В констатирующем эксперименте приняли участие 9 детей в возрасте 3-4 лет.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
1 Теоретические основы развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада 6
1.1 Проблема развития речи детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста 8
1.3 Педагогические условия развития речи детей младшего дошкольного возраста в детском саду 13
Вывод по первой главе 22
2 Методические аспекты развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада 23
2.1 Организация и методика педагогического исследования 23
2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы по результатам педагогического исследования 26
2.3 Организация работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада 29
Вывод по второй главе: 35
Заключение 36
Список использованных источников 38
Появление речи – важнейшее условие нормального развития ребенка. Речевая деятельность относится к разряду высших психических функций и возникает при нормальном созревании и функционировании ЦНС (центральной нервной системы). Происходит это на втором году жизни, хотя уже в первый год жизни ребенка у него возникает потребность общения с окружающим миром – это и становится главным условием для появления речи.
Младшие дошкольники обладают уникальными особенности в развитии речи: их психика особенно чувствительна к языку, к его смысловой и звуковой сторонам. Обогащение языка происходит в результате выполнения новых задач, которые возникают во время общения и во время собственной деятельности. Все это создает предпосылки для дальнейшего формирования речи.
На современном этапе растет количество детей с различными нарушениями в развитии речи. При поступлении в школу педагоги сталкиваются с такими проблемами: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь); Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; бедность речи, недостаточный словарный запас; замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно; неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.; плохая дикция. В связи с вышеизложенным тема развития речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада является актуальной.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач: расширение, обогащение и активация словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование правильной разговорной речи; развитие связной речи. Но, несмотря на это, недостаточно разработаны методы и средства работы по развитию речи с детьми младшего школьного возраста, что составляет противоречие и обосновывает проблему исследования.
Цель работы: изучить условия развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Задачи:
1. Изучить обоснование проблемы развития речи дошкольников в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить педагогические условия развития речи детей младшего дошкольного возраста.
4. Организовать исследование особенностей развития речи детей младшего дошкольного возраста.
5. Разработать рекомендации по организации работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Объект исследования: процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Методологическую основу составили теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.); процесс обучения детей грамоте был предметом исследования ученых различных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др.), лингвистов (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов), классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др.), современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, реферирование, цитирование, эксперимент, наблюдение.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Детский сад ___________».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Речевое развитие ребенка является умением понимать и использовать язык, сюда входит развитый фонематический слух, звуковой анализ, словарь, грамматические категории, развитые коммуникативные умения, навыки, а также умения связной речи. В числе множества важных задач, которые решаются при воспитании и обучении детей дошкольного возраста, задача обучения родному языку, развития речи и речевого общения является одной из главных.
Своевременно и полноценно сформировать речь в дошкольном возрасте является одним из основных условий для того, чтобы происходило нормальное развитие ребенка, а впоследствии его успешное обучение в школе. Любые задержки и любые нарушения в ходе речевого развития детей отражаются на их поведении, а также на их деятельности в разных ее формах.
У младших дошкольников совершенствуются звукоразличение, слух: дети способны дифференцировать звуковые свойства предметов, осваивают звуковые предэталоны (громкий – тихий; высокий – низкий и пр.). Начинают проявляться интерес и избирательность в отношении различных видов музыкально-художественной деятельности (пение, слушание). На данном этапе развития дети имеют возможность изменить условия и характер обучения. Форма обучения, основанная на подражании, сменяется формой организации самостоятельной деятельности детей. Появляются возможности в игровой форме воздействовать на выполнение ребенком учебных заданий.
В младшем дошкольном возрасте развитие речи происходит на специальных занятиях и в повседневной жизни. С детьми ведется работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса ребенка к художественному слову.
Для решения исследовательских задач на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами была организована опытно-экспериментальная работа по изучению уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста, мы использовали методику исследования развития речи для детей младшего дошкольного возраста И.А. Смирновой.
Мы пришли к выводу, что уровень развития речи детей данной группы средний или высокий, причем 67 % (6 детей) имеют средний уровень, а 33 % (3 ребенка) имеют высокий уровень. Все это доказывает необходимость поисков новых подходов к развитию речи детей раннего возраста в повседневной жизни и на занятиях.
Для повышения уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста был предложен проект «Развитие речи через игровую деятельность». Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей младшего возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их деятельности.
1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 195 с.
2. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы : практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 396 с.
3. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 112 c.
4. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 425 с.
5. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 111 с.
6. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 202 с.
7. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз – словечко, два – словечко» / Е.В. Колесникова. – М.: Ювента, 2012. – 72 c.
8. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации : учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 165 с.
9. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 128 c.
10. Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. – М.: Эксмо, 2018. – 192 c.
11. Новиковская, О.А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет / О.А. Новиковская. – М.: АСТ, 2018. – 480 c.
12. Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 175 c.
13. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 155 с.
14. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2017. – 240 c.
15. Трясорукова, Т.П. Развитие речи: 2-3 года дп / Т.П. Трясорукова. – Рн/Д: Феникс, 2019. – 224 c.
16. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 288 c.
17. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192 c.
18. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под ред. О. В. Хухлаевой. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 367 с.
19. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 575 с.
20. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. – М.: Эксмо, 2016. – 424 c.