Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления учащихся основной школы 5
1.1Мышление как познавательный процесс: основные особенности, формы мышления 6
1.2 Психолого - педагогические аспекты понятия «логическое
мышление» 11
1.3 Формы и методы развития логического мышления учащихся 14
Глава 2. Методические основы развития логического мышления в процессе изучения геометрии учащихся 7-9 классов 17
2.1 Основные особенности построения курса планиметрии в основной
школе 18
2.2 Решение нестандартных, исследовательских задач и задач на
построение на уроках геометрии как средства развития логического мышления 20
2.3 Обучение доказательству на уроках геометрии 32
2.4 Организация учебного процесса, способствующая развитию
логического мышления учащихся 39
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности логического мышления учащихся 7 класса 45
3.1 Организация опытно-экспериментального исследования и анализ
констатирующего эксперимента 46
3.2 Формирующий эксперимент. Применение средств развития
логического мышления при изучении геометрии в 7-9 классах 51
3.3 Контрольный эксперимент. Итоги и оценка эффективности
экспериментальной работы с учащимися 53
Заключение 55
Список литературы 58
Приложения 62
Особенности научно-технического прогресса дифференциация и интеграция различных отраслей знаний, быстрый поток информации, требуют от каждого человека владение более совершенных методов и приемов освоения знаний. Этот фактор не может не учитываться всеми, кто обучает и воспитывает подрастающее поколение.
Учителя математики, методисты, ученые проявляют все больший интерес к психолого - педагогическим проблемам, наблюдаемым в современном мире. Это неудивительно, ведь ежедневная педагогическая деятельность учителей связана с возникающими проблемами, разрешаемыми с помощью психолого-педагогических знаний. Современные школы за последние годы делают многое для успешного решения задач подготовки именно мыслящей личности, имеющей не только набор достаточных знаний и умений, но и умеющей находить выход из любой сложившейся трудной ситуации. Много¬летний опыт педагогов, учителей, методистов показывает, что высокие результаты в обучении школьников не только геометрии, но и другим дисциплинам, достигаются, в первую очередь при проявлении должной заботы о развитии мышления, в частности, логического, и вооруженности школьников приемами умственной деятельности.
При организации процесса обучения геометрии, руководствуясь и зная закономерности развития логического мышления, следует отметить, что учащийся не будет затрачивать больше времени и усилий, чем затрачивает сейчас, однако знания, умения и навыки, характер его мышления будет отвечать тем требованиям, которые предъявляются к личности современным уровнем развития науки и общественного производства. Это обусловило актуальность нашего исследования, посвященного изучению развития логического мышления учащихся на уроках геометрии в 7-9 классах.
Особенности современного школьного образования определили проблему работы: рассмотрение теоретических основ логического мышления учащихся, форм, методов и средств его развития в школьном курсе планиметрии. Проблема исследования определяет тему выпускной квалификационной работы: «развитие логического мышления учащихся 7-9 классов в процессе обучения геометрии».
Цель работы - изучение и обоснование средств развития логического мышления учащихся основной школы в процессе изучения геометрии.
Объект исследования - процесс обучения геометрии учащихся 7-9 классов.
Предмет исследования - развитие логического мышления учащихся 7-9 классов в процессе обучения геометрии
С учётом цели и предмета исследования определены его задачи.
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую и учебно - методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности логического мышления, изучить средства развития логического мышления учащихся 7 - 9 классов в процессе изучения геометрии.
3. Сконструировать и провести уроки, отражающие применение средств развития логического мышления.
4. Экспериментально проверить уровни сформированности логического мышления учащихся.
5. Разработать сборник задач по геометрии для активизации мысли-тельных процессов учащихся.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования:
Теоретический метод исследования: анализ научной, психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, изучение педагогического опыта.
Эмпирический метод исследования: педагогическое наблюдение, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент, методы математической обработки результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: Эксперимент проводился в
МБОУ «Гимназии №3 ЗМР РТ» г. Зеленодольска на базе 7 «Б» и 7 «Г» классов. Включал в себя следующие этапы:
1. Констатирующий этап (октябрь 2017);
2. Формирующий этап (ноябрь 2017 - апрель 2018);
3. Контрольный этап (май 2018).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обозначены актуальность работы, цели, задачи, объект и предмет.
В первой главе «Теоретические основы развития логического мышле¬ния учащихся основной школы» раскрыты особенности логического мышле¬ния, формы, методы его развития.
Вторая глава посвящена методическим основам развития логического мышления учащихся. Рассмотрены основные средства развития и активизации мыслительных процессов через решение задач различного типа, особую организацию учебного процесса.
В третьей главе представлена экспериментальная часть работы, выявляющая уровень сформированности логического мышления учащихся.
В заключении сделаны основные выводы по всей квалификационной работы.
В приложениях рассмотрены основные разделы курса планиметрии 7-9 класса, отражающие планируемые предметные, метапредметные результаты; зафиксированы результаты констатирующего этапа проводимого экспери-мента; представлены технологические карты уроков, фрагменты проектной деятельности учащихся, задания и результат контрольного эксперимента.
Человек способен обучаться, делать успехи в своей деятельности, в науках только при условии хорошей развитости, умении правильно мыс¬лить, то есть рассуждать, проводить анализ возникающей ситуации, соблюдая причинно - следственные связи, строить верные, логические непротиворечивые суждения.
Цель этой квалификационно работы, заключающейся в изучении и обосновании средств развития логического мышления учащихся основной школы в процессе изучения геометрии, была достигнута в результате решения следующих задач:
1. Изучена и проанализирована психолога - педагогическая и учебно - методическая литература по проблеме формирования и развития логического мышления учащихся.
2. Раскрыты особенности логического мышления, изучены средства развития логического мышления учащихся 7 - 9 классов в процессе изучения геометрии.
3. Сконструированы и проведены уроки, отражающие применение средств развития логического мышления.
4. Экспериментально проверены уровни сформированности логического мышления учащихся.
5. Разработан сборник задач по геометрии для активизации мыслительных процессов учащихся.
Проведенное экспериментальное исследование показало, что систематизированное применение на уроках средств развития логического мышления: разнообразных задач, проблемных ситуаций, применение проектного метода, включение элементов исследовательской деятельности на уроке, по-строение образовательного процесса с учетом дифференцированного подхода в обучении способствуют активному развитию логического мышления учащихся в сравнении с тем классом, где данные средства не используются в должной мере.
Практическая значимость обусловлена тем, что результаты исследования и подобранный материал, составленное методическое пособие могут быть полезны как для учителей при проведении уроков геометрии, так и для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, а также ученикам, желающим повысить уровень своего логического мышления.
1. Александров, И. И. Сборник геометрических задач на построение [Текст]/ Под ред. Н. В. Наумович. - 20-е изд. - М: КомКнига, 2010. - 176 с.
2. Атанасян, Л. С., Бутузов, В. Ф., Кадомцев, С. Б. и др. Геометрия. 7—9 классы [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 5 - е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 383 с.
3. Байдак, В. А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная дисциплина [Текст]: Монография / В. А. Байдак. - 2 - е изд., стерео-тип. - М.: Флинта, 2011. - 264 с.
4. Балл, Г. А. Теория учебных задач [Текст]: Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.:
5. Братусь, Т. А., Жарковская Н. А., Плоткин А. И., Рисе Е. А., Са-велова Т.Е. Все задачи «Кенгуру» [Текст]/ Задачи по математике 1994 - 2002 г. для 3-10 классов с ответами СПб, 2003. - 146 с.
6. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обуче- ние[Текст]. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
7. Галкин, Е. В. Нестандартные задачи по математике. Алгебра [Текст]: Учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. - Челябинск: «Взгляд», 2004. - 448 с.
8. Гетманова, А. Д. Логика [Текст]: Учебник для педагогических учебных заведений. - 6 - е изд. — М.: ИКФОмега -Л; Высшая школа, 2002. - 416 с.
9. Глейзер, Г. И. История математики в школе. 7-9 классы [Текст]: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 240 с.
10. Гончарова, О. С. Развитие логического мышления на уроках ма-тематики в начальных классах [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 329-331. — URL https://moluch.ru/archive/45/5505/ (дата обращения: 06.05.2018).
11. Готман, Э. Г. Задачи по планиметрии и методы их решения [Текст]: пособие для учащихся. - М.: Просвещение: АО «Учебная литерату¬ра», 1996. - 240 с.
12. Гусев, В. А. Сборник задач по геометрии [Текст]: 7 класс. - М: Издательство «Экзамен», 2013. - 141 с.
13. Гусев, В. А. Теория и методика обучения математике [Текст]: психолого-педагогические основы. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. ЛЗ, 2014. - 456 с.
14. Денисова, Н. А. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополни-тельного образования [Текст]: дис. ... канд. пед. Наук. - Н. Новгород, 2007. - С. 250 -287
15. Дрозина, В. В. Механизм творчества решения нестандартных за-дач. Руководство для тех, кто хочет научиться решать нестандартные задачи [Текст]: учеб. пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 205 с.
16. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Текст]/ Пер. с англ. Н. М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997.— 208 с.
17. Ермак, Е. А., Сергеева Л. А. Развитие математического мышле¬ния школьников: сочетание образного и логического компонентов [Текст]: учеб.-метод. пособие. - м-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Псков., Гос. пед. инст. им. С. М. Кирова, 2009. - 90 с.
18. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии [Текст]: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2013. - 288 с.
19. Заславский, А. А. Протасов В. Ю., Шарыгин Д. И. Игорь Фёдоро-вич Шарыгин. К 70-летию со дня рождения [Текст]. - М.: МЦНМО, 2007. - 304 с
20. Иванова, Т. А. Теория и технология обучения математике в сред-ней школе [Текст]: учеб. пособие для студентов математических специально-стей педагогических вузов / Под ред. Т. А. Ивановой. — 2-е изд., испр, и доп. — Н. Новгород: НГПУ, 2009. — 355 с.
21. Кириллов, В. И., Старченко, А. А. Логика [Текст]: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. — Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 240 с.
22. Колягин, Ю. М., Оганесян, В. А. Учись решать задачи [Текст]: пособие для учащихся VII-VIII кл. - М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
23. Кордемский, Б. А. Математические завлекалки [Текст]. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2005. — 512 с.
24. Левитас, Г. Г. Методика преподавания математики в основной школе [Текст]: учеб. пособие. - Астрахань: Астраханский университет, 2009. -179 с.
25. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.
26. Максименко, С. Д. Общая психология [Текст]. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2004. - 528 с.
27. Паламарчук, В. Ф. Школа учит мыслить [Текст]. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
28. Подгорецкая, Н. А. Изучение приемов логического мышления у взрослых [Текст]. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1980 - 150 с.
29. Поспелов, Н. Н. Формирование мыслительных операций у стар-шеклассников [Текст]. - М.: Педагогика, 1989. - 152 с
30. Прасолов, В. В. Задачи по планиметрии [Текст]: учебное пособие.
- 5-е изд. - М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2006. - 640 с.
31. Ситаров, В. А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения [Текст] // «Знание. Понимание. Умение».
- 2009. -№1. - C. 148 -157.
32. Смирнова, И. М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения [Текст]: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.02. - Москва, 1994. - 364 с.
33. Тагирова, Е. Ф., Салаватова, С. С. Дидактические игры как сред¬
ство повышения интереса учащихся к математике [Электронный ресурс]// Материалы VI Международной студенческой электронной науч. конферен¬ции «Студенческий научный форум» URL: http://
www.scienceforum.ru/2014/545/1776 (дата обращения: 01.04.2018).
34. Черемискина, И. И. Методические указания для практических за-нятий по курсу «специальный практикум по психологии» методики диагно-стики свойств мышления [Текст]. - МГУ, 2007. - 51 с.
35. Шарыгин, И. Ф. Гордин, Р. К., Сборник задач по геометрии. 5000 задач с ответами [Текст]. - М: ООО «Издательство Астрель», ООО «Изда-тельство АСТ», 2001. - 400 с.
36. Akhsanul In’amA Logical Thinking Analysis through the Euclidean Geometry [Электронный ресурс]// Global Journal of Pure and Applied Mathe-matics. - 2016. - Volume 12, №1, С. 1069-1075. - URL
http://www.ripublication.com (дата обращения 10.05.2018)