Работа сделана на примере Самарской области.
Проведен анализ транспортного комплекса Самарской области за 2015-2019 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ 5
1.1 Понятие и элементы транспортного комплекса 5
1.2 Форма и структура управления транспортным комплексом 7
1.3 Отечественный и зарубежный опыт управления транспортным комплексом 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 13
2.1 Общая характеристика транспортного комплекса Самарской области 13
2.2 Основные показатели транспортного обслуживания в Самарской области 15
2.3 Анализ финансирования транспортного комплекса Самарской области 20
2.4 Современные проблемы транспортного комплекса Самарской области 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что транспортный комплекс играет важнейшую роль в обеспечении стабильного и устойчивого развития социально-экономической сферы как государства в целом, так и отдельных регионов. Транспортные услуги призваны обеспечить как бытовые (личные) потребности населения, так и нужды субъектов предпринимательской деятельности. По сути, практически любой аспект социально-экономической жизни, так или иначе, связан с транспортной системой.
Соответственно, слабоэффективное управление транспортным комплексом негативно сказывается на развитии общества и экономики. При этом здесь необходимо понимать, что федеральная схема управления транспортным комплексом далеко не всегда может учесть специфику отдельных субъектов Российской Федерации, что повышает значимость региональных схем управления.
Следует отметить, что вопросы, связанные с управлением транспортным комплексом, достаточно глубоко изучены в науке, в частности, можно отметить таких авторов, как В.А.Жуков, Г.Я. Маркелов, О.Г. Остапенко, А.Е. Черникова. Непосредственно транспортный комплекс Самарской области исследован В.А. Зиминым. Вместе с тем, значимость и актуальность темы обуславливают необходимость новых исследований в данном направлении.
Объектом исследования является управление транспортным комплексом (на примере Самарской области).
Предмет исследования – научная доктрина, практика управления транспортным комплексом.
Цель настоящего исследования – анализ управления транспортным комплексом как система со своими целями, задачами и сущностью.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели поставлен ряд задач:
Определить понятие и элементы транспортного комплекса;
охарактеризовать форму и структуру управления транспортным комплексом;
рассмотреть отечественный и зарубежный опыт управления транспортным комплексом
провести общую характеристику транспортного комплекса Самарской области;
изучить основные показатели транспортного обслуживания в Самарской области;
провести анализ финансирования транспортного комплекса Самарской области;
определить современные проблемы транспортного комплекса Самарской области.
Методологию исследования составляют такие методы, как дедукция, индукция, анализ, синтез, классификация.
Структура работы.
Исследование включает в себя введение, 2 главы, состоящие в общей сложности из 7 параграфов, заключение. При написании работы использовано 15 источников
1) Транспортный комплекс представляет собой сектор экономики, в рамках которого обеспечивается потребность перевозки различными видами транспорта.
Элементами транспортного комплекса выступают: объекты транспортной инфраструктуры – пути передвижения (автомобильные и железные дороги, водные пути), здания, сооружения и строения, предназначенные для обеспечения деятельности транспорта (вокзалы, станции и др); субъекты транспортной инфраструктуры – собственники (пользователи) транспортных средств; транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки грузов, физических лиц, оборудования и иных объектов.
2) Управление транспортным комплексом представляет собой непрерывную деятельность органов государственной власти федерального и регионального уровней, направленную на создание системы перевозок различными видами транспорта, обеспечение своевременности, качества и безопасности таких перевозок.
По своей форме такое управление носит административно-распорядительный характер и осуществляется в соответствии с единой федеральной схемой управления транспортным комплексом, а также с региональными схемами, учитывающими специфику субъекта Российской Федерации (географическое положение, уровень развития транспортной инфраструктуры и т.д.)
3) Социально-экономические реалии России обуславливают необходимость дальнейшего развития такой модели управления транспортным комплексом, как модель регулирования рынка (ограниченной конкуренции), которая, в частности, успешно применяется в странах Скандинавии.
Здесь доступ к рынку транспортных услуг получают те субъекты, которые предлагают наиболее приемлемые тарифы на транспортные услуги. Так же следует обратить внимание на необходимость дальнейшего развития интеллектуальных транспортных систем (например, электронных систем контроля), которые, появившись в отечественном транспортном комплексе в конце XX века, успели доказать свою эффективность.
4) Транспортный комплекс Самарской области представлен всеми видами транспорта, кроме морского. Регион расположен на пересечении важных транспортных коммуникаций не только внутрироссийского, но и межгосударственного значения, соответственно, развитие транспортного комплекса Самарской области важно не только для социально-экономического развития конкретного региона, но и с точки зрения экономики России в целом.
5) Транспортный комплекс Самарской области развивается достаточно стабильно и устойчиво, возрастает, пусть и не столь значительно, количество построенных и отремонтированных дорог, количество пассажиров, обслуженных различными видами транспорта.
Относительно грузоперевозок наибольший удельный вес приходится на перевозки автомобильным транспортом (например, 151, 3 млн. тонн в 2019 году), далее следует железнодорожный транспорт (45, 1 млн.тонн в 2010 году) и, со значительным отставанием, водный (3, 5 млн. тонн в 2019 году). При этом автомобильные грузоперевозки не только превосходят остальные виды по объемам, но и опережают их по темпам ежегодного прироста.
6) Финансирование транспортного комплекса Самарской области осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, притом зависимость от федерального бюджета ежегодно возрастает.
Соответственно, властям региона необходимо изыскивать дополнительные возможности привлечения в транспортную сферу финансовых ресурсов, например, посредством использования механизмов публично-частного партнерства.
7) Основные проблемы транспортного комплекса Самарской области связаны со значительным количеством автомобильных дорог, находящихся в критическом состоянии и дорог, функционирующих в режиме перегрузки, значительным удельным весом населения региона, проживающим в условиях «транспортной дискриминации», т.е. ситуации, при которой людям по причине недостаточного развития транспортной системы недоступны услуги социально-гарантированного минимума.
Кроме того, следует обратить внимание на высокую степень износа основного фонда транспорта, в первую очередь водного. Помимо износа, водный транспорт Самарской области характеризуется серьезными кадровыми проблемами.
1. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Российская газета. – 2007. - № 41.
2. Постановление Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года № 677 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области (2014 - 2025 годы)» // Вестник Правительства (приложение к газете «Волжская коммуна». – 2013. - № 40.
3. Аникин Е.Н. Организационные формы управления транспортом региона // Актуальные вопросы экономических наук. - 2014. - № 1. – С. 87-92.
4. Белов В.И. Характеристика транспортного комплекса России на современном этапе развития страны // Juvenis scientia. – 2018. - № 6. – С. 43-47.
5. Гавриленко Н.Г. Особенности развития транспортного комплекса России в современных условиях // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2016. - № 5. – С. 203-206.
6. Жуков В.А. Транспортный комплекс региона: системно-стратегическое управление. Автореферат дисс..канд.эк.наук. – Ставрополь, 2014. – 31 с.
7. Зимин В.А. Транспортный комплекс Самарской области: проблемы и пути решения // Российский экономический Интернет-журнал. – 2016. - № 1. – С. 14-20.
8. Маркелов Г.Я. Применение метода сценариев для анализа и управления в транспортной системе. Автореферат дисс..канд.техн. наук. – Хабаровск, 2014. – 29 с.
9. Остапец О.Г. Правовая организация управления транспортным комплексом Российской Федерации. Автореферат дисс..канд.юр.наук. – М, 2016. – С. 14.
10. Черникова А.Е. Систематизация подходов к трактовке понятия «транспортный комплекс» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. - № 4. – С. 132-136.
11. Ширяев С. А. Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания населения и возможности его использования в России // Молодой ученый. - 2016. - № 7 (111). - С. 217-221.
12. Справочно-аналитические материалы Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области // https://mintrans.samregion.ru. (дата обращения – 13.06.2020)
13. Отчет об исполнении Государственной программы Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области» за 2015 год // https://mintrans.samregion.ru. (дата обращения – 13.06.2020)
14. Отчет об исполнении Государственной программы Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области» за 2017 год // https://mintrans.samregion.ru. (дата обращения – 13.06.2020)
15. Отчет об исполнении Государственной программы Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области» за 2019 год // https://mintrans.samregion.ru. (дата обращения – 13.06.2020)