ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
|
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической безопасности школьников при изучении естественно-географических дисциплин
1.1. Историко-теоретические предпосылки формирования
экологической безопасности учащихся
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования
экологической безопасности школьников
1.3. Выявление потенциала предметов естественно-географического цикла по экологической безопасности
Выводы по первой главе 51
Глава 2. Формирование экологической безопасности при изучении естественно-географических дисциплин старшеклассниками
2.1. Педагогические условия формирования экологической безопасности старшеклассников
2.2. Модель процесса формирования экологической безопасности при изучении естественно-географических дисциплин
2.3. Использование инновационно-образовательных технологий в процессе формирования экологической безопасности в учебно-воспитательной деятельности
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по изучению уровня экологической безопасности старшеклассников
Выводы по второй главе 93
Заключение а 95
Литератур 96
Приложение 105
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической безопасности школьников при изучении естественно-географических дисциплин
1.1. Историко-теоретические предпосылки формирования
экологической безопасности учащихся
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования
экологической безопасности школьников
1.3. Выявление потенциала предметов естественно-географического цикла по экологической безопасности
Выводы по первой главе 51
Глава 2. Формирование экологической безопасности при изучении естественно-географических дисциплин старшеклассниками
2.1. Педагогические условия формирования экологической безопасности старшеклассников
2.2. Модель процесса формирования экологической безопасности при изучении естественно-географических дисциплин
2.3. Использование инновационно-образовательных технологий в процессе формирования экологической безопасности в учебно-воспитательной деятельности
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы по изучению уровня экологической безопасности старшеклассников
Выводы по второй главе 93
Заключение а 95
Литератур 96
Приложение 105
Актуальность исследования. Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели естественно-географического образования. XXI век требует от преподавателя не столько «наполнения» школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию:
- гибко адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умение применять их на практике для решения поставленных задач;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающую проблему, грамотно и рационально подобрать необходимое решение;
- уметь творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, уметь работать в команде.
Таким образом, главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором ведущей была бы познавательная деятельность, а не преподавание. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Теперь учитель выступает не только в роли носителя знания и контролирующей инстанции, но и в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности ученика.
В таких условиях педагогу необходимо владеть методами и формами построения образовательного процесса, которые бы стимулировали самостоятельную познавательную деятельность ученика в формировании экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно-географических дисциплин. Этим и объясняется актуальность данного исследования. Необходимостью систематизировать инновационные педагогические модели и технологии, определить их роль в процессе развития личности ребенка, показать варианты и способы применения инновационных технологий и образовательных моделей в процессе формирования экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно- географических дисциплин.
Состояние научной разработанности проблемы исследования: теоретико-методологическую основу научного изучения взаимодействия общества и природы, экологической безопасности заложили выдающиеся отечественные ученые В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Чижевский А.Л., Л.Н. Гумилев.
Особое внимание в историографическом обзоре монографическое исследование известных российских ученых-экологов Данилова-Данильяна В.И., Залиханова М.Ч. и Лосева К.С. «Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект». В книге рассматривается понятие «экологическая безопасность», проблемы экологической опасности применительно к российской действительности, ее региональные аспекты.
Одними из первых обратились к проблеме экологии человека отечественные исследователи Сосунова И.А., Гирусов Э.В., Горелов A.A., Лосев A.B. , а так же работы Моисеева H.H., связанные с экологическими. Об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе (Бабанский Ю.К., Байбородов Л.В., Лихачев Б.Т., Пидкасистый П.И., Сластенин В.А. и др.); о личностно-ориентированном характере образования и обучения (Бондаревская Е.В., Кулюткина Ю.Н., Якиманская И.С. и др.); концепция формирования технологической культуры молодежи в образовательной школе (Атутов П.Р., Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л. и др.).
Развитию экологического образования и воспитания в профессиональных училищах, лицеях и колледжах посвящены исследования Иванова Т.А., Нуризянова Р.М., Чуйковой Л.Ю. и др.; в вузах - Божьеволиной И.М., Гайсин И.Т., Мухутдинова Т.З., Файрушиной С.М., Хусаинова З.А. и др. Значительный вклад в развитие экологического образования в вузах Республики Татарстан вносят ученые: Азимов Ю.И., Морозов Н.В., Переведенцев Ю.П., Потапов Г.П., Рахимов И.И., Рогова Т.В., Трофимов А.М. и др.
Вышеизложенное позволило выявить противоречия между потребностью общества во всесторонне развитых школьников, способных постоянно совершенствовать свои знания в области экологической безопасности, и недостаточной теоретической и практической разработанностью принципов и методов формирования экологической безопасности старшеклассников.
На основании выявленных противоречий и исследовательской установки исследовательской работы на поиск путей и способов из разрешения определена проблема педагогического обеспечения процесса формирования экологической безопасности при изучении естественно-географических дисциплин. В рамках данной проблемы нами выбрана следующая тема исследования: «Педагогические условия формирования экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно-географических дисциплин»
Таким образом, объектом исследования являются инновационные модели формирования экологической безопасности старшеклассников.
Предмет исследования - способы их применения при изучении естественно-географических дисциплин.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании значимости использования некоторых аспектов экономической безопасности в процессе изучения естественно-географических дисциплин.
Для достижения поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой. Процесс формирования экологической безопасности учащихся при изучении естественно-географических дисциплин будет эффективным, если:
- реализовать и последовательно соблюдать следующие педагогические условия:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей и интересов учащихся;
• вычленение в программах и учебниках естественно-географических дисциплин взаимосвязанных экологических проблем;
• использование принципа краеведческого подхода в процессе формирования эколого-экономических знаний учащихся;
• установление межпредметных и интегрированных связей экологической безопасности между предметами естественно-географического образования;
- разработать и внедрить модель формирования экологической безопасности знаний учащихся в процессе изучения естественно-географических дисциплин .
Цель, объект, предмет, гипотеза, а так же общий замысел исследования позволил сформулировать следующие задачи:
- определить основные черты и типы подхода к обучению при педагогических условиях формирования экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно-географических дисциплин;
- изучить варианты применения моделей обучения формирования экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно-географических дисциплин;
- изучить продуктивность применения различных инновационно-образовательных технологий в процессе формирования экологической безопасности в учебно-воспитательном процессе.
Методологической основой исследования являются проблемное обучение, непрерывность развития, целостность явлений и процессов реального мира, взаимодействия человека и природы; концепция системно- деятельносного подхода к изучению и проектированию педагогических явлений; важнейшие социальные и психолого-педагогические идеи о ведущей роли воспитания и образования в формировании и становлении личности, целостности педагогического процесса и его личностно-деятельностном характере; концепция саморазвития и самоутверждения личности в различных сферах деятельности.
Методы исследования. В процессе исследования использовались теоретические методы: научно - теоретический анализ педагогической, географической, экономической литературы по исследуемой проблеме, нормативной и методической документации.
Экспериментальная база исследования. Исследования проводились в три этапа с 2014 по 2017 год на базе гимназии №4 и №18, а также гимназии с татарским языком обучения № 155 города Казани. Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработан материал, позволяющий повысить уровень сформированности элементов экологической безопасности старшеклассников. Результаты исследования могут обогатить практику работы учителей естественно-географических дисциплин и экологии. Выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы для разработки дидактических пособий и информационно-дидактических материалов в помощь учителей естественно-географических дисциплин.
На первом (констатирующем) этапе (2014-2015) Осуществлялся теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме. Определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования. Обобщался полученный материал, и разрабатывалась методика организации опытно-экспериментальной работы.
На втором (формирующем) этапе (2015-2016) проводилась апробация комплекса педагогических условий по формированию экологической безопасности при изучении е6стественно-географических дисциплин.
На третьем (контрольном) этапе(2016-2017) проводился контрольный эксперимент по оценке эффективности применения комплекса педагогических условий по формированию экологической безопасности при изучении естественно-географических дисциплин. Выявление общего уровня усвоения знаний по экологической безопасности в ходе изучения естественно-географических дисциплин происходит аналогично констатирующему этапу.
Научная новизна заключается в том, что:
- выявлены педагогические условия, способствующие формированию экологической безопасности учащихся старших классов в процессе изучения предметов естественно-географического цикла;
- разработана модель процесса формирования экологической безопасности в школе при изучении естественно-географических дисциплин старшеклассниками.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования позволяют дополнить и конкретизировать современное представление об экологической безопасности школьников, что наиболее эффективно формирование при изучении естественно-географических дисциплин в средних общеобразовательных школах.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследовательской работы при проектировании и организации образовательного процесса в средних общеобразовательных школах при воспитании экологической культуры, формированию экологической безопасности.
Достоверность результатов исследования обеспечивается оптимальным выбором методологических оснований, опорой основных положений и научных выводов на достижение педагогики и психологии, целостным подходом к исследованию проблемы, адекватность методов исследования и его целям и задачам, непротиворечивостью исходных теоретических положений, практическим подтверждением основных теоретических положений и результатов экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Знания об экологической безопасности - это взаимосвязанная и взаимообусловленная система, имеющая сложную структуру и междисциплинарный характер, опирающаяся на принципы непрерывности, преемственности, научности, последовательности и включающая научные знания о природе и её законах, необходимые для понимания взаимодействия природы и общества, выбора подходов и методов решения проблем, связанных с экологической безопасностью, осуществления прогноза и оценки последствий действия антропогенного фактора.
2. Педагогическими условиями эффективного формирования экологической безопасности учащихся старших классов в процессе изучения естественно-географических дисциплин являются: учет возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей и интересов учащихся, вычленение в про граммах и учебниках естественно-географических дисциплин взаимосвязанных экологических и экономических проблем, использование принципа краеведческого подхода в процессе формирования экологической безопасности учащихся, установление межпредметных и интегрированных связей между предметами естественно-географического образования.
3. Модель формирования экологической безопасности старшеклассников в процессе изучения естественно-географических дисциплин, которая включает цель, педагогические условия, содержание, формы и взаимосвязанные методы деятельности учителя и учащихся, критерии и результат, позволяет представить целостный процесс работы учителя.
Апробация и внедрение результатов работы.
Основные положения исследовательской работы обсуждались и были одобрены на Всероссийская научно - практическая конференция на тему: «Преемственность эколого - географического образования учащейся молодежи в школе и вузе» (2014 г.), Научно-практическая конференция обучающихся в общеобразовательных учреждениях "Формирование экологической безопасности в школе при изучении естественно-географических дисциплин" (2015 г.), VI Всероссийская научная конференция с международным участием «Принципы и способы сохранения биоразнообразия» (2016 г.). III Всероссийская научно-методическая конференция «Формирование экологической культуры обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин» (2016 г.), в XIII Международная научно-практическая конференция «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (2016 г.). Опубликованы статьи по результатом исследования в различных журналах и сборниках, а так же имеется статья в журнале «Современные проблемы науки и образования», прошедший Высшую аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки Российской Федерации, «Использование некоторых аспектов эколого-экономической безопасности в процессе изучения экономической и социальной географии России»
В первой главе «Теоретические аспекты формирования экологической безопасности школьников при изучении естественно-географических дисциплин» раскрываются теоретические аспекты формирования экологической безопасности школьников при изучении естественно-географических дисциплин. Исследуются основные понятия и типы формирование экологической безопасности при изучении естественно-географических дисциплин старшеклассниками
Во второй главе «Формирование экологической безопасности при изучении естественно-географических дисциплин старшеклассниками» использование множеств форм, методов, приёмов, способов педагогического воздействия, целью которого является формирование яркой, всесторонне развитой личности, способной к дальнейшему саморазвитию, стремлению обогащаться новыми знаниями, обладающей рядом необходимых компетенций для своей профессиональной и творческой реализации для формирования экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно-географических дисциплин.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.
В приложении дается описание диагностических методик, используемых в опытно-экспериментальной работе.
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели естественно-географического образования. XXI век требует от преподавателя не столько «наполнения» школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию:
- гибко адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умение применять их на практике для решения поставленных задач;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающую проблему, грамотно и рационально подобрать необходимое решение;
- уметь творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, уметь работать в команде.
Таким образом, главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором ведущей была бы познавательная деятельность, а не преподавание. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Теперь учитель выступает не только в роли носителя знания и контролирующей инстанции, но и в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности ученика.
В таких условиях педагогу необходимо владеть методами и формами построения образовательного процесса, которые бы стимулировали самостоятельную познавательную деятельность ученика в формировании экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно-географических дисциплин. Этим и объясняется актуальность данного исследования. Необходимостью систематизировать инновационные педагогические модели и технологии, определить их роль в процессе развития личности ребенка, показать варианты и способы применения инновационных технологий и образовательных моделей в процессе формирования экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно- географических дисциплин.
Состояние научной разработанности проблемы исследования: теоретико-методологическую основу научного изучения взаимодействия общества и природы, экологической безопасности заложили выдающиеся отечественные ученые В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Чижевский А.Л., Л.Н. Гумилев.
Особое внимание в историографическом обзоре монографическое исследование известных российских ученых-экологов Данилова-Данильяна В.И., Залиханова М.Ч. и Лосева К.С. «Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект». В книге рассматривается понятие «экологическая безопасность», проблемы экологической опасности применительно к российской действительности, ее региональные аспекты.
Одними из первых обратились к проблеме экологии человека отечественные исследователи Сосунова И.А., Гирусов Э.В., Горелов A.A., Лосев A.B. , а так же работы Моисеева H.H., связанные с экологическими. Об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе (Бабанский Ю.К., Байбородов Л.В., Лихачев Б.Т., Пидкасистый П.И., Сластенин В.А. и др.); о личностно-ориентированном характере образования и обучения (Бондаревская Е.В., Кулюткина Ю.Н., Якиманская И.С. и др.); концепция формирования технологической культуры молодежи в образовательной школе (Атутов П.Р., Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л. и др.).
Развитию экологического образования и воспитания в профессиональных училищах, лицеях и колледжах посвящены исследования Иванова Т.А., Нуризянова Р.М., Чуйковой Л.Ю. и др.; в вузах - Божьеволиной И.М., Гайсин И.Т., Мухутдинова Т.З., Файрушиной С.М., Хусаинова З.А. и др. Значительный вклад в развитие экологического образования в вузах Республики Татарстан вносят ученые: Азимов Ю.И., Морозов Н.В., Переведенцев Ю.П., Потапов Г.П., Рахимов И.И., Рогова Т.В., Трофимов А.М. и др.
Вышеизложенное позволило выявить противоречия между потребностью общества во всесторонне развитых школьников, способных постоянно совершенствовать свои знания в области экологической безопасности, и недостаточной теоретической и практической разработанностью принципов и методов формирования экологической безопасности старшеклассников.
На основании выявленных противоречий и исследовательской установки исследовательской работы на поиск путей и способов из разрешения определена проблема педагогического обеспечения процесса формирования экологической безопасности при изучении естественно-географических дисциплин. В рамках данной проблемы нами выбрана следующая тема исследования: «Педагогические условия формирования экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно-географических дисциплин»
Таким образом, объектом исследования являются инновационные модели формирования экологической безопасности старшеклассников.
Предмет исследования - способы их применения при изучении естественно-географических дисциплин.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании значимости использования некоторых аспектов экономической безопасности в процессе изучения естественно-географических дисциплин.
Для достижения поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой. Процесс формирования экологической безопасности учащихся при изучении естественно-географических дисциплин будет эффективным, если:
- реализовать и последовательно соблюдать следующие педагогические условия:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей и интересов учащихся;
• вычленение в программах и учебниках естественно-географических дисциплин взаимосвязанных экологических проблем;
• использование принципа краеведческого подхода в процессе формирования эколого-экономических знаний учащихся;
• установление межпредметных и интегрированных связей экологической безопасности между предметами естественно-географического образования;
- разработать и внедрить модель формирования экологической безопасности знаний учащихся в процессе изучения естественно-географических дисциплин .
Цель, объект, предмет, гипотеза, а так же общий замысел исследования позволил сформулировать следующие задачи:
- определить основные черты и типы подхода к обучению при педагогических условиях формирования экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно-географических дисциплин;
- изучить варианты применения моделей обучения формирования экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно-географических дисциплин;
- изучить продуктивность применения различных инновационно-образовательных технологий в процессе формирования экологической безопасности в учебно-воспитательном процессе.
Методологической основой исследования являются проблемное обучение, непрерывность развития, целостность явлений и процессов реального мира, взаимодействия человека и природы; концепция системно- деятельносного подхода к изучению и проектированию педагогических явлений; важнейшие социальные и психолого-педагогические идеи о ведущей роли воспитания и образования в формировании и становлении личности, целостности педагогического процесса и его личностно-деятельностном характере; концепция саморазвития и самоутверждения личности в различных сферах деятельности.
Методы исследования. В процессе исследования использовались теоретические методы: научно - теоретический анализ педагогической, географической, экономической литературы по исследуемой проблеме, нормативной и методической документации.
Экспериментальная база исследования. Исследования проводились в три этапа с 2014 по 2017 год на базе гимназии №4 и №18, а также гимназии с татарским языком обучения № 155 города Казани. Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработан материал, позволяющий повысить уровень сформированности элементов экологической безопасности старшеклассников. Результаты исследования могут обогатить практику работы учителей естественно-географических дисциплин и экологии. Выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы для разработки дидактических пособий и информационно-дидактических материалов в помощь учителей естественно-географических дисциплин.
На первом (констатирующем) этапе (2014-2015) Осуществлялся теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме. Определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования. Обобщался полученный материал, и разрабатывалась методика организации опытно-экспериментальной работы.
На втором (формирующем) этапе (2015-2016) проводилась апробация комплекса педагогических условий по формированию экологической безопасности при изучении е6стественно-географических дисциплин.
На третьем (контрольном) этапе(2016-2017) проводился контрольный эксперимент по оценке эффективности применения комплекса педагогических условий по формированию экологической безопасности при изучении естественно-географических дисциплин. Выявление общего уровня усвоения знаний по экологической безопасности в ходе изучения естественно-географических дисциплин происходит аналогично констатирующему этапу.
Научная новизна заключается в том, что:
- выявлены педагогические условия, способствующие формированию экологической безопасности учащихся старших классов в процессе изучения предметов естественно-географического цикла;
- разработана модель процесса формирования экологической безопасности в школе при изучении естественно-географических дисциплин старшеклассниками.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования позволяют дополнить и конкретизировать современное представление об экологической безопасности школьников, что наиболее эффективно формирование при изучении естественно-географических дисциплин в средних общеобразовательных школах.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследовательской работы при проектировании и организации образовательного процесса в средних общеобразовательных школах при воспитании экологической культуры, формированию экологической безопасности.
Достоверность результатов исследования обеспечивается оптимальным выбором методологических оснований, опорой основных положений и научных выводов на достижение педагогики и психологии, целостным подходом к исследованию проблемы, адекватность методов исследования и его целям и задачам, непротиворечивостью исходных теоретических положений, практическим подтверждением основных теоретических положений и результатов экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Знания об экологической безопасности - это взаимосвязанная и взаимообусловленная система, имеющая сложную структуру и междисциплинарный характер, опирающаяся на принципы непрерывности, преемственности, научности, последовательности и включающая научные знания о природе и её законах, необходимые для понимания взаимодействия природы и общества, выбора подходов и методов решения проблем, связанных с экологической безопасностью, осуществления прогноза и оценки последствий действия антропогенного фактора.
2. Педагогическими условиями эффективного формирования экологической безопасности учащихся старших классов в процессе изучения естественно-географических дисциплин являются: учет возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей и интересов учащихся, вычленение в про граммах и учебниках естественно-географических дисциплин взаимосвязанных экологических и экономических проблем, использование принципа краеведческого подхода в процессе формирования экологической безопасности учащихся, установление межпредметных и интегрированных связей между предметами естественно-географического образования.
3. Модель формирования экологической безопасности старшеклассников в процессе изучения естественно-географических дисциплин, которая включает цель, педагогические условия, содержание, формы и взаимосвязанные методы деятельности учителя и учащихся, критерии и результат, позволяет представить целостный процесс работы учителя.
Апробация и внедрение результатов работы.
Основные положения исследовательской работы обсуждались и были одобрены на Всероссийская научно - практическая конференция на тему: «Преемственность эколого - географического образования учащейся молодежи в школе и вузе» (2014 г.), Научно-практическая конференция обучающихся в общеобразовательных учреждениях "Формирование экологической безопасности в школе при изучении естественно-географических дисциплин" (2015 г.), VI Всероссийская научная конференция с международным участием «Принципы и способы сохранения биоразнообразия» (2016 г.). III Всероссийская научно-методическая конференция «Формирование экологической культуры обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин» (2016 г.), в XIII Международная научно-практическая конференция «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (2016 г.). Опубликованы статьи по результатом исследования в различных журналах и сборниках, а так же имеется статья в журнале «Современные проблемы науки и образования», прошедший Высшую аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки Российской Федерации, «Использование некоторых аспектов эколого-экономической безопасности в процессе изучения экономической и социальной географии России»
В первой главе «Теоретические аспекты формирования экологической безопасности школьников при изучении естественно-географических дисциплин» раскрываются теоретические аспекты формирования экологической безопасности школьников при изучении естественно-географических дисциплин. Исследуются основные понятия и типы формирование экологической безопасности при изучении естественно-географических дисциплин старшеклассниками
Во второй главе «Формирование экологической безопасности при изучении естественно-географических дисциплин старшеклассниками» использование множеств форм, методов, приёмов, способов педагогического воздействия, целью которого является формирование яркой, всесторонне развитой личности, способной к дальнейшему саморазвитию, стремлению обогащаться новыми знаниями, обладающей рядом необходимых компетенций для своей профессиональной и творческой реализации для формирования экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно-географических дисциплин.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.
В приложении дается описание диагностических методик, используемых в опытно-экспериментальной работе.
В данной выпускной квалификационной работе рассматриваются педагогические условия формирования экологической безопасности старшеклассников при изучении естественно-географических дисциплин. В ходе изучения вопроса мы ознакомились с различными подходами к понятиям «экологическая безопасность», «инновационные модели образования», определены основные черты и типы инновационных способов обучения при формировании экологической безопасности старшеклассников. Особый интерес вызвала проработка сравнительного анализа основных черт различия традиционного и инновационного подхода к образовательно-воспитательной деятельности школьного учителя. Изучены варианты применения различных моделей обучения при изучении естественно-географических дисциплин, а также продуктивность применения различных инновационных моделей.
Особое внимание уделено новым возможностям осуществления одного из важнейших принципов дидактики - принципа наглядности в обучении. С внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий произошел качественный скачок системы средств, способствующих улучшению восприятия, понимания и запоминания большого объема информации. Однако вместе с тем проявилась и обратная сторона такого, казалось бы, безоговорочно положительного явления, а именно: мощный поток информации часто оказывается вовсе неспособным формировать у учащихся естественнонаучное мировоззрение в силу несистемности его подачи. Задача учителя самому производить грамотный и обоснованный отбор материала и научить этому своих учеников.
Свою задачу при выполнении выпускной квалификационной работы мы видели в осуществлении дидактического принципа наглядности самыми новыми технологиями. При этом весьма продуктивным мы считаем формирования экологической безопасности старшеклассников наиболее качественно при изучении естественно-географических дисциплин, что позволяет глубоко вникнуть в суть данного понятия.
Особое внимание уделено новым возможностям осуществления одного из важнейших принципов дидактики - принципа наглядности в обучении. С внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий произошел качественный скачок системы средств, способствующих улучшению восприятия, понимания и запоминания большого объема информации. Однако вместе с тем проявилась и обратная сторона такого, казалось бы, безоговорочно положительного явления, а именно: мощный поток информации часто оказывается вовсе неспособным формировать у учащихся естественнонаучное мировоззрение в силу несистемности его подачи. Задача учителя самому производить грамотный и обоснованный отбор материала и научить этому своих учеников.
Свою задачу при выполнении выпускной квалификационной работы мы видели в осуществлении дидактического принципа наглядности самыми новыми технологиями. При этом весьма продуктивным мы считаем формирования экологической безопасности старшеклассников наиболее качественно при изучении естественно-географических дисциплин, что позволяет глубоко вникнуть в суть данного понятия.
Подобные работы
- Преемственность в эколого-нравственном воспитании учащейся молодежи
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2016



