе приобретает формирование спортивной культуры как современной субкультуры раскрытия и реализации двигательного потенциала молодежи в студенческие годы.
Включение в процесс физического воспитания студентов в вузе занятий по видам спорта будет способствовать формированию у студенческой молодежи культуры занятий спортом (базовая основа спортивной культуры), реализации индивидуальных двигательных задатков и биологической потребности в движении.
Одним из популярный сегодня видов игрового спорта является хоккей, который в современных условиях активно развивается и имеет довольно высокие достижения. Высокая популяризация хоккея среди студенческой молодёжи и его широкое распространение в российской системе физического воспитания обуславливается такими факторами, как: эмоциональность, высокая зрелищность, непредсказуемость результата, накал страстей, высокое психическое и физическое напряжение, а также мастерство, которое со временем становится искусством.
В то же время в практике отечественного физического воспитания недостаточно разработаны и обоснованы организационно-педагогические подходы внедрения спортивной культуры на примере игры в хоккей в учебный процесс физического воспитания студентов в вузе.
В процессе анализа научно-исследовательской и учебно-методической литературы по тематике исследования были выявлены следующие противоречия между:
– необходимостью интенсификации учебного труда в вузе и недостаточным уровнем состояния здоровья студенческой молодежи;
– необходимостью укрепления и поддержания здоровья студентов и недостаточной эффективностью действующего процесса физического воспитания в вузе;
– необходимостью внедрения спортивной культуры в физическое воспитание как современной субкультуры раскрытия двигательного потенциала молодежи в студенческие годы, повышения спортивной и физической подготовленности и недостаточной разработанностью организационно-педагогических подходов её реализации в вузе.
На основе указанных противоречий обозначилась проблема исследования, которая заключается в необходимости разработки методики применения спортивно-видового подхода в физическом воспитании в вузе на примере хоккея.
Обозначенная проблема определила цель исследования, которая заключается в исследовании возможностей использования спортивно-видового подхода в физическом воспитании студентов в вузе на примере хоккея.
Объект исследования: физическое воспитание студентов в вузе.
Предмет исследования: особенности использования спортивно-видового подхода в физическом воспитании студентов в вузе на примере хоккея.
Для достижения цели исследования были сформированы задачи исследования:
– рассмотреть хоккей как игровой вид спорта;
– охарактеризовать специфику организации физического воспитания студентов вуза;
– проанализировать методы и приемы использования спортивно-видового подхода в физическом воспитании студентов в вузе;
– обосновать задачи, методы и организацию эмпирического исследования;
– разработать и апробировать методику использования спортивно-видового подхода в работе по физическому воспитанию студентов вуза на примере хоккея;
– представить анализ результатов экспериментального исследования;
– сформулировать практические рекомендации по использованию спортивно-видового подхода в работе по физическому воспитанию студентов вуза на примере хоккея.
Методологической основой и теоретической базой исследования стали:
– теория мотивации деятельности и поведения (В. М. Выдрин; А. Н. Леонтьев; Ю. М. Николаев; Н. И. Пономарёв и др.);
– педагогические теории физического воспитания студентов (М. Я. Виленский; В. И. Жолдак; В. И. Ильинич; В. И. Лях; Л. П. Матвеев; Н. И. Сулейманов; Г. С. Туманян и др.);
– современные исследования о проблемах здоровья студенческой молодёжи (Н. П. Абаскалова; Р. И. Айзман; Н. М. Амосов; Г. Л. Апанасенко; А. Г. Щедрина и др.);
– инновационные педагогические и спортивные технологии в учебном процессе физического воспитания студентов в вузе (В. К. Бальсевич; Л. В. Лотоненко; Л. И. Лубышева; Г. Г. Наталов; В. В. Пономарёв; В. Г. ІІІилько и др.).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: систематизация, анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования, анкетирование, опрос, методы оценки функционального состояния, педагогический эксперимент, методы оценки и контроля двигательных способностей студентов, статистический анализ результатов педагогического эксперимента.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
– в обосновании использования спортивно-видового подхода в физическом воспитании студентов в вузе на примере хоккея;
– в обосновании методов и приёмов спортивно-видового подхода на примере хоккея, наполнении теоретическим содержанием программно-методического обеспечения спортивно-видового похода на примере хоккея;
– полученные результаты дополняют и расширяют раздел теории и методики физического воспитания студентов в вузе на основе спортивно-видового подхода на примере хоккея.
Практическая значимость исследования состоит в разработке:
– программно-методического обеспечения формирования спортивной культуры в процессе физического воспитания студентов посредством спортивно-видового подхода на примере хоккея;
– методики использования спортивно-видового подхода в процессе физического воспитания студентов в вузе на примере хоккея.
Кроме этого, как теоретический, так и практические результаты исследования могут применяться в лекционных курсах для студентов физкультурных вузов, а также при подготовке методических указаний, учебных пособий и программ.
Структура исследования включает введение, три главы, объединяющие восемь пунктов, выводы по главам, практические рекомендации, заключение, список использованных источников и приложения.
По результатам проведенного исследования были разработаны следующие рекомендации:
1. Величина физической нагрузки может определяться характером ее воздействия на организм занимающихся. Для каждого человека переносимость нагрузки индивидуальна, как и темп физического развития и совершенствования организма. На занятии руководитель должен обращать внимание на обучающихся, на им физическое состояние после выполнения упражнений, чтобы предотвратить изнеможение организма.
2. Решение задач в физическом воспитании студентов вуза средствами хоккея должно обеспечиваться обеспечивается: применением методов убеждения, примера, соревнования, поощрения, принуждения и воздействия коллектива; подбором физических упражнений, в которых психические свойства личности проявляются в наибольшей мере.
3. Повышение объема и интенсивности физической нагрузки на отдельном занятии достигается: сокращением времени на перестроения; краткостью и ясностью объяснений; увеличением количества повторений, быстроты выполнения, массы отягощений; регулированием продолжительности отдыха; выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком; применением круговой тренировки и соревновательного метода; использованием тренажеров, а также другого оборудования и инвентаря.
4. Объем и интенсивность физической нагрузки на занятиях по физической подготовке средствами хоккея должны соответствовать задачам и этапам обучения, уровню подготовленности и возрасту военнослужащих. Существуют штатные тренировки, проводимые в ровном темпе, без интенсивной нагрузки на организм, они направлены на поддержание организма в форме. Так же имеют место и усиленные тренировки, проводимые редко, но с определенной периодичностью, они направлены на совершенствование организма в целом и увеличение переносимых им нагрузок.
5. Включать в систему физического воспитания студентов вуза специальные комплексы по ОФП по развитию физических качеств , комплексы упражнений по совершенствованию силовой и скоростной подготовки, по совершенствованию функционального состояния организма.
6. Придерживаться определенной методики при планировании данных тренировочных занятий очень важно, так как нужно равномерно и правильно распределить нагрузку на все группы мышц, рассчитать нагрузку, которую может вынести организм и которая будет для него полезна и будет способствовать физическому развитию студента вуза.
7. Если не придерживаться методики проведения тренировок по физической подготовке, то тренировочный процесс может пойти во вред сотруднику, организм можно довести до изнурения, неравномерное распределение нагрузки также пагубно влияет на организм. Исходя из всего вышесказанного, нужно придерживаться рекомендаций руководителя занятий по физической подготовке студентов вуза.
1. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков // Футбол / [электронный ресурс] / Электрон. дан., 2010. – http://footballtrainer.ru/books/football1999/238-62-anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-organizma-detej-i-podrostkov.html, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 27.12.2019).
2. Антонов Е.Е. Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта / Б.А. Никитюк. – М.: Советский спорт, 1991. – 82 с.
3. Афанасьев С. Большое хоккейное созвездие. – М.: Спорт, 2010. – 149 c.
4. Баранов П.Ф. Хоккей. Планирование учебно-тренировочного процесса и управление им. – Минск: Высшая школа, 1974. – 96 с.
5. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
6. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Обучение двигательным действиям. Теория и методика. – М.: Либроеом, 2014. – 230 с.
7. Букатин А.Ю. Юный хоккеист / А.Ю. Букатин, В.М. Колузгонов. – М.: Фис, 1986. – 241 с.
8. Букатин А.Ю., Лукашин Ю.С. Физическая подготовка юных хоккеистов / А.Ю. Букатин, Ю.С. Лукашин // Азбука спорта. Хоккей. / [электронный ресурс] / Электрон. дан., 2000. – http://www.kinderliga.ru/stat/hokkey07.html, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 27.12.2019).
9. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 256 с.
10. Германов Г.Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры. – М.: Юрайт, 2017. – 224 с.
11. Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – Воронеж, 2008. – 87 с.
12. Горская И.Ю. Развитие и совершенствование координационных способностей спортсменов с учетом уровня квалификации и индивидуально-типологических особенностей: методические рекомендации / И.Ю. Горская, И.А. Аверьянов, А.М. Кондаков. – Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2014.– 79 c.
13. Гуцалова Н.Г. Развитие силовых способностей детей младшего школьного возраста отделения спортивной аэробики. – Заводоуковск, 2015. – 47 с.
14. Даккорд Б. Игра вратаря в хоккее с шайбой. – М.: Олимпийская литература, 2013. – 123 c.
15. Дмитриев С.В. Социокультурная теория двигательных действий спортсмена: проблемы, поиски, решения. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2005. – 300 с.
16. Донской Д.Д. Развитие идей П. Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 3. – С. 63-66.
17. Ерёмушкин М.А. Двигательная активность и здоровье. – М.: Спорт, 2016. – 184 с.
18. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведен. физ. Культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 443 с.
19. Естественно-научные основы физической культуры и спорта: учебник / А.Г. Катранов и др. – М.: Советский спорт, 2014. – 464 c.
20. Жариков Е.С. Психология управления в хоккее / Е.С. Жариков, А.С. Шигаев. – М., ФиС, 1983. – 184 с.
21. Захарьева Н.Н. Спортивная физиология. – М.: Физическая культура, 2012. – 288 с.
22. Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. – М.: Лептос, 1994. – 368 с.
23. Звонков В.Л. Англо-русский энциклопедический словарь хоккейной терминологии / English-Russian Encyclopedic Dictionary of Hockey Terminology. – М.: Р.Валент, 2009. – 304 c.
24. Зимин Е. Мастерство в твоих руках. – М.: ФиС, 1989. – 96 с.
25. Имас Е. Стратегии и рекомендации по здоровому образу жизни и двигательной активности / Е. Имас, М. Дутчак, С. Трачук. – М.: Олимпийская литература, 2013. – 528 с.
26. Капилевич Л.В. Физиология спорта. – М.: Юрайт, 2017. – 142 с.
27. Климин В.А., Колосков В.И Управление подготовкой хоккеистов / В.А. Климин, В.И. Колосков. – М.: ФиС, 1982. – 52 с.
28. Костихина Н.М. Педагогика физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: учебник / Н.М. Костихина, Н.М. Костихина, О.Ю. Гаврикова. – Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2013. – 296 c
29. Кошбахтиев И.А. Анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных качеств у юных спортсменов групп начальной спортивной специализации / И.А. Кошбахтиев, Д.К. Исмагилов, О.Р. Атаев // Молодой ученый. – 2015. – №20. – С. 181-184.
30. Кузнецова З.М. Особенности обучения, подготовки юных хоккеистов 7-10 лет / З.М. Кузнецова, В.Н. Сергечев, А.В. Глазистов // Хоккей. / [электронный ресурс] / Электрон. дан., 2007. – http://www.kamgifk.ru/magazin/old/3/journal_KamGIFK_02_2007_03.pdf, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 27.02.2018).
31. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.: Академия, 2012. – 416 с.
32. Кукушкин В. Хоккей нового времени. – М.: Спорт, 2015. – 328 c.
33. Кукушкин В. Это – наша игра! Лучшие хоккейные матчи. – М.: Человек, 2009. – 176 c.
34. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник. – 3-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.
35. Ланда Б.Х. Диагностика физического состояния. Обучающие методики и технология. – М.: Спорт, 2017. – 128 с.
36. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2007. – 228 с
37. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студ. Вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 319 с.
38. Мальгинов И.А. Заливка и содержание льда на катках. Изд. 2-е, переработанное. – М.: ФиС, 1987.
39. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. пособие. – М.: АСТ, 2015. – 175 с.
40. Михайлов Н.Г. Физическая культура в новом формате // Вестник образования: концептуальные основы здорового образа жизни в детской и подростковой среде. – 2011. – № 2. – С. 34-40.
41. Мудрук А.В. Диагностика и оценка способностей юных хоккеистов [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2015. – 36 c.
42. Муллер А.Б. Физическая культура: Учебник для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. – М.: Юрайт, 2013. – 424 c.
43. Мякотных В. Двигательная активность и возрастная инволюция функциональных систем. – М.: LAP, 2012. – 136 с.
44. Николаенко А.В. Спортивные сооружения. Учебное пособие для студентов факультета физического воспитания педагогических институтов. – М.: Просвещение; 1976. – 270 с.
45. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1970. – 478 с.
46. Петрова В.И. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента (для бакалавров) / В.И. Петрова, А.Ю. Петров, А.Н. Сорокин. – М.: КноРус, 2013. – 304 c.
47. Пойдунов А.А. Комплексное развитие физических качеств личности // В сборнике: Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях. Сборник статей XI Международной научной конференции: в 2 частях. – 2015. – С. 244-250.
48. Проблемы физиологии спорта: моногр. / ред. Б.С. Гиппенрейтер. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 232 c.
49. Решетников Н.В. Физическая культура: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 176 c.
50. Рила М.Д. Кинезотерапия. Культура двигательной активности / М.Д. Рила, И.В. Кулькова. – М.: Кнорус, 2016. – 384 с
51. Савин В.Г. Теория и методика хоккея. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с.
52. Савин В.Г. Методика воспитания выносливости у хоккеистов. Методические разработки для студентов и слушателей Высшей школы тренеров ГИОЛИФКА. – М: Издание Редакционно-издательского отдела ГИОЛИФКА, 1986.
53. Савин В.Г. Хоккей: Учебник для институтов физической культуры – М.: ФиС, 1990. – 320 с.
54. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков М.Р. Сапин, З.Г. Брыскина. – М.: Академия, 2005. – 432с.
55. Секерин В.Д. Физическая культура (для бакалавров). – М.: КноРус, 2013. – 424 c.
56. Скорев А. Физическое развитие детей в различных условиях двигательного режима. – М.: LAP, 2012. – 192 с.
57. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М. Смирнов, Н.А. Фудин, Б.А. Поляев, А.В. Смирнов. – М.: Медицинское информационное агентство, 2012. – 544 с.
58. Спасский О.Д. Хоккей / О.Д. Спасский, А.А. Рюмин. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 130 c.
59. Столяров В.И. Теория и методология современного физического воспитания. Состояние разработки и авторская концепция. – М.: Олимпийская литература, 2015. – 704 с.
60. Третьякова Н.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: учебное пособие / Н.В. Третьякова, Т.В. Андрюхина, Е.В. Кетриш. – М.: Спорт, 2016. – 280 с
61. Тристан В.Г. Физиологические основы физической культуры и спорта. Часть 1: учебное пособие / В.Г. Тристан, Ю.В. Корягина. – Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2001. – 96 c.
62. Трофимов А.М. Теория двигательной активности и спортивной тренировки: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2012. – 108 с.
63. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
64. Шаханская А.В. и др. Влияние нагрузки на функциональное состояние и регулярно адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы юных баскетболистов с учетом соматотипологической принадлежности // Теория и практика физической культуры. 2014. – № 11. – С. 21–23.
65. Шигаев А.С. Психологическая подготовка хоккеистов высокой квалификации. Методические разработки. – М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры, 1979. – 225 с.
66. Физиологические технологии повышения работоспособности в физической культуре и спорте: учебное пособие. – Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2014. – 110 c.
67. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 431 c.
68. Фискалов В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. – М.: Советский спорт, 2016. – 352 с.
69. Чеснова Е.Л. Физическая культура: учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 160 с.
70. Чинкин А.С. Физиология спорта / А.С. Чинкин, А.С. Назаренко. – М.: Спорт, 2016. – 120 с.