Введение 3
1. Теоретические аспекты прогнозированию конъюнктуры потребительских
рынков 8
1.1. Потребительский рынок: сущность, основные категории,
классификации и законы 8
1.2. Место и роль потребительских рынков в общеэкономическом рынке:
отличительные особенности и взаимосвязь 17
1.3. Классификация и сущность основных методов и моделей социально -
экономического прогнозирования 22
2. Исследование основных тенденций развития отрасли автомобилестроения
и рынка новых легковых автомобилей России 46
2.1. Анализ тенденций развития российского рынка новых легковых
автомобилей 46
2.2. Обзор состояния отрасли производства легковых автомобилей и
основных факторов, влияющих на ее развитие 63
2.3. Государственная политика в области развития производства и рынка
легковых автомобилей 80
3. Моделирование и прогнозирование состояния рынка новых легковых
автомобилей России 91
3.1. Методические разработки прогнозирования рынка новых легковых
автомобилей 91
3.2. Прогноз основных показателей развития рынка новых легковых
автомобилей России 104
Заключение 120
Список использованных источников 127
Приложения
Актуальность темы исследования. Потребительский сектор - ключевой атрибут экономики любой страны. Являясь частью общеэкономического рынка, потребительский сектор во многом характеризует благосостояние и уровень жизни населения, т.к. в отличие от прочих представленных секторов напрямую связан с конечным потреблением товаров и услуг.
Развитие рыночных отношений в условиях нарастания проблемы ограниченности финансово - экономических, материальных, кадровых и организационных ресурсов актуализирует необходимость разработки хозяйствующими субъектами обоснованного и выверенного стратегического плана развития, базирующегося на прогнозных оценках конъюнктуры рынка сбыта. При этом качество осуществляемых прогнозов напрямую зависит от состоятельности и адекватности используемых методик.
В условиях многообразия типов потребительских рынков и методов социально - экономического прогнозирования требуется проведение серьезной работы по адаптации и доработке каждого представленного метода к специфическим условиям развития отдельных рынков. В этом смысле, наиболее характерным рынком, представляющим интерес с позиции разработки методической базы прогнозирования, является автомобильный.
Цель и задачи диссертации. Цель настоящей магистерской диссертации состоит в научном обосновании теоретико - методических подходов к прогнозированию конъюнктуры потребительских рынков на примере рынка новых легковых автомобилей.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты, касающиеся специфики прогнозирования конъюнктуры потребительских рынков.
2. Исследовать основные тенденции развития автомобильной промышленности и рынка новых легковых автомобилей России.
3. Исследовать влияние основных направлений государственной политики на динамику автомобильной отрасли и рынка.
4. Разработать эконометрическую модель и авторскую прогнозную методику, позволяющие осуществлять полноценный и обоснованный прогноз автомобильного рынка.
Объектом исследования выступает автомобильная промышленность и рынок новых легковых автомобилей России на макро - и мезоуровне.
Предметом исследования является взаимосвязь конъюнктуры автомобильного рынка и системы взаимоувязанных факторов социально - экономической среды.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали концепции и гипотезы, в которых сформулированы принципы осуществления социально - экономического прогнозирования. В этой связи в работе использованы фундаментальные труды представителей альтернативных экономических школ и течений, посвященные теории социально-экономических систем, теории социально-экономического прогнозирования, теории стратегического управления и др.
Достоверность и обоснованность выводов и рекомендаций диссертационной работы обеспечивается использованием законов и принципов диалектики, системного подхода к изучению экономических отношений, общенаучных методов познания: научного абстрагирования, анализа, синтеза, индукции, дедукции, гипотезы, а также методов аналогии, факторного анализа и экономико-математического моделирования.
Информационной базой исследования послужили сведения Федеральной службы государственной статистики РФ, материалы Министерства экономического развития РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Аналитического центра при Правительстве РФ, Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), открытые публикации специализированных агентств (Аналитическое агентство «АВТОСТАТ», ООО «Автостат инфо», Акционерное общество «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит»), а также аналитические данные международных организаций и ассоциаций (Всемирный банк, Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, Международная организация автопроизводителей (OICA) и прочие).
Нормативно-правовую базу представляют законодательные и подзаконные нормативные правовые акты по вопросам регулирования деятельности автомобильной промышленности России, среди них основные: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2006 г. № 566 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки», Совместный Приказ Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ и Минфина РФ от 24 декабря 2010 г. № 678/1289/184н "О внесении изменений в порядок, определяющий понятие "промышленная сборка" моторных транспортных средств и устанавливающий применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов", Приказ Минпромторга РФ №319 от 23 апреля 2010 года «Об утверждении Стратегия развития автомобильной промышленности на период до 2020 года», Приказ Минпромторга РФ № 2155 от 27 декабря 2013 года «О внесении изменений в Стратегию развития автомобильной промышленности на период до 2020 года», Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 190-ФЗ «О предоставлении государственной поддержки производителям моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов», Технические регламенты «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных веществ» (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации 12 октября 2005 г. № 609) и «О безопасности колесных транспортных средств» (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720).
В процессе подготовки работы в качестве информационных источников также были использованы публикации в периодической печати, материалы научно-практических конференций, информационные ресурсы всемирной сети Интернет и др.
Научная новизна результатов исследования заключается в разработке научно - методической базы, позволяющей осуществлять комплексный прогноз автомобильного рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективах, на макро - и мезоуровне.
Научная новизна состоит из следующих пунктов:
1. Доработана формула расчета уровня локализации производства автомобилей и автомобильных компонентов, используемая в целях контроля выполнения автопроизводителями и производителями автомобильных компонентов требований в рамках соглашения о «промышленной сборке»;
2. Разработана эконометрическая модель, позволяющая осуществлять прогноз автомобильного рынка на макроуровне в среднесрочной перспективе;
3. Разработана методика прогнозирования автомобильного рынка на макроуровне в долгосрочной перспективе;
4. Разработана методика оценки потенциала автомобильного рынка на мезоуровне (региональный срез).
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в научном обосновании и применении основных существующих и вновь разработанных автором прогнозных методик, позволяющих осуществлять прогноз конъюнктуры рынка новых легковых автомобилей России. Полученные результаты исследования могут быть использованы в рамках планирования деятельности участников различного уровня - от автопроизводителей и дилеров до институциональных.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на всероссийских и региональных научно-практических и научно-методических конференциях.
Структура работы определена на основе цели и задач, поставленных в диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих 8 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений, таблично-графического материала.
Потребительский сектор - ключевой атрибут экономики любой страны. Являясь частью общеэкономического рынка, потребительский сектор во многом характеризует благосостояние и уровень жизни населения, т.к. в отличие от прочих представленных секторов напрямую связан с конечным потреблением товаров и услуг.
Развитие рыночных отношений в условиях нарастания проблемы ограниченности финансово - экономических, материальных, кадровых и организационных ресурсов актуализирует необходимость разработки хозяйствующими субъектами обоснованного и выверенного стратегического плана развития, базирующегося на прогнозных оценках конъюнктуры рынка сбыта. При этом качество осуществляемых прогнозов напрямую зависит от состоятельности и адекватности используемых методик.
Прогнозирование является неотъемлемой частью процесса управления любой социально-экономической системы, начиная от домохозяйства и фирмы и заканчивая государством и мировой экономикой. В прогнозировании применяются методы и модели различных дисциплин, включая теорию вероятностей и математическую статистику, эконометрику и анализ данных. Грамотный выбор методов и моделей для построения планов и прогнозов позволяет обеспечить высокую эффективность принимаемых решений и определить оптимальные пути достижения поставленных целей.
Следует отметить, что отечественные ученые относятся к прогностике более прагматически, чем западные коллеги, которые обязательно подчеркивают, что прогнозирование является в большей степени искусством, чем наукой. Степень субъективности в прогнозировании весьма велика, хотя современная наука опирается на объективно обусловленные тенденции в качестве основы для прогнозирования.
Не существует единого, универсального метода прогнозирования. Его выбор обусловлен в первую очередь спецификой прогнозируемых ситуаций и изучаемых систем. Именно поэтому на сегодняшний день представлено огромное количество методов прогнозирования, которые укрупнено делят на простые (однородные) и комплексные.
В условиях многообразия типов потребительских рынков и методов социально - экономического прогнозирования требуется проведение серьезной работы по адаптации и доработке каждого представленного метода к специфическим условиям развития отдельных рынков. В этом смысле, наиболее характерным рынком, представляющим интерес с позиции разработки методической базы прогнозирования, является автомобильный, тщательный анализ которого проведен во второй главе настоящей магистерской диссертации.
В рамках второй главы осуществлен комплексный анализ состояния рынка новых легковых автомобилей России. Основной упор сделан на анализе продаж новых легковых автомобилей по годам во взаимосвязи с основными факторами, оказывающими непосредственное влияние (цены автомобилей, доступность автокредитов, платежеспособность населения, потребительские ожидания и прочее). Также проведен анализ продаж в разрезе основных классов автомобилей, марок, моделей, автомобильных концернов и на региональном уровне. Временной горизонт анализа - с 2008 по 2016 гг., особое внимание уделено динамике продаж в условиях влияния социально - экономического кризиса в последние три года.
Также в данном разделе исследовано состояние отрасли производства легковых автомобилей России в условиях сокращения продаж. Проанализированы основные финансово - экономические показатели в целом по отрасли (объемы производственных мощностей предприятий, уровень их использования, инвестиции в отрасль, совокупная выручка, рентабельность и прочее).
Исследовано содержание и влияние государственной политики на автомобильную отрасль и автомобильный рынок. Анализ проведен в двух направлениях - стратегическом и тактическом. В рамках первого направления исследована Стратегия развития автомобильной промышленности России до 2020 года, описаны ее основные положения, суть и влияние на отрасль. Основной упор сделан на анализе условий договора о «промышленной сборки», заключаемом между Правительством РФ и автопроизводителями. Подчеркнуты основные риски и ограничения, возникающие в государственном регулировании автомобильной отрасли в связи с членством России в ВТО и ЕАЭС.
В рамках второго направления проанализированы меры государственной поддержки автопроизводителей и стимулирования спроса в условиях сокращения продаж. С этой целью государством разработаны основные программы поддержки, работающие уже с 2014 года (льготное автокредитование, утилизация и трейд -ин, льготный автолизинг, субсидирование производителей прочее). Также планируется их продление и на 2017 год.
В рамках третьей главы магистерской диссертации осуществлен прогноз развития рынка новых легковых автомобилей России. Для достижения указанной цели использовано сочетание двух подходов - формального, основанного на применении статистических методов, и фундаментального, позволяющего на основе ретроспективного анализа ключевых факторов сформировать видение изменения рынка в будущем. Сочетание этих подходов позволило нивелировать недостатки каждого из них и в определенной степени повышает обоснованность прогнозов.
Разработанные в работе прогнозы делятся на несколько типов в зависимости от положенного в их основу классификационного признака:
1) по охвату временного горизонта - на среднесрочный (до 2019 года) и долгосрочный (до 2030 года);
2) исходя из масштаба прогнозирования - на макроуровне (в масштабах страны) и мезоуровне (региональный срез).
В целях среднесрочного прогнозирования состояния автомобильного рынка России на макроуровне проведено эконометрическое исследование, результатом которого является разработка эконометрической модели - системы рекурсивных уравнений, объясняющей динамику основных конъюнктурообразующих факторов рассматриваемого рынка (цены, спрос и предложение).
Моделируя варианты изменения внешних, независимых факторов, получены сценарии изменения зависимых. В качестве источника для составления таких сценариев использован прогноз социально- экономических индикаторов России на период 2017 - 2019 годов, подготовленный Министерством экономического развития.
Прогноз разработан в основных трех вариантах - базовом, «базовом +» и целевом. Единой для всех вариантов является гипотеза о продолжении антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России, сохранении макроэкономической стабильности и отсутствии внешних экономических шоков. Дифференциация прогнозов в части рассматриваемых экзогенных показателей заключается в нарастающих по мере перехода от базового варианта к целевому темпах экономического роста и реальной заработной платы работников организаций, различных темпах инфляции и значениях курса национальной валюты.
В части, касающейся ценовой динамики, в рамках всех трех рассматриваемых сценариев ожидается дальнейшее удорожание рыночной стоимости автомобилей (рис. 9). Однако на фоне 15 - 20 процентного увеличения цен в 2015 - 2016 гг. среднегодовой рост в 3,5 %, заложенный в основу наиболее пессимистичного варианта (базового), выглядит не таким уж и мрачным, учитывая продолжение поэтапного укрепления доллара в течение всего прогнозного периода. В рамках остальных вариантов прогноза, предполагающих, напротив, даже некоторое укрепление национальной валюты, ожидается более умеренное удорожание рыночной цены - в среднем 2,7 и 2,5 % в год в «базовом+» и целевом соответственно.
Исходя из предположения о восстановлении основных детерминант спроса и полной реализации всех предусмотренных программ государственной поддержки автомобильного рынка можно с полной уверенностью утверждать об оживлении автомобильного рынка России, начиная с 2017 года (при условии отсутствия внешних шоков). Согласно базовому варианту прогноза среднегодовой рост продаж составит всего порядка 2 %, тогда как в «базовом +» и целевом на фоне лучших ожиданий относительно динамики заработных плат, цен автомобилей и стоимости заимствований - 6 и 13 % в год соответственно.
В свою очередь, в связи с активизацией рыночного спроса ожидается восстановление и производственной сферы, за исключением периода 2017 - 2018 гг. согласно базовому сценарию, предполагающему продолжение незначительного сокращения объемов производства относительно отчетного периода с небольшим приростом в 2019 г. Тогда как в «базовом +» и целевом вариантах на фоне более существенного оживления продаж ожидается прирост в среднем 4 и 9 % в год соответственно.
В случае реализации представленных прогнозных вариантов останется нерешенной одна из ключевых проблем отечественной автомобильной промышленности - неполная загрузка производственных мощностей. Даже при условии достижения объемов производства, предусмотренных целевым сценарием прогноза, средняя загрузка не превысит значения в 44 % к 2019 году (текущий уровень - 36 %). Т.е. более половины всех мощностей по - прежнему останутся избыточными, что непосредственным образом скажется на эффективности ранее осуществленных инвестиций, а также на будущих оценках инвесторов относительно привлекательности капиталовложений в автомобильную промышленность России.
В целях долгосрочного прогнозирования автомобильного рынка на макроуровне разработана авторская методика. Методика предполагает предсказание фундаментального для рассматриваемого рынка показателя - уровня автомобилизации населения, который определяется как отношение количества имеющихся в собственности граждан легковых автомобилей к численности населения страны в пересчете на тысячу человек.
В рамках предлагаемой методики подразумевается, что потенциал автомобильного рынка во многом определен возрастной структурой парка легковых автомобилей и перспективой роста платежеспособности населения в долгосрочной перспективе. При этом, государственная политика по стимулированию выбытия из эксплуатации устаревшей техники при условии создания и развития полноценной и рентабельной системы утилизации способна увеличить темпы обновления автопарка страны и создать условия для максимальной реализации потенциала рынка.
Апробация методики осуществлена на примере рынка новых легковых автомобилей России: разработан долгосрочный прогноз продаж (до 2030 года), предполагающий два сценария развития событий (вариант А и вариант В).
Таким образом, в случае реализации представленье условий изменения автомобильного парка России и платежеспособности населения в долгосрочной перспективе рост продаж новых легковых автомобилей ожидается в течение всего прогнозного периода. Дифференциация вариантов прогноза заключается в различной скорости роста.
В случае реализации относительно худшего для автомобильного рынка России сценария (вариант А), среднегодовой рост продаж составит всего порядка 3 % в год до 2,5 млн. автомобилей к 2030 году. В рамках оптимистичного сценария (вариант В), предполагающего более высокие темпы выбытия парка и роста уровня автомобилизации населения, продажи будут расти в среднем 4,2 % в год и к 2030 году достигнут значения в 3 млн. ед. При этом, предкризисный пик рынка, наблюдавшийся в 2012 году, будет пройден, уже начиная с 2026 года.
На заключительном этапе работы автором предложена методика оценки потенциала роста региональных автомобильных рынков. Методика базируется на предположении, что наибольшим потенциалом роста автомобильного рынка обладает тот регион, который при прочих равных условиях характеризуется недостаточным уровнем автомобилизации населения (относительно общестранового показателя) и величиной доходов граждан, превышающей средний доход по стране.
Исходя из заданных критериев совокупность всех территориальных образований Российской Федерации кластеризуются на три группы.
1. Наиболее потенциальные регионы;
2. Регионы, характеризующиеся средним потенциалом роста;
3. Регионы - аутсайдеры, имеющие наименьший потенциал.
Среди наиболее привлекательных выделено 6 основных субъектов федерации, среди регионов, обладающих средним потенциалом роста - 13, а среди наименее потенциальных - 29.
Таким образом, полученные методики прогнозирования автомобильного рынка могут быть использованы в рамках планирования деятельности участников различного уровня - от автопроизводителей и дилеров до институциональных.
1. Чернухина Г.Н. Организация торговли: учебник/ Чернухина Г.Н. - М: Синергия, 2016. - 192 с.
2. Алексеев Ю.П. Муниципальный менеджмент / Ю.П. Алексеев, А.Я. Гапоненко, А.Н. Алисов. - М.: РАГС, 2010. - 467 с.
3. Беляевский И. К. Перспективы развития и совершенствования статистики торгового предприятия / И. К. Беляевский, О. Э. Башина // Вопросы статистики. - 2002. - № 12 - с. 26.
4. Малкова Т. Б. Развитие потребительского рынка как основа повышения качества жизни населения регион / Т. Б. Малкова, Е. А. Балашова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №2 (33) Часть 3.
- С. 7 -14.
5. Николаева М. А. Маркетинг товаров и услуг: Учебник. - М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2001. - 448 с.
6. Новоселов А. С. Региональный потребительский рынок. Проблемы теории и практики / Новоселов А. С., Кулешов В. В. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. 364 с.
7. Райзберг Б. А. Курс экономики: учебник. М.: ИНФРА-М, 1997. 720 с.
8. Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность [Электронный ресурс]: организация и управление. Учебник/ Бунеева Р.И. - Электрон. текстовые данные.
- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 351 с. - Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/58947.html. - ЭБС «IPRbooks».
9. Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей».
10. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник / И.Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 596 с.
11. Глухов В.В. Основы менеджмента / В.В. Глухов. - СПб.: Специальная литература, 2012. - 309 с.
12. Киселева Е.Н. Рынок продовольственных товаров: Учебное пособие / Е.Н. Киселева, О.В. Власова, Е.Б. Коннова. - М.: Вузовский учебник, 2013. - 144 с.
13. Зверева Е.В. Понятие потребительского рынка / Зверева Е.В. // Безопасность бизнеса, 2015, N 3, с. 22.
14. Рынок потребительских товаров [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://utmagazine.ru/posts/14399-rynok-potrebitelskih-tovarov (дата
обращения 22.03.2017).
15. Денисов В.М. Ресурсы менеджера / В.М. Денисов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №4. - С. 24-33.
16. Состояние потребительского рынка: анализ и тенденции [Электронный
ресурс] // Деловые новости. Режим доступа: http://delonovosti.ru/business/2417- sostoyanie-potrebitelskogo-rynka-analiz-i-tendencii.html (дата обращения
22.03.2017).
17. Прогнозирование и моделирование социально-экономических систем
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ekonomika-
st.ru/upravlenie/menedgment/menedgment-2.html (дата обращения 22.03.2017).
18. Прогнозирование социально-экономических процессов: Учебно¬
методическое пособие. // Автор-составитель: Капитанова О.В. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016. - 74 с, с. 5
19. Четыркин Е.Н. Статистические методы прогнозирования. -М.:” Статистика”, 1975 г. - 47 с.
20. Арженовский С.В., Молчанов И.Н. Статистические методы прогнозирования. Учебное пособие /Рост. гос. экон. унив. - Ростов-н/Д. - 2001. - 74 с.
21. Афанасьев В.Н., Юзбашев М.М. Анализ временных рядов и прогнозирование. - Москва: "Финансы и статистика", 2001. -228 с.
22. Большаков А.А., Каримов Р.Н. Методы обработки многомерных данных и временных рядов Учебное пособие для вузов. -М.: Горячая линия- Телеком, 2007. -522 с.
23. Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования в экономике. - М.: МЭСИ, 2001. - 50 с.
24. Керимов А.К. Анализ и прогнозирование временных рядов. Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 138 с.
25. Керимов А.К. Анализ и прогнозирование временных рядов. Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 139 с.
26. Лукашин Ю.П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования временных рядов. Учеб. пособие. -М.: Финансы и статистика, 2003 г. - 416 с.
27. Орлов А.И. Статистические методы прогнозирования. - В кн.: Малая
российская энциклопедия прогностики. - М.: Институт экономических
стратегий, 2007. - сс.148-153.
28. Рунова Л.П., Рунов И.Л. Анализ временных рядов и прогнозирование. Учебно-методические материалы по дисциплине “Методы социально¬экономического прогнозирования” для студентов специальности “Математические методы в экономике”. -Ростов-на-Дону, РГУ, 2006. - 109с.
29. Татаренко С.И. Методы и модели анализа временных рядов: методические указания к лабораторным работам. -Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 32 с.
30. Эконометрика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 576 с.
31. Рынок легковых автомобилей / НИУ ВШЭ Центр развития. -
Официальный сайт. - режим доступа:
https://dcenter.hse.ru/data/2015/12/22/1132767556/IV%20%D0%BA%D0%B2.%202015.pdf,свободный. (дата обращения 20.03.2017)
32. Официальный сайт Ассоциации европейского бизнеса. Association of European Businesses (AEB) 2017 [Электронный ресурс]. URL: www.aebrus.ru(дата обращения 28.05.2017).
33. Официальный сайт компании ООО "Автомобильная статистика" (АВТОСТАТ) [Электронный ресурс]. URL: https://www.autostat.ru (дата обращения 25.05.2017).
34. Официальный сайт компании ОАО «Автосельхозмаш-холдинг» (ОАО «АСМ-холдинг») [Электронный ресурс]. URL: http://www.asm-holding.ru/(дата обращения 30.05.2017).
35. Официальный сайт Акционерного общества «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pwc.ru/ (дата обращения 30.05.2017).
36. Официальный сайт «АвтоБизнесРевю» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://abreview.ru/stat/aeb/ (дата обращения 30.05.2017).
37. Официальный сайт Национального бюро кредитных историй [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.nbki.ru/ (дата обращения 30.05.2017).
38. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbr.ru/(дата обращения 30.05.2017).
39. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/(дата обращения 30.05.2017).
40. Официальный сайт компании ООО «Автостат Инфо» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://avtostat-info.com/(дата обращения 30.05.2017).
41. Васильев М.М. Современные подходы к исследованию автомобильного рынка России с учетом влияния на его структуру отраслевого и регионального факторов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - с. 25-29.
42. Пути повышения конкурентоспособности отечественного
производства автомобильных комплектующих за счет [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/puti-povysheniya-konkurentosposobnosti-
otechestvennogo-proizvodstva-avtomobilnyh (дата обращения 29.05.2017).
43. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customs.ru/(дата обращения 30.05.2017).
44. Единый архив экономических и социологических данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sophist.hse.ru/(дата обращения 30.05.2017).
45. Приказ Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ и Минфина РФ от 24 декабря 2010 г. N 678/1289/184н "О внесении изменений в порядок, определяющий понятие "промышленная сборка" моторных транспортных средств и устанавливающий применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов": [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/306398/(дата обращения 10.03.2017)
46. Приказ Минпромторга России от 23.04.2010 N 319 (ред. от 27.12.2013) "Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года".
47. Приказ Минпромторга России от 27.12.2013 N 2155 "О внесении изменений в Стратегию развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную приказом Минпромторга России от 23 апреля 2010 г. N 319".
48. Денис Мантуров встретился с представителями ведущих российских
СМИ: [Электронный ресурс] URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-
centre/news/#!denis_manturov_vstretilsya_s_predstavitelyami_vedushhih_rossiyskih _smi (дата обращения 10.03.2017).
49. Госпрограммы поддержки автопрома продлены на 2016 год: [Электронный ресурс] URL: https://autoreview.ru/news/gosprogrammy-podderzhki- avtoproma-prodleny-na-2016-god(дата обращения 10.03.2017).
50. Минпромторг России подвел итоги программ стимулирования спроса
автомобилей: [Электронный ресурс] URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-
centre/news/#!minpromtorg_rossii_podvel_itogi_programm_stimulirovaniya_sprosa_ avtomobiley (дата обращения 10.03.2017).
51. Перечень мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально - экономического развития Российской Федерации в 2017 году: [Электронный ресурс] URL: http://m.government.ru/news/26151/(дата обращения 10.03.2017).
52. Автомобильный рынок России: состояние отрасли и прогноз на
среднесрочную перспективу [Электронный ресурс]. URL:
https://www.vedomosti.ru/press_releases/2017/02/07/avtomobilnii-rinok-rossii-sostoyanie-otrasli-i-prognoz-na-srednesrochnuyu-perspektivu (дата обращения
30.05.2017).
53. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов".
54. "Паспорт приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 N 11).
55. Официальный сайт Международной организации автопроизводителей (OICA) [Электронный ресурс] URL: http://www.oica.net/(дата обращения 10.03.2017).
56. Официальный сайт Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA) [Электронный ресурс] URL: http://www.acea.be/(дата обращения 10.03.2017).
57. Официальный сайт Всемирного Банка [Электронный ресурс] URL: http://www.worldbank.org/ (дата обращения 10.03.2017).
58. Прогноз социально - экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: [Электронный ресурс] URL: http: //economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz(дата обращения 10.03.2017).
59. Прогноз долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06.
60. Официальный сайт Министерства транспорта РФ [Электронный ресурс] URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz(дата обращения 10.03.2017).
61. Таможенный календарь на I квартал 2017 года. [Электронный ресурс]
URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=209379&fld=134&dst=100141,0&rnd=0.9817269365044899#0 (дата обращения
10.03.2017).