Финансово-кредитные инструменты в развитии транспортной инфраструктуры
|
Введение 3
1. Теоретико-методические основы финансирования развития
транспортной инфраструктуры 7
1.1. Транспортная инфраструктура и ее роль в экономической системе 7
1.2. Эволюция этапов развития транспортной и финансовой инфраструктур 14
1.3. Модели взаимодействия финансовых и транспортных инфраструктур в зарубежных экономиках и возможность их адаптации в России
2. Развитие финансово-кредитного обеспечения реализации
инфраструктурных проектов в России и в ее регионах (на примере транспортной инфраструктуры) 38
2.1. Общая характеристика транспортной инфраструктуры в Российской Федерации и Республике Татарстан
2.2. Бюджетное финансирование развития транспортной инфраструктуры и его эффективность 50
2.3. Рыночные инструменты финансового обеспечения транспортной инфраструктуры 60
3. Совершенствование механизма развития финансовых инфраструктур на рынке транспортных услуг 73
3.1. Государственно - частное партнерство в системе финансового
обеспечения развития транспортной инфраструктуры в России 73
3.2. Инновации в системе финансового обеспечения развития
транспортных комплексов России и в ее регионах 85
Заключение 93
Список использованных источников 98
1. Теоретико-методические основы финансирования развития
транспортной инфраструктуры 7
1.1. Транспортная инфраструктура и ее роль в экономической системе 7
1.2. Эволюция этапов развития транспортной и финансовой инфраструктур 14
1.3. Модели взаимодействия финансовых и транспортных инфраструктур в зарубежных экономиках и возможность их адаптации в России
2. Развитие финансово-кредитного обеспечения реализации
инфраструктурных проектов в России и в ее регионах (на примере транспортной инфраструктуры) 38
2.1. Общая характеристика транспортной инфраструктуры в Российской Федерации и Республике Татарстан
2.2. Бюджетное финансирование развития транспортной инфраструктуры и его эффективность 50
2.3. Рыночные инструменты финансового обеспечения транспортной инфраструктуры 60
3. Совершенствование механизма развития финансовых инфраструктур на рынке транспортных услуг 73
3.1. Государственно - частное партнерство в системе финансового
обеспечения развития транспортной инфраструктуры в России 73
3.2. Инновации в системе финансового обеспечения развития
транспортных комплексов России и в ее регионах 85
Заключение 93
Список использованных источников 98
Банковская система - это одна из самых важных элементов экономики страны, поэтому эффективное управление деятельностью коммерческих банков, которое в первую очередь заключается в эффективном управлении их финансовыми ресурсами на основе инноваций, на данный момент является актуальной проблемой. Модернизация экономики нашей страны потребовала усиления роли банков и быстрого развития банковского сектора. Финансовая деятельность является одной из самых технологически сложных, и долгое время лидерами рынка являлись кредитные организации, которые быстрее внедряли новые услуги и продукты.
Российская банковская система сегодня использует на практике самые современные технологии и банковские продукты. К ним относятся кредитные продукты, интернет-банкинг, интернет-трейдинг, системы быстрых денежных переводов и многое другое. Вместе с тем приходится констатировать, что на организационном уровне во многих российских банках тратится неправдоподобно большое количество времени на обслуживание клиентов. Внедрение новых услуг зачастую носит хаотичный характер, между тем в мире давно существуют и используются стандарты моделирования бизнес-процессов, которые помогают систематизировать этот процесс, сделать его эффективным.
Лидерами в использовании инновационных разработок являются банки стран Юго-Восточной Азии - это Япония, Сингапур, и Южная Корея, а также США. Если говорить о европейских банках, то здесь наибольшее внимание инновационным разработкам уделяется в таких странах, как Великобритания, Г ермания и Франция. В России инновационные разработки в банковской сфере используются не так активно, но здесь также наблюдаются наращивание темпов инновационных разработок.
Состояние разработанности проблемы. Мировой опыт применения государственно-частного партнерства и российские перспективы изложены в трудах: Е.Ю. Бондаренко, Е.В. Будрина, В.Г. Варнавского, П.А. Гагарина, Д. Делмона, С.Ю. Елисеев.
Проблемам формирования и управления рынком транспортных услуг посвящены труды: Е.В. Будрина, Е.Б. Дворядкина, Е.Ю. Сапожникова, Н.О. Дунаева, Е.Г. Ефимова.
Исследования государственно-частного партнерства в финансировании транспортной инфраструктуры в Российской Федерации и в ее регионах представлены в сфере научных интересов авторов: С.С. Литвяков, В.А. Кабашкина, Н. Манько, Д. Матвеева.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию механизма финансирования проектов развития транспортной инфраструктуры.
Достижение цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:
1. разработать теоретико-методические основы финансирования развития транспортной инфраструктуры;
2. произвести обзор основных подходов к финансированию развития транспортной инфраструктуры;
3. изучить общую характеристику транспортной инфраструктуры в Российской Федерации и Республике Татарстан;
4. произвести анализ бюджетного финансирования развития транспортной инфраструктуры и его эффективности;
5. разработать рекомендации по совершенствованию механизма развития финансовых инфраструктур на рынке транспортных услуг.
Объектом исследования транспортная инфраструктура РФ.
Предметом исследования система организационно-экономических отношений, возникающих в процессе финансирования инфраструктурных проектов, формирующая долгосрочные связи между транспортной инфраструктурой и финансовым сектором экономики России.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области финансирования инфраструктурных проектов, публикации в периодической печати, материалы международных, всероссийских, научно-практических конференций, посвященных теоретическим и практическим аспектам финансового обеспечения развития транспортной инфраструктуры. Решение поставленных задач было реализовано с использованием общенаучных (анализа и синтеза, индукции и дедукции, научного абстрагирования, гипотезы) методов, а также специальных (экономико-математическое моделирование, табличное и графическое изображение) методов.
Информационная база исследования. Информационной базой исследования выступили: тематические издания и публикации в реферируемых журналах, материалы и документы государственных законодательных органов Российской Федерации, данные экспертных опросов руководителей и специалистов хозяйствующих субъектов Российской Федерации (кредитные организации, промышленные предприятия, лизинговые компании, кластерные объединения), анализ и обобщение их практического опыта, публикации периодической печати, статистические данные справочников, официальных сайтов сети Интернет, реферативные обзоры. Значительную теоретико-практическую ценность по вопросам финансирования транспортной инфраструктуры в частности представляют исследования экспертного журнала «Концессии и инфраструктурные инвестиции», Центра развития государственно-частного партнерства, профессиональных исследовательских агентств.
Научная новизна результатов исследования.
1. применение новых источников и механизмов финансирования транспортной инфраструктуры (средства пенсионных фондов, инфраструктурные и ипотечные облигации, целевые сборы, инфраструктурная плата пользователей, инфраструктурные составляющие в тарифах, краудинвестинг и секьюритизация инфраструктурных займов);
2. выявлен потенциал использования механизма государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций в транспортную инфраструктуру;
3. адаптирована методика анализа инфраструктурных проектов с целью определения структуры источников их финансирования. Суть методики заключается в оценке эффективности существующей структуры финансирования Проекта, выявление ее недостатков и проектирование оптимальной структуры финансирования Проекта. Анализ был проведен в несколько этапов:
- анализ эффективности проекта в целом, без учета влияния структуры финансирования;
- анализ эффективности проекта в разрезе различных сроков операционной концессии и структуры финансирования с учетом государственной поддержки;
- выявление на основании проведенного анализа оптимальной структуры финансирования Проекта.
Данная методика апробирована на примере анализа проекта строительства и эксплуатации участка «Москва-Казань» высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань-Екатеринбург»
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих 8 параграфов, заключения и списка использованных источников.
Российская банковская система сегодня использует на практике самые современные технологии и банковские продукты. К ним относятся кредитные продукты, интернет-банкинг, интернет-трейдинг, системы быстрых денежных переводов и многое другое. Вместе с тем приходится констатировать, что на организационном уровне во многих российских банках тратится неправдоподобно большое количество времени на обслуживание клиентов. Внедрение новых услуг зачастую носит хаотичный характер, между тем в мире давно существуют и используются стандарты моделирования бизнес-процессов, которые помогают систематизировать этот процесс, сделать его эффективным.
Лидерами в использовании инновационных разработок являются банки стран Юго-Восточной Азии - это Япония, Сингапур, и Южная Корея, а также США. Если говорить о европейских банках, то здесь наибольшее внимание инновационным разработкам уделяется в таких странах, как Великобритания, Г ермания и Франция. В России инновационные разработки в банковской сфере используются не так активно, но здесь также наблюдаются наращивание темпов инновационных разработок.
Состояние разработанности проблемы. Мировой опыт применения государственно-частного партнерства и российские перспективы изложены в трудах: Е.Ю. Бондаренко, Е.В. Будрина, В.Г. Варнавского, П.А. Гагарина, Д. Делмона, С.Ю. Елисеев.
Проблемам формирования и управления рынком транспортных услуг посвящены труды: Е.В. Будрина, Е.Б. Дворядкина, Е.Ю. Сапожникова, Н.О. Дунаева, Е.Г. Ефимова.
Исследования государственно-частного партнерства в финансировании транспортной инфраструктуры в Российской Федерации и в ее регионах представлены в сфере научных интересов авторов: С.С. Литвяков, В.А. Кабашкина, Н. Манько, Д. Матвеева.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию механизма финансирования проектов развития транспортной инфраструктуры.
Достижение цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:
1. разработать теоретико-методические основы финансирования развития транспортной инфраструктуры;
2. произвести обзор основных подходов к финансированию развития транспортной инфраструктуры;
3. изучить общую характеристику транспортной инфраструктуры в Российской Федерации и Республике Татарстан;
4. произвести анализ бюджетного финансирования развития транспортной инфраструктуры и его эффективности;
5. разработать рекомендации по совершенствованию механизма развития финансовых инфраструктур на рынке транспортных услуг.
Объектом исследования транспортная инфраструктура РФ.
Предметом исследования система организационно-экономических отношений, возникающих в процессе финансирования инфраструктурных проектов, формирующая долгосрочные связи между транспортной инфраструктурой и финансовым сектором экономики России.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области финансирования инфраструктурных проектов, публикации в периодической печати, материалы международных, всероссийских, научно-практических конференций, посвященных теоретическим и практическим аспектам финансового обеспечения развития транспортной инфраструктуры. Решение поставленных задач было реализовано с использованием общенаучных (анализа и синтеза, индукции и дедукции, научного абстрагирования, гипотезы) методов, а также специальных (экономико-математическое моделирование, табличное и графическое изображение) методов.
Информационная база исследования. Информационной базой исследования выступили: тематические издания и публикации в реферируемых журналах, материалы и документы государственных законодательных органов Российской Федерации, данные экспертных опросов руководителей и специалистов хозяйствующих субъектов Российской Федерации (кредитные организации, промышленные предприятия, лизинговые компании, кластерные объединения), анализ и обобщение их практического опыта, публикации периодической печати, статистические данные справочников, официальных сайтов сети Интернет, реферативные обзоры. Значительную теоретико-практическую ценность по вопросам финансирования транспортной инфраструктуры в частности представляют исследования экспертного журнала «Концессии и инфраструктурные инвестиции», Центра развития государственно-частного партнерства, профессиональных исследовательских агентств.
Научная новизна результатов исследования.
1. применение новых источников и механизмов финансирования транспортной инфраструктуры (средства пенсионных фондов, инфраструктурные и ипотечные облигации, целевые сборы, инфраструктурная плата пользователей, инфраструктурные составляющие в тарифах, краудинвестинг и секьюритизация инфраструктурных займов);
2. выявлен потенциал использования механизма государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций в транспортную инфраструктуру;
3. адаптирована методика анализа инфраструктурных проектов с целью определения структуры источников их финансирования. Суть методики заключается в оценке эффективности существующей структуры финансирования Проекта, выявление ее недостатков и проектирование оптимальной структуры финансирования Проекта. Анализ был проведен в несколько этапов:
- анализ эффективности проекта в целом, без учета влияния структуры финансирования;
- анализ эффективности проекта в разрезе различных сроков операционной концессии и структуры финансирования с учетом государственной поддержки;
- выявление на основании проведенного анализа оптимальной структуры финансирования Проекта.
Данная методика апробирована на примере анализа проекта строительства и эксплуатации участка «Москва-Казань» высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань-Екатеринбург»
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих 8 параграфов, заключения и списка использованных источников.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Транспортная инфраструктура - экономическая категория, представляющая собой особую отрасль народного хозяйства, представленную совокупностью инженерных сооружений, обеспечивающих необходимые условия для движения, ожидания, координации и энергоснабжения транспортных средств, с целью предоставления услуг по транспортировке грузов и пассажиров. Данное определение, безусловно, не обладает всеобъемлющим характером, но уже позволяет более эффективно выстроить цели развития транспортной инфраструктуры, сократив тем самым лишние бюджетные расходы на мероприятия в рамках федеральных целевых программ.
Финансовая инфраструктура является основой финансового обеспечения развития как отдельных отраслей, так и экономики в целом. Одним из наиболее важных признаков финансовой инфраструктуры является ее способность к интеграции и взаимодействию с отраслями реального сектора в рамках единого экономического пространства. Роль финансовой инфраструктуры в стабильном и сбалансированном развитии экономики невозможно переоценить, так как в современных условиях интеграции, укрупнения и глобализации экономических процессов становится особо актуальной проблема недостатка эффективных финансовых инструментов.
Одним из наиболее удачных примеров организации финансирования инфраструктуры является пример Китая. Особенно актуальной для России является схема финансирования автомобильных дорог, так как на сегодняшний день данная отрасль транспортной инфраструктуры испытывает трудности с привлечением финансирования.
В Республике Татарстан транспорт - одна из базовых отраслей хозяйства, важнейшая составная часть производственной и социальной инфраструктуры. Система транспортных коммуникаций является условием территориальной целостности региона, единства его экономического пространства. Она связывает Республику Татарстан с другими регионами России, с мировым сообществом, будучи основой обеспечения интеграции региона в глобальную экономическую систему.
Одной из основных задач в сфере управления транспортным комплексом является совершенствование нормативно-правового обеспечения развития транспортной системы и рынка транспортных услуг, включая создание нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы качества транспортных услуг, мобилизационной подготовки транспортных организаций и выполнения ими военно-транспортной обязанности, развития механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвестором, а также определения приоритетных сфер применения этих механизмов на транспорте
Формирование единой транспортной системы республики, ее интеграция в транспортную систему России обеспечат повышение эффективности транспортно-логистических услуг внутри республики, рост их экспорта, более полную реализацию транзитного потенциала, удовлетворение потребностей экономики и общества в качественных и конкурентоспособных услугах по перевозке грузов.
В наше время доходы бюджета являются главным источником финансирования транспортной инфраструктуры Российской Федерации. Финансирование из федерального бюджета идет преимущественно на:
- реконструкцию федеральных дорог;
- субсидии регионам на поддержание региональных дорог;
- строительство и реконструкцию инфраструктуры аэропортов и портов.
Расходы региональных бюджетов идут на строительство и реконструкцию дорог, развитие общественного транспорта, в том числе метро.
Расходы местных бюджетов направлены на разработку комплексной схемы организации дорожного движения, на функционирование муниципальных парковок, на реконструкцию и переименование остановочных пунктов, на закупку автобусов и техники, на закупку трамвайных вагонов и троллейбусов, на строительство и реконструкцию дорог, на проведение дорожных работ на дорогах общего пользования местного значения.
На сегодняшний день в Республике Татарстан реализуется Государственная программа «Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2022 годы», а так же имеет место Долгосрочная стратегия развития транспортного комплекса Республики Татарстан (2005-2040 гг.). Так же следует отметить что, средств государственного бюджета недостаточно для поддержания устойчивого функционирования и развития транспортной инфраструктуры, что говорит о необходимости активизации привлечения в реализацию инфраструктурных проектов частных инвесторов.
Нами были составлены рекомендации по совершенствованию системы финансирования транспортной инфраструктуры:
- Активизация применения инновационных механизмов финансирования.
- Установление нормативного объема финансирования
инфраструктурных проектов со стороны негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний.
- Введение условия инвестирования части амнистированных капиталов в инфраструктурные проекты.
- Введение налоговых льгот для инфраструктурных проектов в виде: освобождения держателей инфраструктурных облигаций от уплаты налога на купонный доход, снижения налога на прибыль для инфраструктурных компаний, предоставления налоговых каникул.
- Повышение заинтересованности регионов в развитии инфраструктуры путем введения платы за пользование инфраструктурными объектами и передачи ее части в региональные бюджеты.
На сегодняшний день существует множество перспективных инструментов привлечения частного финансирования в инфраструктурные проекты транспортного комплекса. Их недостаточно активное применение на территории российской Федерации объясняется отсутствием благоприятных условий для этого.
На сегодняшний день, усиливается роль государства в создании наиболее благоприятных условий для привлечения дополнительных ресурсов в транспортную инфраструктуру. Наиболее перспективным путем улучшения транспортной инфраструктуры является вовлечение частного капитала в инфраструктурные проекты с помощью механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП).
Государственно - частное партнерство - это один из наиболее перспективных механизмов финансирования развития транспортной инфраструктуры. На основании всего вышеизложенного встает проблема разработки инструментов согласования интересов государственных и частных партнеров в рамках инфраструктурных проектов, целью которой является создание подходящих условий для ускорения развития транспортной индустрии.
Наиболее распространенным на сегодняшний день в транспортной индустрии России типом государственно - частного партнерства является приватизация, на долю проектов данного типа за период 1990-2016 гг. пришлось 4 666 млн. долл., что составляет 34,37% от общего объема инвестиций в проекты в области развития транспортной инфраструктуры, осуществляемые на основе принципов государственно - частного партнерства в течение рассматриваемого периода. В последние годы распространение получили также концессии и проекты нового строительства, 40,00% и 22,68% соответственно Федеральным округом, лидирующим по количеству заключенных концессионных соглашений, в течение долгого времени остается Приволжский Федеральный округ. Несмотря на инвестиционную привлекательность Северо - кавказского федерального округа, он занимает наиболее слабую позицию по данному показателю. Это объясняется большим количеством некапиталоемких инфраструктурных проектов на муниципальном уровне, реализуемых на территории его ближайшего конкурента - Дальневосточного федерального округа.
Инфраструктурные проекты на основании концессионных соглашений активно реализуются в рамках железнодорожной отрасли. Одним из социально- значимых инфраструктурных проектов, реализуемых в рамках концессионного соглашения, является проект строительства и эксплуатации участка «Москва-Казань» высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань-Екатеринбург» (далее- Проект). Данный Проект предполагает имплементацию необходимой железнодорожной инфраструктуры, приобретение подвижного состава в целях обеспечения высокоскоростного пассажирского сообщения между регионами страны.
Реализация данного Проекта позволит удовлетворить растущий спрос на скоростные междугородние пассажирские перевозки, сократить время в пути следования и увеличить мобильность населения. Данный инвестиционный проект реализуемый в ряде субъектов РФ, в том числе в РТ, представляет собой яркий пример ГЧП, который заинтересовал и иностранных инвесторов, что свидетельствует об эффективности проекта.
Транспортная инфраструктура - экономическая категория, представляющая собой особую отрасль народного хозяйства, представленную совокупностью инженерных сооружений, обеспечивающих необходимые условия для движения, ожидания, координации и энергоснабжения транспортных средств, с целью предоставления услуг по транспортировке грузов и пассажиров. Данное определение, безусловно, не обладает всеобъемлющим характером, но уже позволяет более эффективно выстроить цели развития транспортной инфраструктуры, сократив тем самым лишние бюджетные расходы на мероприятия в рамках федеральных целевых программ.
Финансовая инфраструктура является основой финансового обеспечения развития как отдельных отраслей, так и экономики в целом. Одним из наиболее важных признаков финансовой инфраструктуры является ее способность к интеграции и взаимодействию с отраслями реального сектора в рамках единого экономического пространства. Роль финансовой инфраструктуры в стабильном и сбалансированном развитии экономики невозможно переоценить, так как в современных условиях интеграции, укрупнения и глобализации экономических процессов становится особо актуальной проблема недостатка эффективных финансовых инструментов.
Одним из наиболее удачных примеров организации финансирования инфраструктуры является пример Китая. Особенно актуальной для России является схема финансирования автомобильных дорог, так как на сегодняшний день данная отрасль транспортной инфраструктуры испытывает трудности с привлечением финансирования.
В Республике Татарстан транспорт - одна из базовых отраслей хозяйства, важнейшая составная часть производственной и социальной инфраструктуры. Система транспортных коммуникаций является условием территориальной целостности региона, единства его экономического пространства. Она связывает Республику Татарстан с другими регионами России, с мировым сообществом, будучи основой обеспечения интеграции региона в глобальную экономическую систему.
Одной из основных задач в сфере управления транспортным комплексом является совершенствование нормативно-правового обеспечения развития транспортной системы и рынка транспортных услуг, включая создание нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы качества транспортных услуг, мобилизационной подготовки транспортных организаций и выполнения ими военно-транспортной обязанности, развития механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвестором, а также определения приоритетных сфер применения этих механизмов на транспорте
Формирование единой транспортной системы республики, ее интеграция в транспортную систему России обеспечат повышение эффективности транспортно-логистических услуг внутри республики, рост их экспорта, более полную реализацию транзитного потенциала, удовлетворение потребностей экономики и общества в качественных и конкурентоспособных услугах по перевозке грузов.
В наше время доходы бюджета являются главным источником финансирования транспортной инфраструктуры Российской Федерации. Финансирование из федерального бюджета идет преимущественно на:
- реконструкцию федеральных дорог;
- субсидии регионам на поддержание региональных дорог;
- строительство и реконструкцию инфраструктуры аэропортов и портов.
Расходы региональных бюджетов идут на строительство и реконструкцию дорог, развитие общественного транспорта, в том числе метро.
Расходы местных бюджетов направлены на разработку комплексной схемы организации дорожного движения, на функционирование муниципальных парковок, на реконструкцию и переименование остановочных пунктов, на закупку автобусов и техники, на закупку трамвайных вагонов и троллейбусов, на строительство и реконструкцию дорог, на проведение дорожных работ на дорогах общего пользования местного значения.
На сегодняшний день в Республике Татарстан реализуется Государственная программа «Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2022 годы», а так же имеет место Долгосрочная стратегия развития транспортного комплекса Республики Татарстан (2005-2040 гг.). Так же следует отметить что, средств государственного бюджета недостаточно для поддержания устойчивого функционирования и развития транспортной инфраструктуры, что говорит о необходимости активизации привлечения в реализацию инфраструктурных проектов частных инвесторов.
Нами были составлены рекомендации по совершенствованию системы финансирования транспортной инфраструктуры:
- Активизация применения инновационных механизмов финансирования.
- Установление нормативного объема финансирования
инфраструктурных проектов со стороны негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний.
- Введение условия инвестирования части амнистированных капиталов в инфраструктурные проекты.
- Введение налоговых льгот для инфраструктурных проектов в виде: освобождения держателей инфраструктурных облигаций от уплаты налога на купонный доход, снижения налога на прибыль для инфраструктурных компаний, предоставления налоговых каникул.
- Повышение заинтересованности регионов в развитии инфраструктуры путем введения платы за пользование инфраструктурными объектами и передачи ее части в региональные бюджеты.
На сегодняшний день существует множество перспективных инструментов привлечения частного финансирования в инфраструктурные проекты транспортного комплекса. Их недостаточно активное применение на территории российской Федерации объясняется отсутствием благоприятных условий для этого.
На сегодняшний день, усиливается роль государства в создании наиболее благоприятных условий для привлечения дополнительных ресурсов в транспортную инфраструктуру. Наиболее перспективным путем улучшения транспортной инфраструктуры является вовлечение частного капитала в инфраструктурные проекты с помощью механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП).
Государственно - частное партнерство - это один из наиболее перспективных механизмов финансирования развития транспортной инфраструктуры. На основании всего вышеизложенного встает проблема разработки инструментов согласования интересов государственных и частных партнеров в рамках инфраструктурных проектов, целью которой является создание подходящих условий для ускорения развития транспортной индустрии.
Наиболее распространенным на сегодняшний день в транспортной индустрии России типом государственно - частного партнерства является приватизация, на долю проектов данного типа за период 1990-2016 гг. пришлось 4 666 млн. долл., что составляет 34,37% от общего объема инвестиций в проекты в области развития транспортной инфраструктуры, осуществляемые на основе принципов государственно - частного партнерства в течение рассматриваемого периода. В последние годы распространение получили также концессии и проекты нового строительства, 40,00% и 22,68% соответственно Федеральным округом, лидирующим по количеству заключенных концессионных соглашений, в течение долгого времени остается Приволжский Федеральный округ. Несмотря на инвестиционную привлекательность Северо - кавказского федерального округа, он занимает наиболее слабую позицию по данному показателю. Это объясняется большим количеством некапиталоемких инфраструктурных проектов на муниципальном уровне, реализуемых на территории его ближайшего конкурента - Дальневосточного федерального округа.
Инфраструктурные проекты на основании концессионных соглашений активно реализуются в рамках железнодорожной отрасли. Одним из социально- значимых инфраструктурных проектов, реализуемых в рамках концессионного соглашения, является проект строительства и эксплуатации участка «Москва-Казань» высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань-Екатеринбург» (далее- Проект). Данный Проект предполагает имплементацию необходимой железнодорожной инфраструктуры, приобретение подвижного состава в целях обеспечения высокоскоростного пассажирского сообщения между регионами страны.
Реализация данного Проекта позволит удовлетворить растущий спрос на скоростные междугородние пассажирские перевозки, сократить время в пути следования и увеличить мобильность населения. Данный инвестиционный проект реализуемый в ряде субъектов РФ, в том числе в РТ, представляет собой яркий пример ГЧП, который заинтересовал и иностранных инвесторов, что свидетельствует об эффективности проекта.
Подобные работы
- ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Финансово-кредитные инструменты развития транспортных систем
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - Финансово-кредитные технологии развития транспортно-логистических
кластеров
Магистерская диссертация, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Финансово-кредитные инструменты развития транспортных систем
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Финансово-кредитные технологии развития особых экономических зон
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне с учетом международного опыта
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Финансово-кредитный механизм обеспечения деятельности промышленных предприятий
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Финансово-кредитные технологии развития особых экономических зон
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018



