ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы формирования муниципальных программ и
функционирования муниципального хозяйства 10
1.1 Муниципальные программы как инструмент управления на местном
уровне 10
1.2 Городское хозяйство как объект муниципального управления 19
1.3 Нормативно-правовая база разработки и реализации муниципальных
программ 26
2 Анализ реализации муниципальных программ и оценка эффективности
управления ими в городе Набережные Челны 36
2.1 Характеристика системы управления городским хозяйством 36
2.2. Анализ городского хозяйства и муниципальных программ в этой сфере 44
2.3 Проблемы реализации и оценка эффективности муниципальной
программы 54
3 Обеспечение эффективности и совершенствование управления
муниципальными программами в сфере городского хозяйства 64
3.1 Направления повышения эффективности муниципальных программ в
сфере городского хозяйства 64
3.2 Механизмы совершенствования планирования муниципальных
программ в сфере городского хозяйства 74
3.3 Условия повышения эффективности Программы по проведению
капитального ремонта многоквартирных домов г. Набережные Челны 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ
Города являются основным местом проживания миллионов людей на всей планете. Общая площадь городов мира составляет всего лишь 3 процента суши Земли, однако на них приходится 60-80 процентов потребления энергии и 75 процентов выбросов углекислого газа [74]. Вся эта деятельность осуществляется на основе сложившегося в городе хозяйства, воплощенного в основных фондах, размещенного в виде дорог, домов, объектов инфраструктуры и т.п. Поэтому изучение проблем развития городов, эффективного функционирования городского хозяйства и управления им, сегодня имеют первостепенное значение при поиске путей улучшения качества жизни человека.
Актуальность темы заключается в том, что финансирование муниципального управления и городского хозяйства обеспечиваются разработкой и внедрением муниципальных программ социально-экономического развития. Эффективность муниципального управления и городского хозяйства во многом зависит от того, насколько правильно поставлены и структурированы цели и задачи управления финансовыми ресурсами, последовательны планируемые мероприятия. Поэтому необходимо анализировать механизмы управления городским хозяйством муниципального образования, искать пути по улучшению социально-экономических показателей города.
В этой связи, важно выявить критерии успешности муниципальной программы, степень учета интересов местного сообщества, определить вклад городской администрации в успешное развитие города. Для этого необходимо провести оценку соответствующих муниципальных программ. Это новый управленческий инструмент, который в последнее время специалисты самого разного профиля все чаще выделяют в самостоятельную научно прикладную дисциплину. Поэтому актуальным становится совершенствование системы управления реализации муниципальных программ в сфере городского хозяйства, что отражает теоретическую и практическую значимость диссертации.
Вопросы управления городским хозяйством в отечественной экономической литературе рассмотрены в работах многих ученых- исследователей, среди которых, в первую очередь, следует выделить работы Л.А. Велихова, который еще в начале прошлого века сформулировал базовые подходы к муниципальному управлению и городскому хозяйству. Среди современных авторов можно назвать работы А. Л. Гапоненко, В.Л. Глазычева, А.И. Татаркина, и других, которые показали актуальность и важность исследования муниципального управления городским хозяйством. Имеются учебные курсы по муниципальному управлению , в которых отчасти рассматриваются управленческие аспекты в сфере городского хозяйства, существует учебный курс экономики городского хозяйства. Однако, вопросы непосредственного управления городским хозяйством изучены не достаточно глубоко.
Цель магистерской диссертации - оценка механизма управления муниципальными программами в сфере городского хозяйства и поиск путей его совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
а) рассмотреть сущность муниципальных программ;
б) выявить цели и задачи муниципальных программ в сфере городского хозяйства;
в) показать реализации муниципальных программ в сфере городского хозяйства г. Набережные Челны;
г) провести оценку эффективности муниципальной программы в сфере городского хозяйства;
д) разработать рекомендации по совершенствованию управления реализацией муниципальных программ.
Теоретической основой исследования стали работы М.А. Васильева, Л. А. Велихова, В.Н. Лексина, П.А. Ореховского и др. В такой же мере исследованы вопросы экономики городского хозяйства, например в работах Д.М. Визгалова, В.С. Занодворова, В.Б. Зотова и др.
Методологической основой исследования является в основном, диалектический и системный подход к анализу рассматриваемых фактов. Для решения данных задач в работе были использованы методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.
В качестве эмпирической базы использованы базы данных федеральной службы государственной статистики и территориальных органов статистики, данные Исполнительного комитета города Набережные Челны, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и РТ. При написании работы были использованы различные источники информации: статьи, учебники, материалы интернет - ресурсов.
Новизна научного исследования заключается:
1) Уточнено понятие муниципальная программа, которая, по нашему мнению, должна разрабатываться муниципальными органами власти с участием населения города. Традиционно, трактовки муниципальной программы сводятся к взаимоувязке муниципальных программ с другими программными документами регионального или федерального уровня и к поиску путей эффективного удовлетворения потребностей населения города. Предлагаемое уточнение об участии населения направлено на то, чтобы на первый план, при ее разработке, было бы вынесено мнение горожан, так как конечным потребителем результатов действия муниципальной программы будут именно жители города. Учет мнения граждан, при разработке муниципальных программ, позволит повысить уровень доверия населения к местной власти, поднимет эффективность муниципального управления и общественного контроля.
2) Разработаны принципиальные схемы муниципального управления городским хозяйством, которые могут стать базовыми для рассмотрения системы муниципального управления. Анализ литературы по муниципальному управлению показал, что нет разработанных схем управления муниципальным хозяйством. Имеются схемы состава муниципального хозяйства или субъектного состава муниципального управления. Разработанные схемы могут стать методической основой при рассмотрении предложений по совершенствованию системы муниципального управления.
Доказана роль городского сообщества в повышении эффективности планирования муниципального заказа на проведение капитального ремонта и для повышения эффективности муниципального управления. В этом процессе важнейшая роль отводится системе компьютерных технологий, которые могут стать базовым условием развития демократии на местном уровне.
3) Разработан механизм управления городским хозяйством на основе программного метода, в котором выделены 2 блока: организационный и финансовый. Систематизация различных инструментов управления в 2 блока проведена впервые. Традиционно используют систематизацию в виде прямых и косвенных методов управления.
Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты позволяют дополнить существующие исследования в области муниципального управления городским хозяйством в части их схематичного представления и уточнения отдельных определений, в которых главный упор делается на роль городского самоуправления, повышения значимости диалога местной власти с горожанами.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в формировании рекомендаций для повышения эффективности муниципального управления городским хозяйством как через управленческие механизмы, так и через формирование новой компании по производству малых архитектурных форм.
Данные исследования могут оказаться полезными в практической деятельности органов местной власти для выработки мероприятий по повышению эффективности управлению городским хозяйством, его планированию и контролю со стороны местного сообщества.
По теме исследования подготовлены два доклада и изданы в сборниках двух конференций. Основные положения, выводы и рекомендации нашли отражения в публикациях автора общим объемом в 0,8 п. л.
Работа состоит из введения, где ставятся цели и задачи работы, трёх глав, заключения, и списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам формирования и реализации муниципальных программ в сфере городского хозяйства. Рассмотрено городское хозяйство в качестве объекта управления, изучена нормативно-правовая база управления городским хозяйством.
Вторая глава посвящена практике реализации муниципальных программ в сфере городского хозяйства, проведен анализ городского хозяйства и управления им, дана оценка эффективности реализации программ по благоустройству территорий и капитального строительства.
В третьей главе рассматриваются направления повышения эффективности муниципальных программ в сфере городского хозяйства, механизмы совершенствования планирования муниципальных программ в сфере городского хозяйства, предлагаются конкретные мероприятия по повышению эффективности Программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов г. Набережные Челны. В заключении работы обобщаются основные выводы по изученной теме.
Проведенное исследование показало, что городское хозяйство представляет собой сложный комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах. Основу муниципального хозяйства составляет муниципальная собственность, предназначаемая для: решения вопросов местного значения поселениями, муниципальными районами, городскими округами; осуществления отдельных государственных полномочий, переданных местному самоуправлению; обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативно-правовыми актами представительными органами муниципального образования.
Выявленные проблемы управления городским хозяйством показали, что исполнительный комитет нашего города не совсем эффективен, нарушаются условия муниципальных контрактов, конкурсов. Все это негативно сказывается на инвестиционной привлекательности города и привлекательности его для проживания. Для решения выявленных проблем видится весьма эффективным использовать механизм муниципально - частного партнерства.
В работе рассматривалась система городского хозяйства и эффективность ее управления программно-целевым методом. Для этого была изучена Программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов города Набережные Челны и работы по благоустройству территории нашего города. В процессе достижения цели исследования было выявлено следующее:
а) Муниципальные программы являются управляемым процессом изменений в различных сферах жизни города, с целью достижения определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории поселения. Цель политики социально - экономического развития города определяют ключевые направления деятельности городских властей. Достижение цели достигается посредством решения комплекса задач на среднесрочную перспективу в соответствии с постановкой вопросов местного значения города.
б) В рамках реализации муниципальных программ в сфере городского хозяйства городские власти осуществляют:
- разработку стратегических и текущих планов экономического развития;
- мониторинг экономического развития территории;
- организацию рынка жилищно-коммунальных услуг;
- управление муниципальным имуществом;
- подготовку и реализацию программ содействия занятости и переподготовки кадров;
- координацию своей работы с другими подразделениями администрации города.
в) Эффективность городского хозяйства в экономике муниципального образования определяется эффективностью работы отдельных обслуживающих организаций, управляющих компаний и муниципальных предприятий. Анализ функционирования городского хозяйства в городе Набережные Челны показал, что работы выполняются не всегда эффективно вследствие неправильного распределения финансовых ресурсов. Основной проблемой является то, что средства, поступающие на оплату содержания объектов благоустройства, зачастую используются на другие услуги жилищно-коммунального хозяйства.
В результате получились большие отставания в предоставлении услуг благоустройства и дефицит в бюджете организации. Из-за того, что плановые показатели рассчитываются из условия полной оплаты населением коммунальных платежей, а на самом деле оплата составляет порядка 60-70%, многие предприятия городского хозяйства не в полном объеме получают средства.
Важнейшим элементом деятельности городских властей в процессе реализации муниципальных программ в Европейских странах является широкое вовлечение граждан в процессы муниципального управления, активная экономическая политика города, создание благоприятного имиджа, информирование о возможностях инвестирования и размещения новых предприятий на территории города. Варианты использования активной экономической политики в конкретном городе могут быть самыми разнообразными и состоять как в движении от простой рекламы к долгосрочной политике привлечения инвестиций, так и в разработке цельной концепции развития города на первом этапе с последующим ее наполнением конкретной деятельностью.
Сфера жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории является важной составляющей городского хозяйства муниципального образования город Набережные Челны. В диссертации рассмотрены теоретические аспекты регулирования городского хозяйства, проведена оценка нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу, проанализировано состояние городского хозяйства в муниципальном образовании город набережные Челны.
Было выявлено, что помимо того, что благоустройство территории является одной из составляющих муниципального сектора экономики, это еще и элемент социальной инфраструктуры, который обеспечивает создание условий для комфортного проживания жителей муниципального образования, развитие гражданского общества, поддержание благоприятной окружающей среды и ее защиту. Поэтому для анализа эффективности следует рассматривать и социальный эффект, который в городском хозяйстве принимает положительное значение - работы выполняются по мере возникновения текущих вопросов, поддерживаются общие нормативы благоустройства, услуги предоставляются качественно, содержание объектов благоустройства производится в соответствии со стандартами Правил благоустройства муниципального образования город Набережные Челны.
Очевидно, что городское хозяйство в муниципальном образовании город Набережные Челны требует реформирования, в части порядка распределения финансовых ресурсов, привлечений инвестиций из муниципального бюджета, а также инвестиций сторонних предприятий и организаций. Это позволит решить текущие задачи городского хозяйства. Помимо этого необходимо наладить контроль за деятельностью организаций и предприятий, предоставляющих услуг в сфере городского хозяйства, чтобы исключить возможность возникновения коррупционных схем.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. (в ред. от 28 декабря 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3823.
3. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 269. ст. 3378.
4. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 48. ст. 5711.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 06 октября 2003 г . № 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40. ст. 3822.
6. Об оценке эффективности деятельности органов местного
самоуправления городских округов и муниципальных районов: указ
Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 (ред. от 04.11.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 18. ст. 2003.
7. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов: постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (ред. от 09.09.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 22. ст. 3168.
8. Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан: закон Республики Татарстан
от 25 июня 2013 г. № 52-ЗРТ (ред. от 14.12.2017) // Республика Татарстан. 2013. № 95.
9. О местном самоуправлении в Республике Татарстан: закон Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. № 45-ЗРТ (ред. от 07.10.2017) // Республика Татарстан. 2013. № 155-156.
10. О некоторых вопросах, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Татарстан: постановление КМ РТ от 28.07.2016 г. № 519 (ред. от 29.08.2016) // Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2016. №
11. ст. 0351.
11. Об утверждении программы капитального ремонта в Республике Татарстан: постановление КМ РТ от 31.12.2013 г. № 1146 (ред. от 21.03.2017) // Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2014. № 18. ст. 0486.
12. Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан: постановление КМ РТ от 29.06.2013 г. № 450 (ред. от 17.12.2016) // Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2014. № 29. ст. 0846.
13. О создании некоммерческой организации «Фонд жилищно¬
коммунального хозяйства Республики Татарстан»: постановление КМ РТ от 10.06.2013 г. № 394 (ред. от 31.01.2016) // Сборник постановлений и
распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2014. № 29. ст. 0844.
14. О вопросах организации централизованного определения
поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных нужд Республики Татарстан и признании утратившими силу отдельных актов Кабинета Министров Республики Татарстан: постановление КМ РТ от 28.08.2008 г. № 615 (ред. от 29.12.2016) // Сборник постановлений и
распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2008. № 33. ст. 1355.
15. О формировании рейтинга муниципальных образований Республики
Татарстан по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для формирования благоприятного инвестиционного климата: приказ Министерства экономики РТ от 20.12.2016 г. № 413а. [Электронный ресурс]. URL: http://mert.tatarstan.ru/rus/materiali-po-realizatsii-standarta-razvitiya-
626238.htm (дата обращения: 12.12.2017).
16. Об уставе муниципального образования «Город Набережные Челны»: решение Представительного органа муниципального образования «г. Набережные Челны» от 08.12.2005 г. № 6/5 // Челнинские известия. 2005. № 249-250.
17. О муниципальной программе «Повышение продолжительности и качества жизни населения города Набережные Челны на 2017-2020 годы»: постановление Исполнительного комитета города Набережные Челны от 13.06.2017 г. № 3576 // Челнинские известия. 2017. № 44.
18. О муниципальной программе «Профилактики наркотизации населения в городе Набережные Челны на 2017-2019 годы: постановление Исполнительного комитета города Набережные Челны от 03.11.2016 г. № 5801 // Челнинские известия. 2016. № 98.
19. Об утверждении муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования город Набережные Челны на 2017-2019 годы: постановление Исполнительного комитета города Набережные Челны от 03.11.2016 г. № 5794 // Челнинские известия. 2017. № 11.
20. О муниципальной программе адресной социальной поддержки населения города Набережные Челны на 2017-2019 годы: постановление Исполнительного комитета города Набережные Челны от 03.11.2016 г. № 5793 (ред. от 07.12.2017) // Челнинские известия. 2017. № 11.
21. Об утверждении муниципальной молодежной программы на 2017¬2019 годы: Постановление Исполнительного комитета города Набережные Челны от 03.11.2016 г. № 5791 // Челнинские известия. 2017. № 10.
22. Об утверждении муниципальной программы «Пожарная безопасность в муниципальном образовании город Набережные Челны на 2017-2019 годы: Постановление Исполнительного комитета города Набережные Челны от 02.11.2016 г. № 5773 // Челнинские известия. 2015. № 7-8.
23. Об утверждении программы «Поддержка и развитие малого и
среднего предпринимательства муниципального образования городНабережные Челны на 2017-2019 годы: Постановление Исполнительного комитета города Набережные Челны от 02.11.2016 г. № 5770 (ред. от
04.05.2017) // Челнинские известия. 2016. № 93.
24. Об утверждении муниципальной программы «Развитие системы образования город Набережные Челны на 2017-2019 годы»: Постановление Исполнительного комитета города Набережные Челны от 01.11.2016 г. № 574 (ред. от 16.03.2017). [Электронный ресурс]. Официальный портал правовой информации Республики Татарстан. URL:http://pravo.tatarstan.ru (дата обращения: 12.12.2017).
25. Об утверждении муниципальной программы «Повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании город Набережные Челны на 2016 год: Постановление Исполнительного комитета города Набережные Челны от 05.04.2016 г. № 1601 // Челнинские известия. 2016. № 26.
26. Об утверждении муниципальной программы «Реализация государственной национальной политики в городе Набережные Челны на 2016 - 2018 годы: Постановление Исполнительного комитета города Набережные Челны от 14.10.2015 г. № 5860 (ред. от 28.11.2017) // Челнинские известия. 2015. № 88.
27. Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ: Постановление Исполнительного комитета города Набережные Челны от 11.12.2013 г. № 7511 (ред. от
31.12.2015) // Челнинские известия. 2014. № 85.
28. Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Набережные Челны: Решение Горсовета муниципального образования «г. Набережные Челны» от 24.10.2017 г. № 20/8 // Челнинские известия. 2017. № 86.
29. О создании административной комиссии муниципального
образования город Набережные Челны: Решение Городского совета
муниципального образования город Набережные Челны от 6 апреля 2006 г. № 11/5 (ред. от 24.10.2017) // Челнинские известия. 2006. № 65-66.
30. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов: приказ Минфина РФ и Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № 194н, 701 // Документ опубликован не был.
31. О признании утратившим силу Постановления Исполнительного комитета от 25.02.2010 № 1179 "Об утверждении автобусных муниципальных маршрутов города Набережные Челны»: Постановление Исполнительного комитета города Набережные Челны от 25.11.2013 г. № 7100 // Документ опубликован не был.
32. Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение общественного порядка и профилактики правонарушений в муниципальном образовании город Набережные Челны на 2016-2020 годы: Постановление Исполнительного комитета города Набережные Челны от 29.12.2015 г. № 7510 (ред. от 06.07.2017) // Документ опубликован не был.
33. ГОСТ Р 51617-2000. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия // Документ утратил силу в связи с изданием «ГОСТ Р 51617-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами.
Коммунальные услуги. Общие требования» (Приказ Госстандарта от 11.06.2014 № 544-ст).
II Монографии и научные статьи
34. Агибалов Ю.В. Правовое регулирование муниципального управления
в Российской Федерации: практика, проблемы и направления
совершенствования // Власть. 2016. № 3. С. 12-16.
35. Адарина Р.Т. Совершенствование комплексных программ развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования // Ежемесячный научный журнал НИГРЭ. 2014. №6ю. С. 9-11.
36. Бабун Р.В. Хозяйственная деятельность муниципалитетов и состав муниципального имущества // Муниципальная экономика. 2014. №3. С.46-52.
37. Варашилов Н.В. Эффективность муниципального управления: сущность и подходы к оценке // Проблемы развития территории. 2015. №3. С. 143-159.
38. Ветрова Г.Ю. Кодекс лучшей практики в сфере муниципального управления / Под ред. Г.Ю. Ветрова, Ю.С. Зайцевой. М.: Фонд «Институт экономики города», 2014. 116 с.
39. Визгалов Д.В. Методы оценки муниципальных программ / Д.В. Визгалов. М.: Фонд «Институт экономики города», 2014.108 с.
40. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: Проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2014. 176с.
41. Гагарин П.А. Государственно-частное партнерство: проблемы и перспективы развития // Финансовая газета. 2014. №14.
42. Гатина Л.С. Качество услуг обслуживающей организации жилищно-коммунального хозяйства // Молодой ученый. 2015. №3. С. 397-401.
43. Духина Т.Н. Муниципальное управление отраслями городского хозяйства как вид социального управления // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 5. Часть 1. С. 100-104.
44. Зыков А.А. Государственно-частное партнерство в жилищно-коммунальном хозяйстве: концептуальные подходы // Проблемы современной экономики. 2014. № 4 (44). С. 379-381.
45. Ключникова Т.Н. Оценка эффективности управления территориальным развитием муниципального образования // Вопросы управления. 2016. № 3. С. 159-166.
46. Кожевников С.А. Комплексная оценка состояния жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 6 (30). С. 225-234.
47. Кретова К.Д. Муниципальные социальные программы как способ развития региона // Политика, экономика и инновации. 2016. № 2. С. 115-120.
48. Мищенко В.В. О некоторых правовых, организационных и социально-экономических аспектах повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления // Известия Алтайского государственного университета. 2016. С. 126-132.
49. Мошкевич М.Л. Преимущества и недостатки использования
программно-целевого метода в управлении муниципальным образованием Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы межрегиональной науч.-практ. конф. / Под редакцией д-ра эконом. наук А.В. Полянина. Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016. С. 350.
50. Осипенко О.В. Государственно-частное партнерство как механизм сотрудничества в системе жилищно-коммунальных услуг// Российское предпринимательство. 2014. № 14 (236). С. 91-98.
51. Павленков М.Н., Кемайкин Н.К. Социально-экономические аспекты взаимодействия участников в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Российское предпринимательство. 2014. № 24 (246). С. 198-204.
52. Равлюк И.В., Шахворостов Г.И., Ягодкина А.В. Анализ и оценка требований и организационных особенностей взаимосвязи между муниципальной программой и проектным управлением. Проблемы эффективности государственной власти: внешние и внутренние факторы динамичного развития России. Материалы 3-ей межрегиональной науч.-практ. конф., Воронеж: Издательство: Издательско-полиграфический центр «Научная книга». 2014. С. 192-198.
53. Хабаров И.А. Модели муниципального управления: тенденции развития в условиях реформирования и избирательных кампаний 2014-2016 гг. // Pro Nunc. Современные политические процессы. 2016 год. С. 152-166.
54. Черная И.П. Муниципальное хозяйство. М.: Феникс, 2014. С. 264.
55. Шахматова С.С. Улучшение качества жизни населения монопромышленного города: роль муниципального образования (на примере города Набережные Челны) // Научные труды центра перспективных экономических исследований. 2014. №5. С.432-434.
56. Ширяева В.А, Ленская И.Ю. Доверие населения к органам муниципальной власти как основа активного участия граждан в общественной жизни муниципального образования: современное состояние // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 1. С. 183-186.
III Учебники и учебные пособия
57. Алехин Э.В. Государственный и муниципальный сектор экономики в Российской Федерации: Учебник / Э.В. Алехин. Пенза: ПГУ, 2014. 181 с.
58. Занадворов В.С. Экономика города: учебное пособие / В.С. Занадворов, А.В. Занадворова. М.: ИКЦ «Академкнига», 2014. 272 с.
59. Застела М.Ю. Мы и ЖКХ: учебное пособие / М.Ю. Застела, Д.С. Романов, Г.Р. Нугуманова. Казань: Новое знание, 2016. 84 с.
60. Зотов В.Б. Система муниципального управления / В.Б. Зотов. М.: Феникс, 2014. 503 с.
61. Кирнев А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве: учебное пособие / А.Г. Кирнев, А.Д. Кобилев, В.В. Рудой. М.: Феникс, 2014. 494 с.
62. Климанов В.В. Региональное развитие и общественные финансы / В.В. Климанов. М.: Кнорус, 2014. 282 с.
63. Коробко В.И. Экономика городского хозяйства: учебное пособие / В.И. Коробко. М.: Академия. 2014. 160 с.
64. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: учебное пособие / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. М.: ИНФРА-М, 2014. 282 с.
65. Шумянкина Н.В. Муниципальное управление: учебное пособие / Н.В. Шумякина. М.: Экзамен, 2014. 640 с.
IV Электронные материалы
66. Выступление Главы муниципального образования город Набережные
Челны Магдеева Н.Г. на XV заседании Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан III созыва 22 февраля 2017 года [Электронный ресурс]. URL:
http://kazan.bezformata. ru/listnews/halikov-naberezhnie-chelni-zanimayut/55155865/(дата обращения: 12.03.2017).
67. Европейская хартия городов II Манифест новой урбанистики. Принята Конгрессом в ходе его 15-ой Пленарной сессии 29 мая 2008 г. в Страсбурге [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/168071a868(дата обращения: 05.04.2017).
68. Официальный сайт города Набережные Челны [Электронный ресурс]. URL:http://nabchelny.ru/company/page/30/473 (дата обращения: 08.06.2017).
69. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:http://www.economy.gov.ru(дата обращения: 11.02.2017).
70. Официальный сайт по реформированию ЖКХ России [Электронный
ресурс]. URL:
https://www. reformagkh. ru/overhaul/overhaul/mo?tid=2353134&sort=alphabet&item=home (дата обращения: 07.03.2017).
71. Синельников Т.Т. Государственно - частное партнерство как инструмент эффективного регулирования деятельности предприятий сферы ЖКХ [Электронный ресурс]. URL:http://www.uecs.ru/marketing/item/2580-2013- 11-30-10-00-11 (дата обращения: 08.04.2017).
72. Тихонов В.С. Концессия как механизм государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве [Электронный ресурс]. URL: ййр://’№№№.рапШа.ги/1ех1/77/220/13057.рйр_(дата обращения: 09.01.2017).
73. Управление жилищного хозяйства города Набережные Челны [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/company/page/30/265(дата обращения: 18.01.2017).
74. Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.Org/sustainabledevelopment/ru/issues/prosperity/cities/page/2/(дата обращения: 20.05.2017).
75. Электронная версия газеты Челнинские известия [Электронный ресурс]. URL: http://www.chelny-izvest.ru/utility/52918.html(дата обращения: 12.03.2017).
76. Электронная версия газеты Челнинские известия [Электронный
ресурс]. URL: http://www.chelny-izvest.ru/utility/50437.html(дата обращения:
20.01.2017).