Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование проектных технологий в экологическом образовании учащихся малокомплектных сельских школ

Работа №49900

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
610
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к применению метода проектов в экологическом воспитании учащихся малокомплектных сельских школ. 14
1.1 Историко-педагогические предпосылки разработки метода проектов в
области воспитания 14
1.2 Теоретические основы применения метода проектов в экологическом
воспитании учащихся малокомплектных сельских школ 20
Глава II. Организация экологического воспитания учащихся в
малокомплектных сельских школ посредством метода проектов 28
2.1. Сущность экологического воспитания учащихся в малокомплектных
сельских школ на основе метода проектов 28
2.2 Психолого-педагогические основы применения метода проектов в экологическом воспитании учащихся малокомплектных сельских школ. 34
Глава III Экспериментальные исследования методами проектов в экологическом воспитании учащихся малокомплектных сельских школ .47
3.1. Организация процесса апробации экологического воспитания учащихся
малокомплектных сельских школ посредством метода проектов 47
3.2 Апробация и результаты проектной деятельности учащихся в малокомплектных сельских школ 50
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложение 1 69
Приложение 2 71


Актуальность исследования. В Республике Татарстан прослеживается тенденция превращения больших сельских школ в малокомплектные. В свете сложившейся ситуации в сельской местности, применение современных технологий обучения становится необходимостью. Проектные технологии обучения в экологическом образовании школьников остаются актуальными. В сельской школе, в которой наполняемость классов составляет 1-3 человека. Традиционные методы работы, как показал мой опыт, в такой школе мало эффективны. Их использование ведет к эмоциональному напряжению и учителя и учащихся; замедляется темп работы на уроке; уменьшается общение учащихся между собой, а общение учителя с учеником увеличивается. Возрастает опека учителем учащихся, что в свою очередь влияет на формирование ЗУН (знание, умение, навыки). Теряется интерес к учению.
Когда в школе изучается одно, а жизнь требует другого, обучение становится для ученика формальной обязанностью, которую он выполняет без личной заинтересованности и с соответствующим качеством. Не может образование не реагировать на изменившийся социальный заказ на образовательные услуги. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированное на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположенный знание во-ориентированному.
Именно экологическое образование и воспитание в сельской школе обладает возможностью целенаправленной, координированной и систематической передачи информации, что позволяет обеспечить необходимую и осмысленную корреляцию между теоретическим экологическим знанием и практическим природоохранным действием, заложить основы экологической культуры личности. Важно научить сельских школьников осознавать экологические проблемы сельской местности и ответственно относиться к окружающей природе и ее богатствам в течение всей жизни.
Большой вклад в развитие экологического образования и воспитания внесли такие ученые, как Н.Ф. Виноградова, И.Т. Гайсин, Н.С. Дежников, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, В.И. Панов, И.Т. Суравегина, Л.В. Тарасов, З.А. Хусаинов, И.В. Цветков, В.А. Ясвин и др.
Собственно проектный метод обучения в своих работах рассматривали: Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л.В. Занков, Н.Б. Истомина, Н.Г. Казанский, Л1Ф. Климанова, С.Ю. Курганов, С.Н. Лысенкова, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская, Т.С. Назарова, В.А. Сухомлинский, Н.Г. Уткина, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон, В. Я. Полат, В. В. Хуторской, О. О. Газман, А. И. Савенков и др. В своей дипломной диссертационной работе мы опирались в основном на труды А. В. Хуторского, А. И. Савенкова, И.Т. Гайсина, З.А. Хусаинова и др. Этими авторами было рассмотрено содержание основных понятий, классификация и типология проектов в экологическом образовании школьников. Обоснованы принципы, цели, задачи, формы, методы экологического образования, разработаны основы его содержания, рекомендации по формированию экологических знаний, умений и навыков поведения в природе, определены условия реализации идей экологического образования в разных его моделях.
Проблемой «Использования проектных технологий в экологическом образовании учащихся малокомплектных сельских школ» занимались в течение нескольких лет. Эта проблема органично вписывается в проблемы над которыми работает школа:
- «Развитие личности учителя и ученика в условиях реализации современного образования»
- «Духовность нации как принцип обучения и воспитания».
В процессе работы убедились, что использование в экологическом образовании традиционных методов обучения не дает удовлетворительных результатов и порождает целый ряд противоречий:
- между унифицированными методами преподавания и различным уровнем способности учащихся;
- между репродуктивным характером обучения и стремлению личности к творческому самовыражению;
- между большим объемом материала, приобретенным учащимися при изучении предметов естественно-научного цикла и неумением применять полученные знания в практических целях;
- между традиционной неэффективной методикой преподавания экологии и активными формами и приемами работы, стимулирующими познавательный интерес школьников;
- между знаниями законов природы, необходимостью ее охраны и утилитарно- потребительским отношением к ней общества.
Современный ученик не проявляет интереса к учебе, его организм спасается от переизбытка информации, не воспринимая или быстро забывая ее. Эти противоречия порождают проблему поиска новых интерактивных методов.
Внедрение таких методов в школьную практику является актуальной проблемой не только для преподавания курса экологии и биологии, но и для современного обучения в целом.
Современные технологии предоставляют широкий спектр разнообразных интерактивных методов, одним из которых является проектная деятельность.
Учитывая актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия в практике в малокомплектных сельских школах, а также научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, выбрана следующая тема исследования: «Использование проектных технологий в экологическом образовании учащихся малокомплектных сельских школ».
Объект исследования: процесс экологического воспитания детей младшего школьного возраста в малокомплектных сельских школах через проектные технологии.
Предмет исследования: метод проектов как способ экологического воспитания младших школьников.
Цель исследования: выявить потенциал метода проектов в экологическом воспитании младших школьников и условия его эффективной реализации в малокомплектных сельских школах.
Задачи:
1. Определить содержание экологической проектной деятельности младших школьников.
2. Раскрыть условия эффективного применения метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста.
3. Разработать методические рекомендации по применению метода проектов в экологическом воспитании младших школьников.
Гипотеза исследования:
Использование экологического проекта, как средства формирования экологической культуры школьников, позволяет повысить уровень как теоретических экологических знаний, так и способствует формированию практических умений и навыков по слежению за состоянием окружающей среды, выявлению взаимосвязей между живой и неживой природой, развития экологического мышления и сознания. Применение метода проектов обеспечат повышение эффективности процесса экологического воспитания детей младшего школьного возраста в малокомплектных сельских школах, если:
1. Педагог следует по правилам и принципам организации проектной технологии обучения;
2. Проект дает свободу творчества учителю и школьникам.
Методологической основой исследования явились являются проблемное обучение, непрерывность развития, целостность явлений и процессов реального мира, взаимодействия человека и природы; концепция системно-деятельностного подхода к изучению и проектированию педагогических явлений; важнейшие социальные и психолого-педагогические идеи о ведущей роли воспитания и образования в формировании и становлении личности, целостности педагогического процесса и его личностно-деятельностном характере; концепция саморазвития и самоутверждения личности в различных сферах деятельности.
Метод проектной деятельности — один из эффективных интерактивных методов обучения.
Проектная деятельность предполагает соблюдение определенных правил: В команде все члены равны; Каждый может стать лидером и одновременно каждый умеет подчиняться мнению большинства; Команды, работающие над созданием проекта, не являются соперниками; Каждый вносит посильный вклад в разработку проекта.
Таким образом, проектное обучение создает необходимые условия для саморазвития ученика как субъекта познания. Создание проекта предполагает самостоятельную деятельность по решению актуальной проблемы и получение конкретного, практически значимого результата.
Главная идея проектной деятельности состоит в том, что лишь та деятельность выполняется учеником с большим увлечением, которая выбрана им самостоятельно. Метод проектов — это метод обучения, предполагающий постановку самими учащимися значимой и интересной для них проблемы (не просто темы, а именно проблемы), которую необходимо решить, получив конкретный, "осязаемый" результат. Как правило, результат проекта не определен заранее (открыт), но предполагается, что он будет иметь практическое значение (в экологическом образовании продукт проекта имеет непосредственную социальную значимость). Работа над проблемой предполагает особым образом организованную поисковую деятельность, активное применение полученных знаний, приобретение новых, носит междисциплинарный характер.
В своих исследованиях психологически и интеллектуально готовились к организации проектной деятельности, где нам предоставлена роль консультанта, направляющего и стимулирующего действия учащихся; к организации обучения с использованием интерактивных методов, групповой и индивидуальной работы с учениками. Использование проектной технологии в малокомплектной сельской школе позволит мне приучить учеников понимать стоящие перед ними цели и задачи, научить взаимодействовать, оценивать результаты выполненного. Добиться больших результатов сразу невозможно, дети постепенно учатся общаться, обмениваться информацией, высказывать свои мысли, исправлять ошибки. Планирование, проведение такой работы требовала от меня специальной подготовки, создания учебных материалов, инструкций для её проведения, разработки критериев оценки. Я продумывала ряд вопросов:
- как составлять пары или группы;
- менять ли состав пар, групп или использовать постоянный их состав;
- как часто проводить совместную работу учащихся;
- какую следует оказывать помощь ученикам, работающим в парах или группах;
- чем должен заниматься учитель во время совместной работы учащихся;
- как разрешать возникающие конфликты, проблемы в ходе совместной деятельности;
- как проверять и оценивать знания и умения школьников?
Научная новизна исследования в проектной технологии в экологическом образовании в малокомплектной сельской школе состоит в том, что учитель: переходит с позицией носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности обучающихся; мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации и добивается интереса к предмету; организует творческие и самостоятельные работы на уроке; использует коллективные способы обучения; организует помощь в деятельности ученику; создает ситуацию успеха; организует гуманную систему взаимоотношений; организует самоанализ деятельности ученика; создает условия для развития всех и каждого.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым инновационным технологиям.
Сегодня мы все чаще говорим о толерантности, терпимости, о толерантной педагогике. Она закладывается тогда, когда мы даем детям возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать свое мнение, даже если оно отличается от позиции остальных, слушать мнение других, вступать в дискуссию. Именно эти качества личности можно развить внедрения в практику метода проектов. Начинать эту работу необходимо в начальной школе.
Теоретическая база работы: фундаментальное положения о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (Амонашвили, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л.В. Занков, Н.Б. Истомина, Н.Г. Казанский и др.); о теории и практике в экологическом и географическом образовании (А. В. Хуторского, А. И. Савенкова, И.Т. Гайсина, З.А. Хусаинова ) положения о сущности целостного педагогического процесса (В.П. Беспалько, B.C. Ильин, В.М. Коротов, И.Я. Лернер и др.); об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе (Ю.К. Бабанский, Л.В. Байбородов, Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, B.A. Сластенин и др.); о личностно-ориентированном характере образования и обучения (Е.В. Бондаревская, Ю.Н. Кулюткина, И.С. Якиманская и др.); концепция формирования технологической культуры молодежи в образовательной школе (П.Р. Атутов, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.).
Практическая значимость исследования.
Использование проектной деятельности в сельской школе имеет свои особенности. Расположение школы в относительной близости к природным комплексам расширяет возможности поиска объекта исследований. Однако неполная укомплектованность классов ограничивала количество исследований внутри проекта, что нарушал его целостность. Выходом послужили создание комплексного многоуровневого проекта, каждая составная часть которого была представлена как самостоятельное исследование. В нем были задействованы учащиеся разных классов. Существование такого проекта охватывало длительный период времени, пополняясь новыми исследованиями и данными, рассматривая явления в динамике. Плохая материальная база сельских школ ограничивал выбор более простыми, визуальными методиками.
Выделяем следующие исследования, используемых в сельской школе:
- Изучение экологических сообществ;
- Анализ экологического состояния природных объектов, оценка рекреационной нагрузки.
- Исследование сукцессионных изменений (зарастающие водоемы, заброшенные сельскохозяйственные земли и т.д.)
- Создание карты почв села по результатам изучения химического и механического состава почв приусадебных участков.
- Составление прогноза развития села на основе анализа демографических показателей.
- Оценка влияния деятельности сельскохозяйственных предприятий на состояние окружающей среды.
- Мониторинг школьного здания и пришкольных территорий.
Для создания проектной работы школьников использовались следующие этапы:
- диагностический - выявление уровня исследовательских умений; обучающий - организация выполнения системы задач и заданий, содержащей элементы исследования в учебном процессе и внеурочное время;
установочный - организация выполнения системы задач и заданий, содержащей элементы исследования в процессе выполнения самостоятельной творческой, научно-исследовательской работы. Учащиеся начинают выбирать свои сферы исследования;
- закрепляющий - создание положительного отношения к овладению исследовательскими умениями через учебный процесс, участие на уровне класса, образовательного учреждения, в конференциях; конкурсах творческих работ.
В результате удалось сделать вывод о большом потенциале использования проектной деятельности в экологическом образовании:
Направленность проекта на конечный результат делает процесс получения экологических знаний целенаправленным.
Использование компьютерных технологий повышает интерес учащихся к проблемам экологического характера.
В проекте осуществляла разнообразную самостоятельную деятельность школьников, которая формирует навыки самообразования, умения проводить экологические исследования, навыки слежения за состоянием окружающей среды.
Экологические проекты способствовали формированию ответственного отношения к природе и готовность к активным действиям по ее охране.
Использование экологических проектов в сельской школе имели больше возможностей для реализации.
Экологические проекты использовались как на факультативах и кружках по экологии, так и на уроках биологии, географии, химии.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Будущие выпускники, будущие фермеры и предприниматели должны стать настоящими хозяевами родной земли - ее хранителями, целителями от «болезней», ответственными за все происходящее на своей земле и в своей жизни, с крестьянским самосознанием, умеющими строить жизненные планы на родной земле, восстанавливая жизнь и быт села.
Достоверность научных результатов. Достоверность и обоснованность полученных результатов исследований обеспечивается соблюдением требований целостного подхода при разработке проблемы, методологической обоснованностью теоретических положений, использованием в работе разнообразных теоретических и эмпирических методов, адекватностью логики и использованных методов целям, предмету и задачам исследования, результатами педагогического эксперимента, применением методов математической статистики
Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация метода проекта начата нами три года назад в школах Дрожжановского района Республики Татарстан (МБОУ «Новочукалинская начальная школа», МБОУ " Татарско- Шатрашанская начальная школа», МБОУ «Старочукалинская основная общеобразовательная школа»). За данный период мы познакомились с методикой метода проекта, работами коллег по данной теме, нами создана несколько методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, основанных на проектной деятельности. Ход, основные идеи и выводы исследования докладывались и обсуждались на августовских педагогических чтениях учителей начальных классов Дрожжановского район (22 августа, 2016 года), на Методическом объединении учителей начальных классов малокомплектных школ (25 сентября, 2016 года). Вместе с научным руководителем написана статья по теме исследования «Использование проектных технологий в экологическом образовании учащихся малокомплектных сельских школ» и отправлена в сборник.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование доказало, что сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания через проектную деятельность подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников не ведется. Поэтому целью моего исследования стала разработка программы кружковой работы основанная на проектной методике экологического воспитания младших школьников, позволяющей полнее реализовать возможности экологического воспитания.
Нами разработанная методика является целенаправленным и эффективным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся.
Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер. При подборе темы проекта учитель ориентируется на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.
Работа над проектом осуществлялась в несколько этапов и выходила за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.
Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. При этом моя роль заключалась в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.
Следовательно, основная идея метода проектов заключилась в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
Проделанная работа привела к следующим выводам:
1. Экологическое воспитание школьников в малокомплектных сельских школах на основе проектной деятельности школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
2. Теоретические и эмпирические основы экологического воспитания младших школьников в сельской местности достаточно разработаны в научной и методической литературе, однако, несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в малокомплектных сельских школах проектные технологии пока редко используется, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.
4. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников в малокомплектных сельских школах на уровне Министерства образования и науки Российской Федерации, полностью обеспечивающая организацию проектной деятельности учащихся.
5. При проведении экспериментальной работы в малокомплектной сельской школе, используя разработанная нами методики проектов, у детей не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся по охране окружающей среды. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию на основе метода проектов, проводимая в рамках специально разработанной нами программы кружка «Юный эколог» способствовали значительному повышению экологической культуры школьников.



1. Биржева М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста /М.А.Биржева// Начальная школа. - 2011. - №3. - С.42-4526. Гайсин И.Т. Преемственность экологического воспитания. Монография. -Казань: Изд-во КГПУ, 1999. - 204 с.
2. Гайсин И.Т. Охрана природы региона. Учебное пособие. Казань: КГПУ, 1998. - С. 16.
3. Гайсин И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественно-научных дисциплин. Дисс. канд. пед. наук, Казань: 1995.-223 с.
4. Гайсина Р.С. Изучение экологических ситуаций своей местности в начальном курсе географии. Автореф. . дис. канд. пед. наук. М., 1998. - 22с.
5. Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А.Гилева //Наука и школа. - 2010. - №4. - С.13
6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М: 2010- С.53. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии - М.: Топикал, 1994.
- С.132-184.
7. Рахилин В.К. Лесные богатства СССР - М.: Просвещение, 1981. - 29 с.
8. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево // Начальная школа.
- 1997. - №4. - С.48-52.
9. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас // Начальная школа. - 1993. - №9. - С.40-42.
10. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе - М., 1977. - С.14-39.
11. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. - М., 1978. - 49с.
12. Семенов Д. Скромное обоняние колючек // Начальная школа. - 1992. - №2-3. - С.36-41.
13. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений // Советская педагогика. - 1989. - №5. - С.15-19.
14. Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н.П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. - М., 1999.
- Т.2. - С. 344-345.
15. Симонова Л.П.Экологическое образование в начальной школе: пособие для учителя. - М: 2011 - С.156.
16. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат - М., 2000.
17. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. - М.: Лесная промышленность, 1987. - 48с.
18. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья - М.: Экология, 1991. - 34с.
19. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования //Советская педагогика. - 1988. - №9. - С.31-34.
20. Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. - М.: Новая школа, 1994. - 126с.
21. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. - 1990. - №12. - С.12-14.
22. Загвязинская, Э. Как мы пришли к проектному обучению /Э.Загвязинская //Директор школы. - 2009. - №9. - С.33-40.
23. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников
/Е.Н.Землянская //Начальная школа. - 2005. - №9. -С.55-59.
24. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. - 2004. - №2. - С.96-101.
25. Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - №4. - С.21-26.
26. Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. - 2006. - №1. - С.17-27.
27. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. - М.:Вентана- Граф, 2007. - 112с.
28. Михайлова, Г.Н. Метод проектного обучения на уроках труда/ Г.Н.Михайлова // Начальная школа. - 2009. - №4. - С.68-71.
29. Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. - 2008.- №5. -С.34-38.
30. Хусаинов З.А. Формирование экологической культуры учащихся национальной школы на основе знаний татарского народа о природе. Авто- реф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1997. - 16 с.
31. Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. - 1998. - № 3. - С. 11-16.
32. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. - 1998. - № 4. - С. 3-10.
33. Шкарбан И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования // Советская педагогика. - 1981. - №7. - С. 83-85.
34. Хусаинов З.А. Методика обучения географии и экологии Республики Татарстан, учебное пособие для высших учебных заведений (http://libweb, ksu. ru/ebooks/02 l 28 000417.pdf)
35. Хусаинов З.А. Экологическая культура школьников, учебно-методическое пособие http://libweb.ksu.ru/ebooks/02l28 000418.pdf)
36. Хусаинов З.А. «Этнопедагогические основы экологической культуры», учебное пособие для высших учебных заведений. http://libweb.ksu.ru/ebooks/02 IEG/02 128 А5м000535128 .pdf.
37. Хусаинов З.А. «Формирование экологической культуры обучающихся: монография». http://dspace.kpfu.ru /xmlui/handle/net/32958


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ