Объект исследования - рынок производства хлебобулочных изделий г. Екатеринбург.
Сделан анализ рынка хлебобулочные изделия в РФ, Уральском ФО, Свердловской области и г. Екатеринбурге за 2017-2019 годы.
Проведено исследование основных игроков рынка производства хлебобулочных изделий г. Екатеринбурга, конкурентный анализ участников рынка.
Сделан SWOT-анализ хлебокомбината «Всеслав» .
Введение 3
1 Теоретические аспекты разработки стратегии предприятия 5
1.1 Понятие и виды стратегий предприятия 5
1.2 Особенности разработки стратегии предприятия 11
1.3 Методы анализа рынков 15
2 Исследование рынка производства хлебобулочных изделий г. Екатеринбурга 20
2.1 Характеристика хлебобулочных изделий 20
2.2 Анализ основных показателей рынка производства хлебобулочных изделий г. Екатеринбурга 23
2.3 Описание основных игроков рынка производства хлебобулочных изделий г. Екатеринбурга 28
2.4 Конкурентный анализ участников рынка 30
2.5 SWOT-анализ деятельности предприятия 32
3 Формулирование общей стратегии предприятия и ее функциональных составляющих 33
Заключение 38
Список использованных источников 40
Конкурентоспособность любого предприятия предполагает выработку стратегии его развития. Это является острой проблемой и первоочередной задачей в деятельности предприятия. Действующие предприятия при разработке стратегии организовывают свою деятельность таким образом, чтобы были достигнуты цели по эффективности внутренних процессов.
В силу того, что во все времена основной составляющей рациона питания каждого человека был хлеб, рынок хлебобулочных изделий весьма актуален.
Хлеб и сопутствующие товары являются продуктами первой необходимости и занимают первые места в продовольственной корзине россиян, а сдобная выпечка, пряники являются любимыми лакомствами взрослых и детей, поэтому рынок хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий является одним из крупнейших в России. Конкуренция на этом рынке высока, и особый интерес для исследования представляют предприятия-лидеры, которым удается удерживать лидерство на протяжении длительного срока.
Состояние отрасли производства хлебобулочных изделий во многом влияет на уровень социально-экономической обстановки в стране, и общее состояние ее продовольственной безопасности. Отрасль производства хлебобулочных изделий имеет стратегическое значение, поскольку потребителем ее продукции является каждый житель страны, что делает проблему полноценного обеспечения населения хлебом весьма актуальной. Проблемы, возникающие на сегодняшний день в отрасли противоречивы и недостаточно изучены современными российскими экономистами, а перспективные направления совершенствования развития нуждаются в систематизации и представляют особый интерес.
Цель исследования – разработать конкурентную стратегию для предприятия на рынке производства хлебобулочных изделий г. Екатеринбурга.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть понятие и виды стратегий предприятия;
- исследовать особенностей разработки стратегии предприятия;
- изучить методы анализа рынков;
- провести исследование рынка производства хлебобулочных изделий г. Екатеринбурга;
- сформулировать общую стратегию предприятия и ее функциональные составляющие.
Объект исследования – система стратегического менеджмента на предприятиях РФ. Предмет – конкурентная стратегия предприятия на рынке производства хлебобулочных изделий г. Екатеринбурга.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов по стратегическому менеджменту, таких как Н. Ю. Баркова, Л. В. Глухих, Е. А. Запара, С.М. Шибанов и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты разработки стратегии предприятия; во второй главе проведено исследование рынка производства хлебобулочных изделий г. Екатеринбурга; третья глава посвящена разработке общей стратегии предприятия. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Анализ рынка хлебобулочных и кондитерских изделий показал, что на фоне общего снижения спроса на хлебобулочную продукцию заметна тенденция увеличения потребления хлеба среднего и премиум-класса, особенно с полезными добавками. Рынок мучных кондитерских изделий активно развивается, являясь одним из самых перспективных, ведущих направлений современной пищевой промышленности Свердловской области. Благодаря своему неизменно высокому качеству продукции предприятия пользуется большим спросом у населения. Хлебокомбинат «Всеслав» занимает лидирующее положение на рынке г. Екатеринбурга.
Комплексный анализ показал, что экономическая ситуация в пищевой отрасли региона постепенно улучшается по сравнению с ситуацией, возникшей ранее из-за мирового финансового кризиса. Это способствует увеличению благосостояния граждан, которые могут больше потреблять. Всё это приводит, в частности, к увеличению спроса на продукты питания. Это позволяет хлебокомбинату «Всеслав» как предприятию пищевой отрасли успешно вести свою хозяйственную деятельность.
На основе проведенного анализа было предложено мероприятие, направленное на создание нового товара - хлеб подовый «Семейный» обогащённый йодированным белком. Данный продукт позволит расширить линейку товаров в сегменте «Лечебно - профилактические хлеба», кроме того продукт является «нужным» для потребителя, так как отличается повышенной потребительской ценностью. Внедрение данного мероприятия позволит привлечь новых потребителей, так же будет способствовать укреплению репутации предприятия как производителя высококачественных продуктов питания. В конечном итоге это позволит увеличить величину прибыли, тем самым, улучшить финансовое положение предприятия.
В сложившейся конкурентной ситуации организации могут использовать для своего развития и конкурентоспособности самые разнообразные стратегии. Так, например, большинство компаний стараются дифференцировать свой продукт с целью его выгодного позиционирования в виду каких-либо отличительных свойств. Или же компания может предложить поставщикам или торговым сетям создание интеграции для реализации стратегии роста. Лидерство определяется не только долей продаваемой на рынке продукции, но и узнаваемостью бренда.
По мере развития и изменения рынка стратегии требуют пересмотра и уточнения, в первую очередь, маркетинговая и стратегия по модернизации оборудования и внедрения новых технологий. Рассмотрев наиболее известные организации и организации – лидеры города Екатеринбурга в сегменте хлебобулочного производства, мы предложили в качестве рекомендации обратить особое внимание на такие необходимые в конкуренции стратегии, как кадровая и финансовая, а компаниям, занимающим значительную долю рынка - стратегию «лидер рынка».
1. Постановление Правительства Свердловской области № 1228-ПП от 16.10.2013 «О Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Свердловской области на период до 2020 года» - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.oblgazeta.ru/media/newspaperpdf/pages/2013-10-22_og_478-479_5.pdf (дата обращения 07.03.2020)
2. Аблякимова Л. Р. Специфика стратегий развития предприятия / Л. Р. Аблякимова // Экономика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 58-60.
3. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: Учебное пособие / Р. И. Акмаева. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 240 с.
4. Анализ российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий: итоги 2017 г., прогноз до 2020 г. - URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10525/ (дата обращения: 07.03.2020).
5. Анцупов А. Стратегическое управление : монография / А. Анцупов. – М. : Проспект, 2020. – 344 с.
6. Астафьева О. В. Особенности стратегического управления организациями малого и крупного бизнеса // Теория и практика общественного развития. – 2018. – №5. – С. 99-103.
7. Афанасьева М. Р. Методические приемы проведения анализа внешней среды при выборе стратегии развития предприятия / М. Р. Афанасьева // Экономический рост как основа устойчивого развития России. Сборник научных статей 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. - 2019. - С. 73-75.
8. Бараненко С. П. Стратегический менеджмент / С. П. Бараненко. – М. : Центрполиграф, 2019. - 480 c.
9. Баринов В. А. Стратегический менеджмент : учебник / В. А. Баринов, В. Л. Харченко. – М. : Инфра-М, 2017. - 289 c.
10. Баркова Н. Ю. Выбор конкурентной стратегии компании: основные ошибки и их последствия / Н. Ю. Баркова, Ю. А. Трубецких // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2018. - № 6. - С. 39-42.
11. Басовский Л. Е. Стратегический менеджмент : Учеюник / Л. Е. Басовский и другие. – М. : Инфра-М, 2018. - 80 c.
12. Буга А.В. Основы менеджмента : учебное пособие / А. В. Буга, А. А. Куприн, В. С. Кудряшов. – СПб: Издательство «Астерион», 2019. – 358 с.
13. Глухих Л. В. Разработка и реализация конкурентной стратегии промышленного предприятия / Л. В. Глухих, А. А. Сенюк // Экономические науки. - 2016. - № 5 (90). - С. 88–93.
14. Дворецкий В. И. Опыт анализа интенсивности развития производственного объединения (предприятия): Обзор. инф. / В. И. Дворецкий, И. Л. Розенблит. – М. : ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, 2017. – 217 с.
15. Егоршин А. П. Стратегический менеджмент : учебник / А. П. Егоршин, И. В. Гуськова. – М.: Инфра-М, 2018. - 240 c.
16. Жихарева О.С. Классификация стратегий развития предприятия / О. С. Жихарева, С.С. Вайцеховская // Современные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса региона. Сборник трудов научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. - 2019. - С. 220-223.
17. Запара Е. А. Стратегия конкуренции на рынке / Е. А. Запара // Труды Седьмой Всероссийской научной конференции международным участием «Региональная инновационная экономика: сущность, элементы, проблемы формирования». - Ульяновск. - 2017. – С. 15-18.
18. Калинин Н.Н. Статистическое исследование потребления хлеба и хлебобулочных изделий в Российской Федерации // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2019. - №5-1. - С.76-78
19. Макеева Е. Л. Современное состояние управления комплексной стратегией развития предприятия / Е.Л. Макеева // Вектор экономики. - 2019. - № 12 (42). - С. 26.
20. Нурмухаметов Р. А. Сущность, содержание и виды стратегии развития предприятия / Р. А. Нурмухаметов // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. – 2017. − №15. – С. 231-235.
21. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 08.03.2020).
22. Панищенко М.И., Губарьков С.В. Развитие хлебопекарной промышленности в России и ее современное состояние // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2019. - № 6. – С. 57-62.
23. Сироткин С. А. Стратегический менеджмент : Учебное пособие / С. А. Сироткин, Н. Р. Кельчевская. – М. : Инфра-М, 2017. - 192 c.
24. Смирнов С. А. Стратегии устойчивого развития предприятия: принципы и критерии разработки / С. А. Смирнов // Социально-экономические явления и процессы. – 2016. − №4. – С. 43-47.
25. Шестопал Ю. Т. Стратегический менеджмент : Учебное пособие / Ю. Т. Шестопал, В. Д. Дорофеев. – М. : КноРус, 2017. - 464 c.
26. Шибанов С. М. К вопросу о стратегии развития предприятия / С.М. Шибанов, И.М. Шарипова // Наука сегодня: теория и практика. Сборник научных статей V Международной научно-практической конференции. Уфимский государственный нефтяной технический университет. - 2019. - С. 364-368.
27. Шифрин М. Б. Стратегический менеджмент: учебник для академического бакалавриата / М. Б. Шифрин. - 3-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2018. - 321 с.