Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Туристско-краеведческий потенциал Республики Татарстан и его применение в школьном образовании

Работа №50033

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2016
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
367
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Роль туристско-краеведческой деятельности в школьном образовании
1.1. Предпосылки развития туристско-краеведческой деятельности учащихся в Республике Татарстан
1.2. Организационно-педагогические особенности туристско-
краеведческой деятельности школьников
1.3 Образовательные и воспитательные возможности туристско-краеведческой деятельности школьников
Глава 2. Организационно педагогические условия туристско-краеведческой деятельности учащихся общеобразовательных учреждений Республики Татарстан
2.1. Туристско-краеведческий потенциал Республики Татарстан 40
2.2. Организационно-педагогические особенности школьного туризма 65
2.3. Результаты опытно-поисковой работы туристско-краеведческой
деятельности школьников
Заключение 90
Список использованной литературы 92
Приложение 96

В условиях бурного развития научно-технического прогресса увеличивается и качественно изменяется поток информации, в котором должен ориентироваться современный человек. В связи с этим предъявляются новые требования к содержанию образования современных школьников, ставится задача воспитывать не исполнителей, а инициативных, творческих постановщиков актуальных задач, для решения которых потребуется овладение новыми знаниями, умениями и навыками, потребуется непрерывное совершенствование своего образовательного уровня, освоение новых специальностей, изучение вновь возникающих отраслей знания. Однако современная система образования ориентирована, в основном, на усвоение суммы знаний, объём которых постоянно растёт. Наблюдается усложнение учебных программ, увеличение набора учебных предметов, следствием чего является переутомление школьников, отсутствие интереса к учёбе, стрессовые ситуации, которыми сопровождается учебный процесс.
Учебная работа в классе не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся по изучению своего края. На уроках географии, в силу ограниченного времени на изучение природы малой родины, ученики получают лишь основные знания по широкому кругу наук. И удовлетворить познавательные интересы школьников, углубляя и конкретизируя программные географические знания наиболее любознательных учащихся, возможно лишь используя разнообразные формы туристско-краеведческой деятельности.
Актуальность исследования. Вопросы туристско-краеведческой деятельности, как важнейшего средства связи обучения с жизнью, всегда занимали большое место в педагогике. Отражая объективное состояние туристско-краеведческой деятельности в школах Российской Федерации, этот опыт касался главным образом вопросов организации и содержания внеклассной туристско-краеведческой работы. В нем слабо звучали идеи о поисках новых форм и методов выполнения разнообразных туристско- краеведческих наблюдений и работ, предусмотренных школьной программой, об использовании краеведческих знаний учащихся и соответствующих дидактических материалов в учебном процессе, т. е. о реализации принципа туристско-краеведческой деятельности в преподавании школьной географии. Осуществление данного принципа в обучении возможно при условии, если все учащиеся, овладевающие основами географии, приобретают определенный минимум непосредственных туристско-краеведческих знаний.
Туристско-краеведческая деятельность является профилактикой бездуховности, эмоциональной бедности и различных правонарушений. Он решает проблему занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью.
Совершая пешие прогулки во время туристических походов по живописным местам своего населенного пункта, учащиеся изучают историю своего края, своей малой родины. Таким образом, сочетая в педагогической практике, занятия спортом и туристско-краеведческую деятельность, преподаватели преследуют три цели: воспитательную, оздоровительную и познавательную. Естественно, что между ними нельзя провести какую-то четкую грань. Но все вместе они помогают учащимся расти физически и духовно, помогают познать окружающий мир, себя, во время туристских походах они учатся преодолевать различные трудности, закаливать себя физически, изучают родной край, ценить дружбу, заботу и помощь друга, с пользой проводить свое свободное время.
В последнее время в ВУЗах, колледжах, лицеях открылись новые возможности, новые профессии на основе туризма. Хорошо организованная туристско-краеведческая деятельность в школе поможет дать глубокие и прочные знания по географии, биологии, истории, физике и другим наукам, позволяет привить любовь к родному краю, подготовить учащихся к жизни и труду.
Научная разработанность темы. На протяжении советского и постсоветского периодов развития отечественной географии туристско- исследования являются одним из приоритетных направлений. Теоретический анализ проблем внешкольного образования содержится в работах JI.C. Выготского, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, М.И. Махмутова, И.Т. Гайсина, З.А. Хусаинова, А.Н. Хузиахметова исследовавших социальное воспитание как систему целенаправленно созданных материальных, духовных, организационных условий для развития ребенка.
Научная разработка вопросов туристско-краеведческой деятельности в системе образования опирается на работы И.Н. Бескаравайнова, К.Н. Волкова, И.П. Иванова, А.П. Сидельковского, А.Д. Солдатенкова, И.А. Дрогова и др. Концепция неразрывности туризма и краеведения, начало исследований различных аспектов воспитательно-образовательного процесса в условиях туристско-краеведческой деятельности на формирование личности ребенка связаны с работами А.А. Остапца-Свешникова, Ю.С. Константинова, Д.В. Смирнова, А.Г. Маслова и др. Следует отметить недостаточную изученность проблемы-развития краеведческого туризма как компонента: социокультурной сферы, инструмента региональной политики, данный подход к данной проблеме только начинает осуществляться.
Однако проблемы изучения туристско-краеведческого потенциала Республики Татарстан и его применение в школьном образовании освещена весьма слабо и носит лишь фрагментарный характер.
Актуальность нашего исследования объясняется необходимостью преодоления противоречий между:
- необходимостью широкого применения в школьном образовании туристско-краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе и недостаточной изученностью ее конкретного содержания и способов реализации;
- Необходимостью учета региональных особенностей туристско- краеведческого потенциала при изучении естественно-географических дисциплин и недостаточной разработкой регионального компонента туристского и краеведческого содержания в образовании;
- недостаточная разработанность данной проблемы, теоретическая и практическая значимость, а также наличии научно-методических предпосылок для ее решения, определили выбор темы исследования: «Туристско-краеведческий потенциал Республики Татарстан и его применение в школьном образовании».
Целью исследования является характеристика туристско- краеведческого потенциала Республики Татарстан и его применение в школьном образовании.
Объект исследования - развитие познавательной активности обучающихся средствами туристско-краеведческой деятельности.
Предмет исследования - изучение туристско-краеведческого потенциала Республики Татарстан в учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза исследования. Процесс изучения туристско-краеведческого потенциала Республики Татарстан в школьном образовании будет эффективным, если:
- учет краеведческого принципа в процессе изучения эколого-туристского потенциала Республики Татарстан;
- реализация интегрированного подхода к изучению туристко-краеведческого потенциала в процессе обучения естественно-географических дисциплин;
- организация самостоятельной работы школьников при изучении туристско-краеведческого потенциала Республики Татарстан.
На основе поставленной цели определены следующие задачи исследования:
- на основе теоретического анализа психолого-педагогической и естественно-географической литературы изучить структуру и содержание туристско-краеведческого потенциала Республики Татарстан в учебно-воспитательном процессе;
- рассмотреть роль туристско-краеведческой деятельности в школьном образовании;
- рассмотреть особенности, принципы и проблемы организации туристско-краеведческой деятельности в системе образования;
- выявить туристско-краеведческий потенциал Республики Татарстан.
Методологической основой и теоретической базой исследования составили: ФЗ «Об основах туристской деятельности» от 24.11.1996 N 132- ФЗ (редакция, 2016). При работе над исследованием была использована литература по теории краеведения и туризма, рассмотрены работы В.А. Квартальнова, Ю.С. Константинов, В.А. Рубцова, З.А. Хусаинов и др.
Научная новизна исследования заключается:
- определена структура и содержание туристско-краеведческого потенциала Республики Татарстан в процессе изучения естественно-географических дисциплин;
- рассмотрены особенности, принципы и проблемы организации туристско-краеведческой деятельности в системе образования;
- разработаны и апробированы формы и методы туристско- краеведческой работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждениях.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении и обосновании структуры и содержания туристско-краеведческой деятельности в школьном образовании. Выявлены образовательные и воспитательные возможности туристско-краеведческой деятельности школьников и раскрыт туристско-краеведческий потенциал Республики Татарстан
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования учителями предметов естественно- географического цикла и студентами педагогических вузов. В исследовании предложены рекомендации по совершенствованию процесса изучения туристско-краеведческого потенциала Республики Татарстан и его применения в школьном образовании. Результаты исследования являются актуальными для развития краеведческого движения в регионе, поскольку сегодня существует много проблем в сфере туризма и краеведческой деятельности.
Методы исследования - теоретический анализ педагогической, психологической, социологической и практической литературы о детском туризме, анализ статистических данных, размещенных в сети Интернет, анализ имеющихся на сегодняшний день законопроектов, программ, методических разработок и положений в области образования и туристско- краеведческой деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта работы общеобразовательной школы и организаций дополнительного образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием разнообразных современных педагогических трудов, адекватных объекту и цели данного исследования, большим фактическим материалом по теме исследования.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики географического и экологического образования Казанского (Приволжского) федерального университета и докладывались на Всероссийских, Региональных научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция. «Использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе на основе деятельностного подхода» ФГБОУ НГПУ, Региональное отделение РГО в РТ, МАОУ «СОШ №21 г. Набережные Челны», III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием Казань, МБОУ "Гимназия №155 с татарским языком обучения". По результатам проведенного исследования опубликовано 8 статей, в том числе в журналах ВАК РФ, Scopus, Web of science.
На защиту выносятся:
1. Туристско-краеведческая деятельность учащихся.
2. Образовательное и воспитательное значение туризма. Виды детского туризма. Организационно-педагогические особенности школьного туризма.
3. Проблемы организации школьного туризма в общеобразовательном учреждении.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Все школьные предметы призваны выходить на такие нравственные категории, как верность идее и долгу, честность и доброта, отвага и готовность к защите Родины. Учащиеся должны осознавать связи между знаниями и нравственностью, формальной образованностью и подлинной интеллигентностью через книги, жизнь, походы и путешествия по родной земле, родному краю и району.
Важным средством воспитания, гармоничного развития подрастающего поколения, становления его гражданственности является туристско-краеведческая деятельность, педагогический потенциал для которой очень велик.
Поэтому пропагандирование туристско-краеведческой деятельности в школе, направление деятельности экспедиционных отрядов, туристских групп школы, развитие активной позиции в утверждении принципов и требований самоопределения и самоутверждения, самообразования и самовоспитания, самоконтроля и самоуправления играют очень важную роль в становлении учащихся как достойных граждан своей страны.
Воспитание патриотизма и гражданской ответственности должно основываться не на отвлеченных понятиях, а на конкретных примерах, изучение которых позволяет познать наши богатства, народные и национальные традиции, осознание справедливости и личной порядочности.
Трудно сейчас представить школу, где бы не велось преподавание на с использованием туристско-краеведческой деятельности, где бы ребята не совершали экскурсии по природным, историческим местам своей малой родины. Поэтому туристско-краеведческая деятельность является сейчас действенным средством всестороннего развития личности ребенка, средством связи школы с жизнью, стимулом к развитию в учащихся чувства собственного достоинства, гордости за свою страну, становления ребенка как личности.
В ходе исследования нами была определена структура и содержание туристско-краеведческого потенциала Республики Татарстан в процессе изучения естественно-географических дисциплин; рассмотрены
особенности, принципы и проблемы организации туристско-краеведческой деятельности в системе образования; разработаны и апробированы формы и методы туристско-краеведческой работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждениях.
В процессе исследования были обоснованы структура и содержание туристско-краеведческой деятельности в школьном образовании. Выявлены образовательные и воспитательные возможности туристско-краеведческой деятельности школьников и раскрыт туристско-краеведческий потенциал Республики Татарстан.
С точки практической значимости исследования даны возможности использования результатов исследования учителями предметов естественно-географического цикла и студентами педагогических вузов. В исследовании рассмотрены вопросы по совершенствованию процесса изучения туристско - краеведческого потенциала Республики Татарстан и его применения в школьном образовании. Результаты исследования являются актуальными для развития краеведческого движения в регионе, поскольку сегодня существует много проблем в сфере туризма и краеведческой деятельности.
Туристско-краеведческая деятельность, как основа формирования познавательной активности и упрочнения гражданской позиции найдет своё продолжение и в дальнейшей работе.



1. Асмолов А.Г. О целях, задачах и основных направлениях реформы образования. М.: Вестник Академии менеджмента в образовании и культуре №1,1998.
2. Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии.- Казань: Отечество, 2012.-242 с.
3. Биряльцева А.Р. Выходя за круг привычного.// Турист, №1-2 (382-383) 2000, С.8
4. Биряльцева А.Р. На крыльях Икара.// Турист, №1-2 (382-383) 2000, С. 2223
5. Биряльцева А.Р. По казанским следам Велимира Хлебникова// Вестник общества Велимира Хлебникова, вып.З, Москва, 2002, С. 156-166
6. Биряльцева А.Р. Звёздные часы. Наглядное пособие для определения
времени по звёздам // Дополнительное образование, №11 (49), 2003.
М.,1. ЗАО «Витязь», С.43-46
7. Гайсин И.Т. Использование межпредметных связей экологического содержания при изучении географии. Материалы конференции 21-22 ноября 2002 г. Казань.-2002.
8. Гайсин И.Т. Непрерывность экологического образования. Монография - Казань. Изд-во «Тан-Заря», 2002.-198с.
9. Гайсин И.Т. Преемственность экологического воспитания. Монография. Казань: КГПУ, 1999.-204с.
10. Гайсин, Р.И. Становление и развитие географического образования в вузах Республики Татарстан /Р.И. Гайсин // Образование и самообразование.— 2009. -№1 (11). С. 224-230.
11. Гайсин И.Т., Гайсин Р.И., Мифтахов А.И. Республика Татарстан: экономические и эколого-географические особенности. Учебно¬методическое пособие.-Казань, 2014. -52с.
12. Гарифуллин Р. Иллюзионизм личности как новая философско- психоло-ическая концепция, научная монография, Йошкар-Ола, 1997г., стр.50
13. Горский В.А. О некоторых принципах дополнительного образования и формирования примерных программ.// Сборник Всероссийской научно-практической конференции.-Санкт-Петербург, 1995г.
14. Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы. Методика, опыт. — М.: Профиздат, 1984. 144 с.
15. Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения. (учебное пособие)
Москва, 1981.- 104 с.
16. Емельянов Б.В. Экскурсоведение:Учебник. 4-е изд.
М:Советский спорт,2003.- 216с.
17. Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования//Дополнительное образование №9 (12), 2000,стр.6.
18. Закон РТ «Об образовании» от 2.07.1997.
19. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. - 496с.
20. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5-ти т. - М.: Финансы и статистика, 1998.
21. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
22. Константинов Ю.С. Куликов В.М.
Педагогика школьного туризма: Учебно-методическое пособие. М.: ЦЦЮТиК МО РФ, 2002, 152с.
23. Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. М.: ЦЦЮТиК, 2001. 180 с.
24. Константинов Ю.С. Туризм в школе
и педагогика сотрудничества// Вестник детско-юношеского туризма Российской Федерации. №1(37), 2001, стр.20.
25. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко; Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985. -431 с.У
26. Леонова Е.В. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей// Дополнительное образование №5,(20), 2001, стр.45. л
27. Лескова Г.А. Методические вопросы туризма//Туристские фирмы вып.23 «Россия-2001»
28. Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 240 с.
29. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.; Эгвес, 2000. - 272 с.
30. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. Издание второе, исправленное и дополненное. М.: ЦТЮТК МО РФ, 2001. 96 е., стр.83.
31. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов/Под ред. Ю.К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. -608 с.
32. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А.Н.Алексюк, Г.Г.Савенок. М.: Педагогика, 1985. - 496 с. — (Педагогическая б-ка).
33. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 е.; ил. J
34. Подунова Н.И. Туризм и среда.// Экология культуры: Теоретические и проектные проблемы. М., 1991, вып.1Фт 41. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2000 год.
35. Райков Б.Е. Методика и техника экскурсии. М. - JL, 1927 - с. 148
36. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
37. Сичинава В.А. Экскурсионная работа: (Из опыта). Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. - 96 с.
38. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т.$ ТЛ/Сост. О.С.Богданова, В.З.Смаль. М.: Педагогика, 1979. - 560 е., ил.
39. Сухомлинский В.А. О воспитании/ Сост. и авт. вступит. Очерков С.Соловейчик.- 5-е изд. М.: Политиздат, 1985. - 270 с.
40. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т.б/сост.
С.Ф.Егоров. — М.: Педагогика, 1990. 528с. :ил. стр.190
41. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т.б/сост.
С.Ф.Егоров. -М.: Педагогика, 1990. 528с.:ил. стр.372
42. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост.
С.Ф.Егоров.-М.: Педагогика, 1988.-416 е., стр.313.
43. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост.
С.Ф.Егоров.-М.: Педагогика, 1990.- 528 е., стр.23 5-243.
44. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т.б/сост. С.Ф.Егоров. — М.: Педагогика, 1990. 528с.: ил. (стр.391)
45. Экскурсии. Организация и методика проведения. М., Профиздат, 1970.
46. Хусаинов З.А. Этнопедагогические основы экологической культуры. Монография. Deutschland, Saarbrucken, Palmarium academic publishing, 2014. - 279 c.
47. Khusainov Z.A. Gaisin R.I., Biktimirov N.M., Valiev M.R., Gilemhanov I.R. Formation of Ecological Culture in the Aspect of Ethno Pedagogy // Mediterranean Journal of Social Sciences. February 2015, MCSER Publishing, Rome-Italy. Vol 6. № 1 S3., - p.p. 126 -130.
48. Шабалина С.А., Рубцов В.А., Байбаков Э.И. Территориальные аспекты развития туризма в Республике Татарстан// - Казань: Отечество, 2015.¬160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ