Введение…………………………………………………………………………...3
1 Маркетинговые исследования и их виды………………………………..5
2 Порядок проведения маркетинговых исследований…………………...8
2.1 Выявление проблем и формулирование целей маркетинговых
исследований…………………………………………………………………8
2.2 Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой
информации…………………………………………………………………..9
2.3 Планирование и организация сбора первичной информации…..11
2.4 Систематизация и анализ собранной информации……………….24
2.5 Предоставление полученных результатов…………………………24
3 Организация маркетинговых исследований……………………………26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………31
Приложения……………………………………………………………………...32
Термин «Маркетинг» происходит от английского слова «market» – рынок, рыночная деятельность.
Маркетинг является одной из категорий рыночной экономики, которая все в большей мере становится определяющей в нашей жизни. Поэтому руководители и специалисты должны изучить его сущность, основные аспекты и концепции, хорошо знать организацию маркетинга, использовать методы и приемы этой деятельности, а, так же, с максимальной отдачей использовать все позитивное из того, что дает рынок. От того, на¬сколько правильно построена система маркетинга, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Для предприятий различных отраслей и сфер деятельности первостепенной проблемой становится обеспечение сбыта готовой продукции, использование концепции маркетинга – единственно возможный путь создания условий для роста производства товаров. Благодаря ему, может быть достигнуто увеличение прибыли, что является основой для дальнейшего развития предпринимательских структур, обеспечения более полной занятости населения и достижения более высокого жизненного уровня населения. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период маркетинг является одной из важнейших экономических дисциплин.
Возникновение маркетинга тесно связано с возникновением обмена и рынка. Маркетинг это работа с рынками ради осуществления обменов, цель которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей посредством обмена.
Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как:
- разработка товара;
- налаживание коммуникаций;
- организация распределения;
- установление цен;
- исследования;
- развертывание службы сервиса.
По отношению к рынку, маркетинг имеет двухстороннюю структуру, а именно: маркетинг, осуществляемый продавцами, и маркетинг, осуществляемый покупателями. В литературе основное внимание уделяется маркетингу, осуществляемому продавцами. Маркетинг – это комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбыточной деятельности предприятия по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю.
Рыночная экономика в нашей стране не развилась пока в полной мере, а, следовательно, старые связи между предприятиями в большинстве случаев безвозвратно потеряны. В такой ситуации руководству предприятия очень сложно ориентироваться на рынке, поэтому реальной основной действительностью на сегодня является недостаток правильной и проверенной информации, важной для принятия управленческого решения.
При проведении маркетинговых исследований, руководство компании полу¬чает не¬обходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия, т.е. емкость рынка, наиболее высокий, где сбыт продукции компании может принести наибольшую прибыль. С помощью проведения маркетинговых исследований определяется, в какие виды производства, какую отрасль наиболее выгодно вложить капитал, где основать свое предприятие. Проведение маркетинговых исследований так же позволяет понять, каким образом компания должна организовать сбыт своей продукции, как надо проводить кампанию по продвижению на рынке новых изделий, строить стратегию рекламы, определить, какие виды продукции, проданные какому потребителю, и в каком регионе, принесут наибольшую от¬дачу на каждый рубль.
Поэтому очень важным является умение руководителя предприятия проводить маркетинговые исследования, знать их технологию и организации.
При изучении маркетинга можно выделить, что основной его целью является обеспечение социального и финансового эффекта. В основе первостепенного - социального эффекта - является удовлетворение нужд и потребностей человека, обеспечение рабочих мест, достижение более высокого жизненного уровня. Получение финансового эффекта связанно не-посредственно с маркетинговыми исследованиями, а именно с изучением ёмкости рынка с целью обеспечения сбыта продукции, и как следствие- получение прибыли.
Неотъемлемой частью маркетинга являются маркетинговые исследования.
От того какая проблема стоит перед организацией зависит выбор вида исследований.
Процесс проведения маркетинговых исследований состоит из 5 основных этапов.
-Выявление проблем и формулирование целей;
-Отбор источников, сбор и анализ вторичной информации;
-Планирование и организация сбора первичной информации;
-Систематизация и анализ собранной информации;
-Предоставление результатов;
Важнейшим из них, на мой взгляд, является выявление проблем и формулирование целей маркетинговых исследований. Так как при неправильном установлении этих двух ключевых элементов приведёт в конечном результате к искажению результатов исследования.
Так же весьма интересен этап планирования и организации сбора информации, в части методов сбора первичной информации. Каждый из данных методов имеет друг перед другом преимущества и недостатки. На-пример, опрос непосредственно позволяет войти в контакт с объектом исследования, и получить информацию о его предпочтениях и поведении, как в текущем времени, так и в будущем. Но в тоже время недостатком этого метода является большая трудоёмкость и значительные затраты.
Остальные этапы так же немаловажны и требуют последовательности, точности, и тщательности сбора, обработки и анализа информации. Так же необходимым является тесное сотрудничество между руководством и исследовательской организацией для повышения эффективности исследований.
Очень важно создание структурного подразделения, специализирующего на проведении маркетинговых исследований, это особенно актуально для предприятий широкого масштаба, для обеспечения эффективной деятельности.
Таким образом, проведение маркетинговых исследований — это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия.
1. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финста-тинформ. 1995.
2. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник. - М.: Издательский центр «Акаде¬мия»; Мастерство, 2002.
3. Гаврипин Ю.Ф. Маркетинг. Челябинск: ЧГТУ. 1995.
4. Голубкова Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика. 1993.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ, М,: Прогресс. 1990.
6. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: практическое пособие, М.: Финстатинформ. 1994.
7. Маркетинг. Сборник: Пер. с англ. М.: Прогресс. 1984.
8. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э.. Современный маркетинг, М.: Финансы и статистика, 1991.