Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Работа №49949

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы36
Год сдачи2020
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
569
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит теоретический характер (хорошо подойдет в качестве первой главы диплома).
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1 Сущность понятия «эмоционально-оценочная лексика» 7
1.2 Особенности эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11
1.3 Характеристика диагностических методик по определению специфики формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2 Методические аспекты формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования русских народных сказок 23
2.1 Направления формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием русской народной сказки 23
2.2 Система коррекционно-логопедической работы по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием русских народных сказок 27
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение 37

Актуальность исследования. В дошкольном возрасте речь начинает выступать средством выражения эмоций, чувств, настроения ребенка, его отношения к окружающей действительности, то есть ребенок начинает активно использовать эмоционально-оценочную лексику. Под эмоционально-оценочной лексикой понимают «слова, обозначающие эмоции и эмоциональные состояния человека, положительную либо отрицательную оценку, а также нравственные качества».
Анализ теоретических работ по проблеме формирования лексики старших дошкольников с ОНР (Л.О. Кривощапова, Г.В. Чиркина и др.) показал своеобразие развития словарного запаса при ОНР. Нарушения сформированности лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. У детей отмечается ограниченный словарный запас. Дети часто испытывают большие трудности не находя подходящих слов для высказывания. Также нарушение выражается в незнании значений многих из слов.
Особенности эмоционально-оценочного пласта лексики и его формирования у детей с общим недоразвитием речи рассматривались и выделялись К.Е. Панасенко в рамках изучения особенностей самопрезентации старших дошкольников с ОНР . И. Ю. Кондратенко проанализировала особенности эмоциональной лексики (не включая в нее слова, обозначающие нравственные качества человека), разработала направления по формированию изучаемого словаря . В работе Е. А. Алябьевой указывается, что эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний. Дети с ОНР пользуются в основном общеизвестными, наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями. В исследовании Е.А. Климкиной особенности эмоционально-оценочной лексики дошкольников с общим недоразвитием речи проанализированы с позиции психофизического подхода. Автор указывает, что нарушения обусловлены не только системным недоразвитием речевых компонентов у дошкольников с ОНР, но и особенностью эмоционального интеллекта, а также уровнем развития речеслуховой памяти, зрительного и слухового внимания. В исследовании М.Н. Есаковой показано, что эмоционально-экспрессивная лексика используется дошкольниками с общим недоразвитием речи выборочно и фрагментарно. А между тем это особый лексический пласт, который наиболее близок детям. Данная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации между дошкольниками, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей. Данные Л.И. Игошиной свидетельствуют о том, что эмоционально-экспрессивная лексика используется дошкольниками с общим недоразвитием речи выборочно и фрагментарно. Употребление слов, отражающих эмоциональные состояния и оценки детьми с общим недоразвитием речи в два раза ниже, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием. Автор обращает внимание на сложности восприятия и понимания эмоциональных состояний, трудности переработки невербальной информации и отражения в речи эмоциональных переживаний.
Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных вопросам формирования эмоционально-оценочной лексики у старших дошкольников с ОНР, данный раздел коррекционно-логопедической работы изучен недостаточно и требует дополнительных исследований.
Цель исследования: изучить специфику эмоционально-оценочной лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: эмоционально-оценочная лексика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: процесс формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективным, если:
- будут определены критерии оценки уровня сформированности эмоционально-оценочной лексики у детей;
- коррекционный процесс выстраивать на диагностической основе, с соблюдением онтогенетического принципа и ориентацией на индивидуальные особенности детей;
- в качестве коррекционного средства использовать сказку (слушание, беседа, пересказ, драматизация, психогимнастические упражнения, игровые упражнения, сочинение и т.д.).
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «эмоционально-оценочная лексика».
3. Раскрыть специфику овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Подобрать диагностические методики по определению специфики сформированности эмоционально-оценочной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
5. Охарактеризовать методические аспекты формирования эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическими основами исследования выступают:
- учет возрастных особенностей развития детей: тщательное изучение речи ребенка и отбор содержания работы в соответствии с особенностями развития эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности детей на определенном возрастном этапе в дошкольном возрасте (Л.О. Кривощапова, В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов и др.);
- положение о взаимовлиянии и единстве эмоционального и когнитивного развития ребенка (Л. С. Выготский и др.);
- психолого-педагогические, лингвистические положения о закономерностях речевого развития дошкольников (В. П. Глухов, И. Ю. Кондратенко);
- исследования, посвященные изучению особенностей детей с ОНР (Т. Б. Филичева, В. К. Воробьева, Г.В. Чиркина и др.).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следующие группы методов: теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (отбор диагностических методик) методы проектирования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эмоционально-оценочная лексика служит средством вербализации эмоций. Формирование эмоциональной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания дошкольников, так как в старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества и к окружающим людям. Вербализация эмоций необходима для осознания человеком собственных эмоциональных переживаний.
Особое место в коррекционно-логопедической работе занимает использование сказок, так как от сформированности у ребенка лексики зависит содержание его общения и успешность взаимодействия с окружающими. В дошкольном возрасте речь начинает выступать средством выражения эмоций, чувств, настроения ребенка, его отношения к окружающей действительности, то есть ребенок начинает активно использовать эмоционально-оценочную лексику. Под этой лексикой понимают слова, обозначающие эмоции и эмоциональные состояния человека, положительную либо отрицательную оценку, а также нравственные качества.
В ходе исследования был сформулирован вывод о том, что, несмотря на то, что на логопедических занятиях не предусмотрена работа над эмоционально-оценочной лексикой, принцип целостности и системности, онтогенетический принцип, заложенные в основе программы, а также требование преемственности работы учителя-логопеда и воспитателя предполагают включение формирования эмоционально-оценочной лексики в логопедическую работу, что будет способствовать формированию речи как системы, частью которой без сомнения является и эмоционально-оценочная лексика.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – 4-е изд., стереотип. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.
2. Алябьева, Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста : Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений [Текст] / Е. А. Алябьева. – Москва : Сфера, 2004. – 96 с.
3. Воробьева, Т. А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок : пособие по развитию речи детей 4-6 лет для родителей, педагогов и логопедов [Текст] / Т. А. Воробьева. – Санкт-Петербург : Литера, 2015. – 96 с.
4. Выготский, Л. С. Речь и мышление [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2011. – 874 с.
5. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша, В. Ю. Секачев. – Москва : Инфра-М, 2017. – 125 с.
6. Глухов, В. П. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР) (Методическое пособие) [Текст] / В. П. Глухов. – Екатеринбург : Центр проблем детства, 2003. – С. 33-62.
7. Есакова, М. Н Когнитивные аспекты переводов художественных произведений [Текст] / М. Н. Есакова // Вестник Москов. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2012. – № 1. – С. 32–43.
8. Игошина, Л. И. Особенности развития описательной речи в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. И. Игошина // Дефектология. – 2015. – №3. – С. 17-24.
9. Климкина, Е. А. Особенности овладения эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. А. Климкина // Культура. Наука. Интеграция. – 2015. – № 10. – С. 20-22.
10. Кондратенко, И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста [Текст] / И. Ю. Кондратенко // Дефектология. – 2013. – №3. – С. 55-69.
11. Кривощапова, Л. О. Пути формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. О. Кривощапова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2017. – Т. 2. – № 10. – С. 124-131.
12. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н. Л. Кряжева. – Москва : Академия развития, 2017. – 192 с.
13. Лаврентьева, А. И. Особенности лексики дошкольников с ОНР [Текст] / А. И. Лаврентьева // Дефектолог. – 2016. – №4. – С. 52-56.
14. Лапшин, В. А. Основы дефектологии [Текст] / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – Москва : Эксмо. – 2017. – 160 с.
15. Лебедева, И. Н. Связная речь : речь в общении и речь в деятельности [Текст] / И. Н. Лебедева // Специальное образование. – 2016. – № 4. – С. 138-166.
16. Лущихина, И. М. Речь, язык, языковое сознание [Текст] / И. М. Лущихина // Психология. / Под редакцией А. А. Крылова. – Москва : Владос, 2011. – 584 с.
17. Мильруд, Р. П. Приемы и технологии обучения устной речи [Текст] / Р. П. Мильруд // Язык и культура. – 2015. – №1. (29). – С. 85-92.
18. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под ред. Г. В. Чиркиной.-2-е изд.,доп. – Москва : Педагогика, 2013. – 39 с.
19. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 125 с.
20. Миронова, H. Как учить дошкольников связной монологической речи [Текст] / H. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 111-116.
21. Найдёнов, Б. С. Выразительность речи и чтения [Текст] / Б. С. Найденов. – Москва : АСТ, 2014. – 341 с.
22. Нужнова, М. А. Формирование образной речи у старших дошкольников с ОНР на занятиях в ДОУ [Текст] / М. А. Нужнова. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 211 с.
23. Панасенко, К. Е. Особенности вербальной самопрезентации дошкольников с нарушением речевого развития [Текст] / К. Е. Панасенко // Психологическая наука и образование. − 2016. −№4. − С. 36-43.
24. Сидорова, У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР : Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия [Текст] / У. М. Сидорова. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 64 с.
25. Симакова, Т. А. Учимся, играя : логопедическая работа с дошкольниками и младшими школьниками [Текст] / Т. А. Симакова // Логопедия сегодня. – 2016. – № 4 (окт.-дек.). – С. 19-23.
26. Смирнова, И. В. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников. Алалия, дизартрия [Текст] / И. В. Смирнова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2016. – 320 с.
27. Шевцова, А. В. К проблеме развития выразительности речи старших дошкольников с ОНР [Текст] / А. В. Шевцова, Т. В. Мельник // Молодой ученый. – 2015. – №12. – С. 826-829.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
29. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : Практическое пособие [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Айрис-пресс, 2015. – 224 с.
30. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. – Мосвка : Академия, 2013. – 369 с

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ