Введение 3
Глава 1. Агентская деятельность как предмет правового регулирования 7
1.1 Понятие, признаки и виды деятельности спортивных агентов 7
1.3 Агентский договор как основа деятельности спортивного посредника ... 23
Глава 2. Особенности деятельности агентов в командных видах спорта 31
2.1 Особенности деятельности спортивных агентов в хоккее 31
2.2 Особенности деятельности спортивных агентов в футболе 38
2.3 Особенности регулирования деятельности спортивных агентов в баскетболе 47
Глава 3. Актуальные проблемы регулирования деятельности спортивных агентов в России 53
3.1. Реформа агентского сообщества в российском хоккее 53
3.2. Конфликт интересов спортивных агентов 57
3.3. Оптимальные решения в области финансового контроля деятельности агентов 69
Заключение 73
Список использованных источников
Растущий в России интерес к спорту, а также заинтересованность государства в его развитии влекут за собой ежегодное увеличение финансирования данной отрасли. Очевидно, что с увеличением денежных потоков возрастает и интерес к обслуживанию всей спортивной сферы, в особенности, профессионального спорта. Одной из групп субъектов, обеспечивающих должное функционирование общественных отношений в указанной сфере, являются спортивные агенты, без которых современный спорт представить уже невозможно.
По состоянию на 2017 год, несмотря на мощный толчок в развитии сферы физкультуры и спорта, всё ещё остро стоит вопрос о необходимости совершенствования механизма правового регулирования всей отрасли, в том числе и в рамках гражданского права. Так, в российском законодательстве легальное определение деятельности спортивных агентов появилось относительно недавно - лишь в ноябре 2016 года, уже один этот факт требует научного осмысления. Однако все признаки развития ситуации и нововведения в нормативно-правовой базе говорят о том, что отрасль будет видоизменяться в сторону усиления контроля со стороны государства, «усложняя» жизнь представителям спортсменов.
Саму деятельность спортивных агентов в профессиональном спорте традиционно рассматривают как экономическую (хозяйственную), что влечёт за собой принятие за основу гражданско-правовых норм о регулировании такой деятельности к этим лицам, а также к соглашениям, которые они заключают в ходе осуществления такой деятельности. Но учитывая, что сфера спорта в современных условиях обладает целым рядом уникальных особенностей, к спортивным агентам предъявляются дополнительные квалификационные требования, связанные как с их непосредственной предпринимательской деятельностью, так и с профессиональной деятельностью их клиентов.
Актуальность исследования определяется недавними изменениями российского законодательства в сфере деятельности спортивных агентов и появлением новых коллизий международного спортивного права и национального, а также необходимостью научного осмысления нововведений спортивного права.
Степень разработанности проблем.
В разное время непосредственно деятельность спортивных агентов в нашей стране изучали следующие учёные: М.А. Прокопец, Д.И. Рогачев, К.Н. Гусов, Т.Ю. Коршунова, В.П. Васькевич, И.Б. Эйдельман.
При это большая часть исследований проводилась до введения легального определения «спортивный агент» в российское законодательство, в связи с чем уже не может быть в полной мере актуальной.
За рубежом разработкой этой темы занимались Джим Рейслер, Кеннет Шропшир, Тимоти Дэвис, Р.Х. Раксин и другие.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретического и методического подхода к развитию отрасли деятельности спортивных агентов.
1. Обоснована необходимость распространения юридического института конфликта интересов на спортивное право и деятельность спортивных агентов в том числе.
2. Выявлено повышение роли квазинормативных правовых актов в спортивном праве России, которое происходит за счёт увеличения властных полномочий спортивных федераций и снижения влияния спортивных лиг.
Целью настоящего исследования является проведение правового анализа деятельности спортивного агента и отношений, связанных с указанной деятельностью, а также разработка предложений по усовершенствованию законодательства в этой сфере.
Цель исследования обусловила необходимость разрешения следующих задач:
дать общую характеристику данной темы;
- определить правовую природу деятельности спортивного агента;
- подробно рассмотреть функции спортивного агента, а также
установить значимость его роли в спортивных правоотношениях;
- определить особенности лицензирования агентской деятельности в области спорта;
- выявить проблемы, коллизии законодательства в рамках темы;
- рассмотреть особенности агентского договора, его существенные условия;
- внести предложения по улучшению законодательства РФ в области спортивного права.
Достигнуть поставленных целей мы попытаемся, проанализировав основные нормативно-правовые акты, в области агентирования, а также научную и учебную литературу, рассматривающую данный вопрос.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся при осуществлении деятельности спортивного агента.
Предметом исследования являются нормы международного и национального права, нормы международных спортивных организаций, нормы российских спортивных организаций корпоративного уровня, а также подходы к применению указанных норм в области спортивного права.
Методологические и теоретические основы исследования включают общетеоретические и частно-научные методы познания. В процессе работы над темой автором использованы основные положения диалектического метода познания. В качестве частных научных методов выступили формально-логический, сравнительного правового анализа, конкретно-социологический, исторический и динамический методы, а также методы научных индукции и дедукции.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для совершенствования законодательства в сфере деятельности спортивных агентов, формировании нового подхода к изучению деятельности спортивных агентов, а также в правовом механизме, предложенном в целях борьбы с проявлениями конфликта интересов в спортивном менеджменте
В результате проведённого исследования можно сделать вывод об активном развитии нормативно-правого регулирования деятельности спортивных агентов в России. Принятые в 22 ноября 2016 года изменения в ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» впервые закрепили статус спортивного агента как субъекта спортивных правоотношений и регламентировали его правовой статус. Внимание государства к спортивным агентам побудило ответственные спортивные федерации к более тщательному подходу к контролю деятельности агентов. Однако в части норм прослеживается прежнее несовершенство корпоративного и квазинормативного режима, устанавливаемого международными и национальными федерациями.
В связи с этим можно остановиться на следующих ключевых проблемах, сопровождающих профессиональную агентскую деятельность в спорте в настоящее время.
Спортивный агент - это физическое лицо, которое обязуется за вознаграждение оказать содействие спортсмену или тренеру в поиске места работы, заключении контракта с организацией и оформлении трансфера, а также представлять его интересы в спортивных спорах и осуществлять иные права, не противоречащие действующему законодательству.
Деятельность спортивного агента представляет собой совокупность юридических и фактических действий, совершаемых на профессиональной основе в виде посреднических услуг, оказываемых агентом субъектам отношений в области спорта на договорной и возмездной основе.
Правовой режим агентских отношений в спорте представляет собой систему правовых международных, национальных и корпоративных норм, а также закрепленный порядок их реализации субъектами спортивных отношений.
Правовой режим деятельности спортивных агентов можно разделить на два вида: общий (общегражданский) и специальный (спортивный). Общий устанавливается нормами гражданского законодательства и законодательства о предпринимательской деятельности, специальный правовой режим - нормативными актами спортивного права, корпоративными (локальными) актами (правилами) спортивных организаций: федераций и лиг. При этом выявлено, что спортивные организации повсеместно вводят свои правила об агентской деятельности, что приводит к значительной дифференциации специального правового режима в различных видах спорта, и, в конечном итоге, к различию правового статуса спортивных агентов.
Перечень обязанностей и полномочий спортивного агента достаточно объёмен, что делает его подробную легальную регламентацию крайне затруднительной для законодателя и даже для спортивной федерации, несмотря на ограничение функционала по виду спорта. Регуляторы правоотношений как правило пользуются формулировками «иные права» и «иные полномочия», что позволяет не ограничивать статус спортивного агента.
Предметом агентского соглашения в области спорта являются юридические и фактические действия спортивного агента, связанные с обеспечением подготовки и участия спортсменов или тренеров в спортивных соревнованиях, с юридическим сопровождением трудовых контрактов (соглашений) указанных лиц, а также с трансфертной деятельностью спортивных организаций.
Для осуществления своей деятельности спортивные агенты обязаны проходить процедуру аккредитации, что с одной стороны ограничивает гражданский принцип свободы договора, а с другой стороны поднимает качество оказываемых посредниками услуг. В результате произошедших изменений норм ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», правила аккредитации в меньшей части устанавливаются нормами федерального законодательства, а в большей части - актами конкретных спортивных федераций и корпоративными актами спортивных лиг или клубов. В связи с теми же изменениями норм ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» особый статус получили нормативные акты спортивных федераций. Государство с одной стороны регламентирует базовые положения о контроле и требования к спортивным агентам, а с другой стороны - передаёт все полномочия спортивным федерациям, наделяя издаваемые ими документы квазинормативным уровнем.
Особую процедуру регистрации должен проходить и агентский договор, являющийся правовой основой деятельности спортивного агента. В различных видах спорта в целях регламентации содержания такого соглашения используется понятие «типовой договор», которое отражает существенные условия контракта между агентом и спортсменом. Нарушение правил регистрации агентского договора влечёт применение спортивных санкций.
В России наиболее подробной правовой проработкой деятельности спортивных агентов отличается Российская Федерация Баскетбола, её Регламент об аккредитации спортивных агентов является наиболее полным и актуальным документом среди всех аналогов. Баскетбольный агент обладает большим количеством юридически закреплённых прав и обязанностей, чем его футбольные или хоккейные коллеги, при этом и условия для получения аккредитации РФБ наиболее комфортные для претендентов. Регламент принят в соответствии с Регламентом об агентах игроков международной федерации ФИБА.
Российский Футбольный Союз также обладает специальным документом - Регламентом РФС по работе с посредниками, который регламентирует деятельность спортивных агентов. Данный регламент является адаптацией и дополнением к Регламенту ФИФА по работе с посредниками, что объясняет особое наименование спортивного агента. Введение термина «посредник» позволило избавиться от путаницы в официальных документах и унифицировать правила для агентов, представляющих интересы спортсменов и агентов, представляющих интересы клубов.
Хоккей России в вопросе регламентации деятельности спортивных агентов является отстающим видом спорта, поскольку не имеет актуального документа, устанавливающего правовой режим деятельности. Помимо того, что в хоккее нет международных документом, которые могли бы быть основой или ориентиром для российского правоприменителя, как это произошло в баскетболе и футболе, Временное положение об аккредитации хоккейных агентов от 2010 года в настоящее время существует в неопределённом статусе, поскольку не соответствует современным реалиям и федеральному законодательству. Федерации Хоккея России совместно с Континентальной Хоккейной Лигой необходимо в максимально сжатые сроки восстановить существующие пробелы в своих нормативных и корпоративных актах и наладить должное функционирование механизма аккредитации и контроля за деятельностью хоккейных агентов.
Одной из наиболее важных, но неотрегулированных должным проблем деятельности современного спортивного агента является конфликт интересов. В спортивном законодательстве России не существует чёткого определения понятия «конфликт интересов», как нет его и в документах федераций или лиг. Имеющееся в ФЗ «О государственной гражданской службе» юридическое толкование данного института не распространено на другие сферы, кроме гражданской и муниципальной службы, что создаёт определённый пробел в праве.
При этом ситуации, которые содержат в себе все определяющие признаки конфликта интересов, в российском спорте появляются на регулярной основе, однако на данный момент ни государство, ни федерации или лиги не могут юридически повлиять на решение данной проблемы.
Проведённый общий анализ вопросов коррупции и конфликта интересов в спорте, менеджмента индустрии спорта позволяет заключить следующее:
1. Законодателю, как представляется, следует распространить сферу применения института конфликта интересов за пределы государственной (муниципальной) гражданской службы на те отрасли экономики, где широко используется бюджетное финансирование, в целях повышения контроля над использованием бюджетных средств, в том числе на сферу спорта.
2. В современных условиях спортивным федерациям и лигам необходимо детально регламентировать правоотношения, связанные с коррупционными проявлениями и конфликтом интересов в спорте, на уровне корпоративных (локальных) правовых актов.
3. Относительно агентской деятельности в спорте непосредственно спортивным федерациям, лигам и клубам необходимо на уровне корпоративных и/или локальных нормативных актов ввести ограничения по максимальным выплатам агентам, имеющим родственные связи с менеджментом и тренерским штабом клубов.
Отдельного внимания заслуживает проблема завышенных денежных выплат спортивным агентам, в особенности в случае осуществления таких выплатах бюджетных средств. Ни одна из российских федераций или лиг России в настоящее время не содержит чётких ограничений о максимально допустимом пределе для выплат вознаграждений агентов, несмотря на наличие таких норм в документах международных спортивных федераций.
В качестве решения проблемы завышенных выплат с использованием бюджетных средств, проблемы конфликта интересов и коррупции наиболее оптимальным вариантом выглядит введение императивных норм, чётко регулирующих максимально возможный объём денежного вознаграждения агентов. Предлагается дополнить имеющиеся документы спортивных федераций положениями с конкретными данными, которые бы стали лимитом суммы денежных средств.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г
2. Договор, учреждающий Европейское Сообщество от 25 марта 1957 г
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (в ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 22, С. 4552;
4. О Модельном законе «О профессиональном спорте»: Постановление
Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств № 28-8 (принято в г. Санкт- Петербурге
31.05.2007) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. - 2007. - № 40.
5. Спортивная хартия Европы (Принята на 7 конференции министров по спорту государств Европы 14-15 мая 1992 г. на Родосе) // Международный журнал спортивной информации на русском языке. - 1996. - № 1-1.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3; 2014, N 14, ст. 1548.
7. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716; 2014, N 42, ст. 5615.
8. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный
закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 50. - ст. 6242; 2015, N 1 (часть I), ст. 76
9. О дополнительных социальных гарантиях спортсменам, работникам физической культуры, спорта и туризма: Указ Президента Российской Федерации от 22.05.1996 № 748 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 22. - ст. 2660.
10. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р //
Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 33. - ст. 4110
11. Об утверждении Перечня иных специалистов в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и Перечня специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в составы спортивных сборных команд Российской Федерации: Приказ 94 Минспорттуризма РФ от 23.03.2010 № 207 // Российская газета. - № 87. - 23.04.2010.
12. Об утверждении Порядка проведения государственной аккредитации
Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийских спортивных федераций: Приказ
Минспорттуризма Российской Федерации от 18.08.2009 № 654 (ред. от 21.06.2011) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - № 46.
13. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»: Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 15.08.2011 № 916н // Российская газета. - 2011. - № 260.
14. Регламент Российского Футбольного Союза по агентской деятельности (утверждён постановлением Исполкома РФС № 131 от 16 декабря 2008 года с изменениями, утвержденными Постановлением Бюро Исполкома РФС №65/3-9 от 9 декабря 2010 года) // опубликован на официальном сайте РФСhttp: //www.rfs.ru/rfs/documents/strate gies
15. Регламент Российского Футбольного Союза по работе с посредниками (утверждён постановлением Бюро Исполкома РФС №65/3-9 от 9
декабря 2010 года № 131 от 09 июня 2017) // опубликован на
официальном сайте РФСhttp: //www.rfs.ru/rfs/documents/strategies
16. О регулировании деятельности агентов игроков в РФБ: Положение Российской Федерации Баскетбола от 2009 г. // опубликовано на официальном сайте РФБ [Электронный ресурс] URL: http: //www.basket.ru/
17. О регулировании деятельности агентов игроков в РФБ: Положение Российской Федерации Баскетбола от 2016 г. // опубликовано на официальном сайте РФБ [Электронный ресурс] URL: http: //www.basket.ru/
18. Об аккредитации хоккейных агентов: Временное положение принято Континентальной хоккейной лигой в 2010 г. // опубликовано на официальном сайте КХЛ [Электронный ресурс] URL:http: //www.khl .ru/
Монографии, диссертациии
19. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. В 2 т. Т.1. - М.: Юристъ, 2007. - 719 с.
20. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: учебник для студентов вузов / под ред. П.В. Крашенинникова/. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. - 671 с.
21. Анненков В.Н. Система физической культуры и спорта в Российской Федерации и ее субъектов. - Волгоград, 2007. - 104 с.
22. Богатырев, А.Г. Проект спортивной кодификации - реальный проект модернизации спортивного права в России или «красивый фасад» проекта? // Юрист ВУЗа. - №11, 2010. - С. 80-82.
23. Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (постатейный). - М: Юстицинформ, 2009. - 123 с.
24. Васькевич В.П. Гражданско-правовое регулирование отношений в области профессионального спорта - Казань, 2006. - 216с.
25. Гусов К.Н. Спортивное право. Правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта: учебное пособие. - М.: Проспект, 2009. - 112 с.
26. Леонов А.С. Правовое регулирование труда спортсменов и тренеров: проблемы и перспективы развития. - М., 2009. - 29 с.
27. Мисюрин И.В. Особенности правового регулирования трудовых отношений профессиональных спортсменов в командных видах спорта - Екатеринбург, 2005. - 29с.
28. Погосян, Е.В. Формы разрешения спортивных споров: монография - М: Волтерс Клувер, 2011. - 144 с
29. Прокопец, М.А. Ярмарка футбола: книга о футбольных агентах. - Москва: Новая юстиция, 2009. - 424 с.
30. Сердюков, А.В. Спортивное право как комплексная отрасль законодательства. - Москва, 2010. - 20 с.
31. Соловьев, А.А. Систематизация спортивного законодательства: опыт США. - Москва: Ваш полиграфический партнер, 2011. - 121 с.
32. Спортивное право России. Учебник для магистров, - М.:
«Издательство «Проспект», 2016 г. - 632 с.
33. Шаповаленко, А.С. Агентский договор в системе посреднических сделок в российском гражданском праве. - Краснодар, 2003. - 24 с.
34. Шевченко О.А. Особенности правового регулирования труда профессиональных спортсменов. - М., 2005. - 162 с.
35. Эйдельман И.Б. Гражданско-правовое регулирование деятельности спортивных агентов - Казань: 2014 - 180 с.
Статьи и материалы периодической печати
36. Players agents worldwide. Legal aspects. Edited by Robert C.R. Siekmann, Richard Parrish, R.B. Martins, J. Soek. // T.M.S. Asser Press, 2007. - 230 p.
37. Reiser J. Cash and Carry: The Spectacular Rise and Hard Fall of C.C. Pyle, America's First Sports Agent // Jefferson North Carolina, USA: McFarland, 2009 - 143p.
38. Амиров, И.М. Особенности юридической ответственности в сфере спорта: к постановке проблемы // Общество и право. - №4, 2010. - С. 120-126.
39. Аристова Л.В. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика в сфере физической культуры и спорта, №5, 1999. - С. 75.
40. Барков, А.В. Социальное агентирование как средство договорного регулирования патронажных отношений // Семейное и жилищное право. - № 2, 2008 - С. 17-20.
41. Братановский С.Н. Правовая организация физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации // Спорт: экономика, право, управление. - №2, 2010. - С. 30-32.
42. Васькевич, В.П. О договорном регулировании профессиональной спортивной деятельности// Законы России: опыт, анализ, практика. - №1, 2009. - С. 47-52.
43. Васькевич В.П. Система договоров в профессиональном спорте: гражданско- правовые, трудовые и смешанные договоры // Известия высших учебных заведений. Правоведение, №6, 2007. - С. 79
44. Власов, В.В. Как управлять конфликтом интересов? // Ремедиум. - №4, 2008. - С. 41-48.
45. Власова, Н.В. Коммерческие агентские контракты: рекомендательные акты МТП // Журнал российского права, №2, 2012. - с. 116-126.
46. Гужов, А.А. Агентская деятельность в футболе: особенности
нормативного регулирования и перспективы его развития // Новое спортивное законодательство и материалы конференции «Спортивное право: перспективы развития». - М.: Проспект, 2008. - с. 163-171
47. Гужов, А.А. Профессиональные союзы в спорте: история и современность // Спорт: экономика, право, управление, №4, 2010. - с. 26-29.
48. Зайцев, Ю.В. Правовая природа переходов спортсменов // Спорт: экономика, право, управление, №4, 2009. - с. 18-24.
49. Зайцев, Ю.В. Регламент РФС по агентской деятельности // Спорт: экономика, право, управление, №4, 2009 - с. 59-66. 133.
50. Ильич С.Н. Правовое регулирование деятельности спортивных агентов // Промышленно-торговое право, №12, 2012. - с.3
51. Канунников, А.Б. Проблемы правового регулирования прекращения трудовых отношений с работниками профессионального спорта в российском трудовом праве // Трудовое право, №2, 2011. - № 2. - с. 81¬88
52. Карякин, В.В. Нормативное правовое обеспечение и совершенствование государственной политики в сфере физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление, №;1, 2011 - С. 10-11.
53. Кашапов Н.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере физической культуры и спорта // Вестн. спортив. Науки, №5,
2007. - с. 55-57
54. Клейн, Н.И. Принцип свободы договора и основания его ограничения в предпринимательской деятельности // Журнал российского права, №1,
2008. - С.27-33.
55. Коршунова Т.Ю. Развитие законодательства о труде
профессиональных спортсменов // Трудовое право, №5, 2006. - с 24
56. Красовский С.Я. Договор между спортсменами и спортивными организациями. // Вестник Омского университета. Серия «Право», №2 (31), 2012 - С. 277-280.
57. Красоченкова, Н.П. Конфликт интересов как препятствие для принятия оптимального решения // Вестник Самарского государственного экономического университета, №6, 2007. - С. 72-77
58. Михайлов, А.В. Гражданско-правовые начала организации и деятельности спортивного арбитража // Третейский суд, №4,2010 - С. 79-84
59. Михно, Л.В. Агентская деятельность в современном российском хоккее // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, №19, 2006. - С. 52-54.
60. Прокопец, М.А. Закат эры футбольных агентов // Спорт: экономика, право, управление, №2, 2011. - С. 13-16
61. Сихарулидзе, А.Т. Актуальные проблемы спортивного права и спортивного законодательства на современном этапе // Спорт: экономика, право, управление, №2, 2011. - С. 3-10.
62. Соловьев, А.А. От Спортивного кодекса Франции - к Спортивному кодексу России (использование французского опыта в кодификации российского законодательства о спорте) // Спорт: экономика, право, управление, №4, 2009. - С. 12-15.
63. Шопшир К, Дэвис Т. Бизнес спортивных агентов // Университет Пенсильвании, №2, 2013, - с. 224