Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов (требование заказчика).
Введение 3
1. Язык 5
2. Пространство в языке 9
3. Время в языке 11
4. Число в языке 13
Заключение 15
Список использованных источников 17
Эрнст Кассирер (1874-1945) - немецкий философ-неокантианец. Основное творение его жизни - «Философия символических форм» (1923-1929). Эта исключительная работа является цепочкой взаимосвязанных систематических, исторических изысканий, посвященных мифу, языку, религии, научному познанию. Общим понятием для него становится уже не «познание», а «дух», сравниваемый с «духовной культурой» и «культурой» в целом в противовес «природе». Средство, благодаря которому происходит всякое оформление духа, Кассирер находит в символе, знаке или же «символической форме». По мнению ученого, в «символической функции» раскрывается суть человеческого сознания - его возможность существовать через объединение противоположностей [3].
Сочинение, первый том которого мы подробнее рассмотрим в нашей работе в первоначальном варианте, восходит к исследованиям, подытоженным в книге Кассирера «Понятие субстанции и понятие функции» (Берлин, 1910). При попытках присоединить итоги этих исследований, касавшихся в основном строения естественнонаучных, математических мыслей, к постижению сложностей гуманитарных наук ему становилось все более ясно, что общая теория познания в ее обыденном понимании и ограниченности недостаточна для методического обоснования гуманитарных наук. Для получения такого обоснования необходимо было значительно увеличить поле деятельности этой теории познания. Вместо освоения только лишь общих предпосылок научного познания мира следовало бы приступить к четкому разделению различных основных форм «понимания» мира и описанию каждой из них в свойственной ей духовной форме и тенденции. И лишь тогда надежный принцип обоснования, и ясный методический общий взгляд могут быть обнаружены и для отдельных гуманитарных наук. Что же касается деталей реализации работы Э. Кассирера, то публикуемая первая часть ограничивается анализом языковой формы; второй том содержит набросок феноменологии мифологического и религиозного мышления, а третий и последний том дает изложение собственно «теории познания», то есть морфологию научного мышления .
Цель данной работы – изучить роль языка в теории символических форм Эрнста Кассирера. Поставленная цель обусловила следующие задачи:
рассмотреть, как представлено понятие языка в труде Э. Кассирера «Философия символических форм»;
исследовать основные идеи, связанные с ролью языка;
определить влияние идей Э. Кассирера на исследования языка.
Объект исследования – язык в теории символических форм, предмет исследования –подходы к пониманию языка.
Методологической основой исследования послужили следующие методы: аналитический поиск, с использованием глобальных ресурсов сети Интернет; анализ различных источников литературы по теме исследования; общенаучные методы познания, включающие методы обобщения, описания, принципы и методы системного подхода, что позволило в совокупности обеспечить достоверность и обоснованность выводов.
Постановка и последовательное решение перечисленных задач определяет структуру работы – работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованных источников.
«Философия символических форм», задуманная Эрнстом Кассирером как самобытная «морфология» духа, изучающая формальные условия понимания мира, является и на данный момент едва ли не самой серьезной попыткой строго логического переосмысления культуры в западной философии XX века.
Можно подвести определенные итоги восприятия философии языка Э. Кассирером. Философ прежде всего в своей работе обращается к генезису языка. Он полагает, что научная форма является высшей формой развития языка (категориальная, понятийная форма). Язык же согласно Э. Кассиреру, это, во-первых, деятельность, энергия, процесс, нечто становящееся, образующееся. А во-вторых, результат, продукт, что-либо уже ставшее.
Центральным понятием философии языка Эрнста Кассирера является «символ», представляющий собой «...такой знак и в то же время такой образ, который вследствие своеобразного сочетания в нем моментов чувственности (не только пассивной, но и активной) с моментами чистой активности духа, содержит как бы некоторую магическую силу, действием которой усваивается и даже созидается для нас самое существо вещи» [1]. Философ в своих работах активно развивает идею того, что мысль соотносится с реальностью, с миром вещей через систему знаков, используемых в качестве представителей предметов, то есть по задумке они выполняют представительную роль, благодаря которой бытие теперь является упорядоченным целым, четко обозримой структурой. «Чем больше удается таким образом репрезентировать содержание того или иного сущего или процесса, тем скорее это содержание получает всеобщую определенность. Прослеживая данные определения и символически представляя каждое из них, мысль приобретает совершенную модель бытия и целостную его теоретическую структуру. Для того чтобы удостовериться в существовании такой структуры, мышлению уже не нужно обращаться к единичному предмету во всей его конкретности и чувственной «действительности». Данные идеи о языке были развиты Э. Кассирером в его последних работах «Опыт о человеке» и «Миф о государстве», опубликованных в США в середине 40-х гг. XX в..
1. Кассирер Эрнст. Философия символических форм. Том 1. Язык М.; СПб.: Университетская книга, 2001. 271 с. - (Книга света)
2. Свасьян, К. А. Философия символических форм Э. Кассирера: Критический анализ. — Ереван, изд. АН АрмССР, 1989. Переизд.: М.: Академический проект, 2010.
3. Кассирер / А. Н. Малинкин // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
4. Бенгтсон Э., Розенгрен М. Философско-антропологический подход в риторике. Случай Кассирера / пер. с англ. Д.Н. Воробьева, И.Ю. Шакина (рус.) // Философия и культура. — 2019. — Вып. 1. — С. 27—41.
5. Свасьян, К. А. Философия культуры Э.Кассирера (Истоки, своеобразие, критика) // Вопросы философии. — 1984. — № 9. — С. 95-103.
6. Фохт, Б. А. Понятие символической формы и проблема значения в философии языка Э. Кассирера // Вопросы философии. — 1998. — № 9. — С. 150—174.
7. Ушакова, В. В. Концепция языка в работе Эрнста Кассирера «Философия символических форм» / В. В. Ушакова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1532-1534. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18546/ (дата обращения: 23.04.2020)