База исследования: детское дошкольное учреждение коррекционного типа, расположенного в г. Омске .
Экспериментальная выборка составила 12 человек из числа детей дошкольного возраста с ОНР
Есть приложения ( методика )
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1. Научно - теоретические аспекты формирования глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1. Процесс формирования глагольного словаря в онтогенезе 6
1.2. Особенности формирования глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11
1.3. Опытно – практическая деятельность как способ развития глагольного словаря у дошкольников с ОНР 16
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению формирования глагольного словаря у дошкольников с ОНР 23
2.1. Определение уровня сформированного глагольного словаря у дошкольников с ОНР 23
2.2. Методика формирования глагольного словаря у дошкольников средствами опытно – практической деятельности 30
Выводы по 2 главе 34
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 39
Приложения 43
Наиболее важным аспектом работы логопеда является разработка методик формирования словарного запаса у дошкольников. В связи с этим проблема развития глагольного словаря при наличии нарушений речи различной степени является особенно актуальной.
Доказано, что дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования речевых навыков и коррекционной работы с выявленными нарушениями. Недоразвитие устной речи, связанное с бедностью словарного запаса, выступает причиной сложностей, с которыми сталкиваются дети при усвоении образовательной программы дошкольного учреждения. Для развития познавательной деятельности детей огромное значение имеет формирование лексического запаса, потому как слова и понимание из значения выступают средством не только разговорной речи, но и мыслительной деятельности.
Несмотря на активные исследования глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями, особенности его развития освящены не в полной мере. При разработке коррекционных методик особенно актуальным становится объединение смежных наук, таких как психолингвистика и логопедия. Такая интеграция отражается в трудах Г.В. Бабиной, Б.М. Гриншпуна, Г.С. Гуменной, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович, Л.Б. Халиловой и других авторов. Поиск способов повышения эффективности работы логопеда при коррекции общего недоразвития речи, привел к разработке психолингвистических методов развития глагольного словаря.
Освещению проблемы лексико-грамматического развития речи в нормальном темпе и при выявлении речевых нарушений посвящены труды таких ученых как Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторами досконально описываются отклонения, выявляемые при обследовании связной речи у дошкольников. К нарушениям развития речи следует отнести ограниченность запаса слов, несоответствие по объему активного и пассивного словаря, ошибочное употребление слов, вербальные парафазии, сложности актуализации словаря, несформированность семантических полей.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена и тем, что основой выражения любых мыслей выступают глагольные формы. Поэтому для полноценного овладения навыками связной речи ребенку нужно работать над развитием богатого словарного запаса. Так как самым результативным для развития глагольного словаря является дошкольный возраст, именно в это время и рекомендуется формировать словарный запас и проводить коррекционную работу в случае выявления признаков общего недоразвития речи.
Объект исследования– особенности развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования– опытно-практическая деятельность как средство развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования– разработать методические рекомендации по формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:
изучить литературные источники по проблеме формирования глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР;
проанализировать особенности развития связной речи у детей;
обосновать результативность опытно-практической деятельности в коррекционной работе по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста;
провести практическое исследование уровня сформированности глагольного словаря удошкольников с ОНР;
разработать методические рекомендации по развитию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР средствами опытно-практической деятельности.
Методы исследования:
анализ литературных источников по теме исследования;
педагогический эксперимент;
количественный и качественный анализ полученных результатов.
Проведенное в курсовой работе теоретическое исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы. Глагол как часть речи усваивается и начинает использоваться в устной речи дошкольников постепенно. Этот факт обусловлен поэтапным развитием речевых навыков детей. Авторами, изучающими проблематику формирования глагольного словаря у детей, выделяются несколько этапов развития. Имея некоторые особенности, все классификации по возрастам имеют много общего. При анализе глагольной лексики детей с общим недоразвитием речи выявлено, что объемы активного и пассивного словаря у таких дошкольников сильно разнятся по количеству. Понимая значения многих слов, дети не употребляют их в экспрессивной речи. При этом значительные затруднения вызывает процесс актуализации словаря. Сформированный глагольный словарь дошкольников с ОНР содержит в основном действия, выполняемые ежедневно в быту. Но при этом зачастую слова применяются некорректно, отображая более широкий либо более узкий смысл. В некоторых случаях дети могут применять определенной слово в конкретной ситуации. Но при этом не происходит вовлечения употребляемого слова в активный словарь на постоянной основе.
Исследование особенностей развития глагольного словаря у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод, что они сильно отстают по темпам формирования речевых навыков от своих сверстников без выявленных нарушений. У дошкольников с ОНР страдает объем глагольного словаря на всех этапах формирования речевых навыков. К отличительным особенностям для детей с ОНР в развитии глагольного словаря относят: затруднение осуществления мыслительных процессов при операциях сравнения и обобщения; сниженная активность при подборе и употреблении слов в устной речи; ограниченность словарного запаса; выделение существенных дифференциальных семантических признаков.
Включение в работу учителя – логопеда по коррекции развития речевых навыков, в частности – по формированию глагольного словаря, средств опытно – практической деятельности способствует развитию наблюдательности и пытливости ума, увеличению познавательной активности, появлению навыков изобретения и применения на практике нестандартных решений при возникновении определенных сложностей, формированию творческой личности ребенка.
Практическое исследование уровня развития глагольного словаря у детей с ОНР проводилось на базе дошкольного учреждения коррекционного типа г. Омска. За основу выявления сформированности у детей навыков связной речи и использования в ней глагольных форм была взята апробированная на практике методика, разработанная О.Б. Ушаковой. Результаты констатирующего эксперимента показали, что ребята из экспериментальной группы с общим недоразвитием речи III уровня значительно отстают в формировании речевых навыков по сравнению с детьми без нарушений из контрольной группы. По используемой градации среди дошкольников с ОНР не оказалось детей, имеющих высокий уровень, уровень выше среднего и средний уровень развития глагольного словаря. Низкий уровень развития составил 75% детей из экспериментальной группы, и 25% ребят попали в группу с уровнем ниже среднего. Данный факт свидетельствует о недостаточном объеме словарного запаса у детей, отсутствии навыков словообразования, низком уровне познавательного развития, невысокой мыслительной активности. Дети из контрольной группы справились с предлагаемыми заданиями значительно лучше. Полученные результаты показывают необходимость разработки методических рекомендаций для проведения коррекционной работы логопеда с детьми экспериментальной группы.
Предложенная методика системной работы логопеда по коррекции формирования глагольного словаря у дошкольников с ОНР основана на использовании средств опытно-практической деятельности. Подобные методики являются наиболее эффективными при работе с детьми дошкольного возраста, особенно с речевыми нарушениями. Рекомендации содержат поэтапную коррекцию развития речевых навыков у дошкольников с ОНР. Для выполнения поставленных целей на каждом этапе определен ряд задач, выполнение которых способствует улучшению речи детей и расширению активного и пассивного словарного запаса. План работы учителя – логопеда включает в себя индивидуальные и групповые консультации для родителей и разработку рекомендаций для воспитателей. Потому как обучение детей связной речи должно осуществляться комплексно по определенной системе. Учитель – логопед, констатируя происходящие изменения, имеет возможность корректировать плановые мероприятия с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Таким образом, задачи исследования решены, цель проведенного исследования достигнута.
1. Бабайцева, В.В. Русский язык/В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 2008. – 231 с.
2. Бельтюков, В.И. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы языка [Электронный ресурс] / В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова // http://www.twirpx.com/file/257035/ (дата обращения 18.06.2020).
3. Бушкова, Л.Н. Логопедическое занятие с использованием экспериментальной деятельности [Электронный ресурс] / Л.Н. Бушкова // http://festival.1september.ru/articles/660109/ (дата обращения 20.06.2020).
4. Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб.для студ. Дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь/Л.С. Выготский. – М, 2005. -352 с.
6. Гагарина, Н.В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи/Н.В. Гагарина. – СПб.: Наука, 2008. – 275 с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/А. Н. Гвоздев. – СПб.: Питер, 2009. – 458 с.
8. Жаренкова, Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР//Хрестоматия по логопедии: В 2 т. Т. II /Под.ред. Л. С. Волковой. – М.,1997. – 53с
9. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Электронный ресурс] / Н.И. Жинкин // http://www.twirpx.com/file/310286/ (дата обращения 19.06.2020).
10. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи/Н.С. Жукова. – Екатеринбург, 2006. – 316 с.
11. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Электронный ресурс]/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева // http://www.twirpx.com/file/291097/ (дата обращения 20.06.2020).
12. Зуева, Т.В. Игры-эксперименты в логопедической работе с двуязычными детьми дошкольников [Электронный ресурс] / Т.В. Зуева // http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/04/14/igry-eksperimenty-v-logopedicheskoy-rabote-s (дата обращения 20.06.2020).
13. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда 2-е изд. испр. и дополн./О.Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 279 с.
14. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности/В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. – М.: Астрель, 2007. – 224 с.
15. Кроткова, А.В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня /А.В. Кроткова, Е.Н. Дроздова // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 26-34
16. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи /Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 236 с.
17. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики/А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 287 с.
18. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Электронный ресурс] / А.Р. Лурия // http://www.libros.am/book/read/id/369427/slug/ (дата обращения 18.06.2020).
19. Милютина, Л.В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.В. Милютина, О.Д. Михайлова // Логопед в детском саду. – 2009. – № 8 (43). – С. 22-27.
20. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / ред. Р. Е. Левина. – М.: АльянС, 2013. – 367 с.
21. Панько, Е.А. Психическое развитие детей в норме и патологии [Электронный ресурс] / Е.А. Панько // http://www.studfiles.ru/preview/399175/ (дата обращения 20.06.2020).
22. Пимкина, И.Н. Игры-эксперименты на логопедических занятиях // Логопедический портал [Электронный ресурс] /И.Н. Пимкина // http://logoportal.ru/statya-14932/.html (дата обращения 20.06.2020).
23. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ.ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256 с
24. Розенгарт-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста [Электронный ресурс] / Г.Л. Розенгарт-Пупко // http://lib.mgppu.ru /opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/3702/source:default(дата обращения 20.06.2020).
25. Розенталь, Д.Э. Русский язык: пособие по русскому языку для поступающих в вузы/ Д.Э. Розенталь. – М.: ОникС 21 век, 2000. – 416 с.
26. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор.алалией)/Е.Ф. Соботович. – М. : Классик стиль, 2003. – 160 с.
27. Спирова, Л.Ф. Особенности развития связной речи у детей с общим ее недоразвитием/Л.Ф. Спирова. – М., 2004. – 164 с.
28. Трауготт, Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском возрасте [Электронный ресурс] / Н.Н. Трауготт // http://www.bibliofond. ru/view.aspx?id=500827 (дата обращения 20.06.2020).
29. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Электронный ресурс] / А.П. Усова // http://elib.gnpbu.ru/text/usova_obuchenie-v-detskom-sadu_1981 (дата обращения 18.06.2020).
30. Филичева, Т.Б. Основы логопедии/Т.Б. Филичева. – М., 2011. – 225 с.
31. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста/Т.Б. Филичева. – М., 1999. – 232 с.
32. Филичева, Т.Б.Дети с общим недоразвитием речи/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 324 с.
33. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. «Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду» - «Дефектология» [Электронный ресурс] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=19 (дата обращения 18.06.2020).
34. Фоминых, Е.Н. Организация экспериментальной деятельности детей на логопедических занятиях в ДОУ // ЛОГОПЕД. – 2007. –№ 3. – С. 12-15.
35. Харламов, И.Ф. Педагогика/И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2007. – 520 с.
36. Цветкова, Л.С. Исследование нарушения предикативной функции речи при динамической афазии// Психологические исследования [Электронный ресурс] /Л.С. Цветкова // http://velib.com/read_book /sbornik/nejjropsikholog_v_reabilitacii_i_obrazovanii/afaziologija/kognitivno_lichnostnye_izmenenija_pri_afazii/o_narushenii_ponimanija_slova_pri_raznykh_formakh_afazii_ls_cvetkova_aa_cyganok/ (дата обращения 18.06.2020).
37. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи/ С.Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000. –240 с.
38. Чистякова, И.А. Формирование грамотной фразы у дошкольников/И.А. Чистякова. – СПб.: КАРО, 2005. – 101 с.
39. Швачкин, Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004.–330 с.
40. Шведова, Н.Ю. Грамматика современного русского литературного языка [Электронный ресурс] /Н.Ю. Шведова // http://www.twirpx.com /file/1897858/ (дата обращения 18.06.2020).
41. Шипитько, О. Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда // Планета детства [Электронный ресурс] /О. Шипитько // http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/ispolzovanie-igr-s-peskom-v-korrekcionnoj-rabote-uchitelya-logopeda.html (дата обращения 20.06.2020).
42. Эльконин, Д.Б. Детская психология Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с.