Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕАУДИТОРНОЕ ВРЕМЯ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА

Работа №49951

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы151
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
411
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретико-методологические аспекты формирования эколого-географической культуры
1.1. Теоретические основы эколого-географической культуры
1.2. Экологический туризм, как одна из форм формирования эколого-географической культуры
1.3. Психолого-педагогические особенности юношеского возраста
1.4. Формы туризма по направленности и характеру деятельности.
Глава II. Ретроспективный анализ и современное состояние развития туризма
2.1. История становления туризма в Российской Федерации
2.2. Этапы развития туризма в Республике Татарстан
2.3. Организация и деятельность туристского клуба «Семь румбов» Казанского федерального университета
Глава III. Результаты опытно-поисковой работы по формированию эколого-географической культуры в деятельности турклуба «Семь румбов» КФУ
3.1. Формирование эколого-географической культуры студентов во внеаудиторное время через туристский маршрут выходного дня
3.2. Туристский маршрут первой категории сложности, как средство достижения цели в подготовке инструкторов детско-юношеского туризма
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
Заключение
Библиографический список литературы
Приложение


Для гражданина Российской Федерации географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием, традиционно сложившейся ресурсной ориентацией экономики, масштабами влияния и изменения природно-ресурсной базы, высоким уровнем урбанизации и ростом экологических проблем. Географическая и экологическая информация является необходимой базой для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой: ухудшение здоровья людей; недостаточная обеспеченность населения продуктами питания и водой; негативные последствия климатических изменений; загрязнение окружающей среды, ограниченность природных ресурсов и др.
Специфика нашей страны такова, что население, к сожалению, лишь частично обладает экологической культурой, владеет и умеет пользоваться экологической информацией. К тому же наблюдается снижение общего уровня географических знаний учителей, престижа профессии учителя географии, и уровень владения географическими знаниями. В этой ситуации одним из приоритетных целевых направлений образовательно-воспитательной работы вуза должно стать формирование у студентов высокого уровня эколого-географической культуры посредством вовлечения их во внеаудиторную деятельность, одной из которых является туристская.
В настоящее время сложившиеся противоречия между обществом и природой, обусловленные в первую очередь научно-технической революцией, привели к возникновению ряда эколого-географических проблем. Выделение данных проблем создало предпосылки для более глубокого изучения эколого-географической культуры, которая имеет интегрирующее, междисциплинарное значение для предметов естественно-географического цикла.
Проблема взаимозависимости человека и природы не нова, она существовала во все времена, но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, обострилась и приняла поистине планетарные масштабы.
Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах.
Происходящие в обществе социально-экономические преобразования обусловили возрастание роли и значения экологического и географического образования для подрастающего поколения. Если для сохранения себя человек должен сохранить природу, то для сохранения природы он должен развить себя.
К сожалению, в общественном сознании людей чаще всего проявляется потребительское отношение к социоприродной среде. Изучению окружающей местности студенты учатся еще в школе, именно там формируются основы экологической ответственности за состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека на которые он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности. Поступая в высшее учебное заведение, изучение эколого-краеведческого материала на основе туристской деятельности будет способствовать дальнейшему формированию ответственного сознания по предупреждению негативных последствий влияния на окружающую человека среду.
К тому же формирование бережного отношения к родной природе, путем изучения своей местности имеет для студентов личностный смысл и значимость для повышения качества не только эколого-географической культуры, но и для общего образования.
Педагогическая ценность использования туристической деятельности в формировании эколого-географической культуры очевидна: она позволяет соединить реальную ситуацию в своей местности с эколого-географической обстановкой в стране и в мире.
Используя различные формы туризма по направленности и характеру деятельности во внеаудиторное время мы не только стимулируем развитие в студентах любознательности, ответственности, трудолюбия, чувства любви к родному краю, стране, миру, а также раскрываем и приумножаем его творческий потенциал.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование эколого-географической культуры в нашей стране и в мире свидетельствует о распространении географических, экологических исследований на новую сложную и интересную сферу общественного воспроизводства. Можно высказать убеждение, что актуальность в формировании эколого-географической культуры студентов - не просто дань современной моде, а закономерная и своевременная тенденция, обусловленная как логикой развития самой географической и экологической науки, так и общественным прогрессом в целом. Возрастание интереса к данной проблематике, позволяет надеяться, что позитивные изменения в разработанности как теоретических, так и прикладных аспектов эколого-географической культуры поспособствуют улучшению общей культуры подрастающего поколения в деле сохранения природного, историко-культурного наследия человечества, повышению общей грамотности населения в решении ряда природоохранных задач.
Участие студентов в туристской деятельности убедительно доказало, что эта форма работы является одним из наиболее доступных и эффективных путей осуществления принципа всестороннего развития личности и формирование устойчивой эколого-географической культуры. Наличие природных, историко-культурных объектов встречающихся во всех маршрутах активных форм туризма не только стимулирует убеждения и чувства ответственности за свои мысли и действия, но способствует развитию инициативы, настойчивости, стремлению достичь поставленной цели. Каждый участник туристского похода углубляет понимание товарищеской взаимопомощи и солидарности, т. е. всех тех чувств, которые необходимы молодежи в выработке своей жизненной позиции.
Изучение природы родного края, страны является основой для понимания проблем глобальных, а также для формирования планетарного мышления.
Путешествуя по своей местности, району, республики, стране студенты видят, анализируют природную среду, жизнь людей, наблюдают процессы развития и взаимодействия компонентов природы, результаты хозяйственной деятельности человека. Все это в свою очередь, имеет огромное значение для формирования эколого-географической культуры.



1. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование. М.: «Физкультура и спорт». - 1987. - с.
(Проект Концепциии развития географического образования 2016)
2. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 470 с.
3. Матюхина Ю.А. Организация туристской индустрии: Учеб. пособие.
- М.: ИНФРА-М, 2011. - 304 с.
4. Путеводитель. Республика Татарстан // под ред. Р.Т. Бурганова. - Казань: Изд-во Сергея Букина, 2013. - 164 с.
5. Калиновская М. А. Внедрение педагогических технологий на уроках географии / М. А. Калиновская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). - Уфа: Лето, 2011. - С. 68-70.
6. Камалеева А.Р. Интегрированное естественнонаучное образование (на основе теории сложных систем): Монография. - Казань: ТГГПУ, 2008. - 382 с.
7. Фархуллин Р.Ш. Подготовка к исследовательской деятельности студентов на основе метода проектов / Развитие экологического содержания научно-исследовательских работ в школе и вузе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 29 апреля 2011 года / сост. С.М. Файрушина. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2011. - С. 175-176.
8. Федотова Е.Л. Прикладные информационные технологии: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, Е.М. Портнов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
9. Прохорчик А.Ф. Организация внеклассной работы по географии. - Мн.: Нар. асвета, 1980. - 80с.(в актуальности)
10. Зиганшин И.И., Иванов Д.В., Томаева И.Ф. Экологический гид по зеленым уголкам Республики Татарстан гл. ред. Д.В. Иванов. - К.: Фолиант, 2015. - 280с.
11. Мустафина Г.М. История Татарстана. XIX век: учебное пособие для сред. общеобразоват. шк., гимназий, лицеев и сред. спец. учеб. заведений / Г.М. Мустафина, Н.П. Муньков, Л.М. Свердлова - Казань: Магариф, 2003. - 255с.
12. Филоненко-Алексеева А.Л., Неклюдова А.С., Севастьянов В.И. Полевая практика по природоведению: Экскурсии в природу: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Л. Филоненко-Алексеева, А.С. Неклюдова, В.И. Севастьянов - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 384с.
13. Николаенко Д.В. Рекреационная география: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гумант. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288с.
14. Кузнецов В.Н. Экология России. Хрестоматия. / Сост. В.Н. Кузнецов. - М.: АО МДС, 1995. - 320с.
15. Шевелева И.М. Краснодарский край. Путешествие за здоровьем / И.М. Шевелева, Н.В. Маньшина. - М.: Вече, 2008. - 288с.
16. Мухаметсафин Р.С., Имамиев А.И. Туризм для студентов. Методическое руководство. - Казань: ТГГПУ, 2005. - 40с.
17. Дружинин А.Г. География культуры: теоретико-методологический аспект. - Ростов на Дону: Северо-Кавказский филиал ГО АН СССР. - 1989. - 101с.)
18. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. - 1998. - 416с.
19. Ледовских Е.Ю., Моралева Н.В., Дроздова А.В. Экотуризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. - Тула: Гриф и К, 2002. - 284с.
20. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (Психология развития). Электронный учебник. - 276 с. (С. 158 - 159).
21. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с.
22. Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии: (из опыта работы). - М.: Просвещение, 1980. - 112с.
23. Дьякова Р.А. Воспитание бережного отношения к природе в экскурсиях. - М.: Турист, 1976 - 57с.
24. Филоненко
25. Курилова В.И. Туризм: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Физ. воспитание и Нач. воен. обучение и физ воспитание. - М.: Просвещение, 1988. - 224с.)
26. Колобковский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Е.Ю. Колобовский. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256с.).
Литература автора
1. Фархуллин Р.Ш. Экологические основы природопользования: учебно-практическое пособие / Р.Ш. Фархуллин. Каз.кооп. тех. - Казань, 2009. - 23с.
2. Фархуллин Р.Ш. Краеведение: учеб.-метод. пособие / Р.Ш. Фархуллин, Д.В. Иванов, И.В. Замалетдинов, под ред. проф. И.Т. Гайсина. - Казань, Казан. ун-т, 2013. - 154 с.
Статьи в сборниках научных трудов и тезисы докладов на научно-практических конференциях:
3. Фархуллин Р.Ш. Подготовка к исследовательской деятельности студентов на основе метода проектов // Развитие экологического содержания научно - исследовательских работ в школе и вузе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 29 апреля 2011 года. / сост. С.М. Файрушина. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2011. - С. 175-176.
4. Фархуллин Р.Ш., Замалетдинов И.В. Проект бассейнового изучения родного края на примере р. Меша Республики Татарстан // Современные проблемы географии населения и рынка труда: материалы научно¬практической конференции (20-21 мая 2011г., г. Казань)/ Отв. ред. Н.М.Биктимиров. - Казань: ТГГПУ, 2011. - С. 135-137.
5. Фархуллин Р.Ш., Фархуллина Ф.К. Формирование эколого-географической культуры учащихся на основе эколого-краеведческого материала // Современные проблемы естественно-географического образования в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях: материалы науч.-практ. конф. (16 декабря 2011г., Лубянский лесхоз-техникум) - Казань: К(П)ФУ, 2011. - С. 166-170.
6. Закирова Р.Р., Тишин Д.В., Фархуллин Р.Ш., Эколого-биологические и географические особенности Волжско-Камского государственного природного заповедника // Современные проблемы естественно¬географического образования в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях: материалы науч.-практ. конф. (16 декабря 2011г., Лубянский лесхоз-техникум) - Казань: К(П)ФУ, 2011. - С. 115-118.
7. Фархуллин Р.Ш. Развитие экологических мировоззренческих знаний на основе применения геоэкологических карт / Преемственность эколого- географического образования в школе и вузе / Материалы регионального научно-методического семинара (Казань, К(П)ФУ, 14 января 2013.) / отв. ред. С.И. Бекетова. - Казань, 2013. - С.50-51.
8. Фархуллин Р.Ш. Экологическое образование учащихся в школьном курсе географии (краеведческий аспект) // Окружающая среда и устойчивое развитие регионов. Том II: Динамика и взаимодействие природных и социально-экономических географических систем. Туристская индустрия: мировые тенденции и региональные приоритеты. Актуальные проблемы экологического и географического образования / под ред. проф. Переведенцева Ю.П., проф. Сироткина В.В., проф. Рубцова В.А., проф. Гайсина И.Т. - Казань: Изд-во «Отечество», 2013. - C.374-375.
9. Фархуллин Р.Ш., Гайсин И.Т. Отражение национальных особенностей природопользования в школьном географическом краеведении // Актуальные вопросы эколого-географического образования в общеобразовательных учреждениях: материалы республиканского науч.-метод. семинара (п.г.т. Кукмор, 18 октября 2013 г.) / отв. ред. Р.Ш. Фархуллин - Казань: К(П)ФУ, 2013. - С. 33-34.
10. Фархуллина Ф.К., Фархуллин Р.Ш. Краеведческая работа в Лубянской СОШ // Актуальные вопросы эколого-географического образования в общеобразовательных учреждениях: материалы республиканского науч.- метод. семинара (п.г.т.) Кукмор, 18 октября 2013) / Отв. ред. Р.Ш. Фархуллин - Казань: К(П)ФУ, 2013. - С.33-36.
11. Фархуллин Р.Ш. Лес как элемент географической среды // Организация исследовательской деятельности обучающихся старших классов в эколого-географической предметной области: материалы региональной научно-методической конференции с всероссийским участием (Казань, 4 декабря 2013 г.) / Отв. ред. Р.Г. Мударисов. - Казань, 2013. - С. 243-245.
12. Шакирова К., Фархуллин Р.Ш. Перспектива развития экотуризма // Формирование эколого-географической культуры учащейся молодежи в школе и вузе / Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с. Малая Цильна, 20-21 декабря 2013г.) / Отв. Ред. Проф. З.А. Хусаинов. - Казань: К(П)ФУ, 2013. - С.234-235.
13. Фархуллин Р.Ш. Преимущества и проблемы развития экологического туризма // Формирование эколого-географической культуры в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в школе и вузе / Материалы региональной научно-практической конференции (с всероссийским участием) (Казань, К(П)ФУ) 18 декабря 2013 г. / Отв. Ред. С.И. Бекетова. - Казань, 2014. - С.148-151.
14. Фархуллин Р.Ш. Социализация географической науки // Преемственность эколого-географического образования учащейся молодежи в школе и вузе / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. (21-22 ноября 2014г.). - Казань: Отечество, 2014. - С. 49-50.
15. Фархуллин Р.Ш., Осипова М.М. Анализ туристских предпочтений россиян 2009-2014 годы // Этнические аспекты географических исследований в школе и вузе : материалы регионального науч.-метод. семинара (Казань, 27 февраля 2015г.). - Казань: Казан. федер. ун-т, 2015. - С.77-79
16. Фархуллин Р.Ш., Юзыкаева И. С. Этнокультурное разнообразие Агрызского муниципального района Республики Татарстан // Этнические аспекты географических исследований в школе и вузе: материалы регионального науч.-метод. семинара (Казань, 27 февраля 2015г.). - Казань: Казан. федер. ун-т, 2015. - С.80-82.
17. Фархуллин Р.Ш., Сираева Э. Ф. Использование педагогических технологий на занятиях по географии в ВУЗе // Всероссийская научно - практическая конференция "Формирование экологической культуры обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин (Казань 12-13 марта 2015г.). Отв. Редактор Хусаинов З.А. - Казань: К(П)ФУ,2015. - 348с.
18. Фархуллин Р.Ш., Бекетова С.И. Сохранение биоразнообразия в природе в процессе туристских походов // Принципы и способы сохранения биоразнообразия. Мат-лы VI Всероссийской конференции с междун. участием / Мар. гос. ун-т; отв. ред. Г.О. Османова; Л.А. Жукова. - Йошкар- Ола, 2015 - С. 386-387.
19. Фархуллин Р.Ш. Природоохранная деятельность туристского клуба "Семь румбов" К(П)ФУ // Развитие творческого потенциала личности в процессе обучения естественно-географических дисциплин в школе и вузе: предметный и метапредметный подход / Материалы Всероссийской научно - практической конференции с международным участием (Казань, 25-27 марта 2015 г.) / отв. ред. Г.С. Самигуллина. - Казань, Отечество, 2015. - С. 277-280.
20. Фархуллин Р.Ш. Анализ конкурентоспособности Российской Федерации на рынке международных туристских услуг. Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам: сб. научных статей. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - С. 518-521.
21. Абдурахманова А. А., Фархуллин Р.Ш. Туристские ресурсы религиозного туризма г. Казани // Преемственность эколого-географических исследований / сост. Власова Е.И. - Вып. 11. - Казань: К(П)ФУ, 2015. - С.12-15.
22. Бекетова С.И. Вопросы формирования экологического сознания в процессе изучения географических дисциплин / С.И. Бекетова, С.К. Губеева, Р.Ш. Фархуллин / Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Гуманитарные и социальные науки, образование. В 5 томах. Том 5. - Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2016. - С.46-50.
23. Фархуллин Р.Ш. Особенности формирования эколого-географической культуры студентов во внеурочное время средствами туризма // II Международный форум по педагогическому образованию. Материалы ежегодной конференции. Секция 6 (19-21.05.2016, Каз. фед. ун-т) - Казань:КФУ, 2016. - С.48.
24. Zaudet Abdullovish Khusainov*, R.I. Gaisin, R.S. Farkhullin, I.R. Gilemkhanov and R.G. Mudarisov. Historical aspects and ecological knowledge of the old tatar nation in formation of formation of ecological culture of the young generation. European journal Science and Theology, February 2015. Vol.11, No.1. - рр. 195-207.
Моисеева Л.В., Файрушина С.М. Экологическая педагогика: современный аспект: монография Л.В. Моисеева, С.М. Файрушина. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. - 316с.
Гайсин И.Т. Преемственность экологического воспитания: монография. / И.Т. Гайсин - Казань: КГПУ, 1996. - 204с.
Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии. - Казань: Отечество, 2012. - 242с.
Хусаинов З.А. Экологическая культура школьников / З.А. Хусаинов. - Германия. Саарбрюккен: Palmarium academic publishing, 2012. - 402с.
Тайсин А.С. География Республики Татарстан: учеб. пособие для 8-9 кл. сред. общеобразоват. шк. - 2-е изд., доп. - Казань: Магариф, 2002. - 231с.
Даринский А.В. Вопросы туризма в школьном курсе географии: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978. - 135с.
Николаенко Д.В. Рекреационная география: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288с.
Кузнецов В.Н. Экология России. Хрестоматия / В.Н. Кузнецов. - М.: АО «МДС», 1995. - 320с.
Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 112с.
Верба И.А. Туризм в школе: книга руководителя путешествия / И.А. Верба, С.М. Голицын, В.М. Куликов, Е.Г. Рябов. - М.: физкультура и спорт, 1983. - 160с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ