Современные темпы роста экономики и развития промышленного производства ведут к интенсификации использования техники и ужесточают требования к повышению её надежности и долговечности с минимизацией затрат на эксплуатационные расходы. Практика показывает, что ресурс силовых агрегатов дорожных и строительных машин зачастую значительно меньше номинального ресурса, установленного заводом - изготовителем. Одной из причин этого является отсутствие эффективных методов оценки и контроля состояния агрегатов, позволяющих предупреждать появление неисправностей или устранять их на стадии возникновения.
Поскольку моторное масло принято рассматривать как элемент конструкции двигателей дорожных и строительных машин, следовательно, одним из основных условий безотказной и долговечной работы двигателя является обеспечение стабильного качества моторного масла на протяжении всего периода эксплуатации машины.
Недостатком используемых в лабораториях контроля масел крупных автотранспортных предприятий стандартных методов оценки состояния моторных масел, основанных на анализе их физико – химических характеристик, является отсутствие возможности получения информации о смазочных и противоизносных свойствах масла, изменение которых может не коррелировать с изменением физико - химических характеристик. В большинстве случаев, полученная с помощью таких методов, информация является лишь сигналом обратной связи, дающим представление о том, насколько качество масла обеспечивает требуемые показатели надежности системы «двигатель-масло».
Для управления надежностью системы «двигатель-масло» и обеспечения требуемого её качественного уровня необходимо дополнение существующих методов контроля качества масел в процессе эксплуатации дорожных и строительных машин контролем трибологических характеристик моторных масел. Недостаточная изученность возможностей трибодиагностики работающих моторных масел, отсутствие средств трибологического контроля и критериев оценки смазочных свойств моторных масел в зависимости от срока и режимов эксплуатации дорожных и строительных машин не позволяет использовать этот метод в лабораториях контроля масел автотранспортных предприятий, имеющих большой парк строительных и дорожных машин. Определение трибопоказателей предельного состояния моторного масла невозможно ввиду отсутствия математических моделей, описывающих изменение трибологических характеристик работающего масла в процессе эксплуатации. Поэтому разработка технических средств и методов трибологической оценки смазочных свойств моторных масел в процессе эксплуатации дорожных и строительных машин, повышение надежности и продление ресурса моторных масел введением антифрикционных и противоизносных присадок на основе ультрадисперсных порошков мягких металлов в режиме эксплуатации являются актуальными задачами.
Цель работы. Целью настоящей работы является повышение эксплуатационной надежности двигателей дорожных и строительных машин за счет разработки и внедрения технических средств и методики контроля трибологических свойств моторных масел в режимах входного контроля и эксплуатации, а также активации моторных масел путем введения антифрикционных, противоизносных и противозадирных присадок.
1. Ларионов С.А. Триботехническая оценка состояния работающих моторных масел /С. А. Ларионов, В. И. Доблер// Архитектура и строительство: Сборник трудов научно – технической конференции - Томск: ТГАСУ, 2002.-С 75-76.
2. Ларионов С.А. Триботехнический стенд для оценки качества работающих моторных масел/С. А. Ларионов, В. И. Доблер, А. Л. Терехов // Современные проблемы машиностроения и приборостроения: Сборник трудов I международной конференции - Томск: STT, 2002.- С 26-31.
3. Патент на полезную модель 32602 РФ, МПК7 G01 N3/56. Автоматизированный комплекс для триботехнического контроля смазочных свойств рабочих жидкостей и исследования фрикционно – износных свойств конструкционных материалов / Ларионов С. А., Доблер В. И., Терехов А. Л. - №2003114684/20; заявлено 21.05.2003; опубл. 20.09.2003 // Изобретения, полезные модели. – 2003 г.
4. Трибологическая оценка антифрикционных и противоизносных свойств моторных масел/ С.А. Ларионов, В.И. Доблер, В.И. Довыдович, М.И. Лернер // Триботех-2003: Сборник трудов международной конференции -М:, 2003. -С. 66-72.
5. Ларионов С.А. Эффективный способ и средства поиска причин отказа в гидроприводах машин лесного комплекса / С. А. Ларионов, В. И. Доблер, А. Л. Терехов //Лес и бизнес.- С-Пб.: ЗАО «Белл», 2004.-№7.-С. 42-43.
6. Доблер В. И. Анализ изменения трибологических свойств моторных масел в режиме эксплуатации /В.И. Доблер, С. А. Ларионов, А.Л. Терехов // Транспортные системы Сибири: Сборник трудов II Всероссийской научно - технической конференции - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004.- С. 56-58
7. Доблер В. И. Способ технической диагностики гидроприводов строительных и дорожных машин/В.И. Доблер, С.А. Ларионов, А.С. Ларионов // Транспортные системы Сибири: Сборник трудов II Всероссийской научно - технической конференции - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004.- С. 58-60
8. Патент на полезную модель 43974 РФ, МПК7 G01 N3/56. Устройство нагружения к машине трения / Ларионов С. А., Доблер В. И., Терехов А. Л. - №2004129805/22; заявлено 11.10.2004; опубл. 10.02.2005, Бюл №4//Изобретения, полезные модели. – 2005 г. - № 4