Организация социальной работы с родителями воспитывающими ребенка инвалида в многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов (Нижневартовский Государственный Университет)
|
База исследования: БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов»
Выборка: 40 родителей детей-инвалидов.
Есть приложение (анкета).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ 7
1.1. Родители, воспитывающие детей-инвалидов, как объекты социальной работы 7
1.2 Технологии социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов 14
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В БУ «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ИНВАЛИДОВ» 25
2.1. Изучение практического опыта в БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов» с родителями воспитывающими ребенка-инвалида 25
2.2 Программа организации социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов в учреждении социального обслуживания 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Выборка: 40 родителей детей-инвалидов.
Есть приложение (анкета).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ 7
1.1. Родители, воспитывающие детей-инвалидов, как объекты социальной работы 7
1.2 Технологии социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов 14
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В БУ «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ИНВАЛИДОВ» 25
2.1. Изучение практического опыта в БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов» с родителями воспитывающими ребенка-инвалида 25
2.2 Программа организации социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов в учреждении социального обслуживания 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Люди с ограниченными возможностями здоровья относятся к категории так называемого «маломобильного» населения и являются наименее защищённой, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с физическим состоянием, вызванным заболеваниями и приведшим к ограничению жизнедеятельности, с понижением общей активности. В значительной степени социальная незащищённость данной группы населения связана с наличием психологического фактора, деформирующего взаимоотношения с обществом и затрудняющего адекватный контакт. Психологические проблемы возникают при изолированности людей с ограниченными возможностями здоровья от внешнего мира как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды. Всё это ведёт к возникновению эмоционально-волевых расстройств, изменениям поведения и другим нарушениям в личностной сфере, которая развивается с раннего возраста, как правило, в семье.
Сегодня родители, воспитывающие ребёнка инвалида, относятся к социально незащищенным категориям населения. У таких родителей одними из необходимых потребностей является: медицинское и социальное обслуживание, а ежемесячный доход значительно ниже среднего. Чаще всего дети не имеют возможности получить образование, а один их родителей не может заниматься трудовой деятельностью. Многие дети-инвалиды, по разным причинам, остаются без семей и не могут участвовать в общественной жизни. Государство, обеспечивая социальную защищенность данной категории, должно помогать им адаптироваться к социальной среде, а также создать все условия для развития индивидуальных, творческих возможностей и способностей.
В настоящее время, несмотря на большое количество исследований особенностей становления личности, малоисследованным остается вопрос организация социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов.
Степень научно-теоретической разработанности проблемы. Методология организации социальной работы в специализированных учреждениях раскрыта в научных трудах П.Д. Павленок, Н.М. Платоновой, М.В. Фирсова и др. Сущность и содержание социальной работы с родителями, воспитывающих детей-инвалидов определено в работах М.А. Лыгиной, И.И. Мамайчук, Л.А. Кириеевой, Н.Г. Осуховой и др. Технологии организации социальной работы с родителями, воспитывающих детей-инвалидов, охарактеризованы в исследованиях В.Ю. Панченко, М.И. Рожкова, У.Д. Ярмольник и др.
Анализ литературы позволил выявить существующее противоречие, которое заключается в высокой потребности социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, в специализированных учреждениях и недостаточной обоснованностью в теории и практике содержания этой работы. На основании представленного противоречия сформулирована проблема исследования.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: как проходит процесс социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов в БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов».
Объект исследования: социальная работа с родителями, воспитывающих детей-инвалидов.
Предмет исследования: организация социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, в БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект программы по организации социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов в БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов».
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Дать характеристику родителям, воспитывающих детей-инвалидов, как объекту социальной работы.
2. Раскрыть сущность и содержание социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов.
3. Описать нормативно-правовые основы социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов.
4. Проанализировать практический опыт организации социальной работы в БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов» с родителями, воспитывающими детей-инвалидов.
5. Разработать технологию социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, для БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов».
Гипотеза исследования: предположим, что эффективным условием для эффективной организации социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, в БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов» будет являться такая социальная технология, как семейный клуб.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов, сравнение, обобщение), эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, конституирующий эксперимент).
Экспериментальная база исследования: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов».
Этапы исследования:
1) Подготовительный этап (сентябрь 2019 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
2) Основной этап (октябрь 2019 г.-декабрь 2019.) этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
3) Заключительный этап (январь2020-май2020.) осуществлялась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования специалистами по социальной работе с родителями, воспитывающих детей-инвалидов в БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов», апробированного проекта технологии «Доверие».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Сегодня родители, воспитывающие ребёнка инвалида, относятся к социально незащищенным категориям населения. У таких родителей одними из необходимых потребностей является: медицинское и социальное обслуживание, а ежемесячный доход значительно ниже среднего. Чаще всего дети не имеют возможности получить образование, а один их родителей не может заниматься трудовой деятельностью. Многие дети-инвалиды, по разным причинам, остаются без семей и не могут участвовать в общественной жизни. Государство, обеспечивая социальную защищенность данной категории, должно помогать им адаптироваться к социальной среде, а также создать все условия для развития индивидуальных, творческих возможностей и способностей.
В настоящее время, несмотря на большое количество исследований особенностей становления личности, малоисследованным остается вопрос организация социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов.
Степень научно-теоретической разработанности проблемы. Методология организации социальной работы в специализированных учреждениях раскрыта в научных трудах П.Д. Павленок, Н.М. Платоновой, М.В. Фирсова и др. Сущность и содержание социальной работы с родителями, воспитывающих детей-инвалидов определено в работах М.А. Лыгиной, И.И. Мамайчук, Л.А. Кириеевой, Н.Г. Осуховой и др. Технологии организации социальной работы с родителями, воспитывающих детей-инвалидов, охарактеризованы в исследованиях В.Ю. Панченко, М.И. Рожкова, У.Д. Ярмольник и др.
Анализ литературы позволил выявить существующее противоречие, которое заключается в высокой потребности социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, в специализированных учреждениях и недостаточной обоснованностью в теории и практике содержания этой работы. На основании представленного противоречия сформулирована проблема исследования.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: как проходит процесс социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов в БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов».
Объект исследования: социальная работа с родителями, воспитывающих детей-инвалидов.
Предмет исследования: организация социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, в БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект программы по организации социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов в БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов».
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Дать характеристику родителям, воспитывающих детей-инвалидов, как объекту социальной работы.
2. Раскрыть сущность и содержание социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов.
3. Описать нормативно-правовые основы социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов.
4. Проанализировать практический опыт организации социальной работы в БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов» с родителями, воспитывающими детей-инвалидов.
5. Разработать технологию социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, для БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов».
Гипотеза исследования: предположим, что эффективным условием для эффективной организации социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, в БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов» будет являться такая социальная технология, как семейный клуб.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов, сравнение, обобщение), эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, конституирующий эксперимент).
Экспериментальная база исследования: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов».
Этапы исследования:
1) Подготовительный этап (сентябрь 2019 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
2) Основной этап (октябрь 2019 г.-декабрь 2019.) этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
3) Заключительный этап (январь2020-май2020.) осуществлялась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования специалистами по социальной работе с родителями, воспитывающих детей-инвалидов в БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов», апробированного проекта технологии «Доверие».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Родители являются средой для полноценного процесса реабилитации ребенка-инвалида. Сама она далеко не всегда может справиться с этими проблемами самостоятельно, поэтому на помощь ей приходит государство в лице социальной работы как социального института по защите и поддержке нуждающихся граждан и семей.
Для создания благоприятных условий для развития и воспитания ребенка с инвалидностью у родителей должны быть ресурсы: материальные, личностные, социокультурные), которые позволят выстраивать жизнь ребенка в соответствии с его особенностями и жизненными планами. К основным проблемам родителей, воспитывающим детей-инвалидов, относятся: медицинские, экономические, психологические, педагогические, социальнопрофессиональные, которые связаны с малообеспеченностью, социальной изоляцией, недостатком знаний о конструктивном взаимодействии с ребенком, отношениями с супругом, с постоянным напряжением и стрессом.
Исследование проходило на базе БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов». В выборку исследования вошли 40 родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Все родители – получатели социальных услуг в БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов».
Анализ результатов исследования показал, что создание службы сопровождения родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в социальных учреждениях – необходимый шаг. Но это шаг исключительно в формате медицинской модели понимания инвалидности и создания внешних ресурсов помощи. Большая часть респондентов против такого подхода к их детям-инвалидам, они за реализацию в социальной политике государства второй социальной модели инвалидности, которая в вопросах доступности среды жизнедеятельности ориентирована на создание условий для беспрепятственно доступа людей с инвалидностью к объектам инфраструктуры.
Актуальной для родителей остается помощь, ориентированная на них самих – помощь родителям. В первую очередь родители детей-инвалидов нуждаются в психологической помощи не меньше, чем их ребенок.
В ходе исследования был разработан проект технологии семейного клуба «Доверие» как формы социальной работы с родителями, воспитывающих детей-инвалидов. Работа клуба будет способствовать формированию у родителей позитивное восприятие личности ребенка с инвалидностью; формированию у родителей мотивации к взаимодействию со специалистами центра, участию во встречах клуба «Доверие». У родителей, воспитывающих детей-инвалидов, расширится видение своих воспитательных функций в отношении ребенка; предусмотрено взаимодействие с детьми воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка. В рамках работы семейного клуба «Доверие» предусмотрено обучение родителей, воспитывающих детей-инвалидов, применению оздоровительных профилактических процедур с ребенком в условиях семьи. Данное направление реализовывалось в процессе проведения оздоровительных мероприятий с детьми. Родители в процессе проведения мероприятий с ребенком получали необходимые рекомендации.
Таким образом, такая технология, как родительский клуб помогает справиться семье с ситуацией изолированности, снимает у них ощущения единственности и уникальности личных трудностей и переживаний. На встречах родителей происходит обмен опытом и полезными советами. Неформальное общение семей, преодолевающих схожие трудные жизненные ситуации, возникающие в процессе воспитания детей-инвалидов, способствует налаживанию дополнительных социальных контактов семей, что ведете к появлению новых друзей как у родителей, так и у детей.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Для создания благоприятных условий для развития и воспитания ребенка с инвалидностью у родителей должны быть ресурсы: материальные, личностные, социокультурные), которые позволят выстраивать жизнь ребенка в соответствии с его особенностями и жизненными планами. К основным проблемам родителей, воспитывающим детей-инвалидов, относятся: медицинские, экономические, психологические, педагогические, социальнопрофессиональные, которые связаны с малообеспеченностью, социальной изоляцией, недостатком знаний о конструктивном взаимодействии с ребенком, отношениями с супругом, с постоянным напряжением и стрессом.
Исследование проходило на базе БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов». В выборку исследования вошли 40 родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Все родители – получатели социальных услуг в БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов».
Анализ результатов исследования показал, что создание службы сопровождения родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в социальных учреждениях – необходимый шаг. Но это шаг исключительно в формате медицинской модели понимания инвалидности и создания внешних ресурсов помощи. Большая часть респондентов против такого подхода к их детям-инвалидам, они за реализацию в социальной политике государства второй социальной модели инвалидности, которая в вопросах доступности среды жизнедеятельности ориентирована на создание условий для беспрепятственно доступа людей с инвалидностью к объектам инфраструктуры.
Актуальной для родителей остается помощь, ориентированная на них самих – помощь родителям. В первую очередь родители детей-инвалидов нуждаются в психологической помощи не меньше, чем их ребенок.
В ходе исследования был разработан проект технологии семейного клуба «Доверие» как формы социальной работы с родителями, воспитывающих детей-инвалидов. Работа клуба будет способствовать формированию у родителей позитивное восприятие личности ребенка с инвалидностью; формированию у родителей мотивации к взаимодействию со специалистами центра, участию во встречах клуба «Доверие». У родителей, воспитывающих детей-инвалидов, расширится видение своих воспитательных функций в отношении ребенка; предусмотрено взаимодействие с детьми воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка. В рамках работы семейного клуба «Доверие» предусмотрено обучение родителей, воспитывающих детей-инвалидов, применению оздоровительных профилактических процедур с ребенком в условиях семьи. Данное направление реализовывалось в процессе проведения оздоровительных мероприятий с детьми. Родители в процессе проведения мероприятий с ребенком получали необходимые рекомендации.
Таким образом, такая технология, как родительский клуб помогает справиться семье с ситуацией изолированности, снимает у них ощущения единственности и уникальности личных трудностей и переживаний. На встречах родителей происходит обмен опытом и полезными советами. Неформальное общение семей, преодолевающих схожие трудные жизненные ситуации, возникающие в процессе воспитания детей-инвалидов, способствует налаживанию дополнительных социальных контактов семей, что ведете к появлению новых друзей как у родителей, так и у детей.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



