Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Учебная мотивация студентов вуза и особенности направленности их личности

Работа №49988

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы36
Год сдачи2020
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Естиь приложения (Опросник З.В. Дияновой и иключ к нему).
Работа носит теоретический характер (хорошо подойдет в качестве первой главы диплома).
Введение 3
1 Теоретические основы изучения особенностей учебной деятельности и направленности личности студентов 5
1.1 Мотивация как необходимое условие успешного обучения студентов 5
1.2 Направленность личности как совокупность устойчивых мотивов 12
2 Специфика мотивации учебной деятельности и направленности личности у студентов вуза 17
2.1 Изучение учебной мотивации студентов и направленности личности 17
2.2 Способы формирования мотивации к учебной деятельности студентов вуза 20
Заключение 28
Список использованных источников 31
Приложение 1 35
Приложение 2 37

Современное общество предъявляет все новые требования к процессу организации и качеству высшего образования. Педагоги должны таким образом организовать обучение, чтобы студенты осваивали большой объем знаний за короткий промежуток времени и умели творчески их применять на практике. Выпускники институтов и университетов должны не только владеть арсеналом знаний, умений и навыков, но и ощущать потребность в достижениях и успехе. Сегодня недостаточно получить «высшее образование» один раз и навсегда, необходимо будет самообразовываться на протяжении всей жизни.
Актуальность темы исследования заключается в противоречиях между возрастающими требованиями к выпускникам и реальным уровнем их готовности к профессиональной деятельности. Совершенствование подготовки будущих специалистов обусловлено многими факторами, среди которых выделяется базовая проблема психологии образования – мотивация учебной деятельности. Это объясняется тем, что главной характеристикой любой деятельности, в том числе и обучения, является мотивация. В то же время управление мотивацией позволяет регулировать учебный процесс, что является важным для достижения его успешности.
Объект исследования – учебная мотивация и направленность студентов.
Предмет исследования – учебная мотивация студентов вуза. Культура и особенности направленности личности.
Цель работы: изучение специфики учебной мотивации студентов вуза и особенностей направленности их личности.
Для достижения цели были сформулированы задачи:
1. Определить сущность учебной мотивации.
2. Дать характеристику направленности как совокупности устойчивых
мотивов.
3. Изучить особенности мотивации и направленности личности у
студентов первого курса университета.
4. Выделить основные способы формирования учебной мотивации
студентов вуза.
Литературы, посвященной теме исследования фактически нет, что еще раз доказывает актуальность проблемы. В качестве основополагающих трудов следует указать работы Н.А. Бакшаевой, З.В. Дияновой, А. Маслоу, В.Н. Пуляевой, Е.П. Ильина. Вопросы мотивации вообще и учебной мотивации в частности, рассматриваются такими авторами, как М.В. Ажиев, Ю.В. Богданов, Н.А. Галактионова, Е.А. Гараева, Т.О. Гордеева, Н.Г. Молошонок и др. Особенности направленность личности студента изучались по публикациям М.А. Виниченко, Н.П. Никандровой, С.Ю Николаевой, В.А. Штерензона.
В качестве методов исследования были использованы как теоретические, так и эмпирические. В процессе изучения теоретических аспектов проблемы исследования были использованы методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, моделирования, систематизации. Проведение психолого-педагогического эксперимента обусловило применение эмпирических методов: тестирование, педагогическое наблюдение, методы качественной и количественной обработки данных.
Структурно работа повторяет логику исследования и состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Список литературы включает 30 источников, в приложении представлены необходимые иллюстрирующие диагностические материалы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основным направлением модернизации высшей является рост ориентации на выявление и развитие личностных и интеллектуальных качеств личности студентов. Помимо природных задатков, позволяющих успешно овладеть тем или иным видом деятельности, значимую роль в процессе обучения играет мотивация личности.
Понятие мотивации является сложным и многоаспектным. Изучение литературы по данному вопросу, позволило выделить следующее определение этого процесса: это совокупность причин поведения человека, а также процесс, управляющий этим поведением. Структурно мотивация состоит из нескольких составляющих: потребности, интересы, цели, намерения, стремления, побуждения (в том числе идеальные мотивы и материальные цели), установки и цели. Центральное место в этом списке занимают потребности и мотивы.
Особое значение мотивация приобретает в процессе получения образования. Учебная мотивация определяется как система специфических психологических качеств личности студента и сочетает в себе учебные и профессиональные компоненты. Факторы, влияющие на формирование мотивации, подразделяются на внутренние и внешние. Соответственно выделяется внутренняя и внешняя мотивация. Смыслооборазующей является внутренняя мотивация, поскольку именно познавательные мотивы, мотивы саморазвития, мотивы достижения необходимы для успешного освоения будущей профессии.
Совокупность устойчивых мотивов образует направленность личности студента. Направленность очень важна в период выбора дальнейшего обучения, профессиональной подготовки. Выделяются три основных вида направленности: личностная, коллективная и деловая. В каждом человеке может присутствовать все названные виды, однако только одна является доминирующей. Успешности обучения в вузе будет способствовать в большей степени деловая направленность. Таким образом, мотивация к учебной деятельности и деловая направленность личности являются ведущими факторами успешного овладения студентами вуза будущей профессии.
С целью изучения мотивационной сферы студентов вуза, в рамках работы было проведено исследование среди студентов первого курса университета. Для определения мотивов обучения студентов использовалась диагностика, предложенная З.В. Дияновой. В результате обработки полученных данных, сделан вывод о ведущем мотиве обучения в университете. Для большинства студентов главным доводом обучения стало получения диплома. То есть у первокурсников сформирована внешняя мотивация к учебной деятельности, связанная с престижем высшего образования и желанием получить диплом.
Внутреннюю мотивацию, которая является смыслоообразующей при получении образования, продемонстрировали гораздо меньше студентов.
При изучении направленности студентов была использована методики Б.Басса. Полученные результаты позволили определить, что доминирующей направленностью большинства студентов является направленность «На себя». Данный факт говорит о еще не вполне осознанной возможности приложения получаемых знаний в профессиональной деятельности.
Для дальнейшего исследования данной сферы, необходимо более детальное выявление мотивационных характеристик учебно-профессиональ-ной деятельности студентов университета.
Для исправления сложившейся ситуации, необходима организация работы по формированию учебной мотивации студентов, поскольку это будет
основой для их дальнейшего успешного обучения и профессиональной деятельности. Формированию мотивации к учению будут способствовать определенные факторы: дидактические принципы, педагогические подходы, реализация определенной современной психолого-педагогической теории или концепции, психолого-педагогические условия организации учебной деятельности, субъективные характеристики обучающихся.
В качестве предпочтительных способов развития мотивации, были выделены: целеполагание на занятиях, убеждения, индивидуальный подход, эмоциональное воздействие, экскурс в историю предмета, проблемно-развивающее обучение, объектиное оценивание деятельности студентов, ситуация успеха, активизация самостоятельной деятельности, организация самообразования студентов, поощрения, благоприятный психологический климат. Задача педагога: продумать использование в образовательном процессе разнообразных форм и способов мотивации обучения. Современные формы организации занятий, создание особой мотивационной среды способных изменить сложившуюся ситацию и сформировать у студентов устойчивую мотивацию к целенаправленной учебной работе.
На основании вышеизложенного, можно утверждать, что все поставленные задачи были решены и цель работы достигнута.



1. Астапенко, Е.В. Мотивационные ресурсы личности для успешного
обучения и самосовершенствования / Е.В. Астапенко //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2016. – №3. – С. 72
2. Ажиев М.В. Мотивация как основная функция овладения профессией/
М.В. Ажиев// МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ.- 2018.- №4.- С. 67
3. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов : учебное пособие для вузов / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. - 2-е изд., стер. – М. : Издательство Юрайт, 2020. - 170 с. — (Высшее образование).
4. Богданов Ю.В. Мотивация студента к обучению: теория и практика / Ю.В. Богданов// ТЕRRА ECONOMICUS. - 2013.- № 4. - С. 253-257
5. Виниченко М.А. Психологические особенности направленности личности студентов инженерно-технического профиля обучения [Электронный ресурс]/ М.А. Виниченко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-5. – С. 991-994.- Режим доступа:
https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9119, свободный.- (дата обращения: 13.05.2020).
6. Галактионова, Н.А. Формирование мотивов учебной деятельности студентов как педагогическая проблема / Н.А. Галактионова, Я.В. Крючева, И.В. Толстоухова, Т.А. Фугелова // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №6. – С. 61
7. Гараева Е. А. Исследование мотивации студентов университета к учебно-профессиональной деятельности/ Е.А. Гараева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019.- № 1.- С. 67
8. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации/ Т.О. Гордеева// Сибирский психологический журнал.- 2016.- № 62.- С. 38–53

9. Диянова, З. В. Общая психология. Личность и мотивация. Практикум : учебное пособие для вузов / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. - 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2020. - 139 с. - (Высшее образование)
10. Диянова, З. В. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности: учебное пособие для вузов / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. - 173 с. — (Высшее образование)
11. Дудина, М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям: учебное пособие для вузов / М. Н. Дудина. – М.: Издательство Юрайт, 2020. - 151 с. - (Высшее образование)
12. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности: учебник для вузов / О. П. Елисеев. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. - 390 с. - (Высшее образование).
13. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : учебник для вузов / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. - 395 с. - (Высшее образование)
14. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с: ил. - (Мастера психологии)
15. Максименко Н.В. Проблемы актуализации мотивации академических достижений студентов как факторы повышения качества обучения в университете/ Н.В. Максименок// Вестник оренбургского государственного университета.- 2018.- № 6 (218).- С. 52
16. Малошонок, Н.Г. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления / Н.Г. Малошонок, Т.В. Семенова, Е.Т. Терентьев // Вопросы образования . – 2015. – №3. – С. 92
17. Манакова М. В. Теоретические основы учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза/ М.В. Манакова// Проблемы современного педагогического образования.- 2019.- №2.- С. 93
18. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2014. - 290 с.
19. Мельников В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема/ В.Е. Мельникова// Вестник новгородского государственного университета.- 2016.- № 5 (96.- с. 84
20. Мормужева, Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений / Н. В. Мормужева // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 160-163.
21 . Направленность личности студентов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XL междунар. науч.-практ. конф. № 5(40). – Новосибирск: СибАК, 2014.- С. 78
22. Никандрова Н. П. Направленность личности студентов / Н.П. Никандрова// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.- 2014.- №3.- С. 83
23. Николаева С. Ю. Проблема направленности личности студента и его мотивационная ориентация в профессиональной подготовке [Электронный ресурс]/ С.Ю. Николаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 28. – С. 16–20. –Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75372.htm, свободный.- (дата обращения 12.05.2020)
24. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие для вузов / И. В. Охременко [и др.] ; под редакцией И. В. Охременко. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. - 189 с. - (Высшее образование)
25. Рубинштейн С. Л. Р. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010. - 713 с: ил. - (Мастера психологии).
26. Рыжкова И.В. Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования/ И.В. Рыжкова, А.И. Капичникова// Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2014.- С. 160 – 162.
27. Семенова, Т.В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности / Т.В. Семенова // Высшее образование в России . – 2016. – №7. – С. 132
28. Смирнов, С. Д. Психология и педагогика в высшей школе : учебное пособие для вузов / С. Д. Смирнов. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. - 352 с. - (Высшее образование)
29. Учебная мотивация в системе высшего образования: монография / Пуляева В.Н., под ред., Крюкова Н.А., Неврюев А.Н., Чернышева Т.К. – М. : Русайнс, 2019. - 176 с.
30. Штерензон В.А. Исследование структуры направленности личности студента профессионально-педагогического вуза/ В.А. Штерензон, А.В. Сажаев // Психология, социология и педагогика.- 2015.- № 8.- С. 76

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ