Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК ПУТЬ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №49857

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
389
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты экологизации курса географии
1.1 Экологизация школьного курса географии
1.2 Систематизация экологических знаний в школьном курсе географии
Глава 2. Картографический метод обучения географии
2.1 Педагогические цели в работе с картой - понимание, чтение, знание карты
2.2 Описания по картам
2.3 Графические построения
2.4 Картометрические приемы
2.5 Содержание и система развития картографических знаний в школьном курсе географии
Глава 3. Практическое применение картографического метода в экологизации школьного географического образования
3.1 Применение картографического метода в экологизации физической географии
3.2 Применение картографического метода в экологизации экономической и социальной географии
Заключение
Литература


Картографический метод исследования является эффективным инструмент познания закономерностей пространственного размещения, а также структуры географических объектов и явлений, их взаимосвязи и динамики изменения, средством мониторинга и прогнозирования. При работе с картой важным является анализ и синтез информации, позволяющие формировать представление об изучаемом географическом объекте. Важная роль отводится географическому описанию, которое является определенным результатом в работе с картой. Возможности в изучении природы Земли, а также многих аспектов общественной деятельности человека открылись благодаря интеграции картографического и аэрокосмического методов географических исследований.
Карты экологического содержания широко используются в ходе выполнения научно-исследовательских работ, в практической деятельности, в экологическом образовании и воспитании, а также должны содержать географически корректное картографическое представление экологической информации.
Актуальность темы исследования связано с тем, что на современном этапе развития школы экологическое образование осуществляется на многопредметной основе. Содержание предметных программ учителя стараются увязать с изложением экологических проблем. К сожалению, это мало отражено в программах и учебниках по дисциплинам федерального компонента в среднем образовании и поэтому чаще происходит на инициативной основе.
На сегодняшний день с экологизацией географического образования связаны подготовка обучающихся к грамотному научно обоснованному взаимодействию человека с окружающей природной средой, стремление и способность использовать свои эколого-географические знания в практической деятельности.
B курсе географии представлено большое количество понятий, которые являются основными в теории геоэкологии, например: целостность природы, природный комплекс, географическая оболочка, и др. Таким образом, экология в школьной программе тесно взаимосвязана с географией в разных аспектах, особенно - в содержательном и методологическом.
География превосходит многие дисциплины по экологической направленности, числу и глубине раскрытия экологических проблем и обоснованию путей их решения.
Цель выпускной квалификационной работы изучение применения картографического метода исследования в экологизации географического образования.
Исходя, из поставленной цели нами были выделены задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты экологизации курса географии;
2. Дать анализ содержания и системы развития картографических знаний в школьном курсе географии;
3. Систематизировать практическое применение картографического метода в экологизации физической, экономической и социальной географии.
Объект исследования: образовательный процесс школьников на уроках географии.
Предмет исследования: применение картографического метода в экологизации географического образования.
Для решения поставленных задач данной темы исследования использовались методы теоретического анализа проблемы на основе изучения методической литературы; программ и учебников по курсам физической, экономической и социальной географии с целью выявления эффективности применения картографического метода в экологизации географического образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Этапы восприятия картографической информации в каждом курсе географии становятся более сложными, т.е. изучение и приобретение практических навыков работы с картой строится по принципу: «от простого к сложному».
По мнению К.А. Салищева карта имеет достаточно широкие функциональные возможности:
- познавательные, которые позволяют проводить пространственно-временные исследования природы и общества;
- оперативные, для решения практических задач;
- конструктивные: разработка и реализация проектов;
- прогностические: прогноз изменений состояния объектов во времени.
Но одной из важных, является коммуникативная функция. Знание «картографического языка» позволяет человеку осуществить «перевод» информации с языка «символов»; получить необходимую информацию и использовать ее в дальнейшем для реализации каких-либо целей.
К числу важных аспектов общеобразовательной подготовки учащихся относится умение грамотно пользоваться географическими картами. В современных условиях, когда требования к картографической подготовке существенно возросли, её обеспечение для учителей географии становится до-вольно сложным. В то же время, специфика картографических знаний и умений, предусмотренных в курсах географии, такова, что многие из них могут быть успешно усвоены и применены лишь при умелом сотрудничестве географов с учителями ряда других дисциплин, в первую очередь математики, истории. В данном случае школьное картографическое образование можно рассматривать как совокупность составных подсистем (предметов ) соответствующими структурными связями, где школьной географии принадлежит определяющее, ведущее место.
Сотрудничество с математиками очень ценно для учителей географии уже по той причине, что оно обеспечивает им объективную оценку математических знаний школьников и в связи с этим более уверенное их привлечение при рассмотрении с учащимися разных вопросов географии. Умелое привлечение математических знаний учащихся на уроках географии (темы: «Масштаб», «Географические координаты», «Построение графиков, диаграмм») с одной стороны, а картографических - на уроках математики, с другой, будет способствовать не только, собственно, усвоению картографических вопросов, но и в известной мере выравниванию в сознании школьников значимости изучаемых ими курсов математики и географии, преодолению ещё живущей традиции относиться к последнему как второстепенному, описательному (в сравнении с математикой ).
Межпредметных связи с историей имеют особенно большое значение в повышении образовательного и воспитательного уровня обучения географии. Объясняется это тем, что многие современные особенности населения и хозяйства стран, континентов можно понять только с учётом её прошлого развития. Связь с историей усиливает истолковательный элемент в обучении экономической географии. Некоторые общие экономические понятия, которые используются в географии, даются впервые в курсе истории, например: «монополия», «вывоз капитала», «колония». Опора на общие понятия, сформированные по истории, повышает сознательность в усвоении знаний учащихся и позволяет сократить объём учебного материала, обобщаемого на уроках географии.
Яркие, красочные описания гор, рек, равнин, морей, погоды, растительности дают учителю возможность нарисовать словами образы изучаемых объектов, разных процессов и явлений. Всё это можно преподнести с помощью литературы.
Наряду с предметами гуманитарного цикла, география сотрудничает с рядом курсов естественных наук, помимо уже упомянутой математики.
Так при изучении темы: «Энергетика России» можно сопоставить экономичность разных видов топлива. В понятие «экономичность топлива» входит характеристика теплоты сгорания (теплотворной способности) и условий транспортировки топлива. Для характеристики особенностей транспортировки газообразного топлива можно опереться на знания школьников по физике о том, что с увеличением давления объём газа уменьшается, эта физическая особенность газа используется при его транспортировке по газопроводам. Что касается химии, то при изучении темы «Топливная промышленность» характеристика будет неполной, если учитель не отметит, что все виды этих ресурсов одновременно являются углеводородным сырьём для химической промышленности.
Межпредметные связи становятся средством активизации только в том случае, если они требуют от учащихся разнообразной умственной деятельности (анализа, сравнения). Поэтому установление связи географии с другими предметами ставит перед учителем задачу не только найти, рассказать на уроках подобранный материал, но и организовать активную работу учащихся по анализу данного материала.
Таким образом, в результате целенаправленной работы по установлению межпредметных связей происходит взаимное обогащение содержания разных предметов. Разнообразие примеров и способов осуществления связей между различными дисциплинами - непременное условие активизации процесса обучения и формирования познавательного интереса к содержанию учебного процесса.
Каждый предмет формирует определенный набор предметных компетенций. В свою очередь формирование компетенций связано с практическими навыками работы с различными источниками информации, в том числе и картографическими. Карта - это средство, с помощью которого осуществляется весь спектр работы с информацией.



1. Андреев Н.В., Алескеров Д.М. Математика на уроках географии при изучении вопросов картографии и топографии //Система межпредметных связей по предметам естественно-математического цикла.- М., 1996.- С. 71¬80.
2. Берлянт А.М. А.А. Тилло и др. Развитие методов использования карт//Известия ВГО.- 1982. - Вып. 6.-С. 554-558.
3. Берлянт А.М. Использование карт в науках о Земле//Итоги науки и техники. Картография.- М.: ВИНИТИ АН СССР, 1986.- Т. 12.
4. Берлянт А.М. Картографический метод исследования. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
5. Берлянт А.М. Карта - второй язык географии. М,1985.
6. Большой географический атлас школьника, 2006.
7. География. Атлас, 8 класс - М.: АСТ-Астрель; 2008.
8. География. Страноведение. 7 кл. Атлас: - М.: Дрофа; издательство ДИК, 2005.
9. Географический атлас для учителей средней школы.- М.,1980.
10. География. Контурные карты, 8 класс - М.: АСТ-Астрель; 2008.
11. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.. Начальный курс географии. 6 класс. - М.: Дрофа, 2009.
12. Грюнберг Г.Ю. Картографические понятия в школьной географии. - М., 1979.
13. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Учебник, 6 класс. (2009, 256с.)
14. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
15. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство, книга первая, 8 кл. - М.: Дрофа, 2009.
16. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Хозяйство, Регионы России. книга вторая 9кл. - М.: Дрофа, 2009.
17. Душина И.В., Коринская В.А., Щенёв В.А. «География материков и океанов. 7 класс», М., «Дрофа», 2009.
18. Дьяконов К. Н., Касимов Н. С., Тикунов В. С. Современные методы географических исследований. - М.: Просвещение, 1996. .-207 с.
19. Картография с основами топографии: Учебное пособие для педагогических вузов. Под ред. Г.Ю. Грюнберга. - М.: Просвещение, 1991.
20. Картография с основами топографии. Практикум: Учебное пособие для вузов / Е.А. Чурилова, Н.Н. Колосова. - М.: Дрофа, 2004.
21. Колосова Н.Н. Картография с основами топографии. М.: Дрофа, 2006.
22. Кусов В.С. О картографическом наследии В. Н. Татищева//Геодезия и картография.- 1988.- № 9.- С. 38-41.
23. Лапкина Н.А. О системе картографической подготовки студентов в педагогических институтах //Картография и нар. образование.- М., 1975.- С. 9-23.
24. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2010 г.
25. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2007 г.
26. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2010 г.
27. Максаковский В.П. «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2007.
28. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1986.
29. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение,1990.
30. Малахов Н.В. Факультативные занятия по картографии. [VI-VIII кл.] //География в шк.- 1970.- N 5.- С. 46-47.
31. Малахов Н.В. Межпредметные связи в формировании картографических знаний. М., Просвещение 1982 г.
32. Мультимедийнаяе обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
33. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. - М.: ВАКО, 2009.
34. Петрова Н.Н. Новый образовательный стандарт. Баринова И.И., Дронов В.П. Рабочая тетрадь к учебнику под редакцией В.П. Дронова «География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс»
35. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.- М.: Дрофа, 2006 г.
36. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6 - 10 классы, М., «Дрофа», 2000.
37. Рабочая тетрадь для учителя. География материков и океанов И.В. Душиной., М.: Дрофа, 2009.
38. Салищев К.А. О картографическом методе исследования //, Вестник Моск. ун-та, серия физ.-мат. наук.- 1955. № 10.- С. 161 - 170.
39. Салище в К.А. Картоведение: - М.: Изд-во Моск: ун-та, 1976.
40. Смирнов Л.Е., Шумова О.В. Принципы эколого-географического картографирования // Изв. РГО. - 1994. Т 1 26. Вып.2.
41. Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи - М., Педагогика, 1989.
42. Школьные атласы по истории с 5 по 11 классы, 2012 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ