Формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности
|
База исследования: МБОУ Вылковской СОШ Тюменцевского района (Алтайский край, Тюменцевский район, с. Вылково).
В исследовании принимали участие ученики 3-4 классов в количестве 26 человек (16 девочек и 10 мальчиков).
Есть приложения (материалы по методики исследования)
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 4
Глава 1 Теоретические и методические аспекты формирования ЗОЖ 7
Здоровый образ жизни: сущность и характеристика 7
Анализ программ по возможностям формирования здорового образа жизни 11
Особенности формирования ЗОЖ во внеурочной деятельности 18
Выводы по главе 1 24
Глава 2 Экспериментальное исследование по проблеме формирования ЗОЖ у младших школьников 25
2.1 Диагностика уровня сформированности ЗОЖ у младших школьников 25
2.2 Анализ результатов диагностики учащихся по формированию ЗОЖ во внеурочной деятельности 29
2.3 Рекомендации педагогу по формированию ЗОЖ учащихся. 32
Выводы по главе 2 37
Заключение 38
Список использованных источников 41
Приложение 1 45
Приложение 2 46
Приложение 3 47
Приложение 4 48
В исследовании принимали участие ученики 3-4 классов в количестве 26 человек (16 девочек и 10 мальчиков).
Есть приложения (материалы по методики исследования)
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 4
Глава 1 Теоретические и методические аспекты формирования ЗОЖ 7
Здоровый образ жизни: сущность и характеристика 7
Анализ программ по возможностям формирования здорового образа жизни 11
Особенности формирования ЗОЖ во внеурочной деятельности 18
Выводы по главе 1 24
Глава 2 Экспериментальное исследование по проблеме формирования ЗОЖ у младших школьников 25
2.1 Диагностика уровня сформированности ЗОЖ у младших школьников 25
2.2 Анализ результатов диагностики учащихся по формированию ЗОЖ во внеурочной деятельности 29
2.3 Рекомендации педагогу по формированию ЗОЖ учащихся. 32
Выводы по главе 2 37
Заключение 38
Список использованных источников 41
Приложение 1 45
Приложение 2 46
Приложение 3 47
Приложение 4 48
Ухудшение здоровья школьников является серьезной проблемой на сегодняшний день. Поэтому одной из важнейших задача современного школьного образования выступает необходимость формирования у детей ценности здоровья и навыков здорового образа жизни. Данная работа ведется как во время учебных занятий, так и во внеурочной деятельности. В Федеральном государственном стандарте внеурочной деятельности уделено особое внимание, поскольку она объединяет все виды деятельности (кроме учебной) и предоставляет широкие возможности для обучения детей основам здорового и безопасного образа жизни.
Однако, вопрос формирования культуры здорового образа жизни во внеурочной деятельности недостаточно изучен в современной психолого-педагогической литературе. В связи с этим, нужно отметить существование противоречий между необходимостью организации внеурочной деятельности, способствующей формированию здорового образа жизни младших школьников и недостаточным уровнем изученности данной проблемы в педагогических исследованиях и неразработанностью способов организации этой деятельности. Указанные противоречия и определяют актуальность темы работы.
Объектом исследования является процесс формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Предметом - формирования здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать рекомендации педагогу по формированию здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику сущности понятия «здоровый образ жизни».
2. Проанализировать существующие программы по возможностям формирования здорового образа жизни.
3. Определить особенности формирования здорового образа жизни во внеурочной деятельности.
4. Провести диагностику сформированности здорового образа жизни у младших школьников.
5. Проанализировать результаты диагностики.
6. Выработать рекомендации педагогу по формирования здорового образа жизни во внеурочной деятельности.
В процессе выполнения работы, были использованы как теоретические,
так и эмпирические методы исследования. В качестве теоретических применялись методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, моделирования. систематизации. Проведение психолого-педагогического эксперимента обусловило использование эмпирических методов: тестирование, педагогическое наблюдение, методы качественной и количественной обработки данных.
Методологической и теоретической основой исследования послужили правовые акты в области образования. В качестве основополагающих трудов в области здоровья и особенностей здорового образа жизни младших школьников, были изучены работы Т.В, Макеевой, А.А. Рахматова, В.Р. Кучма, Н.М. Новичковой, М.И. Скомороховой, И.Ю. Соколовой, П.А. Петрякова. Вопросы специфики формирования культуры здорового образа жизни во внеурочной деятельности раскрываются в немногочисленных публикациях таких авторов, как Л.А. Акимова, Т.А, Высоцкая, Е.А. Гергель, Б.В. Сергеева,
Вопросы развития коммуникативных способностей дошкольников раскрываются в немногочисленных публикациях специализированных журналов. Указанные вопросы рассматриваются С.В. Коноваленко, Я.Н. Дьяченко, С.Е. Приваловой.
Структурно работа повторяет логику исследования и состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи. Основная часть состоит из двух глав. Первая посвящена теоретическим аспектам изучения темы, вторая представляет собой описание педагогического эксперимента и разработку рекомендаций для педагогов. Список литературы включает 28 источников, в приложении представлены диагностические материалы.
Однако, вопрос формирования культуры здорового образа жизни во внеурочной деятельности недостаточно изучен в современной психолого-педагогической литературе. В связи с этим, нужно отметить существование противоречий между необходимостью организации внеурочной деятельности, способствующей формированию здорового образа жизни младших школьников и недостаточным уровнем изученности данной проблемы в педагогических исследованиях и неразработанностью способов организации этой деятельности. Указанные противоречия и определяют актуальность темы работы.
Объектом исследования является процесс формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Предметом - формирования здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать рекомендации педагогу по формированию здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику сущности понятия «здоровый образ жизни».
2. Проанализировать существующие программы по возможностям формирования здорового образа жизни.
3. Определить особенности формирования здорового образа жизни во внеурочной деятельности.
4. Провести диагностику сформированности здорового образа жизни у младших школьников.
5. Проанализировать результаты диагностики.
6. Выработать рекомендации педагогу по формирования здорового образа жизни во внеурочной деятельности.
В процессе выполнения работы, были использованы как теоретические,
так и эмпирические методы исследования. В качестве теоретических применялись методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, моделирования. систематизации. Проведение психолого-педагогического эксперимента обусловило использование эмпирических методов: тестирование, педагогическое наблюдение, методы качественной и количественной обработки данных.
Методологической и теоретической основой исследования послужили правовые акты в области образования. В качестве основополагающих трудов в области здоровья и особенностей здорового образа жизни младших школьников, были изучены работы Т.В, Макеевой, А.А. Рахматова, В.Р. Кучма, Н.М. Новичковой, М.И. Скомороховой, И.Ю. Соколовой, П.А. Петрякова. Вопросы специфики формирования культуры здорового образа жизни во внеурочной деятельности раскрываются в немногочисленных публикациях таких авторов, как Л.А. Акимова, Т.А, Высоцкая, Е.А. Гергель, Б.В. Сергеева,
Вопросы развития коммуникативных способностей дошкольников раскрываются в немногочисленных публикациях специализированных журналов. Указанные вопросы рассматриваются С.В. Коноваленко, Я.Н. Дьяченко, С.Е. Приваловой.
Структурно работа повторяет логику исследования и состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи. Основная часть состоит из двух глав. Первая посвящена теоретическим аспектам изучения темы, вторая представляет собой описание педагогического эксперимента и разработку рекомендаций для педагогов. Список литературы включает 28 источников, в приложении представлены диагностические материалы.
В современных условиях, задачи по сохранению здоровья детей, формированию у них культуры безопасного и здорового образа жизни являются важной частью развития системы начального образования. С самого младшего возраста в школе необходимо воспитывать понимание необходимости заботы о здоровье и стремление к здоровому образу жизни как важному элементу общей культуры человека. Знания о здоровье, которые закладываются на младшей ступени обучения, закрепляются у человека на всю жизнь. Навыки здорового образа жизни, которые приобретены в раннем возрасте, становятся основой жизнедеятельности человека и превращаются в привычку.
Изучение основополагающих трудов по педагогике, позволило определить сущность понятия здоровый образ жизни. Был сделан вывод, что это взаимосвязь образа жизни и здоровья. По своей сущности это привычное поведение человека, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. В качестве составляющих здоровья были выделены: физическое здоровье, духовное здоровье, психологическое и социальное. Наиболее благоприятным периодом для воспитания культуры здорового образа жизни является младший школьный возраст.
В вопросе формирования и укрепления здоровья ребенка, важное место уделяется внеурочной деятельности. Для организации этого процесса используются готовые программы, на основании которых каждая школа разрабатывает собственную программу. Использовать для этих целей можно как образовательные программы, так и программы по внеурочной деятельности. Но, образовательные программы дают знания в сфере здоровьесбережения в рамках отдельных учебных предметов, таких как физическая культура и окружающий мир. Положительным моментом является то, что при их составлении были учтены физические и психологические особенности школьников.
Но, программы по внеурочной работе более всего подходят для организации процесса формирования культуры здорового образа жизни детей. В этой связи была отмечена программа «На страже здоровья» в которой акцент делается на самостоятельную работу учеников в рамках проектной деятельности.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов. К направлениям для формирования здорового образа жизни школьников относятся: спортивно-оздоровительное, туристско-краеведческое, научно-познавательное. Для достижения желаемого результата используются различные формы, которые классифицируются по: средствам воздействия, по количеству участников, по периодичности проведения. В качестве эффективных современных методов формирования здорового образа жизни были отмечены игровые методы и проектная деятельность.
Для практического изучения проблемы исследования был организован педагогический эксперимент, на первом этапе которого проведена диагностика сформированности отдельных критериев: когнитивного, эмоционально-волевого, мотивационного и деятельностного. В качестве диагностического инструментария использовались методики Ю.В. Науменко и Н.С. Гаркуши.
По результатам констатирующего этапа, был сделан вывод, что большинство учеников (56,5%) обладает средним уровнем культуры здорового образа жизни. Всего 21, 25 % детей показали достаточный для своего возраста результат и 22,25 % не имеют достаточных знаний и навыков в сфере здоровьесбережения. Данные результаты обусловили необходимость проведения целенаправленной и систематической внеурочной деятельности в направлении формирования культуры здоровья.
Для эффективной организации внеурочной деятельности в данном направлении разработаны рекомендации для педагогов начальных классов. В указанных рекомендациях предложен алгоритм организации, указаны эффективные формы и методы, необходимые условия и разработана структурно-функциональная модель внеурочной деятельности.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о выполнении всех поставленных задач исследования и достижения конечной цели.
Изучение основополагающих трудов по педагогике, позволило определить сущность понятия здоровый образ жизни. Был сделан вывод, что это взаимосвязь образа жизни и здоровья. По своей сущности это привычное поведение человека, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. В качестве составляющих здоровья были выделены: физическое здоровье, духовное здоровье, психологическое и социальное. Наиболее благоприятным периодом для воспитания культуры здорового образа жизни является младший школьный возраст.
В вопросе формирования и укрепления здоровья ребенка, важное место уделяется внеурочной деятельности. Для организации этого процесса используются готовые программы, на основании которых каждая школа разрабатывает собственную программу. Использовать для этих целей можно как образовательные программы, так и программы по внеурочной деятельности. Но, образовательные программы дают знания в сфере здоровьесбережения в рамках отдельных учебных предметов, таких как физическая культура и окружающий мир. Положительным моментом является то, что при их составлении были учтены физические и психологические особенности школьников.
Но, программы по внеурочной работе более всего подходят для организации процесса формирования культуры здорового образа жизни детей. В этой связи была отмечена программа «На страже здоровья» в которой акцент делается на самостоятельную работу учеников в рамках проектной деятельности.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов. К направлениям для формирования здорового образа жизни школьников относятся: спортивно-оздоровительное, туристско-краеведческое, научно-познавательное. Для достижения желаемого результата используются различные формы, которые классифицируются по: средствам воздействия, по количеству участников, по периодичности проведения. В качестве эффективных современных методов формирования здорового образа жизни были отмечены игровые методы и проектная деятельность.
Для практического изучения проблемы исследования был организован педагогический эксперимент, на первом этапе которого проведена диагностика сформированности отдельных критериев: когнитивного, эмоционально-волевого, мотивационного и деятельностного. В качестве диагностического инструментария использовались методики Ю.В. Науменко и Н.С. Гаркуши.
По результатам констатирующего этапа, был сделан вывод, что большинство учеников (56,5%) обладает средним уровнем культуры здорового образа жизни. Всего 21, 25 % детей показали достаточный для своего возраста результат и 22,25 % не имеют достаточных знаний и навыков в сфере здоровьесбережения. Данные результаты обусловили необходимость проведения целенаправленной и систематической внеурочной деятельности в направлении формирования культуры здоровья.
Для эффективной организации внеурочной деятельности в данном направлении разработаны рекомендации для педагогов начальных классов. В указанных рекомендациях предложен алгоритм организации, указаны эффективные формы и методы, необходимые условия и разработана структурно-функциональная модель внеурочной деятельности.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о выполнении всех поставленных задач исследования и достижения конечной цели.
Подобные работы
- Формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Работа педагога по формированию здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Формирование здорового образа жизни у младших школьников
во внеурочное время
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе внеклассной работы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017



