Выборка: Всего в эмпирическом исследовании приняло участие 50 младших школьников в возрасте от 9 до 11 лет: из них 25 детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей (эимпирическая группа 1), 25 детей, воспитывающихся в полных семьях (эмпирическая группа 2).
Есть приложения ( результаты исследования в табличном виде).
Также есть доклад и презентация к защите.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Личностное развитие ребенка в семье разведенных родителей 6
1.1 Формирование самосознания и самооценки у детей младшего школьного возраста 6
1.2 Развод и послеразводная ситуация. Психологическое развитие детей в данной обстановке 14
1.3 Специфика переживания детьми послеразводной ситуации родителей. Самооценка младших школьников, переживающих послеразводную ситуацию родителей 20
Глава 2 Эмпирическое исследование самооценки детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей 28
2.1 Процедура и методика исследования 28
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 31
2.3 Рекомендации по сопровождению детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
Актуальность исследования. Каждый год в России регистрируется 400-500 тысяч разводов, в результате чего от 300 до 500 тыс. детей остаются с одним из родителей, в основном с мамой – А.А. Унарова и др. . Воспитание ребенка без отца имеют явную специфику и кардинально отличаются от жизни ребенка, проживающего в полной семье. Было проведено достаточно наблюдений, свидетельствующих о травмирующей роли развода на ребёнка. Сам развод родителей вызывает у ребёнка такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность ребенка) и т.п.
Умение оценивать себя закладывается еще в дошкольном возрасте, продолжается в младшем шкальном возрасте и развивается в течение всей жизни. Самооценка позволяет оставаться самим собой, правильно оценивать себя и свои возможности, а также окружающих. Оценка и самооценка личности зависит также от одобрения, уважительного отношения со стороны окружающих человека людей. На этом основании возникает уважение к самому себе, что является одной из важнейших личностных потребностей.
В отечественной психологии особое внимание приходилось на особенности влияния развода на супругов, их поведению в ситуации развода, а также причинам разводов. Этими проблемами занимались такие психологи, как С.М. Магомедова , Е.И. Нестеренко, Р.П. Сапожникова и др. Однако влиянию развода на психологическое состояние младшего школьника, на его психическое развитие почти совсем не уделялось должного внимания. В научных же исследованиях зарубежных психологов особое внимание отводилось в первую очередь чувствам, которые испытывает ребёнок после случившегося развода родителей (ярость, чувство вины, печаль, страх), его последствиям в психическом развитии ребёнка, переживаниям события развода – У. Джеймс и др.
Особый интерес в настоящее время представляет процесс формирования самооценки у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, данная проблема остается недостаточно изученной в теоретическим и практическом плане.
Цель исследования – изучить особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста, переживающих послеразводную ситуацию родителей.
Объект исследования – процесс формирования самооценки.
Предмет исследования – специфика формирования самооценки у детей младшего школьного возраста, переживающих послеразводную ситуацию родителей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка у детей младшего школьного возраста, переживающих послеразводную ситуацию родителей, будет отличаться от самооценки детей, воспитывающихся в полных семьях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть специфику формирования самооценки и самосознания в младшем школьном возрасте.
2. Определить специфику формирования самооценки у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование по определению особенностей формирования самооценки у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей.
4. Проанализировать особенности формирования самооценки у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, по результатам эмпирического исследования.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование младших школьников. Количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методики исследования:
1. Методика косвенного измерения системы самооценок Е.О. Федотовой.
2. «Формализованная модификация методики самооценки (СО) Дембо Рубинштейн» В.А. Иванникова, Е.В. Эйдмана.
3. Методика интегральной оценки личности В.А.Сонина.
Теоретическая и методологическая основа исследования представлена научными трудами Р. Бернса, Л.С. Выготского, У. Джеймса, А.Н. Леонтьева, К. Роджерса и др. Понятия «самооценка» и «саморазвитие» раскрыты в научных трудах Г.С. Беляева, Р. Бернса, Ш. Бюллера, Л.С. Выготского, У. Джеймса и др. М.И. Лисина, О.В. Пекина и др. дали характеристику понятию «самооценка» относительно детей младшего школьного возраста возраста. Проблема формирования самооценки у детей младшего школьного возраста представлена в научных исследованиях О.В. Захаровой, И. Кон, Д.А. Леонтьева, Е.В. Сараевой и др. Проблемы саморазвития личности младших школьников раскрыта в трудах В.Г. Маралова, В.С. Мухиной и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, а также рекомендации, разработанные на основе результатов эмпирического исследования могут быть использованы в работе школьных психологов по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, переживающих послеразводную ситуацию родителей.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Анализ научных источников позволил сформулировать вывод о том, что самооценка представляет собой сложный психологический феномен и является значимым условием развития личности. Она позволяет соответствовать уровню развития окружающих и собственному, формирует его отношение к людям, к миру, к самому себе. Она является неотъемлемой частью самосознания и включает умение оценить свои силы, возможности, отнестись к себе критически.
На самооценку детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, и детей, воспитывающихся в полных семьях, оказывают влияние разные факторы: детям, воспитывающимся в полных семьях, важна внешняя оценка; детям, переживающим послеразводную ситуацию родителей, свойственно внутреннее ощущение своего «Я». Разный уровень самооценки напрямую влияет на поих поступков. От нее зависит, как будут строиться взаимные отношения личности и окружающих их людей. Самокритичность, требовательность к самому себе, собственное отношение к личным победам и поражениям – качества, из которых складывается самооценка.
С целью определения особенностей формирования самооценки у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, было организовано и проведено эмпирическое исследование. В теоретической части исследования был определено, что самооценка у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, и у детей, воспитывающих в полных семьях, формируется под влиянием разных факторов, в этой связи было сформировано две эмпирические группы. Всего в эмпирическом исследовании приняло участие 50 младших школьников в возрасте от 9 до 11 лет: из них 25 младших школьников, родители которых развелись (эмпирическая группа 1), 25 младших школьников, которые воспитываются в полных семьях (эмпирическая группа 2).
На основании данных полученных после проведения всех экспериментальных методик, можно сделать вывод о том, что младшие школьники, воспитывающиеся в полных семьях, склонны завышать собственную самооценку. Они стараются оценивать себя очень высоко по всем предлагаемым параметрам, причем оценивания себя они всегда характеризуют себя положительно и категорично, что указывает на неадекватно завышенную самооценку. У младших школьников, переживающих послеразводную ситуацию родителей, наблюдается заниженная самооценка и неадекватно отрицательное восприятие себя.
По результатам проведенного исследования была разработана программа «Путь к себе» по формированию адекватной самооценки у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, в ходе которой задействуются когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы личности младшего школьника. Младшие школьники, переживающие послеразводную ситуацию родителей, получают актуальную для их возрастного периода развития информацию о природе и функциях самооценки, эмоциональной устойчивости, знакомятся с широким спектром проявлений «Я-концепции» личности, методами формирования адекватной самооценки, осознают степень развитости рассматриваемых качеств у себя. Основное условие для достижения цели коррекционной работы – положительные межличностные отношения в группе, а также качество отношений: подросток – психолог. Формы и методы работы: беседа; информирование; электронная рассылка информационных материалов; объяснение; инструктаж; демонстрация; наблюдение; дискуссии; интерпретация историй и притч; обучающая психодиагностика; психотехнические упражнения; обсуждение; рефлексия; техники арт-терапии; выполнение домашних заданий.
Итак, в результате проведенного исследования гипотеза о том, что самооценка у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, будет отличаться от самооценки детей, воспитывающихся в полных семьях.
1. Беляев, Г. С. Психогигиеническая саморегуляция [Текст] / Г. С. Беляев. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 416 с.
2. Белякова, В. А. Развод родителей как фактор психологической драматизации ребенка [Текст] / В. А. Белякова // В сборнике : Научное сообщество студентов сборник материалов XI Международной студенческой научно-практической конференции. – 2016. – С. 69-70.
3. Бернс, Р. Самосознание и саморазвитие личности [Текст] / Р. Бернс. – Москва: Эксмо, 2013. – 368 с.
4. Богомолова, Т. Я. Самоотношение подростков [Текст] / Т. Я. Богомолова // Вопросы психологии. – 2013. – №2. – С. 51-59.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. [Текст] / Л. И. Божович. – Москва : МОДЭК, 2009. – 352 с.
6. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности [Текст] / А. К. Болотова // Мир психологии. – 2017. – №2. – С. 46-52.
7. Бутримова, К. Ю. Влияние развода на взаимоотношения между ребенком и родителями [Текст] / К. Ю. Бутримова // Мир психологии. – 2017. – № 3. – С. 68-70.
8. Бюллер, Ш. Смысл жизни и личностная реализация [Текст] / Ш. Бюллер. – Москва: АСТ, 2015. – 258 с.
9. Волкова, Т. Г. Анализ образа Я как продукта самосознания личности [Текст] / Т. Г. Волкова // Современная психология : материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь : Меркурий, 2012. – С. 1-4.
10. Воробьева, К. А. Влияние развода родителей на психологическое здоровье подростков [Текст] / К. А. Воробьева // Воспитание школьников. – 2016. – № 7. – С. 55-60.
11. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2014. – Т.4. – 268 с.
12. Гольдштейн, К. Психология индивидуальности [Текст] / К. Гольдштейн. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
13. Горобец Т. Н. Самоотношение как этиологический фактор аутодеструктивного поведения [Текст] / Т.Н. Горобец // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 67-73.
14. Джеймс, У. Психология индивидуальности [Текст] / У. Джеймс. – Москва: Академия. 2014. – 745 с.
15. Дьяченко, М. И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным поведением [Текст] / М. И. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 52-55.
16. Дубровина, И. Психологическая культура личности [Текст] / И. Дубровина // Развитие личности. – 2015. – №4. – С. 59–76.
17. Заковоротная, М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты [Текст] / М. В. Заковоротная. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 402 с.
18. Захарова, О. В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе : учеб.-метод. Пособие [Текст] / О. В. Захарова. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. – 95 с.
19. Казаков, В. Г. Познай себя (самооценка и направленность личности) : метод. пособие [Текст] / В. Г. Казаков. – Москва : ИПК и ПРНО МО, 2013. – 32 с.
20. Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах : проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ) [Текст] / В. Е. Клочко. – Томск : Томский государственный университет, 2015. – 174 с.
21. Козубовский, В. М. Самооценка личности. Общая психология : личность : Учеб пособие [Текст] / В. М Козубовский. – Минск : Амалфея, 2014. – 506 с.
22. Кон, И. С. В поисках себя [Текст] / И. С. Кон // Вопросы психологии. – 2016. – №3. – С. 84-88.
23. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 464 с.
24. Лебедкин, Н. Д. Трудности подросткового возраста [Текст] / Н. Д. Лебедкин // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 3-4. – С. 120-121.
25. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 745 с.
26. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности [Текст] / Д. А. Леонтьев. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 64 с.
27. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 384 c.
28. Магомедова, С. М. Переживание младшими школьниками чувства одиночества в ситуации развода родителей [Текст] / С. М. Магомедова // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2 : Гуманитарные науки. – 2014. – № 4. – С. 247-253.
29. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В. Г. Маралов. – Москва : Академия, 2012. – 256 с.
30. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Малоу. – Москва : Инфра-М, 2014. – 263 с.
31. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности : содержание, структура, механизмы формирования : монография [Текст] / А. В. Микляева [и др.]. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – С. 8-47.
32. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – Москва : Академия, 2014. – 456 с.
33. Нагибина, Н. Л. Психология типов. Системный подход [Текст] / Н. Л. Нагибина // Психологические исследования. – 2015. – №4. – С. 71-77.
34. Нельсон, Ш. Некоторые аспекты изучения особенностей развития самооценки у подростков [Текст] / Ш. Нельсон // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 25-31.
35. Нестеренко, И. Е. Исследование психотравмирующих последствий развода родителей для младших школьников [Текст] / И. Е. Нестеренко // Актуальные проблемы науки и практики современного общества. – 2017. – № 2-6. – С. 43-49.
36. Пантилеев, С. Р. Самоотношение [Текст] / С. Р. Пантилеев // Психология самосознания: хрестоматия. – Самара : БАХРАХ-М, 2011. – 623 с.
37. Пекина, О. В. Сущность понятий «идентичность», «полоролевая идентичность» [Текст] / О. В. Пекина, Н. А. Шинкарева // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1266-1269.
38. Ремшид, Х. Подростковый и юношеский возраст : Проблемы социализации личности [Текст] / Х. Ремшид. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2012. – 532 с.
39. Роджерс, К. Психология индивидуальности [Текст] / К. Роджерс. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 856 с.
40. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Академия, 2013. – 524 с.
41. Сапожникова, Р. Б. Психологические факторы формирования самоотношения личности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 [Текст] / Р. Б. Сапожникова. – Новосибирск, 1998. – 166 с.
42. Сараева, Е. В. Самопрогназирование и самоактуализация как механизм саморазвития [Текст] / Е. В. Сараева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – Выпуск № 15. – С. 177-181.
43. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности [Текст] / Л. Н. Собчик. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 741 с.
44. Столин, В. В. Самосознание как объект психодиагностики [Текст] / В. В Столин // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2 : Субъект деятельности. Книга 3. / Отв. ред. В. В Петухов. – Москва : Психология, 2013. – 607 с.
45. Терелянская, И. В. Особенности эмоциональной сферы подростка в ситуации развода родителей [Текст] / И. В. Терелянская // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 147-151
46. Унарова, А. А. Последствия влияния развода родителей на психологическое состояние младшего школьника [Текст] / А. А. Унарова // В сборнике : Молодой исследователь: вызовы и перспективы сборник статей по материалам LVII междунар. науч.-практ. конф. – 2018. – С. 26-30.
47. Фельдштейн, Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2013. – №6. – С. 31-41.
48. Фрейд, З. Психоанализ [Текст] / З. Фрейд. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2010. – 563 с.
49. Френкель, М. В. Особенности развития личности подростка в условиях полной и неполной семей / М. В. Френкель // Педагогический опыт : теория, методика, практика. – 2015. Т. 1. – № 3 (4). – С. 128-132.
50. Шарапова, Н. В. Рефлексия и самосознание у подростков [Текст] / Н. В. Шарапова // Вопросы психологии. – 2014. – №4. – С. 111-113.
51. Шибутани, Т. Я-концепция как персонификация [Текст] / Т. Шебутани // Социальная психология. Пер. с анг. В.Б. Ольшанского. – Ростов на Дону : Феникс, 2015. – 471 с.
52. Щукина, М. А. Саморазвитие личности [Текст] / М. А. Щукина // Вестник Санкт- Петербургского университета. – 2014. – №3. – С. 52-55.
53. Черепанова, А. И. Влияние развода родителей на личность младшего школьника [Текст] / А. И. Черепанова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 50. – С. 59-60.
54. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития [Текст] / Г. А. Цукерман. – Москва : Интерпракс, 2015. – 288 с.
55. Якушенко, Е. Г. Клинико-психологические особенности подростков разведенных родителей: дис… канд. психолог. наук: 19.00.04 [Текст] / Е. Г. Якушенко. – Санкт-Петербург, 2008. – 186 с.