ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СПОРТСМЕНОВ
1.1 Мотивация занятия спортом у спортсменов 7
1.2 Влияние межличностных отношений на мотивацию спортсменов 22
1.3 Зависимость уровня достижений от силы мотивации 30
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У СПОРТСМЕНОВ
2.1 Особенности развития мотивации достижения в спорте 39
2.2 Стимулирующие факторы мотивации в спортивной деятельности 45
2.3 Дополнительные факторы повышающие мотивацию спортсменов... .53
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ МОТИВАЦИИ СПОРТСМЕНОВ В «ЦЕНТРЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ»
3.1. Краткая характеристика «Центра спортивной подготовки» 60
3.2. Характеристика системы мотивации спортсменов в «Центре
спортивной подготовки» 63
3.3. Специфика и проблемные аспекты мотивации спортсменов в «Центре
спортивной подготовки» 91
3.4 Методические рекомендации повышения мотивации спортсменов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Мотивация спортсменов играет важную роль при достижении высоких соревновательных результатов. Возникающие в процессе спортивной деятельности мотивы инициируют, координируют и направляют поведение спортсмена, выступая необходимым условием его эффективности.
Проблема спортивной мотивации имеет основательную базу теоретико-методологических изысканий в отечественной науке, о чем свидетельствуют многочисленные работы исследователей психологии спорта: Е.Г. Знаменской, Е.А. Калинина, Н.Л. Ильина, Ю.Ю. Палайма, А.В. Шаболтаса, Р.А. Пилояна, Г.Д. Бабушкина, В.К. Вилюнаса, Е.Г. Бабушкина, М.А. Кузьмина, И.А. Юрова, Б.П. Яковлева, Е.П. Максачук и др.
При этом, как отмечают российские ученые, проблема спортивной мотивации относится к разряду сложнейших и недостаточно изученных проблем современной спортивной психологии.
В современной науке мотивация определяется, как явление психологическое и поэтому имеет разные трактовки.
Обычно под мотивацией понимают совокупность побудительных сил человеческой деятельности, как осознаваемых, так и не осознаваемых самим человеком.
Основоположники зарубежного управления М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури относили к мотивации «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации».
Современные российские исследователи В.В. Травин, М.И. Магура, М.Б. Курабатов дают следующее определение «мотивация - это то, что активизирует, стимулирует человека и направляет его действия к достижению поставленной цели ».
В общем понимании российских и зарубежных исследователей, мотивация - это понятие, которое используется для объяснения последовательности действий в поведении человека, направленных на достижение определенной цели, которая в свою очередь может меняться под влиянием обстоятельств.
Применительно к спортивной сфере, спортивная мотивация - это особое состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и воплощения целей, направленных на достижение максимально возможного спортивного результата. Мотивация определяет характер традиционных процессов спортивной деятельности: реакции на спортивную нагрузку, ход периода восстановления, освоение новых техник спортсменом, волю к победе и т. д. Наиболее существенной особенностью спортивной мотивации является ее прямое влияние на итоговый результат соревнований.
Значительную роль для успешного формирования мотивации спортсменов играет знание тренером ее структурных элементов, а также особенностей их взаимосвязи и взаимодействия в процессе мотивации. Соответствующее представление о структурно-функциональных элементах мотивации дает возможность грамотно управлять спортивной мотивацией и оптимизировать сам процесс достижения высокого спортивного результата.
Исследование мотивации достижений начали проводиться еще в середине прошлого века. Д.С. Мак-Клеланд, в результате исследования, он выявил, что существуют индивидуальные различия в мотивации достижений. Позже вопросами мотивации занимались такие видные ученые, как Аткинсон Дж., Физер Н., Х. Хекхаузен и др. В отечественной психологии проблемами мотивации занимались и занимаются: Коломейцев Ю.А., Гогунов Е.Н., Стамбулова, Мельников М. и др.
Ряд современных спортивных психологов отмечают, что в процессе занятия спортом не всегда учитываются интересы и потребности молодежи. А в то же время, знание тренера об особенностях мотивационных состояний каждого из своих учеников представляет особую значимость в его профессиональном росте. Блок мотивации является пусковым механизмом деятельности, поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировок и соревнований, регулирует содержание активности, использование различных средств для достижения желаемых результатов.
Особенно важно формировать мотивацию достижения успеха у спортсменов высокого класса, т.к. в современном спорте высоких достижений, очень сильно возросло качество и мастерство спортсменов. Если еще, лет 20 назад, рекорд мог продержаться несколько лет и уровень подготовки спортсменов значительно отличался, то теперь, это различие практически отсутствует. Сейчас спортсмены на соревнованиях приблизительно с одинаковым высоким уровнем физической подготовки.
Таким образом, для того, что бы спортсмен достиг высоких результатов и победы, очень важно во время тренировочного процесса формировать у него мотивацию достижения успеха. А для этого необходимо знать, какие именно мотивы являются доминирующими для спортсменов, и какие факторы способствуют формированию мотивации достижения успеха.
Цель нашего исследования - рассмотреть современные проблемы и тенденции механизмов мотивации спортсменов.
Объект исследования - спортсмены Центра спортивной подготовки
Предмет исследования - особенности мотивации в различных видах спорта.
Задачи исследования:
- рассмотреть психологические особенности мотивации спортсменов;
- проанализировать мотивацию спортсменов в «Центре спортивной подготовки» в г. Казань
- выявить перспективные направления развития мотивации спортсменов и их обоснование
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение и систематизация теоретических положений.
Традиционно проблема мотивации достижения изучалась в рамках модели "ожидание ценность", направленной на предсказание выбора цели. В работе рассматривается мотивация достижения как сложную функциональную систему, состоящую из четырех структурных компонентов, каждый из которых выполняет конкретные мотивационные функции в ходе выполнения деятельности: мотивации инициации (побуждающей, инициирующей деятельность), мотивации селекции (отвечающей за выбор цели), мотивации реализации (регулирующей, контролирующей реализацию принятого намерения и выполнения соответствующего ему действия), мотивации постреализации (отвечающей за завершение выполнения действия и за переход от одного действия к другому). Выделены также новые детерминанты мотивации, объясняющие динамику выбора цели: мотивационная значимость ситуации, компетентность в ситуации, конкретная компетентность в задании.
Показано, что одним из основных механизмов актуализации мотивации достижения является мотивационная оценка ситуации, при этом мотивационная значимость ситуации и компетентность в ситуации являются двумя главными детерминантами процесса инициации деятельности. В работе сделан дальнейший шаг в преодолении современных проблем: проанализированы и изучены современные проблемы и тенденции мотивации, контроль за ситуацией и распределением времени.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации подходов к мотивации занятий спортом у спортсменов.
Практическая значимость. Результаты исследования помогут оптимизировать процесс мотивации спортсменов спортивными тренерами.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, девяти подпунктов, заключения и списка использованной литературы.
Мотивации достижения успеха и избегания неудач являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации, они во многом определяют направленность личности и поведение человека. Диагностика мотивации спортивной деятельности является актуальным направлением практической работы спортивного психолога. Адекватные методы позволяют получить наиболее точные данные о развитии тех или иных мотивационных качеств студентов-спортсменов. На основе этих данных можно провести определенную коррекционную работу по усовершенствованию уровня мотивации достижения, дать рекомендации тренеру, педагогу, студенту - спортсмену.
В результате исследования было установлено, что нет четкой тенденции в отношении мотивации достижения успеха/избегания неудач у представителей командного и индивидуального видов спорта. Это может быть обусловлено:
1) Личностными особенностями спортсмена, в частности его самооценкой.
2) Устойчивость группового членства, коммуникация и размер группы. Размер группы определяет не только число возможных взаимодействий между ее членами, но и степень удовлетворенности или разочарования, которую каждый из них может испытать, если команда выступит успешно или неуспешно. Более того, чем группа больше по размеру, тем менее эффективными становятся усилия ее членов. Чем больше по составу группа, тем больше возможностей для достижения успеха
3) Личность тренера и стиль руководства. В больших по составу группах обычно более терпимо относятся к авторитарным методам руководства со стороны лидеров, чем в меньших группах. Члены малых групп ждут, что с ними будут советоваться и работать в более демократичной манере. Этим можно объяснить преобладание авторитарного поведения среди тренеров больших по численности команд, чего не встретишь в малых группах.
4) Команды с высокой потребностью в достижении и ориентированные на задачу обычно выступают успешнее тех, в которых особенно высока потребность в установлении дружеских отношений. Последние команды обычно состоят из спортсменов, которые у наиболее и наименее результативных партнеров воспринимают лишь незначительные различия по желательным и нежелательным личностным качествам. Команды, в составе которых находятся спортсмены с высокой потребностью достижения успеха в деятельности (т. е. в выигрыше), часто преувеличивают различия в отрицательных и положительных характеристиках тех игроков, которые, как им кажется, вносят существенный или незначительный вклад в успех команды.
У спортсменов, первоначально мотивированных на неудачу, при выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность деятельности снижается. Они склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени. Для спортсмена, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для студента, ориентированного на неудачу - падает.
На основе полученных данных сформулированы рекомендации для тренеров и педагогов. Для студентов-спортсменов, достигающих больших успехов, рекомендуется давать трудное, но вполне выполнимое задание. Так как они предпочитают промежуточный риск и лучше выступают в оцениваемых ситуациях, тренеру рекомендуется создавать такие условия в процессе тренировки. Иной подход необходим тем студентам-спортсменам, которые не достигают больших успехов: рекомендуется спортсмену давать ориентацию на задание, выбирать задания средней трудности или реальные. Мотивации достижения успеха и избегания неудач являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации, они во многом определяют направленность личности и поведение человека. Диагностика мотивации спортивной деятельности является актуальным направлением практической работы спортивного психолога. Адекватные методы позволяют получить наиболее точные данные о развитии тех или иных мотивационных качеств студентов-спортсменов. На основе этих данных можно провести определенную коррекционную работу по усовершенствованию уровня мотивации достижения, дать рекомендации тренеру, педагогу, студенту-спортсмену.
В исследовании мотивационных качеств спортсменов использовались методики: «Опросник для оценки мотивации к избеганию неудачи», «Опросник для оценки мотивации успеха и боязни неудачи», «Опросник измерения мотивации достижения». В результате исследования было установлено, что нет четкой тенденции в отношении мотивации достижения успеха/избегания неудач у представителей командного и индивидуального видов спорта. Это может быть обусловлено:
1) Личностными особенностями спортсмена, в частности его самооценкой.
2) Устойчивость группового членства, коммуникация и размер группы. Размер группы определяет не только число возможных взаимодействий между ее членами, но и степень удовлетворенности или разочарования, которую каждый из них может испытать, если команда выступит успешно или неуспешно. Более того, чем группа больше по размеру, тем менее эффективными становятся усилия ее членов. Чем больше по составу группа, тем больше возможностей для достижения успеха
3) Личность тренера и стиль руководства. В больших по составу группах обычно более терпимо относятся к авторитарным методам руководства со стороны лидеров, чем в меньших группах. Члены малых групп ждут, что с ними будут советоваться и работать в более демократичной манере. Этим можно объяснить преобладание авторитарного поведения среди тренеров больших по численности команд, чего не встретишь в малых группах.
4) Команды с высокой потребностью в достижении и ориентированные на задачу обычно выступают успешнее тех, в которых особенно высока потребность в установлении дружеских отношений. Последние команды обычно состоят из спортсменов, которые у наиболее и наименее результативных партнеров воспринимают лишь незначительные различия по желательным и нежелательным личностным качествам. Команды, в составе которых находятся спортсмены с высокой потребностью достижения успеха в деятельности (т. е. в выигрыше), часто преувеличивают различия в отрицательных и положительных характеристиках тех игроков, которые, как им кажется, вносят существенный или незначительный вклад в успех команды.
Замечено, что студенты с сильно выраженным стремлением к достижению успехов добиваются в жизни гораздо большего, чем те, у кого такая мотивация слаба или отсутствует.
У спортсменов, первоначально мотивированных на неудачу, при выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность деятельности снижается. Они склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени. Для спортсмена, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для студента, ориентированного на неудачу - падает.
На основе полученных данных сформулированы рекомендации для тренеров и педагогов. Для спортсменов, достигающих больших успехов, рекомендуется давать трудное, но вполне выполнимое задание. Так как они предпочитают промежуточный риск и лучше выступают в оцениваемых ситуациях, тренеру рекомендуется создавать такие условия в процессе тренировки. Иной подход необходим тем студентам-спортсменам, которые не достигают больших успехов: рекомендуется спортсмену давать ориентацию на задание, выбирать задания средней трудности или реальные.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации - М.: «Гарант», 2013.
2) Монографии и учебные пособия
2. Барчуков И.С. Физическая культура: учеб. для студентов вузов/И. С. Барчуков; под ред. Н. Н. Маликова.-7-е изд., стер.- М.: Академия, 2013.-528 с. - (Высш. проф. образование. Бакалавриат).
3. Баршай В.М. Гимнастика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 050720.65 "Физ. культура"/В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. Б. Павлов.-3-е изд., доп. и перераб. - М.: КНОРУС, 2013.-312 с.- (Бакалавриат).
4. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской
деятельности студентов: учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальностям пед. профиля/Е. В. Бережнова, В. В. Краевский.-8-е изд., стер .- М. : Академия, 2013 .-128 с.-(Сред. проф. образование).
5. Бушенева Ю.И. Как правильно написать реферат, курсовую и дипломную работу: учеб. пособие.- М.: Дашков и K°, 2013.-140 с.-(Учеб. изд. для бакалавров).
6. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012.
7. Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник /В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 688 с.
8. Виханский О.С. Менеджмент: учебник. - 5-е изд., стереотип. - М.: Магистр; ИНФРА-И, 2011.
9. Выпускная работа бакалавра: планы и методические указания: учеб. пособие для студентов бакалаврита по направлению "Экономика"/под ред.: Ю. И. Сигидова и А. И. Трубилина.-М.: КНОРУС,2014.-376 с.-(Бакалавриат).
10. Губа В.П. Теория и методика футбола: учеб. для студентов вузов по направлению подготовки 034500.68 "Спорт" и специальности 032101.65 "Физ. культура и спорт"/В. П. Губа, А. В. Лексаков.-М.: Сов. спорт, 2013.-536 с.
11. Добреньков В.И. Методология и методы научной работы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 040200 - "Социология"/В. И. Добреньков, Н. Г. Осипова.-2-е изд.-М.: КДУ,2012.-274 с.
12. Евсеев В.О. Методы исследовательской работы в молодежной среде: учеб. пособие для студентов вузов по специальности 080400 "Упр. персоналом"/В. О. Евсеев.- М.: Вузов. учеб. [и др.],2014.-237 с.
13. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие, - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011.
14. Егоршин А.П. Организация труда персонала: учебник /А.П. Егоршин, А.К. Зайцев, - М.: ИНФРА0М, 2011.
15. Железняк Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учеб. для вузов по направлению подгот. "Пед. образование" профиль "Физ. культура"/Ю.Д. Железняк, И. В. Кулишенко, Е. В. Крякина; под ред. Ю. Д. Железняка. - М. : Академия,2014.-256 с.-(Высш. проф. образование. Бакалавриат).
16. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению "Пед. образование" профиль
"Физ. культура"/Ю. Д. Железняк, П. К. Петров.-7-е изд., стер.- М.: Академия, 2014.-288 с.- (Высш. проф.образование. Бакалавриат).
17. Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания. Базовый
курс: учеб. для бакалавров по направлению подготовки
"Психол.- пед. образование"/В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - М.: Юрайт,2014.-314 с.-(Бакалавр).
18. Захарова В.В. Как написать и защитить диплом: учеб. пособие для студентов эконом. специальностей/В. В. Захарова, В. С. Соколов.- М.: Форум,2012.-64 с.-(Высш. образование).
19. Захарова Л.Н. Психология управления учебное пособие. - М.: Логос, 2011.
20. Кибанов А.Я. Конфликтология: учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. - 2-е изд., прераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012.
21. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учеб. / А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2011. - 304 с.
22. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учебник. - 4-е изд., прераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
23. Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов вузов по направлению подготовки "Пед. образование" профиль "Физ. культура"/В. С. Кузнецов, Ж. К. Холодов.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия,2014.-208 с.
24. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: учеб. пособие/И. Н. Кузнецов. - М.: Дашков и K°,2013.-284 с.-(Учеб. изд. для бакалавров).
25. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: учеб.-метод. пособие/И. Н. Кузнецов.-6-е изд., перераб. и доп.-М.: Дашков и К,2013.-340 с.
26. Куликов В. П. Дипломное проектирование. Правила написания и оформления: учеб. пособие для студентов/В. П. Куликов. - М.: ФОРУМ, 2011.-160 с.-(Проф. образование).
27. Медведева Е.Н. Теория и методика обучения базовым видам спорта (Гимнастика): учеб.-метод. пособие для студентов вузов физ. культуры, по направлениям 034300 (Физ. культура) и 034400 (Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптив. физ. культура)) заоч. и индивид. формы обучения/Е. Н. Медведева, А. А. Манойлов; Великолукская гос. акад. физ. культуры и спорта. - Великие Луки: [б. и.],2013.-207 с.
28. Менеджмент организации: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование: учебное пособие по специальности "Менеджмент орг."/под ред.: Э. М. Короткова, С. Д. Резника.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА- М,2012.-368 с.-(Высш. образование).
29. Невежин В.П. Как написать, оформить и защитить выпускную квалификационную работу: учеб. пособие для студентов вузов по направлению подготовки бакалавров, дипломир. специалистов и магистров/В. П. Невежин. - М.: ФОРУМ, 2012.¬112 с. - (Высш. образование).
30. Нестеровский Д.И. Теория и методика баскетбола: учеб. для студентов вузов по направлению "Пед. образование"/Д. И. Нестеровский.-6-е изд. перераб. - М.: Академия, 2014.-352 с. - (Высш. образование. Бакалавриат).
31. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учеб.
для студентов физкульт. вузов/В. Г. Никитушкин. - М.:
Физическая культура,2010.-208 с.
32. Организация самостоятельной работы студентов: метод.
рекомендации для преподавателей и студентов оч. и заоч. форм
обучения/сост. В. А. Бескровная [и др.]; Великолукская гос. акад. физ. культуры и спорта.- Великие Луки: [б. и.], 2012.-156 с.
33. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для бакалавров/И. П. Подласый.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрайт,2012.-574 с.- (Бакалавр).
34. Программа государственной итоговой аттестации по направлению 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата) профиль "Спортивный менеджмент"/авт. Н. Н. Каштанов [и др.]; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК,2015.-48 с.
35. Программа государственной итоговой аттестации по направлению 49.03.01 Физическая культура профиль "Физкультурное образование"/авт. С. Г. Куртев [и др.]; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2015.-48 с.
36. Программа государственной итоговой аттестации по направлению 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата) профиль "Физкультурно-оздоровительные технологии" /авт. В. Н. Смоленцева [и др.]; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК,2015.-56 с.
37. Программа государственной итоговой аттестации по направлению 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата) профиль "Спортивная подготовка в избранном виде спорта"/под общ. ред. С. Г. Куртев; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта .-Омск: Изд-во СибГУФК, 2015.-132 с.
38. Программа итоговой государственной аттестации по специальности 080507.65 "Менеджмент организации"/разраб.: Т. С. Сусикова, И. И. Самсонов; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта.- Омск: Изд-во СибГУФК,2012.-23 с.
39. Программа итоговой государственной аттестации по специальности 080507.65 "Менеджмент организации" [Электронный ресурс]/разраб.: Т. С. Сусикова, И. И. Самсонов; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта.- Электрон. дан.- Омск: Изд-во СибГУФК,2012.-1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
40. Программа комплексного государственного экзамена по
специальности 080507.65 "Менеджемент организации"/сост.: Т. С. Сусикова, Л. С. Дормидонтова, И. И. Самсонов; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта .- Омск: Изд-во СибГУФК,2012.-68 с.
41. Программа комплексного междисциплинарного
государственного экзамена по направлению 050700.62 "Педагогика", профиль "Детская практическая
психология"/сост. Т. П. Бакурова; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта.-Омск: Изд-во СибГУФК,2012.-34 с.
42. Программа комплексного междисциплинарного
государственного экзамена по направлению 050700.62 "Педагогика", профиль "Детская практическая психология" [Электронный ресурс]/сост. Т. П. Бакурова; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Электрон. дан. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2012.-1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
43. Программа комплексного междисциплинарного
государственного экзамена по специальности 040104.65
"Организация работы с молодежью"/О. В. Чудаков [и др.]; под общ. ред. Н. В. Колмогоровой; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК,2013.-24 с.
44. Программа комплексного междисциплинарного
государственного экзамена по направлению 050700.62 "Педагогика", профиль "Социальная педагогика"/сост. : О. М.
Чусовитина, Н. В. Колмогорова; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК,2013.-28 с.
45. Программа комплексного государственного экзамена по "Социальная педагогика" с дополнительной специальностью/сост. Н. В. Колмогорова; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК,2013.-52 с.
46. Программа междисциплинарного экзамена по направлению 032100.62 Физическая культура/сост. А. И. Чучалина [и др.]; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК,2014.-48 с.
47. Режиссура театрализованных представлений и праздников:
программа междисциплинар. гос. экзамена по специальности 070209.65 "Режиссура театрализованных представлений и праздников"/сост.: М. П. Асташина, И. К. Леванчукова;
Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК,2012.-40 с.
48. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Гимнастика: учеб. для студентов вузов по направлению "Физ. культура"/под ред.: Е. С. Крючек, Р. Н. Терехиной.-2-е изд., стер. - М.: Академия,2013.-288 с.-(Высш. проф. образование. Бакалавриат).
49. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Гимнастика: учеб. для студентов вузов по направлению "Физ. культура"/под ред.: Е. С. Крючек, Р. Н. Терехиной.-3-е изд., стер. - М.: Академия, 2014.-288 с.-(Высш. проф. образование. Бакалавриат).
50. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Легкая атлетика: учеб. для студентов образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению подгот. "Физ. культура"/Г. В. Грецов [и др.]; под ред.: Г. В. Грецова, А. Б. Янковского. - М.: Академия,2013.-288 с.-(Высш. образование. Бакалавриат).
51. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Легкая атлетика: учеб. для студентов образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению подгот. "Физ. культура"/Г. В. Грецов [и др.]; под ред.: Г. В. Грецова, А. Б. Янковского.-2-е изд., стер. - М.: Академия, 2014.-288 с.- (Высш. образование. Бакалавриат).
52. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Лыжный спорт: учеб. для студентов вузов по направлению "Физическая культура"/Г. А. Сергеев [и др.]; под ред. Г. А. Сергеева.-М.: Академия,2012.-176 с.-(Высш. проф. образование. Бакалавриат).
53. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Лыжный спорт: учеб. для студентов вузов по направлению "Физ. культура"/Г. А. Сергеев [и др.]; под ред. Г. А. Сергеева.-3-е изд., стер. - М.: Академия, 2013.-176 с.- (Высш. проф. образование. Бакалавриат).
54. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание: учеб. для студентов образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению "Физ. культура"/под ред. А. А. Литвинова. - М.: Академия, 2013.-272 с.- (Высш. образование. Бакалавриат).
55. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание: учеб. для студентов образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению "Физ. культура"/под ред. А. А. Литвинова.-2-е изд., стер. - М.: Академия, 2014.-272 с. - (Высш. образование. Бакалавриат).
56. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учеб. для студентов образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению "Физ. культура"/под ред. Ю. М. Макарова.-М.: Академия, 2013.-272 с.-(Высш. образование. Бакалавриат).
57. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учеб. для студентов образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению "Физ. культура"/под ред. Ю. М. Макарова.-3-е изд., стер. -М.: Академия, 2014.-272 с.-(Высш. образование. Бакалавриат).
58. Теория и методика спортивных игр: учеб. для студентов вузов по направлению подгот. "Пед. образование" профиль "Физ. культура"/под ред. Ю. Д. Железняка. - 8-е изд., перераб. - М.: Академия, 2014.-464 с.- (Высш. образование. Бакалавриат).
59. Трутаева И.Н. Теория и методика конькобежного спорта: практикум по дисциплине физ. культура "Конькобежный спорт" для студентов 2 курса/И. Н. Трутаева, И. В. Мартыненко.- Челябинск: [б. и.],2013.-52 с.
60. Управление персоналом: программы учебных дисциплин,
практик, государственного экзамена: учеб. пособие для магистрантов вузов по направлению подгот. 080400 "Упр. персоналом" (квалификация (степень) - "бакалавр")/под ред. А. Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2013.-506 с . - (Высш. образование. Бакалавриат).
61. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение
образования: учеб. пособие для студентов вузов/М. Ю.
Федорова.-4-е изд., испр. - М.: Академия, 2013.-176 с. - (Высш. проф.образование. Бакалавриат).
62. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: учеб.
пособие/М.Ф. Шкляр.-4-е изд.-М.: Дашков и K°,2012.-244 с.- (Учеб. изд. для бакалавров).