Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование отношений в сфере организации и деятельности СМИ (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР))

Работа №49738

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

информационное право

Объем работы34
Год сдачи2020
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
505
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Общие положения о правовом регулировании деятельности средств массовой информации 5
1.1 История развития законодательства о средствах массовой информации 5
1.2 Понятие и основные принципы деятельности средств массовой информации 11
2 Ограничения деятельности средств массовой информации и ответственность за нарушение законодательства в сфере деятельности 17
2.1 Правовые ограничения деятельности средств массовой информации 17
2.2 Основные положения об ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации 23
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 29

Актуальность исследования правового регулирования отношении сфере организации и деятельности средств массовой информации обусловлена следующим. Средства массовой информации в современном мире играют большую роль, поскольку с их помощью появляется возможность доведения большого объема информации до неопределенно широкого круга лиц, в том числе в аспекте вопросов, которые имеют повышенную социальную значимость. Развитие науки и техники, рост популярности информационных ресурсов в сети «Интернет» влечет за собой необходимость определенного контроля и установления правил деятельности средств массовой информации в аспекте осуществления защиты интересов государства и общества. Подконтрольность средств массовой информации государственным органам и политическим структурам в настоящее время с точки зрения закона не допускается, поскольку цензура запрещена. Однако определенные допустимые ограничения для средств массовой информации в законодательстве существуют. Определение границ допустимого и излишнего всегда было проблематичным, поскольку как избыточность контроля, так и его недостаток может привести к нарушению баланса интересов и прав и свобод как граждан, так и юридических лиц. Судебных споров, связанных с деятельностью средств массовой информации, в настоящее время немало. Соответственно можно утверждать, что существует проблема правового регулирования и правоприменения, вследствие чего потребность в исследовании и анализе вопросов правового регулирования организации и деятельности средств массовой информации сохраняется.
Изложенное свидетельствует об актуальности темы, выбранной для исследования в рамках курсовой работы.
Объект исследования – правоотношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью средств массовой информации.
Предмет исследования – законодательство России, регулирующее вопросы организации и деятельности средств массовой информации, правовые позиции высших судов, судебная правоприменительная практика, а также современные взгляды на данный вопрос.
Целью работы является исследование правового регулирования вопросов организации и деятельности средств массовой информации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 проанализировать историю развития законодательства о средствах массовой информации;
 рассмотреть понятие и основные принципы деятельности средств массовой информации;
 исследовать правовые ограничения деятельности средств массовой информации;
 провести анализ основных положений об ответственности за нарушение законодательства о деятельности средств массовой информации.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический, метод сравнения и метод анализа для изучения норм права России, правовых позиций высших судов, а также иные методы научного познания.
Работа состоит из настоящего введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обобщая результаты исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, можно сделать следующие итоговые выводы.
Необходимость контроля в отношении деятельности средств массовой информации обусловлено их огромным влиянием на умы населения, наличием возможности формирования общественного мнения. Еще в дореволюционный период времени государство старалось контролировать печатные издания, проверяя их содержание. В советский период времени появилась жесткая цензура, поскольку на государственном уровне была провозглашена единая идеология, которой обязано было придерживаться все население страны. Выражение иных, не одобренных партией мнений, было наказуемо.
Реформирование законодательства в постсоветский период времени отразилось и на правовом регулировании деятельности средств массовой информации. Легальная возможность цензуры уже отсутствует, однако контроль в отношении деятельности средств массовой информации осуществляется. Цели же данного контроля и надзора иные – обеспечение безопасности государства и общества.
Средства массовой информации могут организовываться и осуществлять деятельность с использованием различных форм, перечень которых определен в законе. Деятельность средств массовой информации в определенных случаях предполагает необходимость получения лицензии, то нельзя расценивать как ограничение свободы массовой информации, так как данный принцип наряду с принципом свободы слова является основополагающим для деятельности средств массовой информации.
Нарушение законодательства об организации и деятельности средств массовой информации влечет за собой возможность наступления ответственности в объеме и на основаниях, предусмотренных законом.



1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод : от 04.11.1950 (ред. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 2. – Ст. 163.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
5. О средствах массовой информации : Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 01.03.2020) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 7. – Ст. 300.
6. О лицензировании отдельных видов деятельности : федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 19. – Ст. 2716.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации : федеральный закон от 14.06.2011 № 142-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 25. – Ст. 3535.
8. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 50. – Ст. 7074.
9. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных ресурсов : одобрена решением Президента РФ от 23.11.1995 № Пр-1694. – М.: НТЦ «Информрегистр», 1996.
10. Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года : утв. Президентом РФ 24.07.2013 № Пр-1753. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
11. О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания (вместе с «Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания») : Постановление Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025 (ред. от 14.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 51. – Ст. 7536.
12. О печати : Декрет СНК РСФСР от 28.10.1917. Документ утратил силу // СУ РСФСР. – 1917. – № 1. – Ст. 7.
13. О государственной монополии на печатание объявлений : Декрет СНК РСФСР от 08.11.1917. Документ утратил силу // СУ РСФСР. – 1917. – № 2. – Ст. 22.
14. О введении в действие декрета о государственной монополии на объявления : Постановление Народного Комиссариата по Делам Печати РСФСР от 18.11.1917. Документ утратил силу // СУ РСФСР. – 1917. – № 3. – Ст. 41.
15. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики : принята V Всероссийским съездом Советов 10.7.1918. Документ утратил силу // СУ РСФСР. – 1918. – № 51. – Ст. 582.
16. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик : принята ВС СССР 07.10.1977 (ред. от 14.03.1990). Документ утратил силу // Свод законов СССР. – 1990. – Т. 3. – С. 14.
17. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации : утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895. Документ утратил силу // Российская газета. – 2000. – № 187.

Материалы судебной практики

18. Дело «Компании «Сатакуннан Марккинаперсси Ой» и «Сатамедиа Ой» (Satakunnan Markkinaporssi Oy and Satamedia Oy) против Финляндии (жалоба № 931/13) : Постановление Европейского суда по правам человека от 27.06.2017 // Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Специальный выпуск. – 2018. – № 2.
19. О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от15.06.2010 № 16 (ред. от 9.02.2012) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2010. – № 8.
20. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017) : утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017 (ред. от 26.04.2017) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2018. – № 2.

Научная и учебная литература

21. Барышева Н.Р. Концепции свободы массовой информации / Н.Р. Барышева // Актуальные вопросы фундаментальных наук в техническом ВУЗе. Сборник научных статей. – Кемерово, 2018. – С. 135-149.
22. Гуков А.Э. Разграничение понятий свободы мысли и слова. Роль мысли и слова в российском обществе / А.Э. Гуков // Тенденция развития науки и образования. – 2018. – № 36-4. – С. 19-24.
23. Гурьянова В.В. Злоупотребление свободой массовой информации: понятие, признаки и виды / В.В. Гурьянова // Правовая культура и правовые стандарты взаимодействия юридического и журналистского сообщества: тренды мультимедийности. Сборник научных статей по материалам круглого стола. – Казань, 2017. – С. 19-34.
24. Дегтерев А.А. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (проблемы характеристики и совершенствования законодательства) / А.А. Дегтерев // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2019. – № 10. – С. 87-93.
25. Демченко Н.В. Государственная разрешительная политика в области средств массовой информации / Н.В. Демченко // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей победителей V Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. – 2017. – С. 198-200.
26. Диденко К.В. Предупреждения распространения идеологии терроризма и экстремизма в сети интернет / К.В. Диденко, Н.В. Демченко // Ленинградский юридический журнал. – 2017. – № 2 (48). – С. 247-253.
27. Ермолаева М.А. Конституционные основы свободы мысли и слова / М.А. Ермолаева // Актуальные вопросы права, экономики и управления. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Гл. ред. С.В. Лукашевич. – 2019. – С. 133-135.
28. Ильницкий К.О. Законодательство Российской Империи о производстве цензурных дел (1804-1890) / К.О. Ильницкий // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – 2017. – № 1 (34). – С. 26-30.
29. Каримова Ю.В. Определение объекта воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов / Ю.В. Каримова // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 6. – С. 126-133.
30. Колин Ю.В. Модель восприятия исторического наследия: аспекты проблемы / Ю.В. Колин // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 1. – С. 10-17.
31. Колосов К.М. Президент Российской Федерации как гарант информационной безопасности личности / К.М. Колосов, Н.М. Колосова // Журнал российского права. – 2020. – № 4. – С. 17-27.
32. Кондрашов С.В. Публичное доверие и СМИ / С.В. Кондрашов // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. Сборник научных статей по итогам работы круглого стола со Всероссийским и международным участием. – 2020. – С. 61-62.
33. Куликова С.А. Запрет цензуры в Конституции Российской Федерации: опыт комплексного анализа / С.А. Куликова // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 6. – С. 34-40.
34. Курманов А.С. Конституционно-правовые гарантии на свободу мысли и слова: понятие, гарантии и проблемы реализации / А.С. Курманов // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2018. – № 2 (140). – С. 84-88.
35. Манзи Д. Управление рынком дезинформации: первая поправка и борьба против фейковых новостей / Д. Манзи // Актуальные проблемы экономики и права. – 2020. – Т. 14. – № 1. – С. 142-164.
36. Маренкова Н.С. Свобода прессы в России через призму немецких СМИ / Н.С. Маренкова // Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей. Статьи 19-ой Международной конференции студентов и аспирантов и XIII международного «Конкурса научных работ студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей». – Санкт-Петербург, 2020. – С. 137-140.
37. Мерзлякова И.С. Первые декреты советской власти как основа конституционного законодательства / И.С. Мерзлякова, Н.А. Киселева // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2018. – Т. 24. – № 8. – С. 86-91.
38. Новикова Е. Защита деловой репутации: споры со средствами массовой информации / Е. Новикова // Административное право. – 2017. – № 4. – С. 45-50.
39. Плясунов В.В. Злоупотребление свободой слова (конституционно-правовой аспект) / В.В. Плясунов // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – № 1. – С. 125-127.
40. Привалов С.А. Сущность свободы массовой информации в конституционном праве России и Германии / С.А. Привалов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2020. – Т. 20. – № 1. – С. 89-96.
41. Степенко В.Е. Применение административной ответственности за незаконную деятельность по разглашению информации с ограниченным доступом и злоупотреблением свободой массовой информации / В.Е. Степенко, А.Г. Суханов // Административное право и процесс. – 2019. – № 2. – С. 43-46.
42. Стуканов А.П. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства: проблемы привлечения к административной ответственности / А.П. Стуканов, А.К. Соловьева // Законность. – 2019. – № 8. – С. 28-33.
43. Суханов А.Г. Административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации / А.Г. Суханов // Российский судья. – 2019. – № 1. – С. 26-30.
44. Тарибо Е.В. Проблемы реализации свободы выражения мнений и свободы собраний в практике конституционного правосудия / Е.В. Тарибо // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 2. – С. 20-31.
45. Уваров А.А. О типологии правопонимания в решениях Конституционного Суда РФ / А.А. Уваров // Конституционное и муниципальное право. – 2019. – № 5. – С. 55-59.
46. Хамнуев Ю.Г. О чем говорит конституционный запрет цензуры / Ю.Г. Хамнуев, А.Н. Тетерин // Сибирский юридический вестник. – 2019. – № 3 (86). – С. 33-37.
47. Цветкова Е.В. Фейк-ньюз: взгляд журналиста и юриста / Е.В. Цветкова, Т.Г. Филиппова // Российская юстиция. – 2020. – № 4. – С. 61-63.
48. Червонюк В.И. Свобода слова (свободное выражение мнений) в интернет-пространстве: конституционный объем и пределы, особенности реализации / В.И. Червонюк // Конституционное и муниципальное право. – 2019. – № 10. – С. 33-36.
49. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры / С.М. Шахрай. – 4-е изд., изм. и доп. – М.: Статут, 2017. – 624 с.
50. Шумилова Т.Ф. Злоупотребление свободой массовой информации / Т.Ф. Шумилова // Ius Publicum et Privatum. – 2018. – № 2 (2). – С. 81-83.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ