Выборка: 20 учащихся 5-го класса, из них 10 мальчиков и 10 девочек, составили экспериментальную группу.
Есть приложения (в том числе результаты исследования в табличном виде)
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА 5
1.1 Понятие «патриотическое воспитание» в педагогической литературе 5
1.2 Особенности патриотического воспитания школьников средствами искусства 9
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИССКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ МУЗЫКИ) 20
2.1 Характеристика уровня сформированности чувства патриотизма у школьников 20
2.2 Содержание форм и методов работы по развитию чувства патриотизма на уроках музыки 28
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Актуальность исследования. На сегодняшний день, несмотря на то, что социум все больше проявляет любовь к Отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами для его блага в период нестабильности, у подрастающего поколения необходимо формировать и воспитывать чувства патриотизма, высокие нравственные качества, которые являются неотъемлемой частью мировоззрения. Речь идет не только об определении действий по отношению к государству, но и о вере в будущее России, возвращение к традициям народа, понимания таких понятий как: родители, родство, Родина.
Чувство патриотизма – термин многоаспектный, многогранный по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Воспитание чувства патриотизма у молодого поколения должно проявляться в духе любви и преданности к Родине. Одним из средств патриотического воспитания школьников является искусства.
Степень изученности проблемы. Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание» и т.д. раскрыты в научных трудах А.В. Луковиновой, В.Е. Мусиной и др. Проблема патриотического воспитания школьников представлена в исследованиях, проведенных Ю.В. Терентьевой, Н.Е. Уваровой и др. Основные принципы патриотического воспитания средствами искусства определены в работах Т.А. Касимовой, О.К. Мох, Л.Д. Щегловой и др. Однако, несмотря на имеющие научные труды по патриотическому воспитанию школьников средствами искусства, данная проблема не теряет своей актуальности и требует дополнительных исследований.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью организации работы по патриотическому воспитанию школьников и недостаточным использованием в практике педагогов в патриотическом воспитании средств искусства.
Проблема исследования: каким образом использовать средства искусства в патриотическом воспитании школьников.
Объект исследования – патриотическое воспитание школьников.
Предмет исследования – возможности использования средств искусства в патриотическом воспитании школьников.
Цель исследования – изучить возможности использования средств искусства в патриотическом воспитании школьников.
Задачи:
1. Изучить педагогическую литературу по проблеме патриотического воспитания школьников.
2. Проанализировать методы и приемы патриотического воспитания школьников средствами искусства.
3. Определить условия патриотического воспитания школьников средствами искусства на примере музыки в экспериментальном исследовании.
Гипотеза: формирование патриотических чувств у школьников будет более эффективно при соблюдении следующих условий:
- целенаправленное использование средств искусства;
- отбор подходящего материала;
- создание на уроках положительного эмоционального настроя.
Методы исследования: изучение и анализ научно-педагогической литературы; анализ передового педагогического опыта, анализ учебно-методических комплектов; педагогический эксперимент (констатирующий).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Под патриотизмом в целом подразумевается любовь к своей Родине, преданность ей, забота о благе своего Отечества, знание и сохранение его культурных особенностей. Особенностью патриотического воспитания в основной школе является то, что у обучающихся формируются только основы патриотизма, которые опираются на полученные ими знания о своей стране и «малой» Родине.
Для наилучшего воспитательного эффекта учителю необходимо организовать работу учеников в подходящей форме. Наиболее эффективными методами патриотического воспитания на уроках изобразительного искусства считаются такие методы как беседа, рассказ, создание и анализ ситуаций, обучение рисованию пейзажей родного края. Они позволяют сформировать у учащихся представление об особенностях нашей страны и культуре народов, населяющих её, выработать правильные оценки и суждения о понятиях и поступках.
При построении уроков музыки учитель опирается как на программу, в которой определены объем и логика изучаемого материала, содержание, планируемые результаты, так и на учебники, в которых конкретизируется концепция авторов. В результате анализа двух программ по музыки было выявлено, что помимо материала, способствующего патриотическому воспитанию обучающихся, в учебниках предложены вопросы и задания, обращающиеся к личному опыту обучающихся, что помогает им не только лучше усваивать полученные знания, но и переносить их на своё поведение в реальной жизни.
Результаты исследования показали, что у школьников прослеживается в основном средний и низкий уровень сформированности патриотических чувств. Это послужило основой для разработки рекомендации по отбору форм и методом патриотического воспитания на примере уроков музыки.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 05.05.2020 г.)
2. Абудеева, Н. Б. Музыка. 2-8 классы. Художественно-образное развитие школьников. Разработки уроков [Текст] / Н. Б. Абудеева, Л. П. Карпушина. – Москва : Учитель, 2010. – 160 c.
3. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник для вузов [Текст] / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 304 с.
4. Буковшина, О. Н. Школа – центр патриотического воспитания [Текст] / О. Н. Буковшина // Воспитание школьников. – 2016. – № 1. – С. 40-42.
5. Буйлова, Л. Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] / Л. Н. Буйлова // Внешкольник. – 2013. – № 6. – С. 39-48.
6. Ефремова, Г. А. Патриотическое воспитание школьников на уроках ИЗО [Текст] / Г. А. Ефремова // Воспитание школьников – 2015. – №8 – С. 17-20.
7. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие [Текст] / Т. А. Касимова, Д. Е. Сковлев. – Москва : Айрис-Пресс , 2016. – 471 c.
8. Лукинова, А. В. Патриотическое воспитание в современной России [Текст] / А. В. Лукинова // Педагогическое образование и наука. – 2017. – № 5. – С. 46-48.
9. Луховицкий, В. В. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты [Текст] / В. В. Луховицкий // Народное образование. – 2009. – № 7. – С. 212-216.
10. Маслова, Т. М. Патриотическое воспитание школьников [Текст] / Т. М. Маслова // Педагогика. – 2017. – № 4. – С. 11-12.
11. Мещанова, Л. Н. Особенности патриотического воспитания школьников [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. Н. Мещанова ; ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского», Ин-т искусств. – Саратов : [б. и.], 2016. – 59 с.
12. Мох, О. К. Гражданское воспитание младших школьников [Текст] / О. К. Мох // Начальное образование. – 2014. –№ 1(30). – С. 29-32.
13. Мусина, В. Е. Патриотическое воспитание школьников : учебно- методическое пособие [Текст] / В. Е. Мусина – Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. – 156 с.
14. Потемкин, А. В. Новые методы диагностики патриотизма [Текст] / А. В. Потемкин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4. – С. 39-42.
15. Рябенко, Н. Н. Уроки музыки в 1–7 классах : кн. для учителя [Текст] / Н. Н. Рябенко. – Москва : Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
16. Сборник рабочих программ по музыке к учебнику В.В. Алеева. 1-7 классы. – Москва : Просвещение, 2016. – 328 c.
17. Сборник рабочих программ по музыке к учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 1-7 классы. – Москва : Просвещение, 2016. – 306 c.
18. Суяк, Р. П. Уроки изобразительного искусства [Текст] / Р. П. Суяк. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 306 с.
19. Тарасов, А. Н. Развитие гуманистической воспитательной системы в школе в контексте «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Текст] / А. Н. Тарасов // Образование в современной школе. – 2017. – № 5/6. – С. 14-20.
20. Терентьева, Ю. В. Уроки изобразительного искусства [Текст] / Ю. В. Терентьева // // Педагогика. – 2015. – №3. – С. 24-26.
21. Уварова, Н. Е. Технологии на уроках ИЗО [Текст] / Н. Е. Уварова // Педагогика. – 2013. – №3. – С. 32-38.
22. Угарова, В. С. Школа изобразительного искусства [Текст] / В. С. Угарова. – Москва : Изобразительное искусство, 2011. – 195 с.
23. Широкова, О. Р. Патриотическое воспитание на уроках ИЗО [Текст] / О. Р. Широкова // Педагогика. – 2014. – №3. – С. 18-22.
24. Щеглова, Л. Д. Возможности уроков ИЗО в развитии творческих способностей школьников [Текст] / Л. Д. Щеглова // Педагогика. – 2010. – №6. – С. 33-35.
25. Чиназирова, А. Р. Дидактический принцип проблемности в музыкальном воспитании школьников [Текст] / А. Р. Чиназирова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 187-194.