Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политико-правовое регулирование снижения выбросов парникового газа посредством сочетания выплат за выбросы углерода в атмосферу и перехода к возобновляемым источникам энергии на примере ЕС

Работа №49836

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экология территорий

Объем работы104
Год сдачи2020
Стоимость5840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
228
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………….................... 3

Глава 1. Ключевые элементы проблематики изменения климата.. 8

Глава 2. Глобальный подход к установлению цены на выбросы углерода, переходу к возобновляемой энергии и сокращению выбросов парниковых газов…………………………………………...

18

Глава 3. Политика ЕС в сфере борьбы с изменением климата: энергетическое и экологическое законодательство ……………………………………………………………………..............

37

Глава 4. «Энергетический переход» на возобновляемые источники энергии и плата за выбросы углерода: вопросы эффективности…………………………………………………………...

62

Заключение………………………………………………………………. 85

Список нормативных актов……............................................................ 87

Список использованной литературы………………………………… 91




Проблема изменения климата является так называемой «темой дня» в современном обществе. Согласно терминологии, приведенной в Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (далее – РКИК), проблемой является изменение климата, которое прямо или косвенно связано с деятельностью человека, которая изменяет состав глобальной атмосферы, и которая усиливает естественное изменение климата, наблюдаемое в течение определённых периодов времени . Вся планета находится под постоянной угрозой усиления глобального потепления и риском возможных последствий такого явления.
Существует несколько возможных сценариев последствий, вызванных изменением климата. К счастью, также можно наблюдать связь, которая существует между изменением климата и озабоченностью мирового сообщества по поводу этой проблемы. Стоимость изменения климата очень высока, и люди и правительства понимают, что им придется предпринять ряд уверенных действий, чтобы жить в лучшем месте через 50, 100 и более лет.
Одним из ключевых элементов глобального изменения климата является увеличение в последние столетия выбросов парниковых газов (далее – ПГ). Несмотря на то, что парниковые газы – явление естественное и существующее с момента появления Земли, неправильно утверждать, что глобальное потепление является неопасным естественным процессом. Проблема заключается в заметном увеличении общих объемов выбросов этих газов за последние столетия.
В настоящей работе автору хотелось бы обратить внимание на два метода воздействия на снижение негативных последствий глобального изменения климата. Как можно отметить, современное общество осознает опасность экологических проблем, поэтому многие государства пытаются справиться с этим не только на международном уровне, но и посредством проведения последовательной экологически-ориентированной национальной политики.
Таким образом, в настоящей работе планируется осветить реализацию различных видов политики ценообразования на углерод и переход к возобновляемым источникам энергии в целях сокращения выбросов парниковых газов. Выбор этих способов решения проблем изменения климата для анализа объясняется тем, что они кажутся наиболее эффективными в сравнении с другими существующими. Более того, они широко распространены во многих странах, и такую политику можно увидеть на примере государств Европейского Союза (далее – ЕС), которые были выбраны для обзора в этой работе.
При написании будет уделяться внимание не только примеру ЕС и его государств-членов, но и будет рассмотрено отношение к проблеме изменения климата на международном и региональном уровнях. Автором будет проведен анализ действий, предпринимаемых Всемирным банком, деятельности Организации Объединенных Наций (далее – ООН), и усилий, предпринятых Европейским союзом и, в качестве сравнения, Европейской ассоциацией свободной торговли - Европейского Экономического пространства (далее – ЕАСТ-ЕЭП).
Автор также считает необходимым дать объяснение причине выбора рассмотрения политики и правового регулирования указанных проблем в рамках ЕС. Для этого есть ряд оснований. ЕС не без оснований признает за собой лидерство в «климатической» политике в мире, будучи при этом одним из ключевых инициаторов международных переговоров в указанной области и принятия ряда международных договоров и соглашений. Кроме того, Европейский союз добровольно принял обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, внеся это в национальную политику, и увеличению процентного применения возобновляемых источников энергии для удовлетворения энергетических нужд как на международном уровне, так и в пределах интеграционного объединения государств.
Европейский подход к решению проблем изменения климата отличается комплексным и совместным рассмотрением климатической и энергетической политик, так как ЕС осознает, что эти две отрасли теснейшим образом связаны. Особенно это важно при анализе статистических данных, где ключевым источником выбросов CO2 в атмосферу является энергетический сектор . Получается, что, решая климатические проблемы, одновременно с этим решаются и проблемы в энергетике: посредством роста энергоэффективности и использования «чистой» энергии из альтернативных источников, происходит сокращение потребления ископаемых источников энергии и повышается энергетическое самообеспечение.
В ЕС в настоящее время функционирует довольно развитая система регулирования в области климатических вопросов, проявляющаяся в виде ряда программ, планов и директив. К тому же, некоторые принятые документы, не являющиеся актами, прямо относящимися к климатической политике, по факту отвечают и служат тем же целям, а именно сокращению выбросов парниковых газов.
Вместе с тем, из-за сущности ЕС как сложного интеграционного объединения, появляются определенные трудности в процессе достижения консенсуса между государствами, касающегося постановки целей снижения общего объема выбросов CO2 и удержания глобального потепления в определенных температурных границах. Здесь проявляется проблема различий так называемой «старой» и «новой» Европы, высоко и низко конкурентных экономик в пространстве ЕС. При решении климатических проблем ЕС приходится иметь дело с такого рода вопросами.
Таким образом, актуальность настоящей работы заключается в глобальности проблемы изменения климата и в том, что задача недопущения прогрессирования изменения климата касается всех государств мира. Рассмотрение возможных способов решения проблемы глобального потепления на примере ЕС может помочь в имплементации наиболее эффективных политик и правовых инструментов в других государствах, в том числе в России. Можно отметить, что, несмотря на обилие экологических и энергетических аспектов при рассмотрении данного вопроса, без правового регулирования указанных сфер едва ли можно добиться успеха при их применении на практике.
Целями настоящей работы является выяснение эффективности сочетания введения платы на выбросы углерода и перехода к возобновляемым источникам энергии в целях сокращения выбросов парниковых газов. Промежуточными целями можно назвать выяснение того, какая политика проводится на территории ЕС и его государств-членов, а также на международной арене и иных интеграционных объединениях.
Основными методами исследования, которые будут применены в данной работе, будут анализ, классификация, логический метод, сравнительно-правовой метод, метод теоретико-правового прогнозирования, а также политологический метод в части сравнения различных политических подходов к проблеме изменения климата.
Тема настоящей выпускной квалификационной работы отличается низкой степенью разработанности в отечественной правовой доктрине. Ключевыми источниками, использованными в настоящем исследовании, являются работы зарубежных ученых и исследователей, а также статистические данные европейских и международных агентств и организаций.
Выпускная квалификационная работа поделена на введение, четыре главы с абзацами и заключение, в котором перечисляются основные выводы проведенного исследования. Подобная структура наиболее полно и последовательно позволяет проследить развитие и раскрытие проблемы исследования и возможных способов ее решения, а также прийти к определенным выводам, которые можно применить на практике.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Новые времена приносят новые проблемы. Одной из таких глобальных проблем современности является изменение климата, с которой мировое сообщество пытается бороться, пребывая в поиске наиболее эффективных мер. В частности, усилия государств направлены на снижение выбросов парниковых газов как одной из ключевых причин глобального потепления и изменения климата в целом.
Одним из флагманов в этом процессе является Европейский союз, на примере которого и была рассмотрена эффективность таких мер по снижению выбросов ПГ, как введение платы на выбросы СО2 и переход к возобновляемым источникам энергии. В частности, была проанализирована политическая и правовая составляющие, регулирующие имплементацию подобных мер.
Интерес к проблеме изменения климата со стороны ЕС объясняется совокупностью причин, к которым можно отнести обеспокоенность потенциальными негативными экономическими последствиями изменения климата как внутри ЕС, так и во всем мире; стремление быть негласным лидером в решении этой важнейшей общемировой проблемы; желание сократить энергетическую зависимость от импорта углеводродного топлива за счет перехода к возобновляемым источникам энергии, которые являются более экологически чистыми и также помогают в достижении целей по сокращению темпов изменения климата; политический курс на энергоэффективную экономику.
Следуя практике участия во всех международных договорах, касающихся экологических вопросов, ЕС строит свою экологическую политику в соответствии с положениями Парижского соглашения 2016 года. В частности, наиболее актуальная стратегия под названием «Пакет инициатив в области энергетики и сохранения климата до 2030 года» устанавливает целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов как минимум на 40% ниже уровня 1990 года к 2030 году, который был пересмотрен уже в 2018 году во время Конференции сторон 2018 года во время Конференции сторон РКИК ООН до 55% ниже уровня 1990 года к 2030 году В то же время, каждое из государств-членов ЕС может устанавливать свои более амбициозные и высокие целевые показатели.
Установление платы за выбросы парниковых газов является важной частью экологической политики ЕС, которая, в том числе, помогает в достижении целевых показателей по сокращению выбросов. Полезный опыт в совмещении задач снижения негативного воздействия на климат и достижения приоритетных целей в сфере экономического развития представляет реализуемая ЕС с 2005 года Схема торговли квотами на выбросы парниковых газов (СТВ ЕС), утвержденная Директивой 2003/87/EC Об установлении Схемы торговли квотами на выбросы парниковых газов (с последними актуальными поправками в Директиве 96/61/EC от 2018 года). Ценовые механизмы, связанные с Системой торговли выбросами ЕС, национальными углеродными налогами, или комбинацией этих инструментов побуждает загрязнителей искать менее дорогие и более экологичные способы ведения бизнеса.
То же самое касается энергетического перехода к возобновляемым источникам энергии. Наиболее важным документом здесь является Директива 2009/28 от 23 апреля 2009 года о поощрении использования энергии из возобновляемых источников. Ключевой целью Директивы является обозначение минимально приемлемого количества возобновляемых источников энергии в потреблении энергии в Европейском Союзе и по отдельным государствам-членам. В «Пакете инициатив в области энергетики и сохранения климата до 2030 года» также были утверждены целевые показатели в размере не менее чем 27% для возобновляемых источников энергии и энергоэффективности к 2030 году, которые были пересмотрены в сторону увеличения до 32% и 32,5% соответственно.
В этом экономическом эффекте и кроется связь между этими тремя частями эффективной экологической политики и законодательства государств: введение платы за выбросы парниковых газов делает переход к возобновляемым источникам энергии более очевидным и желанным для участников рынка. В результате количество выбросов парниковых газов уменьшается, и экологическая ситуация имеет тенденцию к улучшению.
Нельзя не отметить тот факт, что объем CO2, выбрасываемого на киловатт-час, сократилось на четверть в период с 2005 по 2018 год. Промышленность постепенно уменьшает «углеродный след» от своей деятельности.
Существование разнообразных возобновляемых источников энергии в государстве не приводит к их успешному использованию и переходу от использования ископаемого топливо только благодаря такому существованию. То же самое происходит и с введением платы за выбросы СО2: многие страны участвуют в СТВ ЕС, тем не менее, не все государства пытаются достичь амбициозных целей по сокращению выбросов парниковых газов.
Далее, важную роль в процессе снижения выбросов парниковых газов играет уровень цен на выбросы углерода, в случае данной работы – в рамках СТВ ЕС. Чем она выше, тем более эффективно она работает в целях достижения сокращения выбросов ПГ в атмосферу. Так, в наиболее амбициозных планах говорится о повышении ставки до 80-140 евро за каждую тонну СО2. Можно с полной уверенностью говорить, что такая цена будет еще более эффективна, чем актуальная ставка в 25 евро за тонну.
Только в 2018 году 28 стран ЕС получили около 14,2 млрд. евро при продаже разрешений на выбросы на аукционе, что равно сумме, полученной за период между 2015 и 2017 годами. Около 80% этой суммы было выделено на поддержку программ по использованию возобновляемой энергии и повышению энергоэффективности. Из этого следует вывод о тесной взаимосвязи рыночных ценовых инструментов влияния на сокращение выбросов СО2 и перехода к возобновляемым источникам энергии.
Наконец, наличие развитого законодательства в энергетической и экологической сфере, эффективное совмещение ценовой политики, политики поощрения перехода к возобновляемым источникам энергии, поощрение инвестиций в сектор ВИЭ помогут ЕС достигнуть стоящих перед ним целей по сокращению выбросов СО2 в ближайшей перспективе.




1. Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) (1992) // Организация Объединенных Наций;
2. Киотский протокол к Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (1998) // Организация Объединенных Наций;
3. Парижское соглашение (2016) // Организация Объединенных Наций;
4. Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union - Official Journal C 326 , 26/10/2012 P. 0001 – 0390;
5. Treaty of Amsterdam amending the Treaty on European Union, the Treaties establishing the European Communities and certain related acts - OJ C 340, 10.11.1997;
6. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, signed at Lisbon, 13 December 2007 - OJ C 306;
7. Treaty on European Union - OJ C 191, 29.7.1992;
8. Regulation 2018/1999 of the European Parliament and of the Council of 11 December 2018 on the Governance of the Energy Union and Climate Action PE/55/2018/REV/1. OJ L 328, 21.12.2018. Стр. 1–77;
9. Regulation 2018/842 of the European Parliament and of the Council of 30 May 2018 on binding annual GHG emission reductions by Member States from 2021 to 2030 contributing to climate action to meet commitments under the Paris Agreement and amending Regulation (EU) No 525/2013 (OJ L 156, 19.6.2018, p. 26-42);
10. Regulation 347/2013 of 17 April 2013 on guidelines for trans-European energy infrastructure and repealing Decision No 1364/2006/EC and amending Regulations (EC) No 713/2009, (EC) No 714/2009 and (EC) No 715/2009, OJ L 115 of 25 April 2013. Стр. 39–75;
11. Directive 2018/2001 of the European Parliament and of the Council of 11 December 2018 on the promotion of the use of energy from renewable sources(OJ L 328, 21.12.2018, p. 82–209;
12. Directive 2018/2002 of the European Parliament and of the Council of 11 December 2018 amending Directive 2012/27/ΕU on energy efficiency ( OJ L 328, 21.12.2018, p. 210–230);
13. Directive 2001/77/EC of the European Parliament and of the Council of 27 September 2001 on the promotion of electricity produced from renewable energy sources in the internal electricity market. OJ L 283, 27.10.2001, p. 33–40;
14. Directive 2003/87/EC of 13 October 2003 establishing a scheme for greenhouse gas emission allowance trading within the Community and amending Council Directive 96/61/EC, OJ L 275 of 25 October 2003. Стр. 32–46;
15. Directive 2004/35/CE of the European Parliament and of the Council of 21 April 2004 on environmental liability with regard to the prevention and remedying of environmental damage - OJ L 143, 30.4.2004. Стр. 56–75;
16. Directive 2009/28/EC of 23 April 2009 on the promotion of the use of energy from renewable sources and amending and subsequently repealing Directives 2001/77/EC and 2003/30/EC, OJ L 140 of 5 June 2009. Стр. 16–62;
17. Directive 2009/29/EC of 23 April 2009 amending Directive 2003/87/EC so as to improve and extend the greenhouse gas emission allowance trading scheme of the Community, OJ L 140 of 5 June 2009. Стр. 63–87;
18. Directive 2010/31/EU of the European Parliament and of the Council of 19 May 2010 on the energy performance of buildings, OJ L 153 of 18 June 2010. Стр. 13–35;
19. Directive 2012/27/EU of 25 October 2012 on energy efficiency, amending Directives 2009/125/EC and 2010/30/EU and repealing Directives 2004/8/EC and 2006/32/EC, OJ L 315 of 14 November 2012. Стр. 1–56;
20. Government of Canada, Environment and Climate Change Canada. Pan-Canadian Framework on Clean Growth and Climate Change: Canada’s plan to address climate change, 2016, 978-0-660-07024-7;
21. Certificate of Incorporation of Western Climate Initiative // Western Climate Initiative;
22. Communication from the Comission «EUROPE 2020 A strategy for smart, sustainable and inclusive growth» Brussels, 3.3.2010 COM(2010) 2020;
23. Communication from the Commission — Guidelines on State aid for environmental protection and energy 2014-2020. OJ C 200, 28.6.2014;
24. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions: A policy framework for climate and energy in the period from 2020 to 2030, 28 January 2014, COM(2014)15/F2;
25. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions: Energy Roadmap 2050;
26. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions - Mainstreaming sustainable development into EU policies : 2009 Review of the European Union Strategy for Sustainable Development;
27. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions: A policy framework for climate and energy in the period from 2020 to 2030 /* COM/2014/015;
28. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions: A Roadmap for moving to a competitive low carbon economy in 2050 /* COM/2011/0112;
29. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions: Clean Energy For All Europeans. COM/2016/0860;
30. Conclusions - 23/24 October 2014. 2030 Climate and Energy Policy Framework. EUCO 169/14;
31. Decision 93/389/EEC of 24 June 1993 for a monitoring mechanism of Community CO2 and other greenhouse gas emissions. OJ L 167, 9.7.1993, p. 31–3;
32. Decision 1386/2013/EU of the European Parliament and of the Council of 20 November 2013 on a General Union Environment Action Programme to 2020 ‘Living well, within the limits of our planet’ Text with EEA relevance - OJ L 354, 28.12.2013. Стр. 171–200;
33. EUROPE 2020 A strategy for smart, sustainable and inclusive growth /* COM/2010/2020;
34. Green paper «A European strategy for sustainable, competitive and secure energy»08.03.2006 COM(2006) 105;
35. Green paper. Towards a European strategy for the security of energy supply. Brussels.29.11.200 COM(2000) 769;
36. Recommendation of the European Parliament and of the Council of 4 April 2001 providing for minimum criteria for environmental inspections in the Member States OJ L 118, 27.4.2001. Стр. 41–46;
37. Report from the Commission to the European Parliament and the Council, ΕU and the Paris Climate Agreement: Taking stock of progress at Katowice COP24, COM(2018)716, 26 October 2018;
38. The Single European Act - OJ L 169, 29.6.1987.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ