Введение ……………………………………………………………………….
Глава I. Характеристика энергетической политики ЕС …………………….
§1. Основные направления энергетической политики ЕС ……………….....
§2. Правовые вопросы единого энергетического рынка и торговли энергоресурсами в ЕС ………………………………………………………....
Глава II. Характеристика направлений энергетической политики стран ЕАСТ (Исландия и Норвегия) …………………………………………………
§1. Энергетическая политика и законодательство Исландии ………………
§2. Характеристика энергетического положения и законодательства Норвегии ……………………………………………………………………......
Глава III. Сотрудничество и торговля энергоресурсами между ЕС и ЕАСТ в рамках ЕЭП …………………………………………………………………….
§1. Общая характеристика единого рынка в рамках ЕЭП ………………….
§2. Правовое регулирование торговли энергоресурсами в пределах ЕЭП …
§3. Тенденции сотрудничества в энергетической сфере государств-участников ЕЭП …………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………….....
Библиография …………………………………………………………………
В отечественной правовой литературе проблематика создания и функционирования Европейской ассоциации свободной торговли до сих пор затрагивалась крайне незначительно и недостаточно, в противовес изучению процессов и явлений, связанных с Европейским союзом. В то же время, четверка стран из ЕАСТ является одним из ключевых политических и экономических партнеров государств ЕС, а с созданием на европейском пространстве Европейского экономического пространства, единый внутренний рынок Евросоюза значительно расширился, благодаря вступлению в него в качестве полноправных членов трех из четырех стран ЕАСТ. Изучение наравне с процессами, происходящим в ЕС, процессов в странах ЕАСТ поможет лучше понять тенденцию развития и сотрудничества европейских интеграционных объединений, ведь изначально ЕАСТ создавалось как противовес и конкурент ЕС; сейчас же их отношения перешли в стадию сотрудничества. А выделив в отношениях этих субъектов проблему регулирования торговли энергоресурсами при помощи рынка, созданного ЕЭП, можно выяснить особенности торговли этим видом товаров и особенности функционирования института перемещения товаров на европейском пространстве. В этом заключается ключевая актуальность работы.
Целю настоящего исследования является всестороннее изучение внутреннего рынка ЕС, а вместе с ним функционирование ЕЭП как идеальной модели для стран ЕАСТ – полноправное участие в рынке ЕС без политической интеграции с Союзом, с целью выяснения особенностей торговли энергоресурсами между ЕС и ЕАСТ, а также особенности внутреннего энергетического положения данных субъектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: выявление существующих источников по тематике исследования; изучить особенности энергетической политики ЕС и стран ЕАСТ (Исландии и Норвегии); обозначить направления деятельности ЕЭП и внутреннего рынка ЕС, в том числе касающиеся торговли энергоресурсами; определить потенциальные пути развития отношений в области энергетики между государствами ЕС и ЕАСТ.
Объектом исследования является торговля энергоресурсами между ЕС и ЕАСТ при помощи существования ЕЭП; сопутствующими объектами является изучение состояния энергетической политики ЕС и ЕАСТ. Предметом работы является правовое регулирование процесса перемещения товаров, в частности, энергии, между странами ЕС и ЕАСТ.
Методической основой исследования являются принципы научной объективности, системности, историзма, сравнительный и ценностный подход. Работа выполнена в духе сравнения двух объединений государств и их особенностей их энергетической политики и задач в этой области. Согласно основным принципам, целью работы были использованы такие общенаучные методы как анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация материала.
Разработанность проблемы, выбранной в качестве темы дипломной работы, характеризуется низко степенью разработанности, так как в отечественной научной литературе не удалось найти тематических работ, касающихся торговли энергетическими ресурсами в рамках ЕЭП; теоретически вопросы деятельности ЕЭП и ЕАСТ, в частности, в энергетической сфере, также остаются малоизученными на российском пространстве. Литература по теме работы представлена статьями и монографиями зарубежных авторов, использованными при написании работы документами ЕС и ЕАСТ. Научная новизна работы характеризуется попыткой всестороннего анализа отношений в области торговли таким товаром, как энергия, между двумя интеграционными объединениями на территории Европы – Европейского Союза и Европейской ассоциацией свободной торговли, где в качестве ключевых фигур автором были выбраны Исландия и Норвегия, так как Швейцария не присоединилась к Соглашению о ЕЭП.
Структура дипломной работы определяется целью и задачами исследования. Диплом состоит из введения, трех глав, заключения и библиография.
В процессе изучения и достижения основной цели настоящего исследования – правового регулирования торговли энергоресурсами между странами ЕС и ЕАСТ при помощи созданного для участия во внутреннем рынке ЕЭП, был разобран ряд сопутствующих этой цели вопросов.
Во-первых, опытным путем было доказано наличие крайне скудных научных исследований по теме дипломной работы, в связи с чем было обращено особое внимание на тексты зарубежных авторов, в частности, из ЕС и Норвегии и Исландии, а также был изучен массив документов, регулирующих деятельность, соответственно, ЕС, ЕАСТ, ЕЭП. Не изученность проблемы на территории России дает простор для будущего углубления в изучение и просвещение в области функционирования ЕАСТ и ЕЭП.
Во-вторых, в процессе написания работы автором были изучены особенности энергетической политики ЕС, о проведении которой говорится в разделе I ДФЕС, в пункте 2 статьи 4 которого содержится перечень совместной компетенции ЕС и его стран-членов – в этот перечень включены вопросы энергетики и трансъевропейских сетей: законодательная деятельность в этих областях может проводиться как на уровне ЕС, так и на уровне отдельных государств (в то же время, в рамках изучения вопросов, посвященных торговле и перемещению товаров, данная деятельность передана на усмотрение Союза как одна из важнейших отраслей деятельности); энергополитика также характеризуется масштабным правовым регулированием рассмотренных в тексте работы газовой и электроэнергетических сфер и поворотом на переход к использованию возобновляемых источников энергии. У его партнера по европейскому пространству – ЕАСТ в лице Исландии и Норвегии – также есть свои особенности: так, оба государства считаются «пионерами» в использовании «зеленой» энергии, которой они обладают в достатке; что касается Норвегии, то ее невероятные нефтяные богатства создают внутреннее богатство стране, поставляя на экспорт в страны Европы свое ископаемое топливо; наконец, Исландия проводит международную политику помощи государствам с потенциалом использования геотермальной энергии в освоении источников.
В-третьих, автором были изучены особенности эволюции внутреннего рынка ЕС с начала образования ЕЭС и наименования общий рынок до появления на международной арене ЕЭП, был установлен факт, что благодаря ЕЭП большая часть Директив ЕЭП имплементируется в законодательство стран ЕАСТ.
В-четвертых, были изучены документы, посвященные торговле энергоресурсами, которыми регулируется торговля этим товаром между государствами ЕС, и между ЕС и тремя из четырех государств ЕАСТ. Анализ показал, что большая часть Директив собрана в Приложении IV к Соглашению о ЕЭП; в самом Соглашении дается ссылка в статье 24 на Приложение. Большое внимание следует уделить Директиве о ВИЭ, важное место в осуществлении которой наряду с ЕС играют Исландия и Норвегия.
Факт исполнения Директивы о ВИЭ характеризует потенциальные пути развития энергетических отношений между двумя изучаемыми субъектами – будущее будет характеризоваться взаимной заботой об окружающей среде, повышением энергоэффективности, переходу на обеспечение внутренних энергетических нужд с помощью «зеленых» источников энергии.
На основании проделанной работы можно сделать ключевой вывод о том, что ЕС и ЕАСТ являются одними из главных партнеров друг для друга на европейском пространстве по всем направлениям деятельности, в том числе в области энергетики и торговли. Правовая определенность и правовое регулирование этой сферы находится на довольно высоком уровне, что видно из заключенных между субъектами документов и фактических отношений по торговле.
1. Договор о функционировании Европейского Союза (Рим, 25 марта 1957 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.);
2. Договор о Европейской ассоциации свободной торговли (Стокгольм, 20 ноября 1959 г.);
3. Соглашение о Европейском экономическом пространстве (Порто, 2 мая 1992 г.);
4. Единый Европейский Акт (Люксембург, 17 февраля 1986 г. - Гаага, 28 февраля 1986 г.);
5. Договор к Энергетической хартии (Лиссабон, 17.12.1994);
6. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.);
7. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 96/92 от 19 декабря 1996 г. об общих правилах внутреннего рынка электроэнергии;
8. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 98/30/CE от 22 июня 1998 г. «Об общих принципах внутреннего рынка природного газа»;
9. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2000/60/ЕС от 23 октября 2000 г., устанавливающая рамочные положения о деятельности Сообщества в области водной политики;
10. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2003/54 от 23 июня 2003 г. об общих правилах внутреннего рынка электроэнергии;
11. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2003/55 от 23 июня 2003 г. об общих правилах внутреннего рынка природного газа;
12. Директива Европейского парламента Совета Европейского Союза 2009/28/ЕС от 23 апреля 2009 г. о стимулировании использования энергии из возобновляемых источников, внесении изменений и дальнейшей отмене Директив 2001/77/ЕС и 2003/30/ЕС;
13. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2009/72/ЕС от 13 июля 2009 г. об общих правилах внутреннего рынка электрической энергии и об отмене Директивы 2003/54/ЕС;
14. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2009/73 от 13 июня 2009 г. об общих правилах внутреннего рынка природного газа;
15. Регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза № 638/2004 от 31 марта 2004 г. о статистике Сообщества относительно торговли товарами между государствами-членами;
16. Регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза № 714/2009 от 13.06.2009 г. об условиях доступа к сетям для трансграничной передачи электроэнергии;
17. Регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза № 715/2009 от 13.06.2009 г. об условиях доступа к сетям для передачи природного газа;
18. Закон об исследовании и использовании недр 1998/57 (Исландия);
19. Закон об электроэнергетике 2003/65 (Исландия);
20. Закон об управлении водными ресурсами 36/2011 (Исландия);
21. Программа Энергетической политики Исландии 2011;
22. Закон от 4 мая 1973 года № 21 об исследованиях и добыче нефти в почве в рамках норвежских режимов землепользования (Норвегия);
23. Закон от 13 июня 1975 г. № 35, регулирующий налогообложение подводных нефтяных месторождений и пр. (Закон о налогообложении нефти) (Норвегия);
24. Закон от 22 марта 1985 г. № 11 о нефтяной деятельности (Норвегия);
25. Закон от 21 декабря 1990 г. № 72 о налоге на загрязнение СО2 в связи с нефтяной деятельностью на континентальном шельфе (Норвегия).
Судебная практика
1. Case C-24/68, Commission of European Communities v. Italian Republic [1969];
2. Case 8/74 Procureur du Roi v. Dassonville [1974];
3. Case 15/81 Gaston Schul, Douane Expediteur B. V. v. Inspecteur der Invoerrechten en Accijnzen in Roosendaal [1982];
4. Case 249/81 Commission v. Ireland (Buy Irish) [1982].
Использованная литература
1. S.Björnsdottir. Iceland’s integration into the EU Energy policy // 2012;
2. S. Björnsson Geothermal development and research in Iceland // 2010;
3. Governance in the EU Energy Union: Is the proposed Governance regulation EEA relevant? JUS399 Masteroppgave Det juridiske fakultet UNIVERSITETET I BERGEN 1. Juni 2017;
4. J.Ketilsson, H.Th.Petursdottir, S.Thoroddsen. Legal framework and national policy for geothermal development in Iceland // Proceedings World Geothermal Congress 2015, Melbourne, Australia, 19-25 April 2015;
5. M.A.Czreberhus. Renewable energy sourses: EU policy and law in light of integration // 2013;
6. R. Leal-Arcas, V. Caruso, R. Leupuscek. Renewables, Preferential Trade Agreements and EU Energy Security // Laws — Open Access Journal, 2015 – 4. 2015;
7. David Cameron announce plan to power UK by harnessing Iceland’s volcanoes // Independent.co.uk. 2013;
8. Islandsbanki. The Icelandic energy market // 2012;
9. Ергин Д. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть // Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2011 г.;
10. Попов А.А. Государственное регулирование нефтегазовой отрасли в Норвегии // Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006;
11. А.В. Сотников, А.В. Скурова, В.А. Буренин, А.К. Марков. Достижения и проблемы в формировании единого внутреннего рынка ЕС // Российский внешнеэкономический вестник, 9 – 2015.
12. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Европейский союз: основополагающие акты в редакции лиссабонского договора с комментариями // М.: Инфра-м, 2010 г.;
13. М.А. Баева, А.Ю. Кнобель. Мировой опыт торгово-экономического сотрудничества крупных интеграционных объединений и территориально удаленных экономик. // ЕЭИ; №2, 2013;
14. Й.А. Стубберуд, Л.О. Аскхейм, В.Н. Кокин. Опыт Норвегии в правовом регулировании нефтегазовой деятельности // ПравоТЭК.ру;
15. Гудков И.В., Лахно П.Г. Правовое регулирование международных энергетических отношений: состояние и перспективы развития // "Предпринимательское право", 2011, N 2;
16. С. Бьорнссон Развитие геотермальной энергетики. Исследование в Исландии // 2007;
17. Юмашев Ю.М. Свобода движения товаров в ЕС (нетарифные ограничения) // Право в современном мире;
18. Энтин К. Свободное движение товаров в практике Суда ЕС // Право и управление. XXI век. №2 (19)/2011;
19. Зуев В.Н. Формирование энергетической политики ЕС // The Moscow Times. 25, 2006;
20. Селиверстов С.С., Гудков И.В. Энергетическое право Европейского союза, уч. // М.: Аспект пресс, 2014 г.