Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста (Нижневартовский государственный университет)

Работа №49877

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
384
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ №31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы (20 дошкольников), 2 воспитателя старшей возрастной группы, 20 родителей.
Есть приложения (в том числе результаты исследования в табличном виде)
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Характеристика представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Анализ программы «Детство» по формированию у старших дошкольников представлений о труде взрослых 24
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальные основы исследования сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста 32
2.1. Методика констатирующего этапа эксперимента 32
2.2. Результаты экспериментального исследования сформированности о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста 39
2.3. Проект педагогической технологии 47
Выводы по второй главе 57
Заключение 58
Список литературы 60
Приложения 66


Актуальность исследования заключается в том, что в связи с модернизацией дошкольного образования, одной из главных задач воспитательной работы ДОУ является формирование положительного отношения к труду и первичном представлении о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Формирование позитивных установок к различным видам труда является одной из задач социально-коммуникативного развития дошкольников. В современных условиях ограничения самостоятельной трудовой деятельности детей в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО) одним из средств реализации данной задачи становится ознакомление дошкольников с трудом взрослых. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Поэтому очень важно развивать интерес детей дошкольного возраста к различным видам профессий. В ФГОС ДО большое внимание отводится образовательной области «Труд», в которой ребенка знакомят с различными профессиями взрослых. Рассказы детям о профессиях, о труде взрослых расширяют их кругозор, у них проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.
Степень разработанности проблемы. Разработка научно-теоретических и методических аспектов трудового воспитания дошкольников, в том числе и вопросов ознакомления детей с трудом взрослых связана с именами Р.С. Буре М.В. Крулехт, В.И. Логиновой, Т.А. Марковой и др. Подходы к формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых определены в работах Р. Залялилевой, Г.Г. Петроченко Л.И. Шафиковой и др. Формы и методы формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых даны в качестве методических рекомендаций в исследованиях С.А. Зверевой, В.П. Зинченко, М.В. Королевой и др.
Однако, несмотря на существующие подходы к формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых в настоящее существуют противоречия:
- между необходимостью в формировании у дошкольников представлений о труде взрослых и недостаточным уровнем их сформированности у детей старшего дошкольного возраста;
- между потребностью дошкольных педагогов в современных технологиях формирования представлений о труде взрослых у старших дошкольников и их отсутствием.
В связи с этим, актуальной становится проблема формирования представлений о труде взрослых у детей, начиная с дошкольного возраста.
Цель работы: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект технологии формирования представлений о труде взрослых у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс социально–коммуникативного развития старших дошкольников.
Предмет исследования: технология формирования представлений о труде взрослых у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее, если:
- разработать специальную предметно-развивающую среду;
- разработать проект технологии, в котором конкретизировать содержание представлений дошкольников о труде взрослых и использовать разнообразные формы и методы формирования данных представлений;
- спланировать работу с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о труде взрослых на основе разработанного проекта технологии.
В соответствии с целью исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о труде взрослых у старших дошкольников.
2. Исследовать процесс и результаты формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать проект технологии формирования представлений о труде взрослых у дошкольников 5-6 лет.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь-октябрь 2019 г.) изучалась и анализировалась научная психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать рабочую гипотезу.
На втором этапе (ноябрь 2019 г. – февраль 2020 г.) проводилась систематизация материалов по проблеме формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых; подбирался материал для изучения процесса и результатов работы по формированию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста (диагностический инструментарий констатирующего этапа эксперимента).
На третьем этапе (март – май 2020 г.) проводилась опытно-экспериментальная работа (констатирующий эксперимент), осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных, формулирование выводов; на основе теоретико-экспериментального исследования разрабатывались методические рекомендации по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- педагогические теории о социализации ребёнка в процессе ознакомления с социальным миром (С.А. Козлова, Г.С. Малунова, Л.И. Сайгушева и др.);
- концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста (Н.А. Менчинская, Я.З. Неверович, Е.С. Рапацевич и др.);
- подходы к формированию представлений о труде взрослых у детей 5-6 лет (Р.С. Буре, М.В. Королева, Т.А. Маркова и др.).
Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся в работе материалы могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных организаций в процессе формирования у старших дошкольников представлений о труде взрослых.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей возрастной группы (20 дошкольников), 2 воспитателя старшей возрастной группы, 20 родителей.
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования представлены воспитателям в процессе прохождения педагогической практики в МДОУ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о труде взрослых позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.
Изменение характера мышления старшего дошкольника позволяет перейти от непосредственного к опосредованному знакомству с трудом взрослых, через рассказы, беседы, чтение детских книг. Следует обучать детей умению строить наглядно-схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса. Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых должно строиться на диалоге с взрослым, труд которого наблюдают дети. Воспитатель побуждает детей к вопросам, высказыванию предположений. Особенно интересны детям таинственные чертежи-схемы трудовых процессов, детали каких-то технических устройств. Разгадывая загадки, заключенные в этих предметах, дети испытывают радость открытия и познания.
В результате проведенного исследования, формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых и его социальной значимости может быть реализовано в рамках педагогической модели, которая представлена следующими компонентами: целевой, содержательный (расширение «спектра профессий» по ознакомлению с трудом взрослых в учреждении дошкольного образования), процессуально-методический (сочетание различных методов, средств и форм ознакомления дошкольников с трудом взрослых в специально организованной деятельности), результативно-критериальный.
Анализ результатов диагностики детей показал недостаточный уровень сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста и то, что предлагаемые нами условия недостаточно представлены в педагогической практике. В целом у детей старшего дошкольного возраста сформированы знания о труде взрослых, но имеются существенные проблемы. уровни сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста следующие: высокий уровень – 4 дошкольников (20%); средний уровень – 10 дошкольников (50%); низкий уровень – 6 дошкольников (30%).
Содержательно-технологический этап исследования был направлен на создание проекта педагогической технологии по организации работы по формированию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. Содержание материала представлено блоками: «Предметно-развивающая среда», «Беседы)», «Сюжетно-ролевые игры».
Таким образом, в процессе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аксенов, Д.Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Д.Е. Аксенов. – М.: Просвещение, 2012. – 336 с.
2. Алябьева, Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. Книга 1 / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
3. Андреева, А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях / А.Д. Андреева // Вестник Мининского университета. – 2014. – №2. – С. 5-20.
4. Антонова, М.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста / МВ. Антонова, И.В. Гришняева // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93-96
5. Арнаутова, Е.Л. О воспитании трудолюбия / Е.Л. Арнаутова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12. – С. 68-69.
6. Артемова, С.П. Ознакомление старших дошкольников с трудом и профессиям взрослых Ранняя профориентация дошкольников / С.П. Артемова //Дошкольное учебное заведение, 2009. – №5. – С. 24-28.
7. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / Т.М. Бабунова. – М.: Сфера, 2011. – 204 с.
8. Белобородова, М.Н. Исследование уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста / М.Н. Белобородова // Студенческая наука ХХI века. – 2014. – № 2. – С. 174 – 179.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования) / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2014. – 446 с.
10. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений / Л.Р.Болотина. – М.: Академия, 2010. – 450 с.
11. Бороздин, Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К.Д. Ушинского : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.11 / Ю.А. Бороздин. – Курск, 2017. – 134 c.
12. Буре, Р.С. Развитие самостоятельности и организованности в повседневной жизни детского сада / Р.С. Буре // Педагогика. – 2015. – №3. – С. 41-45.
13. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.
14. Вахрушева, Л.Н. Развитие познавательного интереса к профессиям взрослых у детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева // Вестник гуманитарного образования. – 2015. – №2. – С. 5-10.
15. Власова, Т.А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде : дис. … канд. пед. наук / Т.А. Власова. – Екатеринбург, 2010. – 245 с.
16. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2016. – 230 с.
17. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.
18. Ефанова, З.А. Трудовое обучение. Нестандартные занятия. Подготовительная группа / З.А. Ефанова. – М.: Волгоград: Корифей, 2016. – 99 с.
19. Залялилева, Д.Р. Реализация профориентационной программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе / Д.Р. Залялилева, Л.И. Шафикова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – Москва: Мозаика-синтез. – 2015. – № 5. – С. 18– 190.
20. Зверева, С.А. Ознакомление дошкольников с миром профессий взрослых: аксиологический аспект проблемы / С.А. Зверева // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 4-6. – С. 37-39
21. Зельцова, Л.Д. Педагогический мониторинг в дошкольной образовательной организации / Л.Д. Зельцова // Детский сад от А до Я. – 2017. – №4. – С. 85-88.
22. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики / В.П. Зинченко. – М.: Гардарики, 2015. – 431 с.
23. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
24. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
25. Козлова, С.А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2016. –144 с.
26. Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд. испр. и доп. / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М.: Инфра-М., 2016. – 80 с.
27. Кондрашов, В.П. Мир профессий. Программа для дошкольных образовательных организаций / В.П. Кондрашов. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 196 с.
28. Королева, М.В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий / М.В. Королева // Молодой ученый. 2015. – №7. – С. 788-791.
29. Крайнова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду / Л.В. Крайнова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №4. – С. 35-39.
30. Красношлык, З.П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / З.П. Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2015 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 32-34.
31. Крохина, С. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе / С. Крохина // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 3. – С. 86–93.
32. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности / М.В. Крулехт. – СПб., 2013. – 150 с.
33. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.В. Куцакова. – М.: Издательство «Совершенство», 2013. – 135 с.
34. Лазарева, Г.Н. Формирование представлений дошкольников о мире профессий [Электронный ресурс] / Г.Н. Лазарева, Т.В. Лопатина // Инновационный центр развития образования и науки. – Режим доступа: http://izron.ru/articles/razvitie-obrazovaniya-pedagogiki-i-psikhologii-v-sovremennom-mire-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam/sektsiya-2-teoriya-i-metodika-obucheniya-i-vospitaniya-spetsialnost-13-00-02/formirovanie-predstavleniy-doshkolnikov-o-mire-professiy/ (дата обращения: 05.05.2020).
35. Логинова, В.И. Формирование представлений о труде взрослых / В.И. Логинова, Л.А. Мишарина // Дошкольное воспитание. – 1978. – №10. – С. 56-63.
36. Малунова, Г.С. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Г.С. Малунова. – Улан-Удэ, 2011. – 41 с
37. Малунова, Г.С. Трудовое воспитание детей в семье, детском саду, школе / Г.С. Малунова. Монография. – Москва: АПК и ППРО, 2005. – 208 с.
38. Мамайчук, И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет / И.И. Мамайчук. – М.: ТЦ «Сфера». – 2012. – 452 с.
39. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада / Т.А. Маркова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2011. – 112 с.
40. Маханева, М.Д. Учим детей трудиться: методическое пособие / М.Д. Маханева, О.В. Скворцова. – М.: ТЦ Сфера. 2012. – 64 с.
41. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н.А. Менчинская. – М.: Инфра-М, 2016. – 448 с.
42. Михеева, Е.В. Методическая работа в ДОУ. Современные технологии обучения дошкольников / Е.В. Михеева. – Учитель, 2014. – 223 с.
43. Неверович, Я.З. Мотивы трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста / Я.З. Неверович // Открытая школа. – 2013. – №4. – С. 28-33.
44. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова / С.Л. Новоселова. – М.: Айресс-Пресс, 2015. – 119 с.
45. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 241 с.
46. Прушицкая, Р.И. Политехническое воспитание в дошкольном возрасте / Р.И. Прушицкая // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С. 9–14.
47. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2016. – 720 с.
48. Ривина, Е.К. Воспитание уважительного отношения к труду работников детского сада / Е.К. Ривина // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 8. – С. 44–54.
49. Сайгушева, Л.И. Приобщаем дошкольников к труду: учебно-метод. пособие / Л.И. Сайгушева, Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2014. – 62 с
50. Сайгушева, Л.И. Развитие личности в труде: учебно-метод. пособие / Л.И. Сайгушева, Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 84 с.
51. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
52. Семенова, Н.А. Возможности исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников / Н.А. Семенова // Детский сад: теория и практика. – 2018. – № 8. – С. 70–76.
53. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности: учеб. пособие для студентовдошкольных отд-ний и фак. средних лед. учеб. заведений / Д.В. Сергеева. – М.: Просвещение, 2015. – 96 с.
54. Уртакова, О.Р. Дошкольная педагогика / О.Р. Уртакова. – М.: Академия. 2014. – 502 с.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 50 с.
56. Шорыгина, Т.А. Профессии: Какие они? / Т.А. Шорыгина. – М.: Гном и Д, 2016. – 96 с.
57. Щуркова, Н.Е. Педагогика / Н.Е. Щуркова. – М.: Академия, 2015. – 623 с.
58. Эльконин, Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры / Д.Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной и педагогической у психологии. – М., 1981. – С. 62.
59. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
60. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М., 2013. – 365 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ