Организация социальной работы с родителями воспитывающими ребенка инвалида в многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов (Нижневартовский Государственный Университет)
База исследования: БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов»
Выборка: 40 родителей детей-инвалидов.
Есть приложение (анкета).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ 7
1.1. Родители, воспитывающие детей-инвалидов, как объекты социальной работы 7
1.2 Технологии социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов 14
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В БУ «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ИНВАЛИДОВ» 25
2.1. Изучение практического опыта в БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов» с родителями воспитывающими ребенка-инвалида 25
2.2 Программа организации социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов в учреждении социального обслуживания 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Люди с ограниченными возможностями здоровья относятся к категории так называемого «маломобильного» населения и являются наименее защищённой, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с физическим состоянием, вызванным заболеваниями и приведшим к ограничению жизнедеятельности, с понижением общей активности. В значительной степени социальная незащищённость данной группы населения связана с наличием психологического фактора, деформирующего взаимоотношения с обществом и затрудняющего адекватный контакт. Психологические проблемы возникают при изолированности людей с ограниченными возможностями здоровья от внешнего мира как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды. Всё это ведёт к возникновению эмоционально-волевых расстройств, изменениям поведения и другим нарушениям в личностной сфере, которая развивается с раннего возраста, как правило, в семье.
Сегодня родители, воспитывающие ребёнка инвалида, относятся к социально незащищенным категориям населения. У таких родителей одними из необходимых потребностей является: медицинское и социальное обслуживание, а ежемесячный доход значительно ниже среднего. Чаще всего дети не имеют возможности получить образование, а один их родителей не может заниматься трудовой деятельностью. Многие дети-инвалиды, по разным причинам, остаются без семей и не могут участвовать в общественной жизни. Государство, обеспечивая социальную защищенность данной категории, должно помогать им адаптироваться к социальной среде, а также создать все условия для развития индивидуальных, творческих возможностей и способностей.
В настоящее время, несмотря на большое количество исследований особенностей становления личности, малоисследованным остается вопрос организация социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов.
Степень научно-теоретической разработанности проблемы. Методология организации социальной работы в специализированных учреждениях раскрыта в научных трудах П.Д. Павленок, Н.М. Платоновой, М.В. Фирсова и др. Сущность и содержание социальной работы с родителями, воспитывающих детей-инвалидов определено в работах М.А. Лыгиной, И.И. Мамайчук, Л.А. Кириеевой, Н.Г. Осуховой и др. Технологии организации социальной работы с родителями, воспитывающих детей-инвалидов, охарактеризованы в исследованиях В.Ю. Панченко, М.И. Рожкова, У.Д. Ярмольник и др.
Анализ литературы позволил выявить существующее противоречие, которое заключается в высокой потребности социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, в специализированных учреждениях и недостаточной обоснованностью в теории и практике содержания этой работы. На основании представленного противоречия сформулирована проблема исследования.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: как проходит процесс социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов в БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов».
Объект исследования: социальная работа с родителями, воспитывающих детей-инвалидов.
Предмет исследования: организация социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, в БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект программы по организации социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов в БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов».
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Дать характеристику родителям, воспитывающих детей-инвалидов, как объекту социальной работы.
2. Раскрыть сущность и содержание социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов.
3. Описать нормативно-правовые основы социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов.
4. Проанализировать практический опыт организации социальной работы в БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов» с родителями, воспитывающими детей-инвалидов.
5. Разработать технологию социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, для БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов».
Гипотеза исследования: предположим, что эффективным условием для эффективной организации социальной работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, в БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов» будет являться такая социальная технология, как семейный клуб.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов, сравнение, обобщение), эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, конституирующий эксперимент).
Экспериментальная база исследования: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов».
Этапы исследования:
1) Подготовительный этап (сентябрь 2019 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
2) Основной этап (октябрь 2019 г.-декабрь 2019.) этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
3) Заключительный этап (январь2020-май2020.) осуществлялась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования специалистами по социальной работе с родителями, воспитывающих детей-инвалидов в БУ «Нижневартовском многопрофильном реабилитационном центре для инвалидов», апробированного проекта технологии «Доверие».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Родители являются средой для полноценного процесса реабилитации ребенка-инвалида. Сама она далеко не всегда может справиться с этими проблемами самостоятельно, поэтому на помощь ей приходит государство в лице социальной работы как социального института по защите и поддержке нуждающихся граждан и семей.
Для создания благоприятных условий для развития и воспитания ребенка с инвалидностью у родителей должны быть ресурсы: материальные, личностные, социокультурные), которые позволят выстраивать жизнь ребенка в соответствии с его особенностями и жизненными планами. К основным проблемам родителей, воспитывающим детей-инвалидов, относятся: медицинские, экономические, психологические, педагогические, социальнопрофессиональные, которые связаны с малообеспеченностью, социальной изоляцией, недостатком знаний о конструктивном взаимодействии с ребенком, отношениями с супругом, с постоянным напряжением и стрессом.
Исследование проходило на базе БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов». В выборку исследования вошли 40 родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Все родители – получатели социальных услуг в БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов».
Анализ результатов исследования показал, что создание службы сопровождения родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в социальных учреждениях – необходимый шаг. Но это шаг исключительно в формате медицинской модели понимания инвалидности и создания внешних ресурсов помощи. Большая часть респондентов против такого подхода к их детям-инвалидам, они за реализацию в социальной политике государства второй социальной модели инвалидности, которая в вопросах доступности среды жизнедеятельности ориентирована на создание условий для беспрепятственно доступа людей с инвалидностью к объектам инфраструктуры.
Актуальной для родителей остается помощь, ориентированная на них самих – помощь родителям. В первую очередь родители детей-инвалидов нуждаются в психологической помощи не меньше, чем их ребенок.
В ходе исследования был разработан проект технологии семейного клуба «Доверие» как формы социальной работы с родителями, воспитывающих детей-инвалидов. Работа клуба будет способствовать формированию у родителей позитивное восприятие личности ребенка с инвалидностью; формированию у родителей мотивации к взаимодействию со специалистами центра, участию во встречах клуба «Доверие». У родителей, воспитывающих детей-инвалидов, расширится видение своих воспитательных функций в отношении ребенка; предусмотрено взаимодействие с детьми воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка. В рамках работы семейного клуба «Доверие» предусмотрено обучение родителей, воспитывающих детей-инвалидов, применению оздоровительных профилактических процедур с ребенком в условиях семьи. Данное направление реализовывалось в процессе проведения оздоровительных мероприятий с детьми. Родители в процессе проведения мероприятий с ребенком получали необходимые рекомендации.
Таким образом, такая технология, как родительский клуб помогает справиться семье с ситуацией изолированности, снимает у них ощущения единственности и уникальности личных трудностей и переживаний. На встречах родителей происходит обмен опытом и полезными советами. Неформальное общение семей, преодолевающих схожие трудные жизненные ситуации, возникающие в процессе воспитания детей-инвалидов, способствует налаживанию дополнительных социальных контактов семей, что ведете к появлению новых друзей как у родителей, так и у детей.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН от 20 декабря 1993 г. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» // Сборник международных договоров СССР. – 1993. – Выпуск XLVI.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 1993 г., № 47, ст. 4102
3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ. Ст. 10 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ. Ст. 10 // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., № 31, ст. 3802
4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г., № 49, ст. 4630
5. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. № 29 ст. 3699.
6. Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. №378-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (и отдельные законодательные акты РФ в связи с введением института уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка) // Собрание законодательства Российской Федерации от 05 января 2015, № 1 (часть I), ст. 7.
7. Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2012 г. № 23 ст. 2994.
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 ноября 2014г. №874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг» // Российская газета от 12 января 2015 г. № 1.
9. Закон ХМАО – Югры от 07.07.2004 № 45-ОЗ «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» // Собрание законодательства Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 20 июня 2004 г. № 6.
10. Закон ХМАО – Югры от 02.12.2005 № 115 – ОЗ «О мерах по обеспечению прав детей – инвалидов на воспитание, обучение и образование, прав инвалидов на образование и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей – инвалидов на воспитание, обучение и образование в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре » // Собрание законодательства Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 30 декабря 2005 г. № 12 (часть 1).
Научная литература
11. Абдуллаева Э.С. Специфика социальной защиты молодежи и детей в России: монография / Э.С. Абдулаева, К.В. Хадисова. – М.: Русайнс, 2016. – 89 с.
12. Андреева Т.И. Комплексная реабилитация инвалидов на базе отделений центра социального обслуживания // Социальное обслуживание. – 2010. – № 1. – С. 21-42.
13. Антонова З.П. Оценка эффективности работы служб ранней помощи семье с проблемным ребенком // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 50-60.
14. Арпентьева М.Р. Консультирование в социальной работе : аспекты и проблемы развития // Актуальные проблемы психологического знания. – 2015. – № 1. – С. 108-118.
15. Белополова Ю. Основные направления социально-педагогического сопровождения семей с детьми-инвалидами // Молодой ученый. – 2016. – №2. – С. 296-299.
16. Велиева С.В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения // Педагогика. – 2017. – № 3. – С. 50-58.
17. Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов. – М.: Дело, 2017. – 256 с
18. Гаврилова Е.В. Место и роль социальных работников в деятельности комплексного центра социального обслуживания // Работник социальной службы. – 2008. – № 4. – С. 71- 91.
19. Гиенко Л.Н. Технология работы социального педагога с семьями группы риска: учебное пособие; Алтайский государственный педагогический университет. – Барнаул: АлтГПУ, 2016. – 187 с.
20. Губашева Р.В. Организация социальной реабилитации детей-инвалидов в комплексном центре социального обслуживания // Социальное обслуживание. – 2009. – № 6. – С. 64-68.
21. Гулаева А.С. Теория и практика социально-психологической помощи неблагополучной семье. – СПб.: Феникс-А, 2012. – 241 с.
22. Донцов Д.А. Модели семейного консультирования родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2017. – №2. – С. 26-35.
23. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение: Владос, 2015. – 112 с.
24. Иванов А.В. Инновационный потенциал системы реабилитации детей с ОВЗ // Соц.-гуманитар. знания. – 2009. – № 4. – С. 153-164.
25. Инновационные методы практики социальной работы: учеб. пособие / Г.Х. Мусина-Мазнова, И.А. Потапова, О.М. Коробкова [и др.]. – М. : Дашков и К°, 2014. – 320 с.
26. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ // Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
27. Карпенкова И.В. Психологические аспекты социальной реабилитации родителей, имеющих детей с проблемами в развитии // Внешкольник. – 2017. – №2. – С. 45-48.
28. Ключникова Т.Н. Каналы социального взаимодействия государства и общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Социология. – 2010. – № 3. – С. 88-93.
29. Ковкова Т.Г. Специфика социальной работы с детьми с ОВЗ в стационарном учреждении / Т.Г. Ковкова, Ю.Н. Рюмина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4. – С. 192‐196.
30. Косенкова Т.В. Эволюция формирования института реабилитации детей с ОВЗ // Социально-гуманитарные знания. – 2015. –№5. – С. 333-339.
31. Кукушина В.С. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2014. – 400 с.
32. Кулагина Е.В. Семьи с детьми-инвалидами: социально-экономическое положение (на примере Москвы) // Народонаселение. – 2012. – №1. – С. 20-32.
33. Курочкина И.А. Работа с семьями, имеющих детей с инвалидностью // Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.Ю. Перова. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры. – 2017. – С. 213-216.
34. Кучерова О. Е. Становление Человека и основные каноны социально-педагогической поддержки личности // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2015. – № 2. – С. 174–178.
35. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.
36. Липский И.А. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы: учебное пособие / под ред. И. А. Липского. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 384 с.
37. Лыгина М.А. Социокультурные основания психолого-педагогического сопровождения детей в трудной жизненной ситуации. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2018. – 121 с.
38. Лунгул И.В. Посттравматические стрессовые ситуации в семьях с детьми-инвалидами // Актуальные проблемы психологии. Том Х. Часть 5. / Под ред. академика С.Д. Максименко. – М.: Главник, 2018. – 608 с.
39. Любезнова Е.В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – №1. – С. 55 – 58.
40. Мамедов А.К. Социальное неравенство: варианты становления / А.К. Мамедов, В.К. Ковальчук // Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. – 2014. – № 5-6 (132-133). – С. 55-61.
41. Мартьянов А.А. Содержание социально-педагогической работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию // Воспитание школьников. – 2017. – №4. – С. 78-82.
42. Нестерова Г.Ф. Социальная диагностика семей с инвалидами // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2016. – №1. – С. 33-37.
43. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2018. – 208 с.
44. Осухова Н.Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации // Психологический журнал. – 2013. – № 31. – С. 2 - 17.
45. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева; под ред. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 272 с.
46. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы: Учебное пособие. – М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 592 с.
47. Павлова Н.Н. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с органическим поражением ЦНС // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2014. – № 3. – С. 42-47.
48. Пантюк И.В. Профессиональные компетенции специалиста по социальной работе: учебн. пособие. – Минск: БГУ. – 2011. – 304 с
49. Платонова Н.М. Теория и методика социальной работы. – М.: Изд. центр «Академия», 2016. – 278 с.
50. Приступа Е.Н. Коррекция социальная // Российская энциклопедия социальной работы. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2016. – С. 349-351.
51. Рогачева Л.В. Модель социальная вместо медицинской: проблемы инвалидности в стране / Л.В. Рогачева, П.Н. Киричек // В сборнике: Актуальные проблемы обеспечения устойчивого экономического и социального развития регионов. – 2013. – С. 49-52.
52. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса // Психология и педагогика социального воспитания: материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. – Кострома: КГУ, 2015. – С. 322–329.
53. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы. – М.: Академия, 2006. – 224 с
54. Сикорская Л.Е. Модель профилактики и преодоления социальной исключенности детей и молодых инвалидов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях центра содействия семейному воспитанию: метод. указ. / Л.Е. Сикорская. – М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2016. – 98 с.
55. Соколова М.Б. Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник. – Владимир: Издательство «Транзит-ИКС», 2017. – 132 с.
56. Социальная работа: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2011. – 326 с.
57. Социальная работа / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, С.В. Бойцова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 352 с.
58. Телина И.А. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов; науч. ред. В. Синенко. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство «Флинта», 2014. – 156 с.
59. Ткаченко А.О. Социальная реклама в социальной реабилитации семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. – Белгород, 2017. – 110 с.
60. Тюрина Э.И. Технология социальной работы с семьей и детьми. – М.: Академия, 2017. – 336 с.
61. Чалдаева Д.А. Зарубежный опыт социальной реабилитации инвалидов./ Д.А. Чалдаева, И.Г. Нигматьянова // Вестник Казанского технологического университета. – 2017. – №3. – С. 20-30.
62. Чекунова Е.А. Социально-педагогическое сопровождение развития личности с инвалидностью // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 6. – С. 239-247.
63. Чернецкая А.А. Технологии социальной работы: учеб. пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 102 с.
64. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие. – М.: «Дашков и К°», 2006. – 240 с.
65. Фирсов М.В. Технология социальной работы: учебник / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Кнорус, 2016. – 344 с.
66. Шаваева О.А. Семья как объект социально-педагогической деятельности // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2014 г. – Тамбов, 2014 – С. 175-177.
67. Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Академия, 2010. – 208 с.
68. Шилина С.А. Управленческий дискурс как технология социальной политики государства по укреплению института семьи / С.А. Шилина, М.А. Штельмухова // Экономика. Социология. Право. – 2017. – № 4 (8). – С. 91- 110.
69. Циткилов П.Я. Технология социальной работы: учеб. пособие. – М.: Дашков и К° ; Наука-Спектр, 2010. – 448 с.
70. Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций. – М.: А- Приор, 2015. 144 с.
71. Ярмольник У.Д. Особенности работы с родителями, воспитывающих детей-инвалидов // Дефектология. – 2016. – №1. – С. 45-49.
72. Knapp L.G., Stark L.J., Kurkjian J.A, Spirito A. Assessing coping in children and adolescents: Research and practice // Educational Psychology Review. – 1991. – Vol 3. – No. 4. – P. 309–334.
73. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. – New York, 1966. – 225 р.
Интернет-ресурсы
74. Положение инвалидов в России: Мониторинг / ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru. (Дата обращения: 23.03.2020).
75. Федеральная Государственная Информационная система / Федеральный реестр инвалидов [Электронный ресурс]. – URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei?territory=1(Дата обращения: 14.04.2020).