Развитие коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
База исследования: Бюджетное образовательное учреждение Средняя школа №42 г. Омска. В исследовании принимала участие воспитанники средней группы детского сада в возрасте 4,5-5лет, всего 30 человек.
Есть приложения.
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 4
1 Теоретические основы развития коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возрасти в трудовой деятельности 7
1.1 Особенности развития коммуникативных способностей у детей 7
среднего дошкольного возраста. 7
1.2 Способы и средства развития коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности 11
Выводы по первой главе 18
2 Эмпирическое исследование развития коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста 19
2.1 Диагностика развития коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста на базе БОУ г. Омска СОШ № 42 19
2.2 Проект комплекса способов и средств развития коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности 25
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список использованных источников 36
Приложение 1 39
Приложение 2 40
Приложение 3 41
Готовность к эффективному коммуникативному воздействию является необходимым условием развития личности, начиная с дошкольного детства. Умение устанавливать контакты с другими людьми, регулировать свое поведение во многом определяют будущий социальный статус ребенка. Полноценное общение невозможно без коммуникативных способностей, которые позволят различить определенные ситуации во взаимоотношениях людей, понимать состояние другого человека и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Вопрос развития коммуникативных способностей недостаточно изучен в
современной психолого-педагогической литературе. В частности, в уточнении нуждаются содержание процесса развития обозначенных способностей, формы организации деятельности с дошкольниками, критерии, показатели и уровни их сформированности у детей дошкольного возраста. Современные исследования доказывают противоречия между признанием значимости коммуникативных способностей в развитии личности ребенка и неразработанностью педагогической технологии и методического инструментария их формирования, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Проблема развития коммуникативных способностей приобретает все большее значение в современном мире. В связи с этим следует отметить необходимость изучения вопросов формирования коммуникативной компетентности, в том числе и на ступени дошкольного образования. Актуальность данного вопроса определяется той огромной ролью, которую играет общение в развитии и формировании личности ребенка.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: способы и средства развития коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности.
Цель работы: теоретически обосновать и спроектировать комплекс способов и средств развития коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности.
Задачи:
1. Определить особенности развития коммуникативных способностей у
детей среднего дошкольного возраста.
2. Раскрыть способы и средства развития коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности.
3. Провести диагностику развития коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста.
4. Спроектировать комплекс способов и средств развития коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности.
Гипотеза исследования: трудовая деятельность является эффективным средством развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Базой исследования послужило образовательное учреждение Средняя образовательная школа №42 г. Омска.
В качестве методов исследования были использованы как теоретические, так и эмпирические. В процессе изучения теоретических аспектов проблемы исследования были использованы методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, моделирования. систематизации. Проведение психолого-педагогического эксперимента обусловило применение эмпирических методов: тестирование, педагогическое наблюдение, методы качественной и количественной обработки данных.
Методологической и теоретической основой исследования являются основополагающие труды в педагогике и психологии, работы о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности. К основополагающим трудам в этой области относятся работы Н.В. Микляевой, А.Г. Гогоберидзе, Н. С. Ежковой, С.А. Козлова. Особенностям развития детей среднего дошкольного возраста посвящены работы Л.Ф. Обуховой, Л.А. Головей, Л.В. Трубайчук. Вопросы развития коммуникативных способностей дошкольников раскрываются в немногочисленных публикациях специализированных журналов. Указанные вопросы рассматриваются С.В. Коноваленко, Я.Н. Дьяченко, С.Е. Приваловой.
Структурно работа повторяет логику исследования и состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Список литературы включает 25 источников, в приложении представлены разработки занятий.
Развитие человека как личности находится в прямой зависимости от социального окружения, в котором он живет и развивается. Взаимодействуя с окружающими его людьми, ребенок удовлетворяет одну из важных своих потребностей – потребность в общении. Успешность ребенка во многом зависит развитых умений и навыков общения или его коммуникативных способностей. Развивать эти способности необходимо с раннего возраста. Важным этапом детства является средний дошкольный возраст. Именно в этот период ребенок нуждается в содержательных контактах с сверстниками.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило выделить особенности развития коммуникативных способностей у детей в этот период:
активное речевые контакты, образование «детского общества», самостоятельность ребенка, активное усвоение нравственных норм, потребностью в общении со взрослыми и сверстниками, желание признания себя как личности.
Развитие коммуникативных способностей дошкольника происходит в разных видах деятельности, поскольку в каждой деятельности необходимо общение. Общение в процессе деятельности дает возможность проявить свои лучшие качества, и наиболее подходящей для этого является трудовая деятельность. В качестве форма организации труда дошкольников были выделены: поручения, дежурства, общий труд, совместный труд. Для развития коммуникативных способностей в процессе трудовой деятельности применяются различные воспитательные методы и средства: пример взрослых, педагогическая оценка, специально организованная образовательная деятельность, направленная на ознакомление с нормами общения, обогащение речевого опыта, чтение художественной литературы, этические беседы, создание проблемных ситуаций, проектная деятельность, социальное экспериментирование, упражнение.
Процесс развития коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста был изучен в рамках педагогического эксперимента, проведенного на базе бюджетного образовательного учреждения Средняя школа №42 г. Омска. В качестве испытуемых выбрана группа детей среднего дошкольного возраста в количестве 30 человек
Для выявления исходного уровня сформированности указанных способностей была проведена диагностики с помощью методики О.В. Дыбиной. В процессе исследования определялся уровень умений: понимать и выделять эмоциональное состояние окружающих; чувствовать и понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; не ссориться и считаться с интересами других людей; выслушать другого человека, уважительно относится к его мнению и интересам, отстаивать свое мнение, взаимодействовать с партнерами; получать нужную информацию в общении.
Анализ результатов диагностики позволил сделать вывод о недостаточном уровне сформированных коммуникативных способностей у большинства детей. На втором этапе эксперимента была разработана система мероприятий, направленных на повышение уровня обозначенных способностей дошкольников. Мероприятия запланировано проводить в рамках проекта «Маленькие помощники», направленного на развитие коммуникативных способностей в трудовой деятельности. Проект является краткосрочным и включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап предполагает подбор необходимых материалов, разработка конспектов занятий, подбор художественной литературы. На основном этапе проводятся все запланированные мероприятия и на заключительном этапе проект представляется родительской общественности и педагогическому коллективу.
В качестве форм организации деятельности дошкольников указаны: поручения, дежурства, общий труд, совместный труд. В работе с детьми запланировано использование следующих методов: пример взрослых (героя книги или мультфильма); игры: игровые проблемные ситуации, сюжетные игры;беседы: беседы о прочитанной книге, беседы по ситуации, беседы по иллюстрациям, беседы- напоминания; занятия.
В результате реализации проекта должны быть достигнуты следующие результаты: повышение общего уровня развития коммуникативных способностей у детей; оснащение предметно-развивающей среды группы наглядными материалами; составление методических рекомендаций по формированию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста. Конечным продуктом проекта должен стать оформленный альбом с фотографиями мероприятий и рисунками детей.
На основании изложенных фактов, можно сделать вывод о решении всех поставленных задач и достижении цели исследования.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
73-ФЗ (действующая редакция, 2016) – Режим доступа:http://www.consultant.ru/law/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.04.2020 ).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2013/11/PR_1155.pdf, свободный.- Загл. с экрана.- (дата обращения: 24.04.2020).
3. Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. пособ. / Г. М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2016. – С. 120
4. Бурмистрова, Е. В. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Е. В. Бурмистрова, О. В. Кульчейко, Е. В. Шефер // Психолого-педагогические исследования в Сибири: сборник трудов преподавателей и студентов факультета психологии и педагогики. – 2017. – № 1. – С. 122–128
5. Дарманян, А. С. Понятие коммуникативных способностей в психологии / А. С. Дарманян // Молодой ученый. – 2019. - № 33 (271). - С. 105-107.
6. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата/ Н.
В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ ред. Н. В. Микляевой .- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2016 .- 411 с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения:
Учебник для вузов / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.: ил.
8. Дьяченко Я. Н.Развитие коммуникативных способностей через
игровую деятельность/ Я.Н. Дьяченко, О.В. Свидзинская // Молодой ученый. – 2017. - №9. – С. 320-321
9. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов /
Н. С. Ежкова. – М.: Юрайт, 2020. – 183 с. – (Высшее образование).
10. Ежкова Н.С. Теоретические основы дошкольного образования/ Н.С.
Ежкова.- М.: Юрайт, 2016.- 183 с
11. Коноваленко С.В. Развитие коммуникативных способностей и
социализация детей старшего дошкольного возраста/ С.В. Коноваленко.- М.: Дество-Пресс, 2011.- 189 с.
12. Мамедова Л.В. Психолого-педагогическая программа «Мы-вместе!»
как форма развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 1(38). – Новосибирск: СибАК, 2015.- С. 65
13. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от
рождения до школы : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2020. – 275 с. – (Высшее образование)
14. Привалова С. Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства/ С.Е. Привалов// ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. – 2015. - № 7.- С. 76
15. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. – 2-е изд., испр. – М.: Юрайт, 2020. – 413 с. – (Высшее образование)
16. Психолого-педагогические основы организации общения детей
дошкольного возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Козлова [и др.] ; под редакцией С. А. Козловой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 168 с
17. Смирнова, Е. О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте:
учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 163 с. – (Высшее образование)
18. Солдатова Т. Н. Модель формирования у дошкольников
коммуникативной компетентности/ Т.Н. Солдатова // Молодой ученый. – 2016. - №27. – С. 710
19. Таратухина, Ю. В. Деловые и межкультурные коммуникации: учеб.
пособ. / Ю. В. Таратухина. – М.:Юрайт, 2016. – 462 с.
20. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром:
учебник / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. – М.: ИНФРА, 2016. – 146 с.
21. Трубайчук Л.В. Социально-коммуникативное развитие детей
дошкольного возраст/ Л.В. Трубайчук//Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- 2015.- № 6.- С. 83
22. Халина К. Д., Коммуникативные способности как фактор успешного
общения / К.Д. Халина, Т.В. Капустина// Молодой ученый. – 2017. - №6. – С. 209
23. Чижова И.В. Специфика общения дошкольников со сверстниками/
И.В. Чижова// Азимут научных исследований: педагогика и психология.- 2018.- Т.7.- №21.- С. 34
24. Шанц Е. А. Развитие субъектности дошкольников в трудовой деятельности / Е.А. Шанц// Педагогическое образование в России. - 2016. - № 4.- С. 78
25. Якупов П.В. Коммуникация: определение понятия, виды
коммуникации и ее барьеры/ П.В. Якупов// Вестник университета.-№10.- 2016.- С. 45