Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности управления детским и молодежным спортом (на примере Республики Татарстан)

Работа №49979

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4865 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы управления детским и молодежным спортом 9
1.1 Спорт как важнейший фактор укрепления здоровья детей и молодежи 9
1.2 Формы и методы вовлечения детей и молодежи в занятия спортом 14
1.3 Особенности управления детским и молодежным спортом и его задачи . 25
Глава 2. Анализ управления сферой детского и молодежного спорта на региональном уровне 33
2.1 Особенности управления сферой детского и молодежного спорта в
Республиках Удмуртия, Мордовия и Татарстан 33
2.2 Мероприятия по развитию детского и молодежного спорта,
предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях 52
2.3 Проблемы управления детским и молодежным спортом в Республике
Татарстан 63
Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления детским и молодежным спортом в Республике Татарстан 70
3.1 Пути совершенствования республиканской политики по вовлечению
детей и молодежи в занятия спортом 70
3.2 Разработка программы по повышению эффективности управления
детским и молодежным спортом в Республике Татарстан 73
3.3 Оценка эффективности реализации мероприятий по детскому и
молодежному спорту 78
Заключение 83
Список использованных источников 87


В современных условиях физическая культура и спорт представляют собой особую часть культуры общества, включающую в себя совокупность материальных и духовных ценностей, призванных способствовать физическому развитию человека, повышать качество его жизнедеятельности, здоровья, образа жизни.
Сфера физической культуры и спорта является одной из наиболее универсальных составляющих, направленных на сохранение и укрепление здоровья, как отдельного человека, так и всей нации в целом, развитие физических способностей человека, улучшение его социального благополучия. Понятие «здоровый образ жизни» включает в себя все сферы жизнедеятельности как отдельно взятой личности, так и различных коллективов, социальных групп, наций.
В современном мире физической культуре и спорту отводится все более значительная роль. Это связано с тем, что привлечение все более широких масс населения к занятиям спортом и физической культурой, повышение престижа государства на мировой арене в результате спортивных успехов его граждан на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством духовной силы, жизнеспособности, экономической мощи страны.
В свете этого становится очевидным, что важнейшей задачей государственной социально-экономической политики является забота об эффективном и всестороннем развитии спорта и физической культуры, общем оздоровлении нации и сохранении ее генофонда, формировании здорового образа жизни населения, а также об обеспечении гармоничного физического воспитания граждан.
Стоящая перед обществом задача повышения значимости физической культуры и спорта, осознания важности сохранения физической активности, укрепления и сохранения собственного здоровья невозможна без формирования у граждан, и в первую очередь у детей и молодежи, взглядов на спорт и физическую культуру как на важнейшие факторы здорового образа жизни.
В решении этой непростой задачи важная роль принадлежит грамотной популяризации здорового образа жизни. У детей и молодежи необходимо стимулировать интерес к здоровому образу жизни, в первую очередь используя средства массовой информации, значение которых невозможно переоценить.
Подрастающему поколению следует демонстрировать как можно большее количество позитивных примеров, позволяющих сделать правильный выбор между нездоровым и здоровым образом жизни, а также как можно большее количество всевозможных вариантов созидающего и здорового поведения. Иными словами, необходимо создавать такие условия, в которых «нездоровым» подрастающему поколению было бы становиться невыгодно.
Важным социальным явлением, следствие которого является обеспечение здорового поведения детей и молодежи, является грамотное формирование их интересов. В плане спорта и физической культуры таким явлением можно считать освоение знаний и ценностей, а также формирование потребностей в физическом развитии и его мотивов, в которых находил бы отражение сформированный собственной личной активностью подрастающего поколения здоровый образ жизни.
Социальная деятельность детей и молодежи через средства спорта и физической культуры призвана обеспечить им духовно-нравственную деятельность, чему в немалой степени должны способствовать сложившиеся в обществе практические образцы спорта и физической культуры.
Именно утверждение такой положительной социальной позиции дает детям и молодежи возможность по-иному оценить феномен спорта и физической культуры, способствует выработке у детей и молодежи устойчивых психологических установок и ценностных ориентаций, позволяющих успешно противостоять приобщению к курению, наркомании и алкоголизму и сохранять к ним стойкое отрицательное отношение.
Таким образом, вовлеченность детей и молодежи в занятия спортом и физической культурой на протяжении жизни в значительной мере определяется отношением к ним, а также формируемой осознанной необходимостью ведения здорового образа жизни. И здесь в качестве одного из приоритетных направлений необходимо выделить ведение целенаправленной пропаганды спорта и физической культуры, а также популяризацию среди детей и молодежи здорового образа жизни.
Актуальность темы настоящей диссертационной работы, таким образом, определяется той ролью, которая принадлежит управлению детским и молодежным спортом.
Вопросы определения роли детского и молодежного спорта в обеспечении здоровья нации длительное время изучаются представителями различных направлений и наук.
Степень разработанности проблемы. Детский и молодежный спорт как объекты управления рассматриваются в работах таких специалистов в области государственного и муниципального управления, как Е.В. Тишин [41], Н.А. Волгин, В.Б. Зотов, А.С. Соколов, В.В. Кузин [29], М.И. Золотов [18] и многих других.
Вопросы формирования спортивной политики России на федеральном уровне прорабатывали А.Г. Воронин [12], А.А. Исаева и другие.
Механизмы развития детского и молодежного спорта на региональном уровне рассматриваются в работах В.А. Голова [15], В.М. Краснова. На муниципальном уровне вопросы управления детским и молодежным спортом изучали А.М. Банников, А.Г. Маркелов.
Новые концепции развития детского и молодежного спорта представлены в работах Т.В. Потаповой [33], С.А. Лычагиной [34], В.В. Чешихина [55]. Таким образом, степень научной разработанности рассматриваемой темы диссертационной работы весьма высока.
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:
- в результате проведения анализа организации управления детским и молодежным спортом в Республиках Удмуртия, Мордовия и Татарстан были выявлены определенные недостатки, присущие данной сфере деятельности, на основе которых предложены и обоснованы мероприятия по повышению эффективности управления детским и молодежным спортом в Республике Татарстан.
-выявлены основные направления совершенствования республиканской политики по вовлечению детей и молодежи в занятия спортом.
Цель настоящей диссертационной работы состоит в разработке рекомендаций, направленных на повышение эффективности управления детским и молодежным спортом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления детским и молодежным спортом;
- провести анализ особенностей управления сферой детского и молодежного спорта на федеральном и региональном уровнях, выявить имеющиеся в этой сфере проблемы;
- разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности управления детским и молодежным спортом, а также провести оценку эффективности реализации предложенных рекомендаций.
Объектом исследования в настоящей диссертационной работе является сфера детского и молодежного спорта.
Предметом исследования выступает управление детским и молодежным спортом.
Методологической основой проводимого в диссертационной работе исследования выступают нормативно-правовые акты и научные исследования, посвященные рассматриваемым в работе вопросам.
Практическая значимость проводимого в работе исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы муниципальными и государственными служащими для повышения эффективности своей деятельности в вопросах управления развитием детского и молодежного спорта.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность темы настоящей диссертационной работы, определены ее цель и задачи, объект и предмет исследования, а также выделены методологические основы исследования и его практическая значимость.
В первой главе диссертационной работы рассмотрены теоретические основы управления детским и молодежным спортом.
Во второй главе диссертационной работы проведен анализ состояния управления детским и молодежным спортом как на федеральном, так и на региональном уровнях, выявлены имеющиеся в данной сфере проблемы.
В третьей главе определены основные направления решения выявленных проблем, разработаны рекомендации по повышению эффективности управления детским и молодежным спортом, дана оценка эффективности предложенных рекомендаций.
В заключении подведены итоги проделанной работы, сформулированы основные выводы об ее результатах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире физической культуре и спорту отводится все более значительная роль. Это связано с тем, что привлечение все более широких масс населения к занятиям спортом и физической культурой, повышение престижа государства на мировой арене в результате спортивных успехов его граждан на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством духовной силы, жизнеспособности, экономической мощи страны.
Необходима разработка и реализация региональной политики в сфере физической культуры, под которой понимается деятельность властей направленная на создание условий для осуществления активного сохранения здоровья и отдыха населения путем занятий физической культурой и спортом на местном уровне.
В управленческом аспекте региональная политика в сфере физической культуры — это комплекс мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления, направленных на создание правовых, экономических и организационно-управленческих условий обеспечивающих удовлетворение потребностей различных категорий и групп населения в физкультурно-спортивной деятельности, с учетом традиций, обычаев и экономического положения.
Министерство спорта Российской Федерации в настоящее время является ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации №13 «Развитие физической культуры и спорта».
Также Министерство спорта Российской Федерации выступает в качестве соисполнителя таких государственных программ Российской Федерации, как «Доступная среда», «Социальная поддержка граждан» на 2011-2016г.г., «Развитие образования» на 2013-2020г.г., «Развитие науки и технологий», «Развитие культуры и туризма», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В сфере физической культуры и спорта цели государственной политики декларируются в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Данный документ был утвержден 17 ноября 2008 год Распоряжением Правительства Российской Федерации №1662- р.
Основные вопросы, касающиеся реализации государственных мер по развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации, включены также в утвержденные 31 января 2013г. Председателем Правительства Российской Федерации Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации
Основной же целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта являются способствование формированию здорового образа жизни населения, оздоровление нации в целом, обеспечение условий для гармоничного воспитания физически крепкого и здорового поколения. В этом же ряду стоят задачи обеспечения достойного выступления российских спортсменов на важнейших международных спортивных соревнованиях.
Для успешного решения стоящих перед государством задач в сфере развития отрасли спорта и физической культуры создана необходимая нормативно-правовая и законодательная база.
Важно отметить, что в течение долгого времени комплексное государственное законодательное регулирование сферы спорта и физической культуры отсутствовало. Принятый же 29.04.1999 года Федеральный закон №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» носил скорее декларативный характер. К тому же в самом законе имелись значительные внутренние несоответствия.
Однако со временем в отношении применения введенных данным законом норм, а также в результате реализации иных нормативных актов и программ, регламентирующих отношения в сфере спорта и физической культуры, был накоплен значительный опыт.
В настоящей дипломной работе был проведен анализ деятельности региональных властей по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта показал, что во всех рассматриваемых регионах данному вопросу уделяется значительное внимание.
Были выявлены и имеющиеся проблемы в данной сфере, чтобы разработать меры по повышению эффективности реализации государственной политике в сфере физической культуры и спорта.
Наиболее важными среди них, как показал проведенный во второй главе дипломной работы анализ, являются:
- проблемы достижения сбалансированности показателей выделенного на регион финансирования и потребностей сферы детского и молодежного спорта;
- проблемы отсутствия у значительной доли детей и молодежи возможностей по занятию желаемым видом спорта на бесплатной основе, связанные с ограниченностью бесплатных мест в спортивных школах;
- отсутствие целенаправленной пропаганды на государственном и региональном уровнях здорового образа жизни, физической культуры;
- недостаточная сконцентрированность усилий различных ведомств и министерств, финансово-промышленных компаний и общественных организаций, специалистов и ученых в решении обозначенных выше задач.
В рамках настоящей работы предлагается внедрить следующие мероприятия, направленные на совершенствование региональной политики по вовлечению детей и молодежи в занятии спортом:
- введение системы сертификатов на бесплатные занятия детей и молодежи каким-либо видом спорта;
- организация за счет региональных властей регулярного участия детей и молодежи Республики Татарстан в домашних и выездных мероприятиях, призванных популяризовать ведение здорового образа жизни и занятия физической культурой и спортом среди детей и молодежи.
В результате внедрения мероприятий, разработанных в рамках настоящей дипломной работы произойдут положительные изменения основных показателей в сфере физической культуры и спорта по Республике Татарстан.
Следовательно, предложенные мероприятия являются эффективными.



1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2015 № 488 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2015 № 754 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»;
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2015 № 982 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»;
4. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 16.11.2015 №
1045 «О внесении изменений в приказ Министерства спорта Российской Федерации от 08.07.2014 №575 «Об утверждении порядка прохождения
специальной подготовки контролеров-распорядителей для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования».
Монографии, диссертации
5. Агафонов Н.Т, Исляев Р.А, Литовка О.П. Государственная стратегия
регионального развития России. — М.: Велби, 2014. — 159с.
6. Агафонов Н.Т, Исляев Р.А, Литовка О.П. Государственная стратегия
регионального развития России. — М.: Велби, 2014. — 159с.
7. Анимица Е.Г., Власова Н.Ю. Региональная политика: теория,
методология, практика. — Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2014. — 204с.
8. Банников А.М.. Вопросы муниципальной экономики: учебное пособие /А.М.Банников,Р.В.Бабун, З.З. Муллагалева. — М.: Велби, 2013. — 143с.
9. Василенко А.И. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / А.И. Василенко. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 294С.
10. Велихов Л.А. Основы управления сферой физической культуры и спорта / Л.А. Велихов. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 247с.
11. Волгин Н.А. Социальная политика: энциклопедия / Н.А.Волгин. — М.: Альфа-Пресс, 2016. — 416с.
12. Воронин А.Г. Основы управления физической культурой и спортом: учебное пособие / А.Г.Воронин, В.А.Лапин. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 88с.
13. Гиясова И.В. Муниципальное управление: учебник / И.В. Гиясова. — Тамбов: ТГТУ, 2014. — 224с.
14. Гладышев А.Г. Развитие местного сообщества: теория, методология, практика. — М.:Граница, 2014. — 337с.
15. Голов В.А. Детско-юношеский спорт в системе развития физической культуры учащейся молодежи / В.А.Голов. — М.: СпортПресс, 2017. — 242с.
16. Гранберг А.Г. Конкурентоспособность территорий. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 528с.
17. Занадворнов В.С. Экономика региона: учебник / В.С.Занадворнов. — М.: РИОР, 2014. — 267с.
18. Золотов М.И. Менеджмент физкультуры и спорта / М.И.Золотов. — М.: Академия, 2014. — 485с.
19. Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник для вузов/ В.Б. Зотов. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013. - 624 с.
20. Зюзина Е.Б. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / Е.Б.Зюзина. — М.: РИОР, 2013. — 649с.
21. Иванов А.Р. Реструктуризация сферы ФКиС / А.Р. Иванов. - М.: РИОР, 2015. - 304с.
22. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент: справочное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 718с.
23. Исаева А.А. Личностно-ориентированная физическая подготовка студентов непрофильных вузов / А.А.Исаева. — М.: РИОР, 2016. — 147с.
24. Каймакова М.В. Экономика государственного и муниципального сектора / М.В.Каймакова. — М.: Велби, 2015. — 369с.
25. Карпухин Д.В. Муниципальное управление: учебник / Д.В. Карпухин. — М.: МИЭМП, 2015. — 333с.
26. Коробко В.И. Экономика спорта / В.И.Коробко. — М.: Академия, 2013.— 158с.
27. Краснов В.М. Организация и управление детско-юношеским спортом: учебник / М.Н. Кондратьева. — М.: РИОР, 2014. — 349с.
28. Кузнецов В.В. Местное самоуправление в системе государственного управления / В.В.Кузнецов, В.В. Ваховский. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 127с.
29. Кузин В.В. Особенности проведения отдельных этапов оценки проектов и программ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 78с.
30. Лапин В.А. Основы управления детским и молодежным спортом: учебник / В.А.Лапин. — М.: Дело, 2015. — 256с.
31. Лычагина С.А. Конкурентоспособность территорий: учебник для вузов.
— М.: ИНФРА-М, 2014. — 369с.
32. Мищенко В.В. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.В.Мищенко, Л.А. Капустян, Т.Г. Милых. — Барнаул, АлГТУ, 2014.— 317с.
33. Потапова Т.В. Особенности развития детско-юношеского спортивного движения в современной России / Т.В. Потапова. — М.: Высшее образование, 2016. — 124с.
34. Развитие спорта в регионах: учебное пособие / Под ред. Н.И.Каширских, И.В, Разорвина, И.Д. Тургель. — М.: Экзамен, 2014. — 444с.
35. Романов В.Н. Система государственного и муниципального управления / В.Н.Романов. — М.: ЮРАЙТ, 2014. — 507с.
36. Реформа системы управления сферой культуры и спорта в России / Под ред. Н.Б.Косаревой. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 215с.
37. Сажина М.А. Конкурентоспособность в спорте — М.: Велби, 2014. — 169с.
38. Сачук Т.В. Спортивный маркетинг. — СПБ: Питер, 2014. — 335с.
39. Сердюк Н.П. Система государственного и муниципального управления: учебник / Н.П. Сердюк. — Красноярск: КрасГУ, 2012. — 108с.
40. Соколов А.С. Экономика физической культуры и спорта: учебное пособие / А.С.Соколов. — М.: СпортАкадемПресс, 2014. — 439с.
41. Тишин Е.В. Нормативно-правовые и финансово-экономические основы развития сферы спорта и физической культуры как элемента местного самоуправления. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 316с.
42. Урусова Э.А. Экономика сферы спорта и физической культуры / Э.А.Урусова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 427с.
43. Ускова Т.В. Управление сферой физической культуры и спорта муниципалитета: состояние, проблемы, регулирование / Т.В.Ускова. - М.: ИСЭРТ РАН, 2014. - 399с.
44. Филимонова Е.Н. Государственное муниципальное управление: учебное пособие/ Е.Н. Филимонова. — М.: Велби, 2013. — 167с.
45. Чибиков Г.Г. Управление сферой спорта и физической культуры: теории и практика. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 259с.
46. Чиркин В.Е. Государственное муниципальное управление: учебник / В.Е. Чиркин. — М.: РИОР, 2015. — 349с.
47. Шадрин А.И. Проблемы территориального управления: учебник / А.И.Шадрин. — Красноярск: КрасГУ, 2014. — 98с.
48. Шафиков М.Т. Потенциал: сущность и структура. — М.: Велби, 2012. — 258с.
49. Широков А.Н. Муниципальное управление: учебник / А.Н.Широков. — М.: КНОРУС, 2013. — 248с.
Статьи и материалы периодической печати
50. Агаларова Е. Г. Потенциал территории и его роль в развитии спорта в регионе: теоретический аспект / Е. Г. Агаларова, Л. А. Банникова // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 211-213.
51. Жихаревич Б.С., Лимонов Л.Л. Принципы разработки и мониторинга стратегического плана развития спорта и физической культуры // Евроград. — 2013. — №10. — С.36-42.
52. Кузнецова Е.И. Опыт стратегического анализа при разработке региональных экономических стратегий // Региональная экономика: теория и практика. — 2015. — №15. — С.34-40.
53. Маркелов А.Г.. Проблематика оценки стратегических планов развития детско-юношеского спорта // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. — 2014. — №8. — С.78-84.
54. Родин А.В. Обеспечение конкурентоспособности российских спортсменов: организационно-управленческие ресурсы // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С.38-42.
55. Чешихин В.А., Чешихина В.В. Особенности развития детско-юношеского спортивного движения в современной России // Ученые записки. — 2016. — №8. — С.166-176.
Электронные ресурсы
56. Источник данных официальный сайт Международного Олимпийского Комитета:http://www.olympic.org/.
57. Мутко, В. Спортивное направление волонтерства придаст импульс развитию всего движения / Виталий Мутко //-http://tass.ru/sport/240561203
58. Официальный сайт Министерства по делам молодежи и спорту
республики Татарстан-http: //mdms. tatarstan. ru/
59. Сайт АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов-
https://dspkazan.com/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ