ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕАУДИТОРНОЕ ВРЕМЯ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА
|
Введение
Глава I. Теоретико-методологические аспекты формирования эколого-географической культуры
1.1. Теоретические основы эколого-географической культуры
1.2. Экологический туризм, как одна из форм формирования эколого-географической культуры
1.3. Психолого-педагогические особенности юношеского возраста
1.4. Формы туризма по направленности и характеру деятельности.
Глава II. Ретроспективный анализ и современное состояние развития туризма
2.1. История становления туризма в Российской Федерации
2.2. Этапы развития туризма в Республике Татарстан
2.3. Организация и деятельность туристского клуба «Семь румбов» Казанского федерального университета
Глава III. Результаты опытно-поисковой работы по формированию эколого-географической культуры в деятельности турклуба «Семь румбов» КФУ
3.1. Формирование эколого-географической культуры студентов во внеаудиторное время через туристский маршрут выходного дня
3.2. Туристский маршрут первой категории сложности, как средство достижения цели в подготовке инструкторов детско-юношеского туризма
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
Заключение
Библиографический список литературы
Приложение
Глава I. Теоретико-методологические аспекты формирования эколого-географической культуры
1.1. Теоретические основы эколого-географической культуры
1.2. Экологический туризм, как одна из форм формирования эколого-географической культуры
1.3. Психолого-педагогические особенности юношеского возраста
1.4. Формы туризма по направленности и характеру деятельности.
Глава II. Ретроспективный анализ и современное состояние развития туризма
2.1. История становления туризма в Российской Федерации
2.2. Этапы развития туризма в Республике Татарстан
2.3. Организация и деятельность туристского клуба «Семь румбов» Казанского федерального университета
Глава III. Результаты опытно-поисковой работы по формированию эколого-географической культуры в деятельности турклуба «Семь румбов» КФУ
3.1. Формирование эколого-географической культуры студентов во внеаудиторное время через туристский маршрут выходного дня
3.2. Туристский маршрут первой категории сложности, как средство достижения цели в подготовке инструкторов детско-юношеского туризма
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
Заключение
Библиографический список литературы
Приложение
Для гражданина Российской Федерации географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием, традиционно сложившейся ресурсной ориентацией экономики, масштабами влияния и изменения природно-ресурсной базы, высоким уровнем урбанизации и ростом экологических проблем. Географическая и экологическая информация является необходимой базой для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой: ухудшение здоровья людей; недостаточная обеспеченность населения продуктами питания и водой; негативные последствия климатических изменений; загрязнение окружающей среды, ограниченность природных ресурсов и др.
Специфика нашей страны такова, что население, к сожалению, лишь частично обладает экологической культурой, владеет и умеет пользоваться экологической информацией. К тому же наблюдается снижение общего уровня географических знаний учителей, престижа профессии учителя географии, и уровень владения географическими знаниями. В этой ситуации одним из приоритетных целевых направлений образовательно-воспитательной работы вуза должно стать формирование у студентов высокого уровня эколого-географической культуры посредством вовлечения их во внеаудиторную деятельность, одной из которых является туристская.
В настоящее время сложившиеся противоречия между обществом и природой, обусловленные в первую очередь научно-технической революцией, привели к возникновению ряда эколого-географических проблем. Выделение данных проблем создало предпосылки для более глубокого изучения эколого-географической культуры, которая имеет интегрирующее, междисциплинарное значение для предметов естественно-географического цикла.
Проблема взаимозависимости человека и природы не нова, она существовала во все времена, но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, обострилась и приняла поистине планетарные масштабы.
Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах.
Происходящие в обществе социально-экономические преобразования обусловили возрастание роли и значения экологического и географического образования для подрастающего поколения. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для сохранения природы он должен развить себя.
К сожалению, в общественном сознании людей чаще всего проявляется потребительское отношение к социоприродной среде. Изучению окружающей местности студенты учатся еще в школе, именно там формируются основы экологической ответственности за состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека на которые он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности. Поступая в высшее учебное заведение, изучение эколого-краеведческого материала на основе туристской деятельности будет способствовать дальнейшему формированию ответственного сознания по предупреждению негативных последствий влияния на окружающую человека среду.
К тому же формирование бережного отношения к родной природе, путем изучения своей местности имеет для студентов личностный смысл и значимость для повышения качества не только эколого-географической культуры, но и для общего образования.
Педагогическая ценность использования туристической деятельности в формировании эколого-географической культуры очевидна: она позволяет соединить реальную ситуацию в своей местности с эколого-географической обстановкой в стране и в мире.
Используя различные формы туризма по направленности и характеру деятельности во внеаудиторное время мы не только стимулируем развитие в студентах любознательности, ответственности, трудолюбия, чувства любви к родному краю, стране, миру, а также раскрываем и приумножаем его творческий потенциал.
Специфика нашей страны такова, что население, к сожалению, лишь частично обладает экологической культурой, владеет и умеет пользоваться экологической информацией. К тому же наблюдается снижение общего уровня географических знаний учителей, престижа профессии учителя географии, и уровень владения географическими знаниями. В этой ситуации одним из приоритетных целевых направлений образовательно-воспитательной работы вуза должно стать формирование у студентов высокого уровня эколого-географической культуры посредством вовлечения их во внеаудиторную деятельность, одной из которых является туристская.
В настоящее время сложившиеся противоречия между обществом и природой, обусловленные в первую очередь научно-технической революцией, привели к возникновению ряда эколого-географических проблем. Выделение данных проблем создало предпосылки для более глубокого изучения эколого-географической культуры, которая имеет интегрирующее, междисциплинарное значение для предметов естественно-географического цикла.
Проблема взаимозависимости человека и природы не нова, она существовала во все времена, но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, обострилась и приняла поистине планетарные масштабы.
Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах.
Происходящие в обществе социально-экономические преобразования обусловили возрастание роли и значения экологического и географического образования для подрастающего поколения. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для сохранения природы он должен развить себя.
К сожалению, в общественном сознании людей чаще всего проявляется потребительское отношение к социоприродной среде. Изучению окружающей местности студенты учатся еще в школе, именно там формируются основы экологической ответственности за состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека на которые он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности. Поступая в высшее учебное заведение, изучение эколого-краеведческого материала на основе туристской деятельности будет способствовать дальнейшему формированию ответственного сознания по предупреждению негативных последствий влияния на окружающую человека среду.
К тому же формирование бережного отношения к родной природе, путем изучения своей местности имеет для студентов личностный смысл и значимость для повышения качества не только эколого-географической культуры, но и для общего образования.
Педагогическая ценность использования туристической деятельности в формировании эколого-географической культуры очевидна: она позволяет соединить реальную ситуацию в своей местности с эколого-географической обстановкой в стране и в мире.
Используя различные формы туризма по направленности и характеру деятельности во внеаудиторное время мы не только стимулируем развитие в студентах любознательности, ответственности, трудолюбия, чувства любви к родному краю, стране, миру, а также раскрываем и приумножаем его творческий потенциал.
Формирование эколого-географической культуры в нашей стране и в мире свидетельствует о распространении географических, экологических исследований на новую сложную и интересную сферу общественного воспроизводства. Можно высказать убеждение, что актуальность в формировании эколого-географической культуры студентов - не просто дань современной моде, а закономерная и своевременная тенденция, обусловленная как логикой развития самой географической и экологической науки, так и общественным прогрессом в целом. Возрастание интереса к данной проблематике, позволяет надеяться, что позитивные изменения в разработанности как теоретических, так и прикладных аспектов эколого-географической культуры поспособствуют улучшению общей культуры подрастающего поколения в деле сохранения природного, историко-культурного наследия человечества, повышению общей грамотности населения в решении ряда природоохранных задач.
Участие студентов в туристской деятельности убедительно доказало, что эта форма работы является одним из наиболее доступных и эффективных путей осуществления принципа всестороннего развития личности и формирование устойчивой эколого-географической культуры. Наличие природных, историко-культурных объектов встречающихся во всех маршрутах активных форм туризма не только стимулирует убеждения и чувства ответственности за свои мысли и действия, но способствует развитию инициативы, настойчивости, стремлению достичь поставленной цели. Каждый участник туристского похода углубляет понимание товарищеской взаимопомощи и солидарности, т. е. всех тех чувств, которые необходимы молодежи в выработке своей жизненной позиции.
Изучение природы родного края, страны является основой для понимания проблем глобальных, а также для формирования планетарного мышления.
Путешествуя по своей местности, району, республики, стране студенты видят, анализируют природную среду, жизнь людей, наблюдают процессы развития и взаимодействия компонентов природы, результаты хозяйственной деятельности человека. Все это в свою очередь, имеет огромное значение для формирования эколого-географической культуры.
Участие студентов в туристской деятельности убедительно доказало, что эта форма работы является одним из наиболее доступных и эффективных путей осуществления принципа всестороннего развития личности и формирование устойчивой эколого-географической культуры. Наличие природных, историко-культурных объектов встречающихся во всех маршрутах активных форм туризма не только стимулирует убеждения и чувства ответственности за свои мысли и действия, но способствует развитию инициативы, настойчивости, стремлению достичь поставленной цели. Каждый участник туристского похода углубляет понимание товарищеской взаимопомощи и солидарности, т. е. всех тех чувств, которые необходимы молодежи в выработке своей жизненной позиции.
Изучение природы родного края, страны является основой для понимания проблем глобальных, а также для формирования планетарного мышления.
Путешествуя по своей местности, району, республики, стране студенты видят, анализируют природную среду, жизнь людей, наблюдают процессы развития и взаимодействия компонентов природы, результаты хозяйственной деятельности человека. Все это в свою очередь, имеет огромное значение для формирования эколого-географической культуры.



