Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической безопасности школьников при изучении естественно-географических дисциплин
1.1. Историко-теоретические предпосылки формирования
экологической безопасности учащихся
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования
экологической безопасности школьников
1.3. Выявление потенциала предметов естественно-географического цикла по экологической безопасности
Выводы по первой главе 51
Глава 2. Формирование экологической безопасности при изучении естественно-географических дисциплин старшеклассниками
2.1. Педагогические условия формирования экологической безопасности старшеклассников
2.2. Модель процесса формирования экологической безопасности при изучении естественно-географических дисциплин
2.3. Использование инновационно-образовательных технологий в процессе формирования экологической безопасности в учебно-воспитательной деятельности
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по изучению уровня экологической безопасности старшеклассников
Выводы по второй главе 93
Заключение а 95
Литератур 96
Приложение 105
Актуальность исследования. Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели естественно-географического образования. XXI век требует от преподавателя не столько «наполнения» школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию:
- гибко адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умение применять их на практике для решения поставленных задач;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающую проблему, грамотно и рационально подобрать необходимое решение;
- уметь творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, уметь работать в команде.
Таким образом, главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором ведущей была бы познавательная деятельность, а не преподавание. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Теперь учитель выступает не только в роли носителя знания и контролирующей инстанции, но и в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности ученика.
В таких условиях педагогу необходимо владеть методами и формами построения образовательного процесса, которые бы стимулировали самостоятельную познавательную деятельность ученика в формировании экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно-географических дисциплин. Этим и объясняется актуальность данного исследования. Необходимостью систематизировать инновационные педагогические модели и технологии, определить их роль в процессе развития личности ребенка, показать варианты и способы применения инновационных технологий и образовательных моделей в процессе формирования экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно- географических дисциплин.
Состояние научной разработанности проблемы исследования: теоретико-методологическую основу научного изучения взаимодействия общества и природы, экологической безопасности заложили выдающиеся отечественные ученые В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Чижевский А.Л., Л.Н. Гумилев.
Особое внимание в историографическом обзоре монографическое исследование известных российских ученых-экологов Данилова-Данильяна В.И., Залиханова М.Ч. и Лосева К.С. «Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект». В книге рассматривается понятие «экологическая безопасность», проблемы экологической опасности применительно к российской действительности, ее региональные аспекты.
Одними из первых обратились к проблеме экологии человека отечественные исследователи Сосунова И.А., Гирусов Э.В., Горелов A.A., Лосев A.B. , а так же работы Моисеева H.H., связанные с экологическими. Об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе (Бабанский Ю.К., Байбородов Л.В., Лихачев Б.Т., Пидкасистый П.И., Сластенин В.А. и др.); о личностно-ориентированном характере образования и обучения (Бондаревская Е.В., Кулюткина Ю.Н., Якиманская И.С. и др.); концепция формирования технологической культуры молодежи в образовательной школе (Атутов П.Р., Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л. и др.).
Развитию экологического образования и воспитания в профессиональных училищах, лицеях и колледжах посвящены исследования Иванова Т.А., Нуризянова Р.М., Чуйковой Л.Ю. и др.; в вузах - Божьеволиной И.М., Гайсин И.Т., Мухутдинова Т.З., Файрушиной С.М., Хусаинова З.А. и др. Значительный вклад в развитие экологического образования в вузах Республики Татарстан вносят ученые: Азимов Ю.И., Морозов Н.В., Переведенцев Ю.П., Потапов Г.П., Рахимов И.И., Рогова Т.В., Трофимов А.М. и др.
Вышеизложенное позволило выявить противоречия между потребностью общества во всесторонне развитых школьников, способных постоянно совершенствовать свои знания в области экологической безопасности, и недостаточной теоретической и практической разработанностью принципов и методов формирования экологической безопасности старшеклассников.
На основании выявленных противоречий и исследовательской установки исследовательской работы на поиск путей и способов из разрешения определена проблема педагогического обеспечения процесса формирования экологической безопасности при изучении естественно-географических дисциплин. В рамках данной проблемы нами выбрана следующая тема исследования: «Педагогические условия формирования экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно-географических дисциплин»
Таким образом, объектом исследования являются инновационные модели формирования экологической безопасности старшеклассников.
Предмет исследования - способы их применения при изучении естественно-географических дисциплин.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании значимости использования некоторых аспектов экономической безопасности в процессе изучения естественно-географических дисциплин.
Для достижения поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой. Процесс формирования экологической безопасности учащихся при изучении естественно-географических дисциплин будет эффективным, если:
- реализовать и последовательно соблюдать следующие педагогические условия:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей и интересов учащихся;
• вычленение в программах и учебниках естественно-географических дисциплин взаимосвязанных экологических проблем;
• использование принципа краеведческого подхода в процессе формирования эколого-экономических знаний учащихся;
• установление межпредметных и интегрированных связей экологической безопасности между предметами естественно-географического образования;
- разработать и внедрить модель формирования экологической безопасности знаний учащихся в процессе изучения естественно-географических дисциплин .
Цель, объект, предмет, гипотеза, а так же общий замысел исследования позволил сформулировать следующие задачи:
- определить основные черты и типы подхода к обучению при педагогических условиях формирования экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно-географических дисциплин;
- изучить варианты применения моделей обучения формирования экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно-географических дисциплин;
- изучить продуктивность применения различных инновационно-образовательных технологий в процессе формирования экологической безопасности в учебно-воспитательном процессе.
Методологической основой исследования являются проблемное обучение, непрерывность развития, целостность явлений и процессов реального мира, взаимодействия человека и природы; концепция системно- деятельносного подхода к изучению и проектированию педагогических явлений; важнейшие социальные и психолого-педагогические идеи о ведущей роли воспитания и образования в формировании и становлении личности, целостности педагогического процесса и его личностно-деятельностном характере; концепция саморазвития и самоутверждения личности в различных сферах деятельности.
Методы исследования. В процессе исследования использовались теоретические методы: научно - теоретический анализ педагогической, географической, экономической литературы по исследуемой проблеме, нормативной и методической документации.
Экспериментальная база исследования. Исследования проводились в три этапа с 2014 по 2017 год на базе гимназии №4 и №18, а также гимназии с татарским языком обучения № 155 города Казани. Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработан материал, позволяющий повысить уровень сформированности элементов экологической безопасности старшеклассников. Результаты исследования могут обогатить практику работы учителей естественно-географических дисциплин и экологии. Выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы для разработки дидактических пособий и информационно-дидактических материалов в помощь учителей естественно-географических дисциплин.
На первом (констатирующем) этапе (2014-2015) Осуществлялся теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме. Определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования. Обобщался полученный материал, и разрабатывалась методика организации опытно-экспериментальной работы.
На втором (формирующем) этапе (2015-2016) проводилась апробация комплекса педагогических условий по формированию экологической безопасности при изучении е6стественно-географических дисциплин.
На третьем (контрольном) этапе(2016-2017) проводился контрольный эксперимент по оценке эффективности применения комплекса педагогических условий по формированию экологической безопасности при изучении естественно-географических дисциплин. Выявление общего уровня усвоения знаний по экологической безопасности в ходе изучения естественно-географических дисциплин происходит аналогично констатирующему этапу.
Научная новизна заключается в том, что:
- выявлены педагогические условия, способствующие формированию экологической безопасности учащихся старших классов в процессе изучения предметов естественно-географического цикла;
- разработана модель процесса формирования экологической безопасности в школе при изучении естественно-географических дисциплин старшеклассниками.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования позволяют дополнить и конкретизировать современное представление об экологической безопасности школьников, что наиболее эффективно формирование при изучении естественно-географических дисциплин в средних общеобразовательных школах.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследовательской работы при проектировании и организации образовательного процесса в средних общеобразовательных школах при воспитании экологической культуры, формированию экологической безопасности.
Достоверность результатов исследования обеспечивается оптимальным выбором методологических оснований, опорой основных положений и научных выводов на достижение педагогики и психологии, целостным подходом к исследованию проблемы, адекватность методов исследования и его целям и задачам, непротиворечивостью исходных теоретических положений, практическим подтверждением основных теоретических положений и результатов экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Знания об экологической безопасности - это взаимосвязанная и взаимообусловленная система, имеющая сложную структуру и междисциплинарный характер, опирающаяся на принципы непрерывности, преемственности, научности, последовательности и включающая научные знания о природе и её законах, необходимые для понимания взаимодействия природы и общества, выбора подходов и методов решения проблем, связанных с экологической безопасностью, осуществления прогноза и оценки последствий действия антропогенного фактора.
2. Педагогическими условиями эффективного формирования экологической безопасности учащихся старших классов в процессе изучения естественно-географических дисциплин являются: учет возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей и интересов учащихся, вычленение в про граммах и учебниках естественно-географических дисциплин взаимосвязанных экологических и экономических проблем, использование принципа краеведческого подхода в процессе формирования экологической безопасности учащихся, установление межпредметных и интегрированных связей между предметами естественно-географического образования.
3. Модель формирования экологической безопасности старшеклассников в процессе изучения естественно-географических дисциплин, которая включает цель, педагогические условия, содержание, формы и взаимосвязанные методы деятельности учителя и учащихся, критерии и результат, позволяет представить целостный процесс работы учителя.
Апробация и внедрение результатов работы.
Основные положения исследовательской работы обсуждались и были одобрены на Всероссийская научно - практическая конференция на тему: «Преемственность эколого - географического образования учащейся молодежи в школе и вузе» (2014 г.), Научно-практическая конференция обучающихся в общеобразовательных учреждениях "Формирование экологической безопасности в школе при изучении естественно-географических дисциплин" (2015 г.), VI Всероссийская научная конференция с международным участием «Принципы и способы сохранения биоразнообразия» (2016 г.). III Всероссийская научно-методическая конференция «Формирование экологической культуры обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин» (2016 г.), в XIII Международная научно-практическая конференция «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (2016 г.). Опубликованы статьи по результатом исследования в различных журналах и сборниках, а так же имеется статья в журнале «Современные проблемы науки и образования», прошедший Высшую аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки Российской Федерации, «Использование некоторых аспектов эколого-экономической безопасности в процессе изучения экономической и социальной географии России»
В первой главе «Теоретические аспекты формирования экологической безопасности школьников при изучении естественно-географических дисциплин» раскрываются теоретические аспекты формирования экологической безопасности школьников при изучении естественно-географических дисциплин. Исследуются основные понятия и типы формирование экологической безопасности при изучении естественно-географических дисциплин старшеклассниками
Во второй главе «Формирование экологической безопасности при изучении естественно-географических дисциплин старшеклассниками» использование множеств форм, методов, приёмов, способов педагогического воздействия, целью которого является формирование яркой, всесторонне развитой личности, способной к дальнейшему саморазвитию, стремлению обогащаться новыми знаниями, обладающей рядом необходимых компетенций для своей профессиональной и творческой реализации для формирования экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно-географических дисциплин.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.
В приложении дается описание диагностических методик, используемых в опытно-экспериментальной работе.
В данной выпускной квалификационной работе рассматриваются педагогические условия формирования экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно-географических дисциплин. В ходе изучения вопроса мы ознакомились с различными подходами к понятиям «экологическая безопасность», «инновационные модели образования», определены основные черты и типы инновационных способов обучения при формировании экологической безопасности старшеклассников. Особый интерес вызвала проработка сравнительного анализа основных черт различия традиционного и инновационного подхода к образовательно-воспитательной деятельности школьного учителя. Изучены варианты применения различных моделей обучения при изучении естественно-географических дисциплин, а также продуктивность применения различных инновационных моделей.
Особое внимание уделено новым возможностям осуществления одного из важнейших принципов дидактики - принципа наглядности в обучении. С внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий произошел качественный скачок системы средств, способствующих улучшению восприятия, понимания и запоминания большого объема информации. Однако вместе с тем проявилась и обратная сторона такого, казалось бы, безоговорочно положительного явления, а именно: мощный поток информации часто оказывается вовсе неспособным формировать у учащихся естественнонаучное мировоззрение в силу несистемности его подачи. Задача учителя самому производить грамотный и обоснованный отбор материала и научить этому своих учеников.
Свою задачу при выполнении выпускной квалификационной работы мы видели в осуществлении дидактического принципа наглядности самыми новыми технологиями. При этом весьма продуктивным мы считаем формирования экологической безопасности старшеклассников наиболее качественно при изучении естественно-географических дисциплин, что позволяет глубоко вникнуть в суть данного понятия.
1. Абрамова Т.И. Экологическое образование и воспитание школьников/ Т.И. Абрамова// Экологическое образование и воспитание в вузах Северного Кавказа. - Ростов-на-Дону, 1989.
2. Алексеев с.В. Экологический центр в образовательной системе школы/ с.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.г. Груздева. - СПб, 1996. - С.120.
3. Алисов, Е. А. Педагогическое проектирование экологически безопасной образовательной среды: Автореферат д.п.н. / Е. А. Алисов. — М., 2011. — 40 с. 2.
4. Андреева Л.И. Система непрерывного экологического образования школьников/ Л.И. Андреева, В.Н. Михелькевич, Ю.А.кустов. - Тольятти: Изд- во: Фонд «Развитие через образование», 2002. - 200 с.
5. Биология, 10 класс, Лисов Н.Д., 2014
6. Биология, 11 класс, Базовый уровень, Пономарева И.Н., Корнилова О.А., 2013
7. Биология, 8 класс, Вахрушев А.А., Родионова Е.И., Белицкая Г.Э.,
Раутиан А.С., 2015
8. Биология, 9 класс, Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.,
Родионова Е.И., 2015
9. Божьеволина И.М. Эколого-педагогическая подготовка студентов в условиях классического университета: Монография/ И.М.Божьеволина. - Йошкар-Ола, 2007. - 186 с.
10. Винокурова Н.Ф. Формирование у учащихся знаний социальной экологии на межпредметной основе (биология в 6-7 классах): Дисс. канд. пед. наук/ Н.Ф. Винокурова. - М., 1989. - 171 с.
11. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] / Е. А. Вохменцева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.
12. Гайсин И.Т. Вопросы экологической безопасности и
экономики./Филология и культура. 2008. -№14. -С.64-66.
13. Гайсин И.Т. Преемственность экологического воспитания:: Монография / И.Т. Гайсин. - Казань.: Тат.кн. изд-во, 1999. -204 с.
14. Гараева М.В., Гайсин И.Т. Использование некоторых аспектов эколого - экономической безопасности в процессе изучения экономической и социальной географии России // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24601
15. Гайсин И.Т., Галимов Ш.Ш., Хусаинов З.А. География и экология Республики Татарстан: Учеб.пособие. - 2-е изд. - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2010. - 112 с.
16. Гайсин М.И. Эколого-экономическая культура учащейся молодежи: Монография/ М.и. Гайсин, И.Т. Гайсин, Ш-.Ш. Галимов. - Казань: Р:ИЦ «Школа», 2008. - 160 с.
17. Гараева М.В. Значение особо охраняемых территорий при формировании знаний об экологической безопасности школьников. Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. г.Тольятти-2016
18. География России, Хозяйство, Регионы, 9 класс, Таможняя Е.А., Толкунова С.Г., 201
19. География России.Природа.8 кл. : учеб. для общеобразоват. Учреждений / И.И. Баринова.- 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2011;
20. География, 10-11 класс, Базовый уровень, Кузнецов А.П., Ким Э.В., 2011.
21. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2015 году - Казань 2015 41
22. Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования // Специальность 656600 «Защита окружающей среды». - М., 2000. - 40 с. 33
23. Данилова-Данильян В.И., Залиханов М.Ч. , ЛосевК.С. Экологическая
безопасность. Общие принципы и российский аспект.
Москва. Изд-во:МППА БИМПА-2007- 286, 1 с
24. Дерябо С.Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе/ С.Д. Дерябо, В.с. Ясвин. -М.: РАО ЦКФЛ, 1995. -147 с. 15. Захлебный АВ. О формах организации экологического образования и воспитания школьников/ А.Н. Захлебный// Биология в школе, 1987. - N~3.
25. Добрецова Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование в школе.- 1999, -№ 9, -с.57
26. Егорова Н.М., Барышева Н.Г. «Нестандартные формы обучения в сельской школе» // «Инновационные подходы к естественнонаучным исследованиям и образованию: материалы Всероссийской научно-практ. конф., Казань, 12-13 марта 2009 г. / отв. ред. С.И. Гильманшина - Казань: ТГГПУ, 2009. - 636 с.
27. Епишева О.Б., Трушников Д.Ю. "Инновационные
процессы в образовании". - ТГНУ - ИГН, Тюмень, 2009
28. Ефимова Е.И. Методологические основы становления экологической культуры: Монография / Е.И. Ефимова. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун¬та, 2000. - 174 с. 47
29. Закон Республики Татарстан «Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан» (постатейный комментарий) / Под ред. А.А. Колесника. - Казань, 1999. - 377 с. 51
30. Закон Республики Татарстан «Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан» (постатейный комментарий) / Под ред. А.А. Колесника. - Казань, 1999. - 377 с. 159
31. Зверев А.Т. Устойчивое развитие и экологическое
образование./География в школе, №6 2009.-С. 11.
32. Зверев ид Экология в школьном обучении. - М., Знание. 1980.
33. Зверев И. Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы
и средства обучения. — М., 2008.- 78 с. 3.
34. Зубаревич Н. В. Территориальный ракурс модернизации / Сб. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / Под ред. Л. М. Григорьева, Н. В. Зубаревич, Г. Р. Хасаева. - М.: ТЕИС, 2011. - 357 с.
35. Ильясова Э.Н. Сущность и задачи модернизации российского образования на современном этапе./«Педагогические и психологические науки:прошлое, настоящее, будущее»: материалы международной заочной научно¬практической конференции. (26 сентября 2012 г.)
36. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие / В.Н. Михелькевич, В.М. Нестеренко, П.Г. Кравцов. - Самара: Самарск. гос. тех. ун-т, 2004. - 91 с. 62
37. Киселев С. А. Педагогические аспекты экологической безопасности образовательной среды // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 777-780.
38. Киселева Э. М., Гаврилова Л. А. Возможности курса «Основы
безопасности жизнедеятельности» в формировании знаний по экологической безопасности школьников/Вестник Орловского государственного университета. 2013. № 5 С.97-101
39. Комарова Н.Г., Геоэкология и природопользование, Учеб.пособие для высш. пед. проф. образования. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр "Академия", 2010. — 256 с.
40. Концепции экологической безопасности Республики Татарстан (на период с 2007 по 2015 годы). - Казань, 2006. - 22 с. 69
41. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
42. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проект / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. — 36 с.
43. Котлова Л.В. Контроль знаний на уроках географии с использованием компьютерных технологий. // «Инновационные подходы к естественнонаучным исследованиям и образованию: материалы Всероссийской научно-практ. конф. / отв. ред. С.И. Гильманшина - Казань: ТГГПУ, 2009. - 636 с.
44. Красная книга Республики Татарстан. - Казань, 1995.
45. Кривошеин Д.А., Дмитренко В.П., Федотова. Основы.экологической безопасности производств, Н.В., Москва. Издательство: Лань, 2015 г.- 336 с
46. Ксеноза, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст] Г.Ю. Ксеноза. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
47. Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М., 1970
48. Лавров С. Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. — СПб.: СПбГУПМ, 2008. — 72 с.
49. Лебедева л.АНекоторые аспекты эколого-нравственного воспитания младших школьников / Преемственность в эколого-географическом образовании. Материалы региональной научн.метод.конф. (Казань, 20- 21 апреля 2000 г.) - Казань: Изд-во "Ган-Заря", 2000 - С.107-108_
50. Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимо- действия с подростками. - М., 2002
51. Мамедов Н.М. Основы социальной экологии: Учебное пособие/ НМ. Мамедов. - М.: СТУПЕни, 2003. - 256 с.
52. Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование/ НВ. Моисеев. - М.: МНЭПУ, 1995. - 56 с.
53. Моисеева Л.В. Альтернативные модели экологического образования: Монография/ Л.В. Моисеева. - Екатеринбург: Изд-во Урал. П!У, 1996. -106 с.
54. Моисеева Л.В. Диагностические методики в экологическом образовании: Учебное пособие/ Л.В. Моисеева. - Екатеринбург: Издво Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. - 157 с. 94
55. Моисеева Л.В. О формировании нравственно-экологического здоровья школьников. Концепция школы и программа реализации// Л.В. Моисеева. - Екатеринбург: Уникум, 1996. - 97 с.
56. Мухутдинова Т.З. Формирование и развитие региональной системы непрерывного экологического образования специалиста/ Т.З.Мухутдинова. - Казань: Изд-во казан.ун-та, 2003. - 352 с.
57. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL:http://mon.gov.ru/dok/akt/.
58. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61
59. Никитин Э.М. Теоретические и организационно—педагогические основы развития федеральной системы дополнительного педагогического образования. М.: апкиппро, 1999. — 314 с.
60. Новая Российская энциклопедия: В 12т. / Редкол.: А.Д. Некипелов, В.И. Данилов-Данильян, В.М. Карев и др.-М.: ООО» Изд-во «Энциклопедия», 2004. -Т.1: Россия. -2004.-960с.
61. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов. средних школ и колледжей. 2-е испр. и доп. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 560с.
62. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов. средних школ и колледжей. 2-е испр. и доп. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 560с
63. Организация экологического образования в школе: Пособие для работников сред. образ. школ/ Под ред. И.Д. Зверева, и.т.СуравегиноЙ. - Пермь, 1990. - 148 с.
64. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003
65. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. - http://schools.keldysh.ru/labmro
66. Попова Р. И., Елизарова И. С. Особенности методической подготовки магистров педагогического образования вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности Высшее образование сегодня. 2011. № 4. С. 83-86. 6.
67. Практикум по экологии: Методические рекомендации. - Казань, ВНИК
"Школа-гимназия", 1999.
68. Программы образовательной области «Экология/ Под ред. Г.Л. Сикорской и др. - Екатеринбург, 1995. - 58 с.
69. Проект Государственная программа «Экологическое образование, воспитание и просвещение в Республике Татарстан на 2007-2011 годы». - Казань, 2007. - 24 с. 157
70. Реймерс НФ. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь- справочник. - М.: Просвещение, 1992. - 320 с.
71. Садыкова н.к. Экологическое воспитание на уроках литературы / Преемственность в эколого-географическом образовании. Материалы региональной научн.метод.конф. (Казань, 20-21 апреля 2000 г.). - Казань: Изд- во "Ган-Заря", 2000. - С 25-26.
72. Саутин Е.А. Современные инновационные подходы к концепции непрерывного экологического просвещения.,,// «Инновационные подходы к естественнонаучным исследованиям и образованию: материалы Всероссийской научно-практ. конф., Казань, 12-13 марта 2009 г. / отв. ред. С.И. Гильманшина - Казань: ТГГПУ, 2009. - 636 с.
73. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с. - ISBN: 5-87953-127-9.
74. Селивановская С.Ю.. Переведенцев Ю.П., Тишин Д.В., Латыпова В.З., Зарипов Ш.Х., Ермолаев О.П., Сироткин В.В., Рогова Т.В., Гайсин И.Т. Окружающая среда и устойчивое развитие регионов /Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2014. №2. -С.118-119.
75. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4
76. Смирнов, Н. К. Здоровьеберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. — М.: АРКТИ, 2005. — 320 с.
77. Совершенствование методики преподавания географии и экологии в школе и вузе / Материалы регион.научн.метод.конф. (Казань, 21-22 ноября
2002 г.). - Казань: Изд-во "Ган-Заря", 2002.
78. Солодухо Н.М. Актуальные вопросы всеобщей экологии: По материалам международного (СНГ) семинара/ Под общ.ред. проф. Н.М. Солодухо. - Казань: Изд-во Казанского гос. техн. ун-та, 2007. - 244 с. 136
79. Соломин В. П., Станкевич П. В. Формирование содержания
специализированных магистерских программ в области экологической безопасности. — Вестник Международной Академии наук (Русская секция), 2009. Специальный выпуск. 8. Яншин А. Д. Научные проблемы охраны природы и экологии. // Экология и жизнь. — 2009. № 3
80. Специализированный образовательный портал «Инновации в образовании»// sinncom.ru.
81. Суравегина И.Т. Экологическое образование в школе: концепция и модель/ И.Т. Суравегина/ За гармонизацию взаимоотношений человека с природой. - М.: Школа, 1989. - 174 с.
82. Суравегина И.Т., Мамедов Н.Н. Общеобразовательные цели изучения экологии в контексте концепции устойчивого развития/ И.Т.Суравегина, Н.Н. Мамедов// Вестник экологич. образования. Вып. 1-2, 1995. - С.54-58.
83. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экологическое образование в школе/ И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич/г Советская педагогика, 1990. - N~12.
84. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс: учебник
для учащихся общеобразовательных учреждений/Е.А.Таможняя,
С.Г.Толкунова; под общ. Ред. В.П. Дронова - М.: Вента-Граф,2010. - 386 с.
85. Термины МЧС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://16.mchs .gov.ru/dop/term
86. Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству: Учеб. пособие. -М.: Логос, 2002. -193с.
87. Учебное пособие/ И.Т. Гайсин, З.А. Хусаинов, Ш.Ш. Галимов. - Казань: Изд-во КГПУ, 2003. - 201 с.
88. Файрушина С.М. Формирование экологической культуры при организации исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе/
с.м. Файрушина// Высшее образование сегодня, 2009. - № 4. - С.84-88.
89. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12.
90. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ.
91. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка» № 124-ФЗ.
92. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Ю.Федорова. - 3-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - с. 32-45
93. Физическая химия, Том 1, Общая и химическая термодинамика, Борщевский А.Я., 2017
94. Физическая химия, Том 2, Статистическая термодинамика, Борщевский А.Я., 2017
95. Хартия Земли в Татарстане. 4-е изд., перераб., дополнен. - Казань: Изд-во «Заман», 2016. - 256 с. 144
96. Химия, 10 класс, Базовый уровень, Габриелян О.С., 2013
97. Химия, 8 класс, Новошинский И.И., Новошинская Н.С., 2013
98. Химия, базовый уровень, 11 класс, учебник Габриелян О.С., 2014
99. Чошанов М.А. Дидактика и инженерия. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 248 с.
100. Чошанов М.А. Инженерия обучающих технологий. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 239 с.
101. Экономическая и социальная география мира, 10 класс, Курашева Е.М., 2011
102. Ясвин В.А. Психология отношения к природе/ В.А. Ясвин.М.: Смысл, 2000. - 456 с.
103. Gaisin I.T., Beketova S.I., Gaisin R.I. Competence-based approach as an effective way to increase the level of training of geographers in universities / Life Science Journal. - 2014. - № 11. - C. 166-170. http//www.lifesciencesite.com