Особенности самооценки детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей
|
Выборка: Всего в эмпирическом исследовании приняло участие 50 младших школьников в возрасте от 9 до 11 лет: из них 25 детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей (эимпирическая группа 1), 25 детей, воспитывающихся в полных семьях (эмпирическая группа 2).
Есть приложения ( результаты исследования в табличном виде).
Также есть доклад и презентация к защите.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Личностное развитие ребенка в семье разведенных родителей 6
1.1 Формирование самосознания и самооценки у детей младшего школьного возраста 6
1.2 Развод и послеразводная ситуация. Психологическое развитие детей в данной обстановке 14
1.3 Специфика переживания детьми послеразводной ситуации родителей. Самооценка младших школьников, переживающих послеразводную ситуацию родителей 20
Глава 2 Эмпирическое исследование самооценки детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей 28
2.1 Процедура и методика исследования 28
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 31
2.3 Рекомендации по сопровождению детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
Есть приложения ( результаты исследования в табличном виде).
Также есть доклад и презентация к защите.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Личностное развитие ребенка в семье разведенных родителей 6
1.1 Формирование самосознания и самооценки у детей младшего школьного возраста 6
1.2 Развод и послеразводная ситуация. Психологическое развитие детей в данной обстановке 14
1.3 Специфика переживания детьми послеразводной ситуации родителей. Самооценка младших школьников, переживающих послеразводную ситуацию родителей 20
Глава 2 Эмпирическое исследование самооценки детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей 28
2.1 Процедура и методика исследования 28
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 31
2.3 Рекомендации по сопровождению детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
Актуальность исследования. Каждый год в России регистрируется 400-500 тысяч разводов, в результате чего от 300 до 500 тыс. детей остаются с одним из родителей, в основном с мамой – А.А. Унарова и др. . Воспитание ребенка без отца имеют явную специфику и кардинально отличаются от жизни ребенка, проживающего в полной семье. Было проведено достаточно наблюдений, свидетельствующих о травмирующей роли развода на ребёнка. Сам развод родителей вызывает у ребёнка такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность ребенка) и т.п.
Умение оценивать себя закладывается еще в дошкольном возрасте, продолжается в младшем шкальном возрасте и развивается в течение всей жизни. Самооценка позволяет оставаться самим собой, правильно оценивать себя и свои возможности, а также окружающих. Оценка и самооценка личности зависит также от одобрения, уважительного отношения со стороны окружающих человека людей. На этом основании возникает уважение к самому себе, что является одной из важнейших личностных потребностей.
В отечественной психологии особое внимание приходилось на особенности влияния развода на супругов, их поведению в ситуации развода, а также причинам разводов. Этими проблемами занимались такие психологи, как С.М. Магомедова , Е.И. Нестеренко, Р.П. Сапожникова и др. Однако влиянию развода на психологическое состояние младшего школьника, на его психическое развитие почти совсем не уделялось должного внимания. В научных же исследованиях зарубежных психологов особое внимание отводилось в первую очередь чувствам, которые испытывает ребёнок после случившегося развода родителей (ярость, чувство вины, печаль, страх), его последствиям в психическом развитии ребёнка, переживаниям события развода – У. Джеймс и др.
Особый интерес в настоящее время представляет процесс формирования самооценки у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, данная проблема остается недостаточно изученной в теоретическим и практическом плане.
Цель исследования – изучить особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста, переживающих послеразводную ситуацию родителей.
Объект исследования – процесс формирования самооценки.
Предмет исследования – специфика формирования самооценки у детей младшего школьного возраста, переживающих послеразводную ситуацию родителей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка у детей младшего школьного возраста, переживающих послеразводную ситуацию родителей, будет отличаться от самооценки детей, воспитывающихся в полных семьях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть специфику формирования самооценки и самосознания в младшем школьном возрасте.
2. Определить специфику формирования самооценки у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование по определению особенностей формирования самооценки у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей.
4. Проанализировать особенности формирования самооценки у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, по результатам эмпирического исследования.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование младших школьников. Количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методики исследования:
1. Методика косвенного измерения системы самооценок Е.О. Федотовой.
2. «Формализованная модификация методики самооценки (СО) Дембо Рубинштейн» В.А. Иванникова, Е.В. Эйдмана.
3. Методика интегральной оценки личности В.А.Сонина.
Теоретическая и методологическая основа исследования представлена научными трудами Р. Бернса, Л.С. Выготского, У. Джеймса, А.Н. Леонтьева, К. Роджерса и др. Понятия «самооценка» и «саморазвитие» раскрыты в научных трудах Г.С. Беляева, Р. Бернса, Ш. Бюллера, Л.С. Выготского, У. Джеймса и др. М.И. Лисина, О.В. Пекина и др. дали характеристику понятию «самооценка» относительно детей младшего школьного возраста возраста. Проблема формирования самооценки у детей младшего школьного возраста представлена в научных исследованиях О.В. Захаровой, И. Кон, Д.А. Леонтьева, Е.В. Сараевой и др. Проблемы саморазвития личности младших школьников раскрыта в трудах В.Г. Маралова, В.С. Мухиной и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, а также рекомендации, разработанные на основе результатов эмпирического исследования могут быть использованы в работе школьных психологов по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, переживающих послеразводную ситуацию родителей.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Умение оценивать себя закладывается еще в дошкольном возрасте, продолжается в младшем шкальном возрасте и развивается в течение всей жизни. Самооценка позволяет оставаться самим собой, правильно оценивать себя и свои возможности, а также окружающих. Оценка и самооценка личности зависит также от одобрения, уважительного отношения со стороны окружающих человека людей. На этом основании возникает уважение к самому себе, что является одной из важнейших личностных потребностей.
В отечественной психологии особое внимание приходилось на особенности влияния развода на супругов, их поведению в ситуации развода, а также причинам разводов. Этими проблемами занимались такие психологи, как С.М. Магомедова , Е.И. Нестеренко, Р.П. Сапожникова и др. Однако влиянию развода на психологическое состояние младшего школьника, на его психическое развитие почти совсем не уделялось должного внимания. В научных же исследованиях зарубежных психологов особое внимание отводилось в первую очередь чувствам, которые испытывает ребёнок после случившегося развода родителей (ярость, чувство вины, печаль, страх), его последствиям в психическом развитии ребёнка, переживаниям события развода – У. Джеймс и др.
Особый интерес в настоящее время представляет процесс формирования самооценки у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, данная проблема остается недостаточно изученной в теоретическим и практическом плане.
Цель исследования – изучить особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста, переживающих послеразводную ситуацию родителей.
Объект исследования – процесс формирования самооценки.
Предмет исследования – специфика формирования самооценки у детей младшего школьного возраста, переживающих послеразводную ситуацию родителей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка у детей младшего школьного возраста, переживающих послеразводную ситуацию родителей, будет отличаться от самооценки детей, воспитывающихся в полных семьях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть специфику формирования самооценки и самосознания в младшем школьном возрасте.
2. Определить специфику формирования самооценки у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование по определению особенностей формирования самооценки у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей.
4. Проанализировать особенности формирования самооценки у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, по результатам эмпирического исследования.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование младших школьников. Количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методики исследования:
1. Методика косвенного измерения системы самооценок Е.О. Федотовой.
2. «Формализованная модификация методики самооценки (СО) Дембо Рубинштейн» В.А. Иванникова, Е.В. Эйдмана.
3. Методика интегральной оценки личности В.А.Сонина.
Теоретическая и методологическая основа исследования представлена научными трудами Р. Бернса, Л.С. Выготского, У. Джеймса, А.Н. Леонтьева, К. Роджерса и др. Понятия «самооценка» и «саморазвитие» раскрыты в научных трудах Г.С. Беляева, Р. Бернса, Ш. Бюллера, Л.С. Выготского, У. Джеймса и др. М.И. Лисина, О.В. Пекина и др. дали характеристику понятию «самооценка» относительно детей младшего школьного возраста возраста. Проблема формирования самооценки у детей младшего школьного возраста представлена в научных исследованиях О.В. Захаровой, И. Кон, Д.А. Леонтьева, Е.В. Сараевой и др. Проблемы саморазвития личности младших школьников раскрыта в трудах В.Г. Маралова, В.С. Мухиной и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, а также рекомендации, разработанные на основе результатов эмпирического исследования могут быть использованы в работе школьных психологов по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, переживающих послеразводную ситуацию родителей.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Анализ научных источников позволил сформулировать вывод о том, что самооценка представляет собой сложный психологический феномен и является значимым условием развития личности. Она позволяет соответствовать уровню развития окружающих и собственному, формирует его отношение к людям, к миру, к самому себе. Она является неотъемлемой частью самосознания и включает умение оценить свои силы, возможности, отнестись к себе критически.
На самооценку детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, и детей, воспитывающихся в полных семьях, оказывают влияние разные факторы: детям, воспитывающимся в полных семьях, важна внешняя оценка; детям, переживающим послеразводную ситуацию родителей, свойственно внутреннее ощущение своего «Я». Разный уровень самооценки напрямую влияет на поих поступков. От нее зависит, как будут строиться взаимные отношения личности и окружающих их людей. Самокритичность, требовательность к самому себе, собственное отношение к личным победам и поражениям – качества, из которых складывается самооценка.
С целью определения особенностей формирования самооценки у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, было организовано и проведено эмпирическое исследование. В теоретической части исследования был определено, что самооценка у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, и у детей, воспитывающих в полных семьях, формируется под влиянием разных факторов, в этой связи было сформировано две эмпирические группы. Всего в эмпирическом исследовании приняло участие 50 младших школьников в возрасте от 9 до 11 лет: из них 25 младших школьников, родители которых развелись (эмпирическая группа 1), 25 младших школьников, которые воспитываются в полных семьях (эмпирическая группа 2).
На основании данных полученных после проведения всех экспериментальных методик, можно сделать вывод о том, что младшие школьники, воспитывающиеся в полных семьях, склонны завышать собственную самооценку. Они стараются оценивать себя очень высоко по всем предлагаемым параметрам, причем оценивания себя они всегда характеризуют себя положительно и категорично, что указывает на неадекватно завышенную самооценку. У младших школьников, переживающих послеразводную ситуацию родителей, наблюдается заниженная самооценка и неадекватно отрицательное восприятие себя.
По результатам проведенного исследования была разработана программа «Путь к себе» по формированию адекватной самооценки у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, в ходе которой задействуются когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы личности младшего школьника. Младшие школьники, переживающие послеразводную ситуацию родителей, получают актуальную для их возрастного периода развития информацию о природе и функциях самооценки, эмоциональной устойчивости, знакомятся с широким спектром проявлений «Я-концепции» личности, методами формирования адекватной самооценки, осознают степень развитости рассматриваемых качеств у себя. Основное условие для достижения цели коррекционной работы – положительные межличностные отношения в группе, а также качество отношений: подросток – психолог. Формы и методы работы: беседа; информирование; электронная рассылка информационных материалов; объяснение; инструктаж; демонстрация; наблюдение; дискуссии; интерпретация историй и притч; обучающая психодиагностика; психотехнические упражнения; обсуждение; рефлексия; техники арт-терапии; выполнение домашних заданий.
Итак, в результате проведенного исследования гипотеза о том, что самооценка у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, будет отличаться от самооценки детей, воспитывающихся в полных семьях.
На самооценку детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, и детей, воспитывающихся в полных семьях, оказывают влияние разные факторы: детям, воспитывающимся в полных семьях, важна внешняя оценка; детям, переживающим послеразводную ситуацию родителей, свойственно внутреннее ощущение своего «Я». Разный уровень самооценки напрямую влияет на поих поступков. От нее зависит, как будут строиться взаимные отношения личности и окружающих их людей. Самокритичность, требовательность к самому себе, собственное отношение к личным победам и поражениям – качества, из которых складывается самооценка.
С целью определения особенностей формирования самооценки у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, было организовано и проведено эмпирическое исследование. В теоретической части исследования был определено, что самооценка у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, и у детей, воспитывающих в полных семьях, формируется под влиянием разных факторов, в этой связи было сформировано две эмпирические группы. Всего в эмпирическом исследовании приняло участие 50 младших школьников в возрасте от 9 до 11 лет: из них 25 младших школьников, родители которых развелись (эмпирическая группа 1), 25 младших школьников, которые воспитываются в полных семьях (эмпирическая группа 2).
На основании данных полученных после проведения всех экспериментальных методик, можно сделать вывод о том, что младшие школьники, воспитывающиеся в полных семьях, склонны завышать собственную самооценку. Они стараются оценивать себя очень высоко по всем предлагаемым параметрам, причем оценивания себя они всегда характеризуют себя положительно и категорично, что указывает на неадекватно завышенную самооценку. У младших школьников, переживающих послеразводную ситуацию родителей, наблюдается заниженная самооценка и неадекватно отрицательное восприятие себя.
По результатам проведенного исследования была разработана программа «Путь к себе» по формированию адекватной самооценки у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, в ходе которой задействуются когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы личности младшего школьника. Младшие школьники, переживающие послеразводную ситуацию родителей, получают актуальную для их возрастного периода развития информацию о природе и функциях самооценки, эмоциональной устойчивости, знакомятся с широким спектром проявлений «Я-концепции» личности, методами формирования адекватной самооценки, осознают степень развитости рассматриваемых качеств у себя. Основное условие для достижения цели коррекционной работы – положительные межличностные отношения в группе, а также качество отношений: подросток – психолог. Формы и методы работы: беседа; информирование; электронная рассылка информационных материалов; объяснение; инструктаж; демонстрация; наблюдение; дискуссии; интерпретация историй и притч; обучающая психодиагностика; психотехнические упражнения; обсуждение; рефлексия; техники арт-терапии; выполнение домашних заданий.
Итак, в результате проведенного исследования гипотеза о том, что самооценка у детей, переживающих послеразводную ситуацию родителей, будет отличаться от самооценки детей, воспитывающихся в полных семьях.
Подобные работы
- Отчет по преддипломной практике (Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 24» Петропавловск-Камчатского городского округа)
Отчеты по практике, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020



